Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления техническим обеспечением медицинской помощи'

Совершенствование системы управления техническим обеспечением медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
222
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / MEDICAL EQUIPMENT / MEDICAL FACILITIES / TECHNICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Зюзина С. И.

В статье рассматриваются аспекты управления техническим обеспечением медицинской помощи на основе повышения качества поставок медицинского оборудования и организации его технического обслуживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE CONTROL SYSTEM TECHNICAL MAINTENANCE OF MEDICAL AID

In clause aspects of management by technical maintenance of medical aid on the basis of improvement of quality of deliveries of the medical equipment and the organization of its maintenance service are considered

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления техническим обеспечением медицинской помощи»

УДК 681.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С.И. Зюзина

В статье рассматриваются аспекты управления техническим обеспечением медицинской помощи на основе повышения качества поставок медицинского оборудования и организации его технического обслуживания

Ключевые слова: медицинское оборудование, медицинские услуги, техническое обслуживание

Эффективность медицинского оборудования

- одна из важнейших составляющих,

определяющих, наряду с профессионализмом медицинского персонала, качество медицинских услуг, оказываемых населению. Можно выделить две составляющие, от которых зависит эффективность медицинского оборудования:

клиническая эффективность и техникоэкономическая эффективность.

Клиническая эффективность медицинского прибора определяется набором функциональных возможностей и качеством выполнения этих функций. Техническо-экономическая

эффективность зависит от стоимости прибора, качества его изготовления, эффективности

использования в лечебном учреждении,

технического состояния и стоимости технического обслуживания прибора в процессе эксплуатации.

Требования к техническому уровню медицинского оборудования могут существенно отличаться в зависимости от статуса лечебного учреждения: фельдшерский пункт, поликлиника, районная или городская больница, областная больница или научно-исследовательский медицинский центр.

Чем выше технический уровень прибора, тем, как правило, выше его стоимость. Медицинское лечебные учреждения низшего звена не оснащаются техникой высокого уровня не только из-за скромных финансовых возможностей, но и потому, что решают другие медицинские задачи: первичное обследование, помощь на дому, выявление случаев заболевания, при которых пациент должен быть направлен в лечебные учреждения более высокого уровня и т.д.

Качество медицинской техники определяется не только функциональными возможностями и техническим уровнем, но также надежностью и безопасностью его использования. За рубежом уделяется очень большое внимание качеству медицинской техники. В результате созданы стандарты гарантии качества и безопасности медицинской техники.

Очень часто принятие решений по тендерной закупке техники происходит достаточно формально

- только путем оценки декларируемых поставщиком характеристик аппаратуры. При этом не учитывается опыт эксплуатации приборов

Зюзина Светлана Ивановна - МУЗГО г. Воронежа «Городская поликлиника №8», соискатель, тел. (4732) 3647-05

(иногда негативный), уровень морального старения и т.д. Очевидно, что решение по закупке не может приниматься без экспертного заключения медицинских, а также технических специалистов, которые должны нести ответственность за правильность принятия решений.

В тех случаях, когда работают рыночные механизмы, вероятность принятия правильных решений повышается. Например, то недорогое оборудование и расходные материалы, которые закупаются медицинскими учреждениями непосредственно, как правило, выбирается очень тщательно и ошибок здесь меньше, чем в тех случаях, когда решение принимается в управлениях и министерствах здравоохранения.

Особое внимание в процессе эксплуатации медицинской техники следует уделять процессу ее технического обслуживания.

В состав работ по техническому обслуживанию медицинской техники входят:

- контроль технического состояния;

- техническое обслуживание в процессе эксплуатации;

- восстановление отказавшей аппаратуры.

Контроль технического состояния

непосредственно перед использованием прибора проводится сервисной службой медицинского учреждения, если таковая имеется, или самим пользователем аппаратуры в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Более полный плановый контроль технического состояния должен проводиться периодически в соответствии с установленным регламентом. В большинстве случаев такой контроль вообще не проводится по причине отсутствия необходимой документации, а также специалистов соответствующего уровня.

Внеплановый контроль выполняется при поступлении прибора в эксплуатацию, после продолжительного перерыва в работе и после восстановления неисправного прибора. Входной контроль обычно осуществляется фирмой-поставщиком, однако профессиональный уровень этой работы всецело зависит от того, уполномочен ли поставщик проводить работу фирмой-изготовителем или является просто конечным продавцом в цепочке от изготовителя до заказчика. Другие виды внепланового контроля также должны проводиться квалифицированными службами или специализированными предприятиями, но эта работа должным образом не организована.

Техническое обслуживание в процессе эксплуатации включает в себя, кроме чистки прибора от пыли, грязи и т.д., проверку и затяжку необходимых крепёжных элементов, электрических

кабелей и соединений, а также ряд плановопредупредительных процедур, специфических для данного изделия, например, дезинфекцию,

стерилизацию или промывку отдельных узлов и замену расходных материалов (термобумага, гель, электроды, картриджи и т.д.). Более или менее удовлетворительно техническое обслуживание при эксплуатации реализуется силами самих лечебных учреждений.

Восстановление (ремонт) вышедшей из строя аппаратуры требует проведения диагностики для выявления отказавших узлов, поставки

необходимых запасных частей для замены отказавших и, после этого, собственно ремонта аппарата с последующей обязательной проверкой работоспособности и настройкой аппарата.

Силами инженерно-технического персонала самого лечебного учреждения, если таковой имеется, могут быть отремонтированы только самые простые приборы. Более сложная техника может быть отремонтирована только с помощью сервисных служб фирмы-производителя или уполномоченных ею фирм, например, сервисное обслуживание должно выполняться

авторизованными дилерами, т. е. поставщиками продукции фирмы-производителя.

Самой большой проблемой в техническом обслуживание является то, что очень часто поставщик медицинской техники не несет за неё ни какой ответственности ни на гарантийном, ни тем более на после гарантийном сроке службы. Это связано с тем, что во многих случаях поставка осуществляется многочисленными посредниками, не наделенными соответствующими правами и не прошедшими специального обучения на фирме-изготовителе или авторизованных представителей фирмы-изготовителя.

Неотложными, видятся при этом следующие организационные и финансовые меры.

Закупка медицинского оборудования за счет бюджетных средств должна производиться только у фирм-производителей или уполномоченных ими поставщиков. Во всех тендерных документах должно присутствовать это требование. При прямых закупках оборудование в контрактах на закупку должно присутствовать обязательное требование о предъявлении поставщиками соответствующих авторизованных писем (в оригинале или нотариально заверенных).

Желательно, чтобы в контрактах на закупку сложного медицинского оборудования специально оговаривались не только обязательства поставщика по гарантийному обслуживанию, но и обязательства по техническому обслуживанию в после гарантийный период. При необходимости, такое обслуживание может осуществлять специализированная сервисная фирма. В этом

случае контракт может быть трехсторонним или одновременно должны заключаться два контракта: на закупку и на техническое обслуживание.

Все закупки медицинского оборудования по кредитам должны обязательно быть согласованы с ведущими медицинскими специалистами и экспертами по медицинской технике. Должна быть исключена практика, когда ответственные решения по закупке этой техники принимаются без учёта мнения будущих пользователей аппаратуры. Должна быть персонифицирована ответственность за правильность принятого решения.

При регистрации зарубежной медицинской техники в Минздраве России необходимо ввести обязательное требование об использовании на территории России русскоязычной аппаратуры, допуская исключения только для новейших образцов зарубежной аппаратуры или для закупок единичных образцов приборов.

Должна быть обеспечена приоритетность закупки отечественной медицинской техники, если она соответствует мировому уровню (является импортозамещающей).

Необходимо продолжить работу по введению в России международных стандартов качества медицинской техники. Эта работа ведётся силами технических комитетов, специалистов

Госстандарта и Минздрава, а также привлекаемых специалистов и экспертов. Следует добиться достаточного бюджетного финансирования для проведения этих работ.

Необходимо наладить работу в новых условиях служб технического обслуживания медицинской техники. Для этого должна быть продумана организация многоуровнего обслуживания, участниками которого должны быть сервисные службы предприятий-изготовителей или авторизованных фирм-представителей

изготовителя, специализированных сервисных фирм и сервисных инженеров медицинских учреждений.

Следует чаще использовать практику закупки оборудования с требованием увеличенного срока гарантийного обслуживания (до 2-х или 3-х лет вместо 1 года). Это может несколько увеличить стоимость закупки, но зато резко повысит

ответственность поставщика за качество

поставляемого оборудования.

Литература:

1. Бояджян, Семенов В.Ю. Проблемы стандартизации оценки деятельности учреждений здравоохранения // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики управления здравоохранением им. Н.А. Семашко. М.: РАМИ, 1992.

2. Пустовский И.В. О системе единого

государственного здравоохранения в России // Здравоохранение РФ. № 5. 1993.

МУЗ Городского округа г. Воронежа «Городская поликлиника №8» PERFECTION OF THE CONTROL SYSTEM TECHNICAL MAINTENANCE OF MEDICAL AID S.I. Zyuzina

In clause aspects of management by technical maintenance of medical aid on the basis of improvement of quality of deliveries of the medical equipment and the organization of its maintenance service are considered

Key words: medical equipment, medical facilities, technical maintenance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.