Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗАХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ВУЗ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ СЧЕТ / УЧЕТ ЗАТРАТ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ / ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ / УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ламовская Ольга Григорьевна, Жученко Ирина Александровна

Цель работы - обзор правил учета затрат в коммерческих и бюджетных учреждениях,а также разработка новых методологических основ и практических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета затрат за счет внебюджетных источников финансирования в государственных сельскохозяйственных вузах. С вступлением в действие новой инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях впервые с 2012 году у бюджетников появилась необходимость группировки затрат, тем самым приблизив их к учету в коммерческих организациях. Это в первую очередь нужно для определения себестоимости государственной услуги. Поэтому авторами предложено в структуру счета 0109000000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» дополнительно ввести аналитические счета к коду группы и вида синтетического счета, которые позволят государственным сельскохозяйственным вузам учитывать затраты на выполнение образовательных услуг, отдельно в разрезе каждого факультета. Для этого, каждому факультету необходимо присваивать определенное значение, т. е. шифр. При этом предлагается для учета затрат по факультетам применить шифр аналогично учету доходов по ним. Например: Агротехнологический - А;Агроинженерный - Б; Энергетический - В и т. д. Данная аналитика может быть применена по отношению к счетам: 010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»; 010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»; 010980000 «Общехозяйственные расходы» даже с учетом различных кодов вида деятельности. Это не только позволит оценить реальный вклад каждого факультета в общий финансовый результат деятельности вуза, но и рассчитать стоимость обучения студентов по каждому факультету отдельно. Кроме того, авторами предложена корреспонденция бухгалтерских счетов по учету затрат и их списанию в государственных сельскохозяйственных вузах с учетом внесенных дополнений.Purpose: review the rules of cost accounting in commercial and budgetary institutions, as well as the development of new methodological framework and practical guidance for the accounting of costs for extrabudgetary funding sources in the state agricultural universities. With the entry into effect of new regulations on accounting in budgetary institutions for the first time since 2012, the public sector appeared the necessity of grouping costs, thereby bringing them to the account in commercial organizations. First of all it is necessary to calculate the cost of public services. Therefore, the authors proposed account structure 0109000000 «the cost of production of finished products, works, services» in addition to enter the analytical accounts of the code group and a synthetic account, which will allow the state agricultural universities to consider the cost of the educational services, separately by each Department. For this, each Department should assign a certain value, i.e. the cipher. It is proposed to cost faculties to use code similar to the accounting for revenue for them. For example: Agrotechnological -; Agricultural B; Energy, etc. This intelligence can be applied to accounts: 010960000 «the Cost of finished goods, work, services; 010970000 «Overhead production costs of finished goods, work, services; 010980000 «General administrative expenses» even taking into account the different codes of the activity. This will not only allow us to estimate the real contribution of each Department in the overall financial result of activity of the University, but also to calculate the cost of training students in each faculty separately. In addition, the authors have proposed a correspondence of accounts for cost accounting and disposal in the state agricultural universities with the proposed amendments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗАХ»

УДК 378:63:657

Ламовская О. Г., Жученко И. А.

Lomovskaya O. G., ZhuchenkoI A.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗАХ

IMPROVEMENT OF COST ACCOUNTING IN THE STATE AGRICULTURAL UNIVERSITIES

Цель работы - обзор правил учета затрат в коммерческих и бюджетных учреждениях,а также разработка новых методологических основ и практических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета затрат за счет внебюджетных источников финансирования в государственных сельскохозяйственных вузах.

С вступлением в действие новой инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях впервые с 2012 году у бюджетников появилась необходимость группировки затрат, тем самым приблизив их к учету в коммерческих организациях. Это в первую очередь нужно для определения себестоимости государственной услуги.

Поэтому авторами предложено в структуру счета 0109000000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» дополнительно ввести аналитические счета к коду группы и вида синтетического счета, которые позволят государственным сельскохозяйственным вузам учитывать затраты на выполнение образовательных услуг, отдельно в разрезе каждого факультета. Для этого, каждому факультету необходимо присваивать определенное значение, т. е. шифр. При этом предлагается для учета затрат по факультетам применить шифр аналогично учету доходов по ним. Например: Агротехнологический - А;Агроинженерный -Б; Энергетический - В и т. д.

Данная аналитика может быть применена по отношению к счетам: 010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»; 010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»; 010980000 «Общехозяйственные расходы» даже с учетом различных кодов вида деятельности. Это не только позволит оценить реальный вклад каждого факультета в общий финансовый результат деятельности вуза, но и рассчитать стоимость обучения студентов по каждому факультету отдельно.

Кроме того, авторами предложена корреспонденция бухгалтерских счетов по учету затрат и их списанию в государственных сельскохозяйственных вузах с учетом внесенных дополнений.

Ключевые слова: аграрный вуз, бухгалтерский учет, приносящая доход деятельность, аналитический счет, учет затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг.

Purpose: review the rules of cost accounting in commercial and budgetary institutions, as well as the development of new methodological framework and practical guidance for the accounting of costs for extrabudgetary funding sources in the state agricultural universities.

With the entry into effect of new regulations on accounting in budgetary institutions for the first time since 2012, the public sector appeared the necessity of grouping costs, thereby bringing them to the account in commercial organizations. First of all it is necessary to calculate the cost of public services.

Therefore, the authors proposed account structure 0109000000 «the cost of production of finished products, works, services» in addition to enter the analytical accounts of the code group and a synthetic account, which will allow the state agricultural universities to consider the cost of the educational services, separately by each Department. For this, each Department should assign a certain value, i.e. the cipher. It is proposed to cost faculties to use code similar to the accounting for revenue for them. For example: Agrotechnological -; Agricultural - B; Energy, etc.

This intelligence can be applied to accounts: 010960000 «the Cost of finished goods, work, services; 010970000 «Overhead production costs of finished goods, work, services; 010980000 «General administrative expenses» even taking into account the different codes of the activity. This will not only allow us to estimate the real contribution of each Department in the overall financial result of activity of the University, but also to calculate the cost of training students in each faculty separately.

In addition, the authors have proposed a correspondence of accounts for cost accounting and disposal in the state agricultural universities with the proposed amendments.

Key words: agricultural University, accounting, income-generating activities, analytical account, the account of expenses for manufacture of finished products, works, services.

Ламовская Ольга Григорьевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры

бухгалтерского учета, анализа и аудита

Азово-Черноморского инженерного института

Донской государственный аграрный университет

г. Зерноград

Тел.: 8-928-138-42-23

E-mail: olga.lamovskaya@uandex.ru

Жученко Ирина Александровна -

главный бухгалтер управления социальной защиты

населения Администрации Зерноградского района

Ростовской области

г. Зерноград

Тел.: 8 (86359) 42-4-81

E-mail: polina_02_@mail.ru

Lomovskaya Olga G. -

candidate of economic Sciences, Docen of accounting,

analysis and audit of the

Azov-black sea engineering

Institute of the don state agrarian University,

Zernograd

Tel.: 8-928-138-42-23.

E-mail: olga.lamovskaya@uandex.ru

Zhuchenko Irina Aleksandrovna -

the chief accountant of the Department of social welfare Administration Zernogradskiy district, Rostov region, Zernograd

Tel.: 8(86359) 42-4-81 E-mail: polina_02_@mail.ru

в

№ 4(20), 2015

Экономика

335

Государственные сельскохозяйственные вузы, как и все вузы системы образования вследствие отсутствия необходимых бюджетных средств на поддержание нормальной работы учреждений, занимаются внебюджетной деятельностью, доходы от которой в отдельных из них превышают бюджетное финансирование.

Все это обуславливает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех источников формирования средств вузов, получения информации для контроля за использованием каждого источника в соответствии с его целевым назначением и оценки эффективности затрат. Прежде всего, речь идет о своевременном, полном и достоверном учете внебюджетных операций.

Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [1], а также Федеральным законом от 08.05.20l0 N 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»[2], которые содержат нормы постоянного действия в отношении них.

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, являются приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»[3] и приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»[4].

Одной из главных задач бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях является точный учет и контроль доходов и расходов, т. е. затрат. Под затратами, связанными с предпринимательской деятельностью бюджетного учреждения, следует понимать полную себестоимость услуг (работ, продукции), которая реализуется на платной основе.

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета введен специальный счет для учета затрат, связанных с формированием себестоимости готовой продукции, работ, услуг - 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

- 010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

- 010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

- 010980000 «Общехозяйственные расходы»;

- 010990000 «Издержки обращения»[4].

Следует отметить, что группировка, включающая прямые, накладные и общехозяйственные затраты, появилась в бюджетном учете впервые. Действующая ранее Инструкция по бюджетному учету, такой классификации не предусматривала.Представленная группировка затрат в Инструкции N 157н все больше приблизила бухгалтерский учет к учету в коммерческих организациях и тем самым усложнила работу бухгалтеров бюджетных учреждений в области отнесения затрат на статьи калькуляции себестоимости готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. К сожалению, Инструкцией N 157н, 174н, а так же и законодательством по бюджетному учету не установлены ни конкретные определения накладных, общехозяйственных расходов и издержек обращения, ни конкретный перечень затрат, которые можно отнести к этим категориям затрат по бухгалтерскому учету и не дана характеристика видов затрат[6].Это делает формирование конкретных правил ведения учета в учреждениях еще более затруднительным.

Как известно, основным источником получения средств от приносящей доход деятельности в вузах является образовательная деятельность. В случае, если видов услуг большое количество, целесообразно открыть соответствующие аналитические счета расчетов, доходов и расходов по каждому из них. При этом учет по платным образовательным услугамможновести по факультетам, присваивая каждому из них определенное значение. В связи с эти нами предлагается для учета затрат по факультетам применить шифр аналогично шифру учета доходов и расчетов по ним. Например,

- Агротехнологический - А;

- Агроинженерный- Б;

- Энергетический - В;

- т. д.

Бухгалтерские записи государственного сельскохозяйственного вуза по учету затрат на оказание услуг (работ, изготовление готовой продукции) согласно инструкции 174ни с учетом внесенных предложений представлены в таблице 1.

При выполнении одного (единственного) ви-дауслуг (работ,готовой продукции) все затраты, непосредственно связанные с выполнением услуг, работ(готовой продукции), относятся к прямым затратам, т.е. на себестоимость.

Распределение накладных и общехозяйственных расходов производится одним из спо-собовсогласно учетной политики учреждения: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации услуг (работ, продукции), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Таблица 1 - Корреспонденция бухгалтерских счетов по учету затрат в государственном

сельскохозяйственном вузе

№ п/п Содержание операций Номер счета

по дебету по кредиту

1. Принятие к бухгалтерскому учету операций по отражению прямых затрат в себестоимости оказываемых услуг,изготавливаемой продукции, выполняемых работ

1.1. Начисление заработной платы ППС: факультета «Агротехнологический»; факультета «Агроинженерный»; факультета «Энергетический» 2 109 60 А 211 2 109 60 Б 211 2 109 60 В 211 2 302 11 А 730 2 302 11 Б 730 2 302 11 В 730

1.2. Начисление страховых взносов с заработной платы ППС: факультета «Агротехнологический»; факультета «Агроинженерный»; факультета «Энергетический» 2 109 60 А 213 2 109 60 Б 213 2 109 60 В 213 2 302 13 А 730 2 302 13 Б 730 2 302 13 В 730

1.3. Начисление прочих затрат, работ связанных с образовательными услугами факультета «Агротехнологический»; факультета «Агроинженерный»; факультета «Энергетический» 2109 60 А 26(290) 2109 60 Б 26(290) 2109 60 В 26(290) 2 302 26(91) А 730 2 302 26(91) Б 730 2 302 26(91) В 730

2. Принятие к бухгалтерскому учету операций по отражению накладных расходов

2.1. Начисление заработной платы работникам учебного и учебно-методического отделов 2 109 70 211 2 302 11 730

2.2. Начисление страховых взносов с заработной платы работников учебного и учебно-методического отделов 2 109 70 213 2 302 13 730

2.3. Начисление прочих затрат, работ учебного и учебно-методического отделов 2 109 70 226, 2 109 70 290 2 302 26 730, 2 302 91 730

3. Принятие к бухгалтерскому учету общехозяйственных расходов

3.1. Начисление заработной платы работникам административно-управленческого персонала (АУП) и обслуживающего персонала 2 109 80 211 2 302 11 730

3.2. Начисление страховых взносов с заработной платы работников АУП и обслуживающего персонала 2 109 80 213 2 302 13 730

3.3. Начисление прочих затрат, работ связанных с содержанием работников АУП и обслуживающего персонала 2 109 80 226, 2 109 80 290 2 302 26 730, 2 302 91 730

Для снижения трудоемкости работы бухгалтерской службы вуза накладные расходы по образовательным услугам целесообразно списыватьобщей суммой на прямые расходы факультетов без распределения по отдельным кафедрам. Общехозяйственные расходы необходимо в сумме фактических затрат относить по назначению и включать в себестоимость всех оказанных услуг (работ, продукции) по основным объектам учета. Распределение целесообразно проводить ежеквартально. В качестве базы распределения нами предлагается использовать сумму прямых расходов каждого факультета, накопленных по группе счетов аналитического учета 010960000 (за исключением распределенных накладных и общехозяйственных расходов). Выбранный способ распределения накладных и общехозяйственных расходов необходимо закрепить в учетной политике государственного сельскохозяйственного вуза.

Сформированная по результатам деятельности учреждения себестоимость оказанных услуг (выполненных работ, реализованной готовой продукции) отражается на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года в уменьшение дохода от ока-

зания платных услуг (работ, реализации готовой продукции) соответственно. Бухгалтерские записи государственного сельскохозяйственного вуза по списанию затрат по оказанию услуг (выполнению работ, изготовлению готовой продукции) на финансовый результат с учетом внесенных предложений представлены в таблице 2.

Предложенная авторами организация учета затрат по платным образовательным услугам в аграрных вузах в разрезе каждого факультета, позволит оценить реальный вклад каждого факультета в общий финансовый результат деятельности государственного сельскохозяйственного вуза, и рассчитать стоимость обучения студентов по каждому факультету отдельно, а также по очной и заочной форме.

Кроме того, предложения по применению аналитических счетов могут быть использованы для учета всех затрат по образовательной деятельности, в том числе за счет субсидий на выполнение государственного задания. Это позволит не только обеспечить точный учет затрати выведение финансового результата отдельно по каждому виду деятельности, но и вести учет расходов в соответствии с классификацией по статьям калькуляции.

Вестник АПК

Ставрополья

№ 4(20), 2015

Экономика

337

Таблица 2 - Корреспонденция бухгалтерских счетов государственного сельскохозяйственного

вуза по списанию затрат

№ Содержание операций Номер счета

п/п по дебету по кредиту

1 Отнесение накладных расходов на себестоимость реализованных образовательных услуг(работ, продукции) в соответствии с содержанием хозяйственной операции 0 109 60 А(Б,В) 211 (212,213,221,222, 223,224,225,226, 271,272,290) 0 109 70 211 (212,213,221,222, 223,224,225,226, 271,272,290)

2 Отнесение общехозяйственных расходов на себестоимость реализованных образовательных услуг (работ, продукции) в соответствии с содержанием хозяйственной операции 0 109 60 А(Б,В) 211 (212,213,221,222, 223,224,225,226, 271,272,290) 0 109 80 211 (212,213,221,222, 223,224,225,226, 271,272,290)

3. Отнесение себестоимости оказанных образовательных услуг на финансовый результат от оказания платных образовательных услуг 2 401 10 А (Б,В)130 2 109 60 А(Б,В) 211 (212,213,221,222, 223,224,225,226, 271,272,290)

4 Отражение финансового результата: - прибыль 2 401 10 А 130 2 401 10 Б 130 2 401 10 В 130 2 401 30 000

- убытки 2 401 30 000 2 401 10 А 130 2 401 10 Б 130 2 401 10 В 130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях[Электронный ресурс]: федер. законРос. Федерации от 12 января 1996 г № 7-ФЗ: в редакции от 28 декабря 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы«Консультант Плюс» (дата обращения 25.11.2014).

2. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений[Электронный ресурс]: фе-дер.законРос. Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы«Консультант Плюс» (дата обращения 25.11.2014).

3. Российская Федерация. Министерство финансов. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению[Электронный ресурс]:приказ Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н.Доступ из справ.-правовой системы«Консультант Плюс» (дата обращения 24.11.2014).

4. Российская Федерация. Министерство финансов. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению [Электронный ресурс]: при-

References

1. On nonprofit organizations [Electronic resource]: Feder. the law Grew. Federation dated January 12, 1996, № 7-FZ: as amended on December 28, 2013 Access from Ref. legal system «Consultant Plus» (date of access 25.11.2014).

2. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with improving the legal status of state (municipal) institutions [Electronic resource]: Feder. the law Grew. Federation may 8, 2010 № 83-FZ. Access from Ref. legal system «Consultant Plus» (date of access 25.11.2014).

3. On adoption of the Uniform chart of accounts for public authorities (government agencies), local authorities, management bodies of state extra-budgetary funds, state academies of Sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its use [Electronic resource]: the Russian Ministry of Finance Order dated 01 December 2010 No. n. Access from Ref. legal system «Consultant Plus» (date of access 24.11.2014).

4. Approval of the Plan of accounts of budgetary institutions and Instructions for its use [Electronic resource]: the Russian Ministry of Finance Order dated December 16, 2010, No. n. Access from Ref. legal system «Consultant Plus» (date of access 26.11.2014).

5. On approval of the Instructions on the application of the budget classification of the Russian Federation [Electronic resource]: the Order of the Ministry of Finance of Russia from July 01, 2013 No. n. Access from Ref. legal system «Consultant Plus» (date of access 26.11.2014).

каз Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н. Доступ из справ.-правовой системы«Консультант Плюс» (дата обращения 26.11.2014).

5. Российская Федерация. Министерство финансов. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации[Электронный ресурс]:приказ Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н.Доступ из справ.-правовой системы«Консультант Плюс» (дата обращения 26.11.2014).

6. Колеватова О.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях : учебное пособие. М.: ТК Велби, 2012. 304 с.

7. Опальский А.Ю. Формирование затрат по предпринимательской деятельности // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2011. № 8. С. 34-46.

8. Гарнов И. А. Как государственные учреждения отражают расходы в бухгалтерском учете. Бюджетные субсидии на выполнение государственных заданий // Финансовая газета. 2013. №29. С. 3-4.

6. Kolevatova O. A. Accounting in budgetary institutions: textbook. the allowance. M: TK Valby, 2012. 304 S.

7. Opolski A. Y. Formation costs business activity // Accounting and taxation in budget organizations. 2011. N 8. S. 34 - 46.

8. The Garnov I. A. How state institutions reflect costs in accounting. Budget subsidies for the implementation of public tasks // Financial newspaper. 2013. No. 29. S. 3-4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.