Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманов З.К.

В данной статье проведена оценка обеспеченности регионов автомобильными дорогами. Предложены некоторые направления повышения эффективности территориальной организации автомобильного транспорта в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TERRITORIAL INFRASTRUCTURE OF ROAD TRANSPORT

This article assesses the security of the regions by roads. Some directions for improving the efficiency of the territorial organization of road transport in the Republic of Uzbekistan have been proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 91.33.6Т (575.1)

Усманов З.К. старший преподаватель отделение «Экономика нефти и газа» РГУ нефти и газа (НИУ)им. И.М. Губкина

филиал в г. Ташкенте Узбекистан, г. Ташкент СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Аннотация: В данной статье проведена оценка обеспеченности регионов автомобильными дорогами. Предложены некоторые направления повышения эффективности территориальной организации автомобильного транспорта в Республике Узбекистан.

Usmanov Z. senior teacher department "Economy of oil and gas" branch RSU of oil and gas (NRU) named I.M. Gubkin in Tashkent Uzbekistan Tashkent IMPROVING THE TERRITORIAL INFRASTRUCTURE OF ROAD TRANSPORT Anotation: This article assesses the security of the regions by roads. Some directions for improving the efficiency of the territorial organization of road transport in the Republic of Uzbekistan have been proposed.

На сегодняшний день в большинстве стран мира актуальное значение имеет интегрированность территорий с удобным и неудобным транспортно -географическим положением. По оценкам международных экспертов, "на современном этапе на промышленный потенциал стран и регионов значительное воздействие оказывают инвестиции, направленные на модернизацию объектов инфраструктуры, в частности, транспортных коммуникаций". 170 Исходя из этого, совершенствование территориальной структуры транспортной системы является актуальной задачей.

За годы независимости в нашей стране, формирование единой транспортной системы на основе строительства новых автомобильных и железных дорог, открытие новых транспортных коридоров были выбраны как наиболее приоритетные направления реформ. Так как, только развитая дорожно-транспортная инфраструктура является важным фактором укрепления экономической безопасности республики, сбалансированного развития отраслей экономики, а также интеграции в мировую экономику.

Однако на сегодняшний день остаются недостаточно исследованными теоретические вопросы интегральной оценки и проблемы совершенствования

170www.2015.tr-ebrdcom.EBRD Transition Report 2015-2016. Structural Reform.

территориальной организации транспортной системы Узбекистана.

Исследования показали, что значительное влияние на динамику развития и территориальной структуры автомобильного транспорта оказывают географические, экономические, демографические и другие факторы.

Узбекистан имеет достаточно развитую сеть автомобильных дорог международного, республиканского и местного значения. В 2017 году в введении ГАК "Узавтойул" длина автомобильных дорог общего пользования составляла 42,0 тысяч км. По своему значению 4,0 тысяч км (9,3%) дорог относятся к международным, 14,1 тысяч км (33,0%) - дороги общегосударственного значения, а также 24,6 тысяч км (57,7%) - дороги областного и местного значения. За 2005-2017 годы протяжённость дорог общего пользования выросла на 698 км, или 121,3% 171.

Динамика показателей автомобильного транспорта показывает последовательный рост. Растут как объёмы грузоперевозок и грузооборота на автомобильном транспорте. Всё это способствует повышению доли данного вида транспорта в перевозке грузов и грузооборота. В течение 1991-2017 гг. в общем объёме перевозки грузов всеми видами транспорта доля автомобильного транспорта выросла с 67,8% до 88,4%. В свою очередь, такую же положительную динамику можно наблюдать и в грузообороте автомобильного транспорта с 1991 года по 2017 год, когда объём грузооборота автомобильного транспорта возрос с 5,5 млрд.тонн км. до 13,6 млрд.тонн км., или в 2,5 раза172.

Осуществление множества проектов по развитию инфраструктуры автомобильного транспорта в регионах показала необходимость в оценке уровня обеспеченности регионов автомобильными дорогами и обоснования развития сети автомобильных дорог. Анализ оценки по интегральному методу показывает, что самый высокий уровень интегральных показателей обеспеченности автомобильными дорогами по регионам наблюдается в Сырдарьинской (97,37), Джизакской (46,19), Наманганской (44,75) областях, средние интегральные показатели выявлены в Ферганской (39,86), Хорезмской (36,78), Самаркандской (35,13), Бухарской (34,92), Андижанской (34,69) областях и в Республике Каракалпакстан (35,20). Самые низкие интегральные показатели у Сурхандарьинской (17,81), Навоийской (18,91), Ташкентской (27,40) и Кашкадарьинской (30,07) областей. Интегральная оценка позволила выявить регионы с высоким, средним и низким уровнем обеспеченности автомобильными дорогами 173.

Наличие таких диспропорций в уровне обеспеченности регионов инфраструктурой автомобильного транспорта объясняется различными

171Транспорт и связь в Узбекистане. Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике. Ташкент 2017 год.

172Транспорт и связь в Узбекистане. Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике. Ташкент 2017 год.

173 Рассчитано автором на основе статистических данных Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике

объёмами занимаемых площадей и плотностью населения, объёмом ВРП, плотностью автомобильных дорог. Анализ пространственной организации автомобильной инфраструктуры показывает различный уровень её развития по регионам, что отражает уровень развития производительных сил, быстрый или слабый социально-экономический рост региона.

Считаем, что в целях устранения существующих диспропорций, в уровне развития автомобильной инфраструктуры необходим экономико-географический дифференцированный подход, который включал бы в себя учёт транспортно-географического положения (Сырдарьинская, Джизакская, Сурхандарьинская области), природно-географических условий и обеспеченности природными ресурсами (Республика Каракалпакстан, Кашкадарьинская, Бухарская области), уровень социально-экономического развития (Навоийская, Ташкентская области) и демографический потенциал регионов (Андижанская, Ферганская, Наманганская области).

Использованные источники:

1. www.2015.tr-ebrd.com.EBRD Transition Report 2015-2016. Structural Reform.

2. Транспорт и связь в Узбекистане. Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике. Ташкент 2017 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.