Научная статья на тему 'Совершенствование спортивной техники плавания при круглогодичном планировании'

Совершенствование спортивной техники плавания при круглогодичном планировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПОРТ / ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорьков Вадим Владимирович, Шувалов Александр Михайлович, Мягков Михаил Анатольевич

В данной статье рассматривается теоретическое представление о способах и вариантах техники плавания, с учетом особенностей круглогодичного планирования в группах спортивного совершенствования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование спортивной техники плавания при круглогодичном планировании»

Кроссфит можно использовать для разминки, заминки или же в качестве отдельного занятия для развития скоростно-силовых качеств и выносливости бойца.

На занятиях кроссфита борцы обычно работают с высокой интенсивностью со временем приближенном ко времени раунда.

Как правило, в самбо чаще всего встречаются с комплексным проявлением скоростно-силовых качеств борца. Продолжительность выполнения борцом различных технических действий сильно зависит от времени реакции и скорости выполнение одиночных движений. В связи с этим особое практическое значение имеет быстрота выполнения целостного движения, а не его элементарных форм. Однако скорость сложного движения обусловлена не только уровнем развития скоростных качеств, но и другими факторами. Например, частота выполнения бросков в самбо зависит от структуры выполняемого технического действия, дистанции, с которой производятся броски, степени сопротивления партнера и т.п.

Таким образом, общий анализ научно-методической литературы свидетельствует, что уровень развития физических качеств спортсменов во многом определяет мастерство. Методика развития скоростно-силовых качеств и взаимосвязь их с технической подготовкой достаточно широко исследовалась, однако проблема эта далека от своего решения.

Список литературы

1. Дахновский В.С., Лещенко С.С. Подготовка борца высокого класса. Киев: Здоровья, 1989. 189 с.

2. Дахновский В.С., Новиков А.А. Спортивная борьба. М., 1975. 25 с.

3. Егиазарян А.Д.Экспериментальное обоснование путей совершенствования скоростно-силовой подготовленности юных борцов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. 19 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ПРИ КРУГЛОГОДИЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ Хорьков В.В.1, Шувалов А.М.2, Мягков М.А.3

'Хорьков Вадим Владимирович - доцент, руководитель спортивного клуба; 2Шувалов Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой; 3Мягков Михаил Анатольевич - старший преподаватель, кафедра физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматривается теоретическое представление о способах и вариантах техники плавания, с учетом особенностей круглогодичного планирования в группах спортивного совершенствования студентов. Ключевые слова: студенты, спорт, техника плавания, спортсмены.

Плавание является частью дисциплины «Физическая культура» в вузе. Наряду с владением теорией и методикой физического воспитания, квалифицированное преподавание плавания требует привлечения знаний из других областей - биологии, педагогики, психологии и т.д. Такой комплексный подход позволяет шире раскрыть для студентов потенциал плавания - в качестве средства разностороннего

55

физического развития и общего оздоровления организма, испытывающего постоянные перегрузки при недостаточной двигательной активности.

В то же время перед преподавателем, работающим со студентами в группе спортивного совершенствования (ГСС), стоит задача довести технику плавания до автоматизированного навыка, обеспечивая базу для планомерного улучшения личных результатов и создавая, таким образом, благоприятные условия для сохранения мотивации занимающихся.

Цель настоящей работы - повысить эффективность занятий плаванием студентов в ГСС за счет улучшения техники спортивных способов плавания и использования подготовительных упражнений на основе годового планирования. Соответственно, будет представлен план круглогодичной подготовки студентов в ГСС, а кроме того, будут сформулированы рекомендации по совершенствованию подготовки студентов при годовом планировании в рамках учебного процесса для тренеров-преподавателей.

В процессе управления техническим мастерством из разнообразия двигательных действий отбираются и закрепляются исключительно те, что приводят к заданному результату. Повторяясь, эти движения образуют прочный навык, в то время как остальные, не являющиеся эффективными, не закрепляются и отпадают [2, с. 111].

Занятия по совершенствованию спортивной техники в целом направлены на то, чтобы сделать ее более эффективной, стабильной, вариативной и экономичной. Под руководством тренера-преподавателя студенты усваивают новые сведения о разных способах плавания, их элементах и скоростных возможностях, о вариантах техники плавания, сознательно перерабатывают информацию и используют ее для формирования прочного навыка, повторяя и закрепляя только те двигательные действия, которые приводят к заданному результату.

Известно, что наряду с сознательным управлением движениями имеется кольцо автоматизированного управления ими, которое работает тем эффективнее, чем выше квалификация спортсмена. Чем больше автоматизирован навык, тем в большей мере сознание может вмешиваться в его совершенствование и реализацию в конкретных условиях [2, с. 111].

С учетом требований, предъявляемых к студентам-пловцам, занимающимся в ГСС, для выстраивания круглогодичной тренировочной программы, на наш взгляд, оптимально двухцикловое планирование. Оно предусматривает разделение учебного года на два цикла со своими этапами подготовки в каждом.

Эффективность такого подхода подтверждает опыт американских пловцов из Техасского и Индианского университетов. Их достижения стали особенно заметны в 70-80-е годы XX века, и в обоих случаях применялось двухцикловое планирование.

В целом тренировочная программа выстраивается как обычно - на основе принципа постоянного повышения нагрузки, с преобладанием экстенсивных методов тренировки (дистанционное плавание или интервальная тренировка) в начале сезона и последующим применением более интенсивных методов (включая спринтерскую тренировку, повторную тренировку, плавание в полную силу в условиях соревнований или близких к ним) по мере роста тренированности пловца.

Каждый цикл разделяется на 4 периода: 1) подготовительный, 2) специальный, 3) соревновательный и 4)переходный. В календарном плане эти периоды распределены в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1. Периоды в двухцикловом годовом планировании, календарный план

Период I цикл II цикл

Подготовительный 1 сентября - 15 октября 9 февраля - 28 февраля

Специальный 16 октября - 15 ноября 1 марта - 31 марта

Соревновательный 16 ноября - 25 декабря 1 апреля - 31 мая

Переходный 26 декабря - 8 февраля 1 июня - 31 августа

Этапы (периоды) подготовки спортсменов в каждом цикле Подготовительный этап: «мягкие» нагрузки, врабатывание

На этом этапе большое внимание отводится общей физической подготовке, усилия фокусируются на разносторонней силовой подготовке, развитии гибкости, быстроты и общей выносливости. Интенсивность упражнений - умеренная. Это может быть длительная ходьба, бег, гребля, дистанционное плавание, совершенствование элементов техники плавания и др.

Специальный этап: становление спортивной формы

Доля ОФП в тренировочном процессе существенно снижается, начинают доминировать специальные упражнения, способствующие развитию силы мышц, на которые приходится основная нагрузка при плавании. Повышенное внимание уделяется технической подготовке. В начале этапа увеличивается доля упражнений в воде по элементам, в конце - в координации. К середине второго этапа тренировка достигает пика по интенсивности и режиму упражнений. К концу периода она становится более мягкой, восстановительные процессы в организме спортсмена проходят быстро, и к началу соревновательного периода пловец выходит на пик работоспособности.

Соревновательный период: стабилизация спортивной формы

Тренировки в этом периоде должны обеспечить готовность спортсмена к участию в соревнованиях, гармонизировать его возросшие физические и технические возможности, помочь привыкнуть к атмосфере официального старта. Главное средство стабилизации спортивной формы - участие в стартах на основную дистанцию. После стартов планируются поддерживающие упражнения, позволяющие спортсменам сбросить психологическое напряжение, избавиться от ощущения усталости и снижения работоспособности. На этом этапе осуществляется также шлифовка техники, помогающая найти оптимальное распределение усилий и амплитуду, добиться согласованности движений, научиться варьировать технику на дистанции и т.д.

Переходный период: нагрузки в формате активного отдыха Переходный период готовит спортсмена к следующему циклу. Основной инструмент в переходный период - активный отдых: спортивные игры, походы и т.д. Усилия направлены в первую очередь на поддержание общей работоспособности, укрепление здоровья, психологическую разрядку, создание предпосылок для качественного скачка спортивного мастерства в новом цикле.

Знание особенностей основных направлений развития плавания позволяет правильно понять специфику данного вида физических упражнений, оценить современное состояние плавания и эффективнее использовать опыт прошлых лет [1, с. 19].

Список литературы

1. Плавание: Учебник для вузов / под общ. Ред. Н. Ж. Булгаковой. М.: Физкультура и спорт, 2001. 400 с.

2. Плавание. Учебник / под ред. Платонова В.М. Киев: «Олимпийская литература», 2000. 493 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.