первые шаги в науке
first steps in science
А. э. Петросян
совершенствование таможенного регулирования рынка шоколада и шоколадных изделий в россии
В статье рассматривается важность потребления качественной и безопасной пищевой продукции для здоровья человека. Проводится анализ рынка шоколада и шоколадных изделий, в том числе влияния природных факторов на урожайность, мировые цены и объемы импорта какао-бобов и какао-масла. Описываются тенденции, характеризующие активное использование заменителей какао-масла при изготовлении шоколада и шоколадных изделий. Предлагаются пути совершенствования таможенного регулирования рынка этой продукции.
Ключевые слова: качество пищевой продукции; безопасность пищевой продукции; потребительские свойства; таможенное регулирование; шоколад и шоколадные изделия; какао-бобы; заменители какао-масла; пальмовое масло.
The importance of consuming high-quality and safe food products for human health is discussed in the article. The analysis of chocolate and chocolate products market, including the impact of natural factors on productivity, world prices and import volumes of cocoa beans and cocoa butter is performed. The trends that characterize the active use of cocoa butter substitutes in the manufacture of chocolate and its products have been described. Ways to improve customs regulation of the market of these products are proposed.
Keywords: quality of food products; safety of food products; consumer properties; customs regulation; chocolate and chocolate products; cocoa beans; cocoa butter substitutes; palm oil.
Одна из основных целей социально-экономического развития заключается во все более полном удовлетворении общественных потребностей, которое достигается за счет потребления продукции высокого качества. Дж. М. Джуран, сподвижник основателя теории управления качеством У. Э. Деминга, определяет качество как «созданный продукт, являющийся результатом удовлетворения потребностей покупателя» [1]. Эта категория способствует укреплению здоровья человека, повышению уровня его образования и квалификации и, следовательно, росту производительности общественного труда.
Низкая платежеспособность населения России обусловливает приобретение в основном товаров низкого качества, в небольшой степени удовлетворяющих общественные потребности, в то время как страны с высоким уровнем дохода ориентируются на качественные продукты питания. Так, согласно данным
A. E. Petrosyan
improving customs regulation of chocolate and chocolate products market in russia
Международной организации труда [2] среднемесячная заработная плата в России в 2017 г. составляла 1 530,99 долл. США, что намного ниже, чем, например, в странах Европейского союза (ЕС) (Финляндии - 3 253,40 долл. США, Италии -2 769,97 долл. США, Чехии - 1 965,03 долл. США), Соединенных Штатах Америки - 2 954,35 долл. США и азиатских странах (Республике Корея - 3 486,07 долл. США, Японии - 2 663,03 долл. США).
Кроме того, в условиях ускорения научно-технического прогресса усиливается борьба стран за ограниченные природные ресурсы, поддержание высоких экологических стандартов и качественные продукты питания. Необходимо учитывать, что структура качества продовольственных товаров включает в себя факторы риска причинения ущерба здоровью человека (вероятность приобретения небезопасной и фальсифицированной пищевой продукции) [1]. Изменение технологий производства пищевой продукции за счет использования более дешевого и низкокачественного исходного сырья, в том числе представляющего угрозу для жизни человека, а также за счет применения все новых пищевых добавок и ароматизаторов обостряет проблему защиты национальных рынков от производства и импорта таких товаров.
Описанная ситуация отчетливо наблюдается на рынке шоколада и шоколадных изделий, которые являются одними из наиболее популярных товаров среди кондитерских изделий.
Основное исходное сырье для изготовления шоколада и шоколадных изделий - какао-бобы и получаемое из них какао-масло. Цены на них играют ключевую роль при формировании импортных и отечественных цен на конечную продукцию, а также оказывают влияние на динамику объемов импорта, экспорта и производства.
Для современного рынка какао-бобов и какао-масла характерны неблагоприятные тенденции: страны Африки (Кот-д'Ивуар, Гвинея, Гана и Либерия), на которые приходится 70% всего мирового производства какао-бобов, сталкиваются с проблемами засухи, старения, заболевания какао-деревьев и, следовательно, снижения урожайности, которые до настоящего времени никак не удается решить [3]. Мировые запасы какао заканчиваются. Одновременно с этим мировой спрос на какао-бобы растет с каждым годом, особенно в азиатских странах. Прогнозируя состояние, в котором будет пребывать рынок в ближайшем будущем, Дж. Мэйсон из Совета по сохранению природы в Гане еще в 2015 г. заявил, что «настоящий шоколад через 20 лет будет, как икра. Он станет таким редким и дорогим, что простой человек не сможет его себе позволить». Редактор специализированного журнала Kennedy's Confection А. Кеннеди отмечал: «В будущем в шоколадной плитке будет содержаться так мало какао, что она никоим образом не будет напоминать нам шоколад сегодняшний, который мы знаем и так любим» [4].
Лихорадка Эбола в 2014-2015 гг. в некоторых африканских странах очень сильно отразилась на рынке шоколада и шоколадных изделий. В этот период мировая цена какао-бобов на биржах в Нью-Йорке/Лондоне увеличилась на 30% (наибольшее значение в период с 2004 по 2019 г., в 2015 г. - 142,20 цент/фунт, или 193,71 руб./кг), в том числе из-за неожиданно низкого урожая в Гане [5]. Увеличение стоимости какао-бобов и снижение предложения на рынке предопределило сокращение импортных поставок в государства, включая Россию, на 25,50% (45,34 тыс. т) [6]. Это отрицательно повлияло, прежде всего, на объемы
производства конечной пищевой продукции и цены на нее, а также объемы экспорта российских изделий. Фактором, который привел к осложнению ситуации, являлось введение эмбарго на поставки продукции западных стран, например, орехов из США и ЕС, активно используемых при производстве кондитерских изделий в целом. Объемы импорта продукции, относящейся к товарной позиции 1806 «Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао» Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) [7], в 2014-2015 гг. снизились в физическом выражении на 27,35 и 44,06%, в стоимостном - на 18,98 и 44,85% соответственно [6].
Благодаря богатым плантациям какао-бобов в Кот-д'Ивуаре и необходимости исполнить договоры купли-продажи в рамках предыдущих кризисных годов в 2017 г. впервые произошло стремительное снижение мировых цен на какао-бобы и установление их практически на уровне 2007 г. (92,00 цент/фунт; в 2007 г. -88,50 цент/фунт) [5]. В 2018-2019 гг. наблюдается небольшое увеличение мировой цены (104,00 и 106,20 цент/фунт соответственно) [5]. Объемы импорта какао-бобов в физическом выражении растут, что можно объяснить их невысокой ценой по сравнению с ранее анализируемыми периодами (в 2016-2019 гг. с 47,79 до 65,75 тыс. т) [6].
Неустойчивость рынка исходного сырья для производства шоколада и шоколадных изделий, обусловленная его сильной зависимостью от климатических изменений, результатом которой являются колебания мировых цен, а также сохранение прослеживаемых негативных тенденций повлекут за собой постепенное сокращение и исчезновение сырья и, следовательно, рост мировых цен на какао-бобы и какао-масло.
В сложившихся условиях страны подходят к решению рассматриваемой мировой проблемы по-разному. Наиболее развитые государства с более высокими доходами продолжают приобретать дорогостоящие и качественные какао-бобы и какао-масло, но и они оказываются в зависимости от альтернативного сырья. Страны с более низкими доходами, в том числе и Россия, преимущественно ориентируются на иные растительные масла (пальмовое и его производные, рапсовое, кокосовое, масло ши и др.) - заменители какао-масла, которые по стоимости и качеству значительно ниже, чем какао-масло, а следовательно, наносят вред здоровью человека и влияют на продолжительность его жизни [8; 9]. При этом поддержание необходимого уровня объема производства становится невозможным без применения заменителей.
На отечественном рынке существуют различные заменители какао-масла, однако наибольшая доля приходится именно на пальмовое масло и его производные, которые могут ввозиться как в чистом виде для производства пищевой продукции на территории России, так и в готовых изделиях. В 2015 г. объемы импорта пальмового масла выросли на 25,04% и достигли 889,00 тыс. т, в то время как в отношении какао-бобов и какао-масла значения данного показателя быстро снижались. Объемы поставок пальмового масла за последние два года превысили 1 млн т. При этом мировая цена на него снижается (в 2018 г. - 0,64 долл./кг (на 14,67%) и в 2019 г. - 0,60 долл./кг (на 5,25%)) [5] в связи с ростом производства пальмового масла до рекордного уровня в Индонезии и Малайзии - основных странах-экспортерах, а также с целью стимулирования его покупки взамен какао-бобов и какао-масла высокой стоимости. Еще, например, в 2012 г. мировая
цена на него была равна 1,04 долл./кг. Темпы прироста объемов ввоза пальмового масла в 2018 г. составляли 18,80%, в то время как какао-бобов и масла-какао -2,89 и 13,68% соответственно [6].
На основании результатов проведенного анализа потребительских свойств различных образцов импортных кондитерских изделий, странами-производителями которых являются Сербия, Литва, США и др., можно сделать вывод, что увеличение объемов импорта в Россию шоколада и готовых пищевых продуктов, содержащих какао (с 2016 по 2019 г. - с 75,65 до 128,30 тыс. т) [6], обусловлено использованием растительных масел, преимущественно отличных от какао-масла, при изготовлении зарубежной продукции и активным спросом российских потребителей на данный вид изделий. Основные экспортеры в Россию шоколада и шоколадных изделий - это европейские страны - Германия, Италия и Польша, доля которых в объемах импорта в 2019 г. составляла соответственно 28,37, 9,18 и 8,48%, и страны - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) -Белоруссия (17,31%) и Казахстан (6,13%) [6]. Стоимость европейской продукции, объясняемая их исключительным качеством, достаточно высокая для российских потребителей, поэтому при приобретении продукции они чаще всего будут отдавать предпочтение товарам, произведенным в иных странах, не специализирующихся на шоколаде и шоколадных изделиях. Особенно важным является то, что использование заменителей какао-масла приводит к таким изменениям потребительских свойств товара, что данные изделия уже не являются шоколадными. Их необходимо обозначать иными видовыми наименованиями (например, кондитерская плитка).
В 2018 г. в ЕС вступили в силу новые требования к качеству пищевой продукции, которые запрещают использовать вредоносные растительные масла при производстве, а также ввозить в страны продукцию, содержащую в составе данные масла, в том числе пальмовое и его производные. Законодательство устанавливает, что как отечественные, так и импортные шоколад и шоколадные изделия должны быть изготовлены только из какао-масла.
В начале 2019 г. Всемирная организация здравоохранения приравняла пальмовое масло к алкогольным и табачным изделиям и заявила о росте смертности от сердечных болезней из-за увеличения его потребления [10]. Отметим, что добровольно зарубежные и отечественные производители не будут отказываться от использования пальмового и иных растительных масел при изготовлении кондитерских изделий, поэтому необходимо проводить мероприятия ограничительного характера. Более того, введенный ЕС запрет вынуждает зарубежных изготовителей искать новые доступные рынки сбыта продукции невысокого качества, одним из которых является российский.
Во внешнеторговой политике России в определенной степени реализуется двойственный подход: увеличение объемов импорта низкокачественных товаров в страну и одновременное увеличение экспорта качественной отечественной продукции. При этом к качеству экспортируемых товаров как со стороны России, так и со стороны государств, импортирующих национальную пищевую продукцию, предъявляются высокие требования.
Китайский рынок является одним из наиболее перспективных для России (в 2019 г. доля в объеме экспорта товарной позиции 1806 ТН ВЭД ЕАЭС -17,50%; второе место после Казахстана - 20,01% [6]) вследствие изменений
потребительских предпочтений, вызванных ростом доходов населения Китая и формированием среднего класса. При этом российская продукция дороже произведенной в Китае. Отметим, что китайское законодательство тщательно следит за качеством импортной продукции (однако отечественный китайский шоколад и шоколадные изделия достаточно низкого качества), поэтому при экспортных поставках объектом пристального контроля будет являться состав товаров и его соответствие установленным требованиям.
Обратим внимание на тот факт, что в соответствии с действующим законодательством ЕАЭС для ввоза шоколада и шоколадных изделий необходимо представление декларации о соответствии (а не сертификата), которая подтверждает соответствие продукции требованиям общих технических регламентов Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС), касающихся только безопасности и маркировки товаров (ТР ЕАЭС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» [11], ТР ЕАЭС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [12] и ТР ЕАЭС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» [13]) [14]. В настоящий момент ТР ЕАЭС «О безопасности кондитерских изделий» не разработан, что не позволяет в полной мере учитывать и контролировать выполнение микробиологических, физико-химических и иных показателей безопасности, присущих отдельным видам товаров.
В складывающейся ситуации вопрос недостаточной эффективности существующих мер регулирования рынка, а именно ввоза низкокачественных и небезопасных сырья и продукции, требует решения. Целесообразным является сохранение установленной в таможенном тарифе ставки ввозной таможенной пошлины, равной 0% для какао-бобов и какао-масла [7]. Однако отсутствие таможенных барьеров как в рамках таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования приводит к тому, что объемы импорта пальмового масла, его производных и иных растительных масел невысокого качества стремительно увеличиваются.
Для анализа динамики ставки ввозной таможенной пошлины готового изделия была выбрана подсубпозиция 1806 90 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС (шоколадные конфеты, содержащие алкоголь) [7]. В 2010-2012 гг. установлена комбинированная ставка пошлины 20%, но не менее 0,6 евро/кг взамен специфической -0,6 евро/кг, что свидетельствует о ведении протекционистской внешнеторговой политики, обусловленной колебаниями мировых цен, прежде всего, на какао-бобы. С целью привлечения зарубежных производителей и расширения ассортимента товаров на рынке в последующие годы ставка пошлины постепенно снижалась и в 2017-2019 гг. достигла 0,28 евро/кг. Ее можно охарактеризовать как недостаточно высокую, так же как и ставки, установленные в отношении всей продукции, относящейся к товарной позиции 1806 ТН ВЭД ЕАЭС (5%; 10%; 0,2 евро/кг; 0,28 евро/кг) [7], что предоставляет возможность для свободного ввоза шоколада и готовых пищевых продуктов, содержащих какао, низкого качества. Наряду с этим, необходимо уделить особое внимание разработке государственных мер, направленных на ограничение ввоза шоколадных конфет, содержащих алкоголь, в рамках формирования и поддержания концепции здорового образа жизни.
Таким образом, как показывают результаты проведенного исследования, для комплексного решения существующих проблем предлагается:
1) установить более высокие ставки ввозных таможенных пошлин на пальмовое масло и ввести акциз на него с целью ограничения импорта и дальнейшего его
использования при производстве пищевой продукции в России, в частности шоколада и шоколадных изделий;
2) разработать ТР ЕАЭС на кондитерские изделия (в рамках нетарифного регулирования), предъявляющий требования к продукции, в целях защиты жизни и здоровья граждан и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;
3) проводить оценку (подтверждение) соответствия пищевой продукции и процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации в форме сертификации, учитывая существующее законодательство и разработанный ТР ЕАЭС на кондитерские изделия;
4) на основании определений, приводимых в ТР ЕАЭС, и пояснений, указанных к ТН ВЭД ЕАЭС, осуществить более глубокую детализацию товарной позиции 1806 «Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао» ТН ВЭД ЕАЭС в части закрепления:
- отдельных кодов для шоколада и изделий из него (т. е. сделанных только из какао-масла);
- отдельных кодов для аналогичных изделий, например кондитерской плитки (т. е. сделанных из какао-масла и иных видов растительных масел (пальмового и его производных, рапсового, кокосового, масла ши и др.)).
Для изделий, содержащих в составе несколько видов масел, необходимо установить более высокую ставку ввозной таможенной пошлины, так как данные виды товаров будут более низкого качества, чем изготовленные только из какао-масла. Закрепление более высокой ставки ввозной таможенной пошлины необходимо также для шоколада и шоколадных изделий, содержащих алкоголь.
С повышением уровня благосостояния населения следует запретить использование пальмового масла и иных видов растительных масел (за исключением какао-масла) при изготовлении как шоколада и шоколадных изделий, так и кондитерских товаров в целом.
Использованные источники
1. Матисон В. А., Арутюнова Н. И. Качество продуктов питания // Пищевая промышленность. 2016. № 4. С. 50-54.
2. Официальный сайт Международной организации труда. Статистические сведения по странам [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/regions/lang--en/index.htm.
3. Шоколадный шок [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/2016/01/19/shokoladnyij-shok/.
4. Россия без шоколада: импорт какао-бобов резко упал, а цены на них выросли [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsru.com/finance/04jun2015/nocacao.html.
5. Статистическая база данных Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНК-ТАД) [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/ reportFolders.aspx.
6. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. URL: http://stat. customs.ru/apex/f?p=201:7:3713071057349715::N0.
7. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ett/Pages/default.aspx.
8. Медведев О. С., Медведева Н. А. Современные представления о возможном влиянии пальмового масла на здоровье человека // Вопросы питания. 2016. Т. 85. № 1. С. 5-18.
9. Мелик-Касумов Т. Б., Рудниченко Ю. А., Кузнецова Т. Е, Кондрашова С. Б. и др. Экспериментальная оценка влияния пальмового масла на процессы регуляции физиологических функций организма // Вопросы питания. Приложение. 2018. Т. 87. № 5. С. 35-36.
10. «Вредное жирное золото»: европейские импортеры пальмового масла отправляют его в Россию [Электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/articles/129356-analiz-importa-palmovogo-masla-v-rf-za-2018-god.
11. Технический регламент Евразийского экономического союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Техэксперт».
12. Технический регламент Евразийского экономического союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Техэксперт».
13. Технический регламент Евразийского экономического союза 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Техэксперт».
14. Царегородцева Е. В. Требования к безопасности и качеству продуктов питания в Европейском союзе и России // Вестник Марийского государственного университета. Сер. «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. Т. 3. № 4 (12). С. 52-57.