Научная статья на тему 'Капитальный ремонт многоквартирных домов в Санкт-Петербурге: проблемы и развитие'

Капитальный ремонт многоквартирных домов в Санкт-Петербурге: проблемы и развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2251
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / жилищный фонд / региональный фонд капитального ремонта / реформирование жилищно-коммунального хозяйства / fundamental repair / regional fund for fundamental repair / municipal housing reform

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов Ю. Л.

В статье рассматриваются результаты проведения капитального ремонта жилищного фонда в 2009 г. и плановые показатели на 2010 г. Исследуются проблемы финансирования капитального ремонта жилищного фонда в Российской Федерации и предлагается механизм создания регионального фонда капитального ремонта, который является развитием принятой политики реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the results of the fundamental repair of the housing fund in 2009 and planned indices for 2010, analyzes its financial problems, and offers the mechanism of creating of the regional fund for fundamental repair within the framework of the policy for municipal housing reform.

Текст научной работы на тему «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Санкт-Петербурге: проблемы и развитие»

— стимулировать процесс мобилизации финансовых ресур- — создать нормативно-правовую базу проведения капи-

сов в сферу ремонтных работ, повышая их привлекательность тального ремонта жилых зданий с учетом современных реалий

для инвесторов; развития отношений собственности.

Литература

1. Иохведов Ф.М., Олтяну А.А., Чекалин В.С. Планирование и финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в крупном городе. — Череповец, 2008

2. Смирнов Е.Б. Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования экономических отношений рыночного типа. — СПб.: СпбГИЭУ, 2004.

3. Порывай Г.А., Датюк О.В. Техническая эксплуатация зданий. — М., 1983.

4. Прокопишин А.П. Капитальный ремонт зданий. — М.: Стройиздат, 1991.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ

Ю.Л. Осипов,

председатель жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, соискатель Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета [email protected]

В статье рассматриваются результаты проведения капитального ремонта жилищного фонда в 2009 г. и плановые показатели на 2010 г. Исследуются проблемы финансирования капитального ремонта жилищного фонда в Российской Федерации и предлагается механизм создания регионального фонда капитального ремонта, который является развитием принятой политики реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: капитальный ремонт, жилищный фонд, региональный фонд капитального ремонта, реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

УДК: 332.81; ББК: 65.05

В Санкт-Петербурге с 2009 г. применяется новый порядок финансирования расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Так, Законом Санкт-Петербурга от 09.07.2008 № 484-81 «О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга», разработанного в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Фонд), регулируются отношения, связанные с предоставлением управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам средств бюджета Санкт-Петербурга на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

Собственники помещений в многоквартирных домах и члены ТСЖ, ЖСК, ЖК проводят общие собрания по вопросу осуществления капитального ремонта общего имущества этих домов.

Порядок формирования Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Санкт-Петербурге регламентируется постановлением Правительства города от 20.01.2009 №13 «О капитальном ремонте многоквартирных домов расположенных на территории Санкт-Петербурга».

Такая Региональная адресная программа на 2009 г. была сформирована и утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2009 № 314 «О Региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на 2009 год».

Данная программа включала адреса, предложенные администрациями районов Санкт-Петербурга для выполнения

капитального ремонта в 2009 г. в многоквартирных домах, собственники помещений в которых на общих собраниях приняли решения о проведении капитального ремонта, об участии в Региональной адресной программе и о долевом финансировании капитального ремонта за счет собственных средств в размере не менее пяти процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта. Общий объем финансирования составлял 4,8 млрд руб., в том числе:

— 3,6 млрд руб. — средства государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, что составляет 78,23% от общего объема средств, предоставляемых в виде субсидий;

— 1 млрд руб. — средства бюджета Санкт-Петербурга, что составляет 21,77% от общего объема средств, предоставляемых в виде субсидий;

— 241,8 млн руб. — средства товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, либо собственников помещений в многоквартирных домах, что составляет 5% от потребного объема финансирования на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную программу.

Наиболее приоритетными работами, запланированными на вошедших в Региональную программу адресах, являлись:

замена лифтов (30% от общего объема финансирования);

капитальный ремонт систем отопления (28%);

капитальный ремонт систем холодного и горячего водоснабжения (26%).

При реализации Региональной адресной программы первоначально планировалось выполнить работы в 1207 домах, общей площадью 6,8 млн кв. метров, что позволило бы улучшить жилищные условия 366 тыс. человек.

В 2009 г. было отремонтировано 1514 домов, объем финансирования капремонта составил 4,8 млрд рублей, из них — 3,6 млрд было выделено из фонда ЖКХ.

В соответствии с утвержденным Фондом Порядком использования денежных средств, неизрасходованных при реализации Программы, в счет полученной экономии подготовлена дополнительная программа, в которую включено 467 объекта, 143 из которых включены повторно из ранее утвержденной программы, но по иным видам работ.

Петербург намерен в 2010 г. привлечь у Фонда 4 млрд 410 млн рублей для реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов. Из городского бюджета на капремонт жилищного фонда в текущем году будет выделено 1,2 млрд рублей, еще около 300 млн рублей планируется привлечь со стороны собственников помещений в порядке софинансирования. Итоговый объем вложений в реализацию программы в 2010 г. может составить 5,9 млрд рублей. Средства будут направлены на капитальную реконструкцию 957 домов, где проживает 271 тыс. петербуржцев. По сравнению с программой 2009 г. количество домов уменьшилось, поскольку в них предусмотрен больший объем работ.

В рамках программы 2010 г. планируется замена лифтового оборудования на общую сумму около 2 млрд рублей, ремонт отопления (1,5 млрд руб.), систем холодного и горячего водоснабжения (1 млрд руб.), а также ремонт фасадов.

Еще одна особенность программы — широкое участие в ней бывших госструктур — жилкомсервисов. Например, из 67 домов Центрального района, идущих на капремонт, эти организации обслуживают примерно половину. Жилкомсервисы возьмут на себя 5%-ное финансирование, которое должны вносить собственники жилья.

Проблемы привлечения кредитных ресурсов для ремонта и модернизации многоквартирных домов заключаются в следующем: у товарищества собственников жилья нет своего имущества, которое можно было бы использовать в качестве гарантии возврата кредита, а собственники квартир не хотят закладывать свои квартиры в обеспечение кредита товарищества или давать поручительства за других собственников помещений, поэтому необходимы меры, обеспечивающие доступность кредитов для собственников квартир (через ТСЖ или управляющие организации) и снижающие риски банков.

С нашей точки зрения сегодня в Российской Федерации целесообразно создание региональных фондов за счет средств Фонда ЖКХ в размере дополнительных лимитов финансирования регионов, средств создаваемого в субъекте РФ регионального фонда капитального ремонта. При этом региональный фонд капитального ремонта будет объединять предназначенные для проведения капитального и частично текущего ремонта жилищного фонда средства республиканского и местных бюджетов и средства собственников жилья, средства лизинговых компаний и кредитных средств. По нашему мнению, создание таких региональных фондов является развитием принятой политики реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Создание таких региональных фондов потребует внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации (п.16 ст.12 Жилищного кодекса Российской Федерации: «к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: ... установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы»).

В настоящее время предусмотрен механизм внесения средств собственниками квартир и иных помещений в многоквартирном доме на ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В частности, Жилищный кодекс устанавливает необходимость принятия решения о капитальном ремонте многоквартирного дома общим собранием собственников (п.1 ч.1 ст.44, ч.2 ст.158). Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность и необходимость установления в договоре управления многоквартирным домом порядка определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт общего имущества, а также порядок внесения такой платы (п. 3 ч. 3 ст. 162), создания товариществом собственников жилья специальных фондов (в т.ч. фонда капитального ремонта) за счет взносов членов ТСЖ и платежей собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ (п.2 ч.1 ст.137, п.5 ч.2 ст.145, ч.3 ст.151). Таким образом, механизм внесения средств на ремонт общего имущества в многоквартирном доме законодательно установлен (ч.5 и 6 ст.155, ч.3 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации). Причем, возможно как «накопление» необходимых средств в фонде ТСЖ, так и возможность оплаты капитального ремонта собственниками помещений в форме предоплаты (до проведения ремонта), в рассрочку (после проведения ремонта) или комбинации этих способов.

Однако сегодня, несмотря на проделанную работу в рамках программы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, остаются проблемы в сфере капитального ремонта жилищного фонда. В частности:

1. Необходимо развивать систему государственного контроля за состоянием многоквартирных и жилых домов. Действующие в настоящее время региональные государственные жилищные инспекции со своими функциями справляются избирательно;

2. Патерналистская политика органов местного самоуправления и органов государственной власти ряда субъектов Российской Федерации привела к низкой культуре несения собственниками помещений в многоквартирных домах бремени содержания общего имущества.

Необходимо на всех уровнях публичной власти:

— оказывать финансовую поддержку собственникам помещений в многоквартирных домах и собственникам жилых домов, которые решили провести капитальный ремонт своих домов;

— содействовать самостоятельному управлению собственниками помещений своими многоквартирными домами и проведению капитального ремонта.

Литература

1. Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

2. Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2008 № 484-81 «О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга»

3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 №13 «О капитальном ремонте многоквартирных домов расположенных на территории Санкт-Петербурга»

4. http://www.gilkom-complex.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=373:-2010-44-&catid=41:2009-10-15-09-38-41&Itemid=71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.