СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО ЦИКЛОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Палихата В.М., соискатель НОУ ВПО «Института мировой экономики и информатизации»
Определена рациональная совокупность инструментов и технологий управления параметрами жизненного цикла инноваций на предприятиях энергетического машиностроения жизненного цикла. Разработан механизм управления сбалансированным развитием инновационного и инвестиционного циклов на предприятиях энергетического машиностроения.
Ключевые слова: система управления, сбалансированное развитие, инновационный и инвестиционный цикл, предприятия энергетического машиностроения.
BETTER MANAGEMENT OF BALANCED DEVELOPMENT OF INNOVATION AND INVESTMENT CYCLES IN THE ENTERPRISES OF POWER ENGINEERING
Palikhata V., the applicant, NOU VPO Institute of World Economics and Information
Rational set of tools and technologies of management in parameters of life cycle of innovations at the enterprises ofpower mechanical engineering of life cycle Is defined. The mechanism of management by balanced development of innovative and investment cycles at the enterprises of power mechanical engineering is developed.
Keywords: a control system, balanced development, innovative and a reinvestment cycle, the enterprises of power mechanical engineering.
Ключевыми составляющими интенсификации развития отечественной экономики являются инновационная и инвестиционная деятельность. Производство и реализация инновационной продукции, способные обеспечить ускоренные темпы развития как новых, так и традиционных отраслей экономики, требует кардинального обновления основных производственных фондов, степень износа которых в целом составляет 45,3%, а в сфере обрабатывающих производств 45,7%. Обновление основных производственных фондов требует аккумулирования большого объема инвестиционных ресурсов. Особенно это чувствуется в материалоемких отраслях, к которым относится энергетическое машиностроение, осуществляющее производство промышленного оборудования для генерации и передачи электрической энергии, включая турбины, силовые трансформаторы для атомных, тепловых и гидроэлектростанций, электрогенераторы и т.д.
В современных условиях для предприятий энергетического машиностроения характерна ограниченность рынка сбыта, как на внутреннем, так и на внешнем рынках вследствие общей техноло-
гической отсталости отрасли. С одной стороны это приводит к серьезным проблемам аккумулирования инвестиционных ресурсов для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятий энергетического машиностроения, включая осуществление инновационной деятельности.
С другой стороны, недостаток средств на инновационную деятельность приводит к разомкнутости цикла инновационного развития предприятий энергетического машиностроения, включая научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию продукции потребителям с возвратом средств и последующим реинвестированием в инновационную деятельность. А это, в свою очередь, приводит к потере конкурентоспособности, сокращению выручки и прибыли, направляемой, в том числе, на развитие инновационной деятельности.
При совершенствовании системы управления сбалансированным развитием инновационного и инвестиционного циклов на предприятиях энергетического машиностроения на первом этапе была
Таблица 1. Определение рациональной совокупности моделей управления параметрами жизненного цикла инноваций на предприятиях энергетического машиностроения (результаты рейтинговой оценки)
№ Этап ЖЦ Варианты моделей
модель на основе фактическо го стандарта модель «коммутатор а» модель на основе потребительск их решений модель на основе пирамид ы продукц ИИ модель на основе управлен ИЯ цепочкой ценносте й модель на основе многослойно й прибыли блокбастерно го типа модель предприниматель ск ого (отпочковывающ ег ося)типа модель доступа потребите ля через особые каналы модель кастомин га модель широкого ассортимен та одной категории модель дистрибуц ИИ с низкими издержкам модель специализац ии на аутсорсинге
1 Зарождение идеи *
2 Поиск ресурсов на реализацию идеи создания продукции *
3 Разработка макета *
4 Разработка опытного образца *
5 Изготовлен ие пробной партии *
6 Начало серийного производст ва *
7 Выход в точку окупаемост и *
8 Продолжен ие роста *
9 Замедление роста *
1 0 Остановка роста *
1 1 Спад *
1 2 Завершение жизненного цикла *
56 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
4/15/11, 6:02
56
sv11_7.P65
Рис.1. Схема механизма управления сбалансированным развитием инновационного и инвестиционного циклов в экономических
системах энергетического машиностроения.
определена рациональная совокупность моделей управления параметрами жизненного цикла инноваций на предприятиях энергетического машиностроения.
Результаты определения методом экспертных оценок рациональных моделей управления параметрами жизненного цикла инноваций на предприятиях энергетического машиностроения максимально соответствующих этапам жизненного цикла инноваций приведены в табл.1.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что: в прединвестиционной фазе (этапы 1-2) целесообразно использовать модели кастоминга и управления цепочкой ценностей;
в активной инвестиционной фазе (этапы 3-6) целесообразно использовать модели аутсорсинга, отпочковывания, потребительских решений и «коммутатора»;
в активной производственной фазе (этапы 7-10) модели пирамиды продукции, многослойной прибыли, широкого ассортимента одной категории и дистрибуции с низкими издержками;
в фазе зрелости инновации (этапы 11-12) целесообразно использовать модель доступа потребителя через особые каналы и модель фактического стандарта.
На основе выявленных особенностей циклического характера развития инновационной и инвестиционной деятельности в компаниях энергетического машиностроения, сформированных критериев эффективности управления сбалансированным развитием инновационного и инвестиционного циклов в экономических системах энергетического машиностроения и определения рациональной совокупности инструментов и технологий управления параметрами жизненного цикла инноваций в экономических системах энергетического машиностроения в работе был сформирован механизм управления сбалансированным развитием инновационного и инвестиционного циклов в экономических системах энергетического машиностроения (рис.1).
Предложенный механизм позволяет на основе идентификации этапов жизненного цикла в инновационной деятельности предприятия задействовать рациональные модели управления сбалансированным развитием инновационного и инвестиционного циклов для управления параметрами сбалансированного развития и с использованием разработанных критериев оценить эффективности управления сбалансированным развитием в рамках циклов инвенций, инноваций, модернизаций и имитаций, и выработать необходимые корректирующие воздействия.
На заключительном этапе исследований были разработаны методические рекомендации по применению инструментов сбалансированного развития инновационного и инвестиционного циклов в экономических системах энергетического машиностроения и проведена апробация предложенного механизма управления сбалансированным развитием инновационного и инвестиционного циклов в экономических системах энергетического машиностроения на предприятия ЗАО «Росэнергомаш». Результаты апробации показали, что при внедрении механизма управления сбалансированным развитием инновационного и инвестиционного циклов в эко-
номических системах энергетического машиностроения эффективность деятельности в рамках цикла имитации возрастает на 3-5%, в рамках цикла модернизации - на 9-14%, в рамках цикла инновации - на 25-33%, в рамках цикла инвенции (по прогнозным оценкам) - на 48-64%.
Литература:
1. Сельсков А.В. Система сбалансированного развития инновационного, инвестиционного и производственного процессов промышленной корпорации. Изд-во «Риалтекс», 2009.
2. Перова Н.Н. Система сбалансированных показателей как основа развития инновационного подхода к оценке эффективности деятельности предприятия // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции «Проблемы развития инновационно-креативной экономики», 23 апреля 2010.
3. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Риалтекс, 2008.
4. Крылов С.И. Развитие методологии анализа в сбалансированной системе показателей. - М.: ФиС, 2010.
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 57
4/15/11, 6:02
57