Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления производства общественных благ (на примере пожарной безопасности)'

Совершенствование системы управления производства общественных благ (на примере пожарной безопасности) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Десницкий А.А., Лоран Н.М., Дашко С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления производства общественных благ (на примере пожарной безопасности)»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ (НА ПРИМЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

А.А.Десницкий, Н.М.Лоран, С.А.Дашко, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности в России определяется, в основном, Федеральным законом "О пожарной безопасности" №69 ФЗ от 21.12.94 г.

В соответствии с Законом [1] - "обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства", т.е. его обязанностью. Эта обязанность государства реализуется через систему обеспечения пожарной безопасности (ст.3 Закона [1]), представляющую из себя "совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами".

В тоже время, следует отметить, что сегодня государство не имеет финансовых средств для выполнения своих обязательств по обеспечению пожарной безопасности, вытекающих из Закона [1].

Характерной чертой современного состояния системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) Российской Федерации является объективное противоречие между носителями прав в области пожарной безопасности (государства, и его органами власти и управления) и экономической ответственности (субъекты хозяйственной деятельности). Существующая угроза пожарной опасности для населения, экономических объектов, природных ресурсов страны вызывает необходимость системного подхода в решении задач своевременного мониторинга, прогнозирования и эффективного распределения сил и средств государственной противопожарной службы для ликвидации очагов пожаров.

Следовательно, от того насколько грамотно будет функционировать система управления пожарной безопасностью, настолько эффективно будет работать система обеспечения пожарной безопасности [2].

Место системы управления пожарной безопасностью административно-территориальных единиц (далее АТЕ) региона в структуре государственной противопожарной службы определяется совокупностью следующих основных функций управления: получение, обработка, анализ, оценка, учет и контроль данных состояния сил и средств; подготовка выводов из имеющейся информации о состоянии сил и средств; принятие организационных, оперативных решений при разработке выводов из оценки состояния сил и средств; принятие организационных, оперативных решений при формировании замысла плана применения сил и средств для тушения пожаров; принятие оперативных (в том числе управляющих, согласующих) решений при планировании использования сил и средств для ведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе при разработке плана этих действий, планирующих и других регламентирующих документов службы пожарной охраны с постановкой конкретных задач

участниками; принятие решений при проведении предварительного планирования мероприятий; обеспечение профессиональной и других видов подготовки личного состава; организация управления силами и средствами; взаимодействие сил и средств с силами и средствами других министерств и ведомств; доведение необходимой оперативной информации и информации взаимодействия (согласования) до подчиненных и взаимодействующих органов управления, соответственно; контроль выполнения подчиненными (приданными) силами и средствами поставленных перед ними задач по организации и несению службы.

Данные функции управления характерны для всех элементов трехуровневой иерархической системы управления ГПС АТЕ. Различия определяются лишь степенью детализации и масштабами информации, а также уровнем компетентности и оперативности принимаемых управленческих решений.

Назначение системы управления ГПС АТЕ состоит в том, чтобы обеспечить постоянную высокую боевую готовность подчиненных подразделений, их всестороннюю подготовку к ведению боевых действий и максимальную эффективность использования при решении поставленных задач в процессе проведения пожаротушения и ликвидации аварий. Достижение этой цели связано с решением целого круга задач, составляющих основное содержание управления. Одной из таких задач управления является задача непрерывного сбора, изучения, обработки и анализа полученных данных.

Управленческие решения различного уровня компетенции, как правило, вырабатываются на основе отдельных блоков, а не всей совокупности информации, что не всегда адекватно отражает общую картину состояния среды и объекта управления. Зачастую при принятии оперативных управленческих решений остаются недоступными для руководителя существенные для рассматриваемой ситуации фактологические сведения. За счет этого значительно снижаются качество и эффективность управления, предметная обоснованность и экономическая целесообразность принимаемых управленческих решений. Постоянное увеличение объема разнообразной информации, которую необходимо в кратчайшие сроки целенаправленно собрать, обработать, проанализировать и выйти на принятие оптимальных управленческих решений, невозможно осуществить без применения в повседневной практике подразделений и служб ГПС современных информационных технологий [3].

Особое внимание уделяется вопросам службы и подготовки, т.е. вопросам, непосредственно связанным с обеспечением боевых действий подразделений пожарной охраны.

Основным критерием эффективности управления в данных вопросах является снижение материальных и социальных последствий от пожара (аварии), которое достигается за счет следующих основных факторов: минимизация времени обработки заявки на выезд; минимизация времени следования подразделений к месту вызова; эффективное проведение разведки; оптимальная расстановка сил и средств на месте пожара; оптимизация выбора "решающего направления"; выбор оптимальных средств и методов пожаротушения и т.д.

Вместе с этим эффективность управления ГПС АТЕ во многом определяется тем, насколько качественно организован сбор, поиск и обработка данных. Информационная система (ИС) системы управления ГПС АТЕ представляет собой комплекс специальных средств, а также органов по сбору, обработке и передаче в удобном для использования виде данных на рабочие места сотрудников.

Система управления ГПС состоит из взаимосвязанных органов управления и управляемых объектов. Объект управления и управляющий орган связаны между собой прямым каналом и каналом обратной связи. В управляющий орган поступают данные о результатах выполнения плана мероприятий ГПС, о степени достижения цели, о состоянии сил и средств, о выполнении ими задач, поставленных управляющим органом ГПС.

Вся эта информация является результатом ряда решений, принимаемых управляющим органом в ходе оперативного управления силами и средствами. Решения при оперативном управлении, в основном, являются результатом сопоставления плана мероприятий ГПС с данными, поступающими по каналу обратной связи, и противопоставляют несоответствию плана текущей обстановки, такое перераспределение ресурсов (исполнительных сил и средств ГПС), при котором обеспечивается достижение планируемых результатов. Для повышения уровня оперативного управления в условиях большого объема информации территориально распределенных органов управления ГПС АТЕ требуется разработка структуры, информационного и программного обеспечения АСУ ГПС АТЕ.

Одновременно научно-технический прогресс создает предпосылки и средства для повышения качества противопожарной защиты [4]. Так как условия научно-технического прогресса требуют от руководителей всех служб и подразделений пожарной охраны научного подхода при выработке управленческих решений, использованию объективных закономерностей в различных областях знаний, то вопросам информационной поддержки процессов управления в системе ГПС традиционно уделяется особое значение.

Результатом работ в этом направлении явилось создание в централизованном порядке на базе ВНИИПО МЧС РФ типовых аппаратно -программных комплексов по автоматизации различных сторон деятельности гарнизонов пожарной охраны. На определенном этапе развития ГПС эти комплексы в значительной мере удовлетворили реальные информационные потребности территориальных управлений.

Проведенный анализ структур и органов управления ГПС МЧС России, структурно-функциональная схема системы информационного обеспечения подразделений ГПС МЧС России позволяют сделать вывод, что система управления производства общественных благ на примере пожарной безопасности должна непрерывно совершенствоваться, разработанные математические модели управления рисками пожарной опасности промышленных объектов, математические модели динамики системы пожаротушения, модели контроля качества знаний должны повсеместно интегрироваться в систему. Реализация

этих интеграций позволит повысить качество функционирования системы ГПС МЧС России в целом [5].

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.

2. Сметанкина Г.И., Дашко С.А. К вопросу об оптимизации системы государственного управления в области пожарной безопасности Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. № 1-2 (5). С. 333-335.

3. Аврахова А.П., Байдалина Л.А., Галимов И.А., Сметанкина Г.И., Чернов С.С., Черунова И.В., Ярковой В.А. Информационные технологии: приоритетные направления развития. Новосибирск, 2011.

4. Сметанкина Г.И., Дашко С.А. Пожарная безопасность как составляющая национальной безопасности государства. Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 28. С. 153-158.

5. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Дашко С.А. Организационно-управленческие проблемы обеспечения пожарной безопасности. В сборнике: Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.