ференцированного применения упражнений скоростной и координационной направленности на этапе базовой подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Мироненко. — Омск, 2003. — 143 с.
2. Франченко, А. С. Оценка оптимальности соотношения темпа и длины шага у пловцов с помощью «индекса способа» как основа для разработки перспективных направлений технического совершенствования / А. С. Франченко, В. В. Сухи-нин // Науч. тр. Ежегодник за 2004 г. В 2 т. Т. 2. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2004. - С. 142 -152.
3. Франченко, А. С. Техническая подготовка юных пловцов на основе оптимизации движений в целостной структуре спортивных способов плавания : учеб. пособие / А. С. Франченко,
Е. Н. Мироненко, В. В. Сухинин. 2008. - 120 с.
Омск : Изд-во СибГУФК,
МИРОНЕНКО Егор Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: [email protected] АНТИПИН Виталий Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.10.2015 г. © Е. Н. Мироненко, В. Б. Антипин
УДК 796.342-053.6 Б. П. СОКУР
Ю. Н. ЭРТМАН С. Е. ВОРОБЬЕВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОЧНОСТИ УДАРОВ С ОТСКОКА У ТЕННИСИСТОВ 10-12 ЛЕТ_
Подготовка спортсменов высокого класса невозможна без освоения современной техники ударов с отскока, количественные и качественные характеристики которой в условиях соревновательной борьбы являются залогом успеха. Современный теннис — это многочисленные удары и передвижения по площадке, используемые в зависимости от тактических и стратегических задач. Эффективность же ударов зависит, в первую очередь, от силы, точности и разнообразия пласировки мяча, то есть успех выполнения каждого удара зависит от скорости полета мяча и его попадания в заданную зону площадки противника.
Ключевые слова: совершенствование, точность, теннисисты 10-12 лет, технические средства, методы.
Актуальность. Выявление факторов, влияющих на скорость полета мяча и на точность его попадания, давно интересует специалистов [1, 2]. При этом общеизвестно, что скорость полета мяча в теннисе определяется как техникой выполнения удара, то есть построением рационального движения ракетки, так и усилиями мышечного аппарата спортсмена, способствующими приданию ей максимальной скорости. Особенно это актуально на начальных этапах обучения игры в теннис. Освоение современной, рациональной техники ударных действий с одновременным развитием специальных физических качеств является необходимым условием подготовки теннисистов мирового уровня.
Целью работы является повышение эффективности ударов с отскока у теннисистов 10-12 лет, за счет использования в тренировочном процессе специально подобранных вспомогательных технических средств, позволяющих развивать как биомеханическую структуру ударного действия в фазе контакта ракетки с мячом, так и физические качества, необходимые для выполнения сильных и точных ударов.
Гипотеза предполагалось, что правильная хватка ракетки, угол расположения плоскости ракетки и использование вспомогательных технических средств, дающих мышечное ощущение контакта ракетки с мячом, позволит существенно повысить скорость и точность ударов с отскока у теннисистов 10-12 лет.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Подобрать вспомогательные технические средства, позволяющие увеличить вращения и контакт ракетки с мячом, с одновременным развитием физических качеств.
2. Экспериментально проверить эффективность предложенных средств и методов совершенствования точности ударов с отскока у теннисистов 1012 лет.
Рядом научных исследований установлено, что совершенствовать увеличение скорости полета мяча и точность его попадания лучше всего одновременно, не разделяя эти процессы [1, 2]. При этом фаза соударения ракетки с мячом является ключевой. Экспериментально показано, что время контакта мяча
с ракеткой составляет около 50 миллисекунд [3, 4], что достаточно мало для внесения корректировки в момент ударного действия. При этом у теннисистов 10 — 12 лет мышечный аппарат бьющей руки недостаточно подготовлен для рационального выполнения ударов. Большинство специалистов в области тенниса считают, что основными факторами, влияющими на эффективность ударов с отскока, являются: хватка ракетки, плоскость ракетки по отношению к горизонту, рациональная биомеханика разгона головки ракетки, фаза соударения ракетки с мячом, темп и скорость прилетающего мяча [5].
В ходе выполнения работы рассматривалось изменение точностных характеристик полета мяча при одном из главных факторов — увеличение темпа прилетающих мячей. Для этого был разработан тест с использованием теннисной пушки (рис. 1).
Как видно на рис. 1, теннисисты 10— 12 лет выполняли удары с отскока в зону теннисной площадки, ограниченной частью зоны, заштрихованной на рисунке. Теннисная пушка направляла мячи с постоянной скоростью 35 м/с, что является «средней для теннисистов данного возраста». Теннисная пушка набрасывала мячи под удары справа и слева, с увеличивающимся темпом с 14 до 24 м/с. Работая в режиме каждого из предлагавшихся темпов, теннисист выполнял удары в течение пяти минут. После пятиминутного отдыха темп увеличивался (табл. 1).
Параллельно экспертная комиссия в составе трех человек выносила оценку правильности техники выполнения ударов по пятибалльной шкале. Определялся процент попаданий в заданную зону площадки в каждом из шести темпов набрасывания (табл. 2). Скорость полета мяча в нашем тесте не регистрировалась.
Результаты тестирования показали, что наилучший процент попаданий обнаружен при темпе 18 ударов в минуту. Это, видимо, является наиболее комфортным темпом для данного возраста спортсменов. При увеличении темпа набрасывания мячей с 20 до
Рис. 1. Схема теста для определения эффективности выполнения ударных действий в зависимости от темпа прилетающего мяча
24 ударов в минуту наблюдается снижение характеристик точности попаданий мяча в заданную зону площадки соперника и нарушается целостная структура ударного действия. Это может быть связано как с низким уровнем развития физических качеств применительно к перемещениям по площадке, так и влиянием особенностей действий «рабочей руки» теннисиста. Примечательно, что данные точности попаданий мяча при ударах с отскока у теннисистов 10— 12 лет на всероссийском конкурсе «Олимпийские надежды» составляет в среднем 45 — 50 % [3],
Таблица 1
Шкала оценки техники ударных действий теннисистов в ходе тестирования по В. Полтеву (2008)
Оценка Значение
5 отлично (техническое действие выполнено без ошибок).
4 хорошо (техническое действие выполнено с одной или двумя мелкими ошибками). Перечень мелких ошибок: несогнутые ноги, не выполнена разножка.
3 удовлетворительно (техническое действие выполнено с одной и более грубыми ошибками). Перечень грубых ошибок: неправильный подход к мячу, выполнение удара за собой, выполнение удара кистью.
Таблица 2
Результаты тестирования точности попадания мяча теннисистами 10-12 лет в зависимости от темпа прилетающего мяча
Вид удара Темп уд./мин Процент попадания Экспертная оценка Коэффициент вариации
14 27 4,00 10,58
16 35 4,34 10,96
С отскока 18 38 4,67 9,87
20 36 3,67 11,40
22 33 3,37 11,57
24 25 3,00 12,02
Устройство для установки высоты станка
Направление рабочего хода
=ШГ --.......
\ , — ¿>'
.^ХУстронство для установки угла наклона
Рис. 2. Вспомогательное техническое средство — колесо: 1 — колесо; 2 — держатель колеса; 3 — амортизационная пружина; 4 — внутренний стержень; 5 — корпус; 6 — фиксатор длины технического средства; 7 — крепёж; 8 — фиксатор угла наклона колеса
Рис. 3. Биомеханический волновой станок «Тренажер Агашина»: 1 — основание; 2 — станина; 3 — сменные грузы; 4 — поворотный корпус; 5 — упругий пневматический элемент; 6 — датчик усилия взаимодействия
Таблица 3
Основные характеристики методики развития специальных скоростно-силовых качеств рабочей руки теннисистов 10-12 лет
Основные характеристики методики Содержание
Направленность упражнений Развитие скоростно-силовых качеств «рабочей руки» и совершенствование технических действий.
Специфичность упражнений Использование движений в условиях специально-подготовительных, специальных и собственно-соревновательных упражнений.
Средства Специальные упражнения и вспомогательные технические средства (биомеханический тренажер, колесо).
Методы Сопряженный, интервальный, переменный, повторный.
Объем и интенсивность тренировочных нагрузок 15-20 % тренировочного времени в подготовительном периоде (четыре тренировочных занятия в микроцикле). Выполнение упражнений с максимальной и большой мощностью.
Таблица 4
Средние показатели эффективности выполнения ударных действий теннисистов 10-12 лет после внедрения в тренировочный процесс вспомогательных технических средств
Вид удара Темп уд./мин Процент попадания Экспертная оценка Коэффициент вариации
14 40 4,67 9,57
16 37 4,34 9,87
С отскока 18 42 5,00 9,02
20 40 4,00 10,20
22 35 3,67 10,40
24 28 3,34 11,16
что оказалось значительно выше, чем у обследуемых нами теннисистов, и указывает на необходимость совершенствования методики подготовки в выбранном нами направлении.
В работах М. Ф. Агашина и Т. С. Ивановой (2007) акцентируется внимание на значимость фазы соударения ракетки с мячом и, соответственно, на физические качества «рабочей руки» теннисиста. Поэтому нами были подобраны специальные вспомогательные средства (вспомогательное техническое
средство — колесо (рис. 2), биомеханический станок — «Тренажер Агашина» (рис. 3), а также соблюдались методические подходы направленного развития физических качеств «рабочей руки» теннисистов 10- 12 лет.
Обследуемым теннисистам было предложено 4 раза в неделю в основной части тренировочного занятия при совершенствовании ударов с отскока выполнять имитационные упражнения с перечисленными техническими средствами. При этом мы
о
сл
Е
т
придерживались организационных принципов, представленных в табл. 3.
По истечении трех месяцев данная группа теннисистов была повторно протестирована; полученные результаты представлены в табл. 4.
Анализ повторного тестирования говорит о положительном эффекте использования подобранных специальных вспомогательных средств для повышения точностных характеристик ударов с отскока. При этом происходило сопряженное воздействие как на техническую составляющую ударов, так и на развитие физических качеств «рабочей руки» теннисиста.
Выводы.
1. Подобранные вспомогательные средства позволяют увеличить контакт ракетки с мячом с одновременным развитием физических качеств. Применение данных технических средств позволяет вносить коррективы в технику выполнения ударов, разбивая её на составные части, и направленно воздействовать на них, что крайне затруднено при выполнении традиционных имитационных упражнений.
2. Включение в учебно-тренировочный процесс теннисистов 10—12 лет специальных технических средств повышает качество техники выполнения ударов с отскока и точность попаданий мяча в площадку, способствует повышению эффективности соревновательной деятельности. Так, прирост показателей в точности ударов составил в среднем 4,7 %. В обоих видах тестирования отмечается наивысший показатель игровой деятельности при темпе 18 уд./мин.
Библиографический список
1. Полтев, В. Обучение игре в теннисе [Электронный ресурс] : прогр. / Программу ведет В. Полтев. — М. : Берг Саунд, 2008. — 1 о = эл. опт. диск (DVD). — (Домашняя коллекция).
2. Роутерт, П. Анатомия тенниса : пер. с англ. / П. Роутерт, М. Ковач. - Минск : Попурри, 2012. - 224 с.
3. Иванова, Т. С. Организационно-методические основы подготовки юных теннисистов : учеб. пособие / Т. С. Иванова. — М. : Физическая культура, 2007. — 128 с.
4. Иванова, Т. С. Биомеханика тенниса : учеб. пособие / Т. С. Иванова. — СПб., 2000. — 120 с.
5. Сокур, Б. П. Теннис : учеб.-метод. пособие / Б. П. Сокур, А. А. Гераськин, Ю. П. Девяткин, В. Ф. Кириченко. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2013. — 182 с.
СОКУР Борис Павлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр.
ЭРТМАН Юрий Николаевич, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр. ВОРОБЬЕВА Софья Евгеньевна, студентка группы С13ФКси факультета спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2015 г. © Б. П. Сокур, Ю. Н. Эртман, С. Е. Воробьева
Книжная полка
Дюков, В. Биоэнергетика в фитнесе и спорте высших достижений / В. Дюков ; ред. А. Демир-чоглян. - М. : Спорт, 2016. - 86 с. - ISBN 978-5-9907240-0-6.
В книге раскрываются уникальные возможности использования в подготовке спортсменов биоэнергетических упражнений, методов телесноориентированной терапии, адаптированных восточных методик, в частности, техник дыхания, которые позволяют существенно оптимизировать и повысить эффективность тренировочного процесса, а также способствуют росту результативности в соревновательной деятельности. Рассматриваемые принципы функционирования биоэнергии человека и использования различных биэнергетических упражнений являются базисными и универсальными. Их можно использовать в любых видах спорта. Для широкого круга читателей.
Виноградов, П. А Физическая культура и спорт в сельской местности РФ: состояние, проблемы, пути решения / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков, В. И. Хохлов. - М. : Спорт, 2015. - 208 с. -ISBN 978-5-9906734-9-6.
В книге на основе официальных статистических наблюдений проанализировано развитие физической культуры и спорта среди сельского населения страны за период с 2000 по 2014 гг., представлено их современное состояние, а также выявлены проблемы и предложены пути их решения. Дается краткий исторический обзор становления и развития физкультурно-спортивного движения на селе в СССР и Российской Федерации. Для руководителей и специалистов органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта и сельского хозяйства, глав муниципальных образований, в первую очередь — сельских поселений, а также работодателей сельскохозяйственных предприятий, руководителей образовательных организаций, расположенных в сельской местности.
Чинкин, А. С. Физиология спорта : учеб. пособие / А. С. Чинкин, А. С. Назаренко. - М. : Спорт, 2016. - 120 с. - ISBN 978-5-9907239-2-4.
то В учебном пособии освещаются теоретические вопросы, касающиеся физиологических основ мышечной - деятельности и физиологических механизмов изменений в функциональных системах и органах под влиянием физических нагрузок. Пособие включает объем и содержание аудиторной и самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля знаний, предложен список необходимой литературы и словарь физиологических терминов. Данное пособие предназначено для студентов вузов сферы физической культуры и спорта, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».