Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления жилищно-коммунальной сферы г. Ростова-на-Дону'

Совершенствование системы управления жилищно-коммунальной сферы г. Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илясова В.Г., Бородина И.П.

С развитием инфраструктуры городов состояние жилищно-коммунальной сферы становится особенно актуальным. В статье рассмотрены перспективные направления развития сферы коммунальных услуг г. Ростова-на-Дону. Проведен анализ мероприятий по модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства города. Обозначены основные пути совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления жилищно-коммунальной сферы г. Ростова-на-Дону»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК 332.87

Илясова В.Г.

Бакалавр 3 курса, Южный федеральный университет

Бородина И.П.

К.э.н., Южный федеральный университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

С развитием инфраструктуры городов состояние жилищно-коммунальной сферы становится особенно актуальным. В статье рассмотрены перспективные направления развития сферы коммунальных услуг г. Ростова-на-Дону. Проведен анализ мероприятий по модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства города. Обозначены основные пути совершенствования.

Ключевые слова: система управления, жилищно-коммунальное хозяйство, модернизация.

В настоящее время в г. Ростове-на-Дону проводится комплекс мероприятий по модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства. Деятельность органов местного самоуправления сосредоточена на улучшении условий проживания граждан в многоквартирных домах и приведении работы всех служб в соответствие с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также качественного и бесперебойного обеспечения жителей города коммунальными услугами.

В г. Ростове-на-Дону осуществляется деятельность по улучшению условий проживания граждан в многоквартирных домах, которая была отражена в целевой программе «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов г. Ростова-на-Дону на 2012-2014 годы», 2011 года [1].

Направлением проводимых в России преобразований, которые касаются совершенствования системы управления в целом и стабилизация социально-экономической ситуации в стране. Примером совершенствования процесса модернизации ЖКХ, могут служить реформы в жилищно-коммунальной сфере г. Ростова-на-Дону.

В бюджете города учтены расходы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также снос аварийных жилых домов. В 2014 г. на переселение из аварийного жилья было направлено порядка 1,5 млрд рублей, в результате чего были переселены почти 1,5 тыс. семей.

В 2015 г. на эти цели запланировано израсходовать 1,4 млрд. руб., в том числе 800 млн. рублей составляют средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, около 450 млн. рублей — областного бюджета и 150 млн. рублей — средства бюджетов муниципальных образование [3].

В рамках мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Ростовской области в 2015 году запланировано использовать 2 279 217,3 тыс. рублей, в том числе: 1 391 020,8 тыс. рублей — средства федерального бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ; 599 889 тыс. рублей — средства областного бюджета; 288 307,5 тыс. рублей — средства муниципальных образований области. [3].

Для осуществления и организации качественного и бесперебойного снабжения жителей города коммунальными услугами в городе были приняты две ведомственные целевые программы «Организация эксплуатации бесхозяйных объектов газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, мониторинг и прогнозирование показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Ростове-на-Дону в

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

2011-2013 годах» и «Разработка схемы теплоснабжения города Ростова-на-Дону на 20122013 годы», на которые были выделены из бюджета города в 2013 году — 7 356,8 тыс. руб., в 2014 году — 7331,0 тыс. руб. За счет этих средств поставлены на учет 2 346 объектов.

Приоритетными направлениями реформирования жилищно-коммунальной сферы в г. Ростове-на-Дону на сегодняшний день, могут быть: установка на разнообразие форм управления в ЖКХ; нормативный подход к реализации ресурсо- и энергосберегающей политики; внедрение новых форматов привлечения в отрасль частных инвестиций; активное вовлечение общественности преобразования жилищной сферы; институциональные изменения в деятельности управляющих компаний; переход к осуществлению расчетов граждан за коммунальные услуги или ресурсы адресно ресурсоснабжающим организациям.

Острейшей проблемой является реальная демонополизация в жилищной сфере, формирование благоприятных условий для создания товариществ собственников жилья, что позволит горожанам выбирать управляющую компанию, ответственно работающую на благо жителей. Останавливать свой выбор на стратегии максимального снижения коммунальных издержек и реализовывать ресурсо- и энергосберегающую практику в реальных условиях деятельности ответственных сообществ жильцов. Так, 80% жилищного тарифа приходится на оплату коммунальных услуг (при производстве электроэнергии, тепла и горячей воды расходы на газ составляют порядка 67%) [4], поэтому как для потребителей, так и для поставщиков коммунальных услуг актуальным является реализация ресурсосберегающего поведения во всех аспектах жилищно-коммунальной сферы. Существенную роль в этом играет и активность общественности, которая может быть реализована через систему органов территориального общественного самоуправления.

Также необходимы существенные изменения и дополнения в нормативно-правовых актах по вопросам тарифного регулирования в части учета всего объема потерь коммунальных ресурсов, выявленных после оснащения приборами учета большинства потребителей коммунальных услуг.

Перспективы модернизации в отношении капитального ремонта многоквартирных домов связаны с внесенными в Жилищный кодекс РФ изменениями, вступившими в силу после принятия Федерального закона от 25 декабря 2012г. №271- Взносы должны перечисляться на специальный счет в кредитной организации. Находящиеся на счете денежные средства, сформированные за счет взносов, процентов за просрочку их уплаты и процентов, начисленных кредитной организацией за пользование этими средствами, будут находиться в долевой собственности собственников помещений; в случае смены собственника помещения доля в денежных средствах на капитальный ремонт будет переходить к новому собственнику. Установление минимального размера взноса на капитальный ремонт, в соответствии с утвержденными на федеральном уровне методическими рекомендациями, возложено на органы власти субъектов РФ.

Собственники помещений в многоквартирных домах получили возможность накапливать средства на капитальный ремонт и иным образом — перечисляя взносы на счет «регионального оператора» в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательных прав собственников помещений в многоквартирном доме. Региональные операторы также будут осуществлять и функции технического заказчика капитального ремонта. Субъекты РФ имеют право создавать несколько региональных операторов для различных частей территории субъекта РФ.

Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов проводится в соответствии с региональными программами. Порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме возлагается на органы местного самоуправления.

В 2015 году за счет ежемесячных взносов собственников помещений многоквартирных домов запланировано отремонтировать 307 многоквартирных домов на общую сумму 1,5 млрд руб. Объем средств областного бюджета, который будет направлен

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

на эти цели, составит 492,4 млн руб. В период с 2010-2014 годы улучшили условия проживания более 300 тысяч человек, проведен капитальный ремонт более 2 тысяч многоквартирных домов и заменено более 1 тысячи лифтов [3].

В 2015 г. донское министерство ЖКХ инициировало исследование, посвященное реальной стоимости капитального ремонта во всех домах Ростовской области. Планируется сгруппировать взносы по типу домов [5].

В целом реализация перспективных мероприятий в жилищно-коммунальной сфере г. Ростова-на-Дону позволит повысить качество коммунальных услуг, эксплуатационную надежность жилищного фонда, уровень благоустроенности территории города.

Литература

1. Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону, 2000-2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostov-goшd.m/?ГО=4206.

2. Ростовская область в 2015г. сохранит «докризисные» темпы строительства: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kuban.rbc.ru/krasnodar/interview/26/08/2015/55ddeb969a794764eb4dfcf8/

3. Официальный портал Правительства Ростовской области, 2010-2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=80032, свободный. Загл. с экрана.

4. Чурикова С.Ю., Севрюк Я.В. ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ// Мир науки и инноваций. 2015. — Т. 13. — С. 15-19.

5. Реформы сферы ЖКХ обсудили в Ростовской области[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dontr.ru/vesti/obshchestvo/reformy-sfery-zhkh-obsudili-v-rostovskoj-oblasti//

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.