Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в вузе путем формирования инновационной инфраструктуры'

Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в вузе путем формирования инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ / SCIENTIFIC INNOVATION ACTIVITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / EDUCATIONAL INNOVATIONS / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / MANAGERIAL INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Полина Витальевна

Инновационная деятельность в вузе охватывает все его основные направления деятельности: научно-исследовательское, образовательное, административное. Однако наиболее пристальное внимание уделяется научно-инновационной сфере деятельности вуза, в то время как перспективы развития и результаты инновационной деятельности по прочим направлениям не менее важны для повышения эффективности его функционирования. В той связи незамеченными остаются разрывы в цепи инновационного процесса в вузе и, как следствие, низкие результаты инновационной деятельности вуза. В статье предлагаются направления формирования инновационной инфраструктуры вуза, способствующей сбалансированному и эффективному развитию инновационной деятельности вуза по всем основным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремова Полина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the innovation management system at the university by forming an innovative infrastructure

Innovative activity at the university covers all its main activities, namely, scientific, research, educational, administrative. However, the most attention is being paid to the scientific and innovative sphere of the university's activity, while development prospects and the results of innovation in other areas are no less important for improving its performance. In this connection, the gaps in the innovation chain of the university and, as a consequence, the low results of the university's innovative activity remain undetected. The article presents directions for the formation of innovative infrastructure of the university, which contributes to a balanced and effective development of the university's innovation activity in all major areas.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в вузе путем формирования инновационной инфраструктуры»

вопросы инновационной экономики

Том 8 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

совершенствование системы управления инновационной деятельностью в вузе путем формирования инновационной инфраструктуры

Ефремова П.В. 1

1 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Инновационная деятельность в вузе охватывает все его основные направления деятельности: научно-исследовательское, образовательное, административное. Однако наиболее пристальное внимание уделяется научно-инновационной сфере деятельности вуза, в то время как перспективы развития и результаты инновационной деятельности по прочим направлениям не менее важны для повышения эффективности его функционирования. В той связи незамеченными остаются разрывы в цепи инновационного процесса в вузе и, как следствие, низкие результаты инновационной деятельности вуза. В статье предлагаются направления формирования инновационной инфраструктуры вуза, способствующей сбалансированному и эффективному развитию инновационной деятельности вуза по всем основным направлениям.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная деятельность в вузе, образовательные инновации, управленческие инновации, научно-инновационная деятельность.

Improving the innovation management system

at the university by forming an innovative infrastructure

Efremova P.V. 1

1 Far Eastern Federal University, Russia

введение

Инновации научно-исследовательской сферы деятельности вуза и их коммерциализация - это то, чего на данный момент ожидают от отечественных вузов на всех уровнях власти для усиления, оздоровления экономики страны. Однако существующие системы управления в вузах приводят к низкой эффективности инновационной деятельности [4, 8, 17, 18] (Б/тетоуа, Яотапоуа, 2016; 0$1ро\, БМккапоу, БИете^, 2014). Возникает необходимость перестройки, актуализации системы управления инновационной деятельностью.

Проанализировав деятельность зарубежных и отечественных вузов, можно выделить два основных направления развития инновационного университета: в качестве ключевого участника модели тройной спи-

рали и как кузница инновационных кадров. Отсюда в отечественной и зарубежной практике управления инновационной деятельностью вуза преобладает подход, при котором объектом управления являются научно-инновационная и образовательно-инновационная деятельности, что, в обобщенном виде, можно представить схемой (рис. 1) [3-6, 9-16, 20] (Efremova, 2015; Efremova, Romanova, 2016; Geuna, Muscio, 2009):

О - образовательно-инновационное направление

Рисунок 1. Система управления инновационной деятельностью вуза Источник: составлено автором

Недостаток существующего подхода заключается в том, что во вниманив не принимаются административные инновации и административный инновационный процесс как объект управления (рис. 2).

ABSTRACT:_

Innovative activity at the un iversity covers all itsmain activities, namely, scientific, research, educational, administrative. However, the most attention is being paid to the scientific and i nnovative sphere of the university's activity, while development prospects and the results of innovation in other areas are no less important for improving its performance. In this connection, the gaps in the innovation chain of the university and, as a consequence, the low results of the university's innovative activity remain undetected. The article presents directions for the formation of innovative infrastructure of the university, which contributes to a balanced and effective development of the university's innovation activity in all major areas.

KEYWORDS: innovative activity of university, educational innovations, managerial innovations, scientific innovation activities

JEL Classification: 123, 031, 032, 033 Received: 04.12.2017 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Efremova P.V. (Efremova.pv0mail.ru)

CITATION:_

Efremova PV. (2018) Sovcrshenstvovanie sistemy upravteniya innoaatsionnoy deyatelnostyu v vuze putem formirovaniya innovatsionnoy infrastruktury [Improving the innovation management system at the university by forming sn innovative infEasttucture], Vofnsosy innovatsionnoy ekonorsiki. s (2). - 31 1-326. doi: 10.18334/vinEV.8.2.a90n2

Управляющая наосистема

Управляемая подсистема

Н - научнк-иннкьацикннке направление О - кбразкьательнк-иннкьацикннке направление А - административно-инновационное направление

Рисунок 2. Предлагаемый подход к системе управления инновационной деятельностью вуза

Источник: составлено автором

В отличие от научно-иссллдов ательских и образовательных, потребление административных инноваций происходит на внутреннем уровне. Результаты (выход) административной инновационной де ятельности обеспечивает условия (вход) для научно-инновационной, образовательно-инновационной деятельности и являются обязательным условием создания и реализации инновационных продуктов, создаваемых университетами, а также силой мрюображения и оптимизации основных бизнес-процессов в вузв Мы предполагаем, что, используя предложенный подход к определению объектов управления инновационной деятельностью в вузе, можно повысить эффективность системы управления последней.

Ввиду сложности вуза как социально-экономического объекта, задачей системы управления инновационной деятельностью вуза является формирование условий для сбалансированного и эффективного развития инновационной деятельности. В том числе путем создания инновационной инфраструктуры, которая будет учитывать все особенности основных направлений деятельности вуза и позволит наладить баланс в их взаимодействии для повышения общей результативности инновационной деятельности в вузе.

В данной работе мы ставим перед собой целью показать возможности организации инновационной инфраструктуры вуза как элемента системы управления, способствующей сбалансированному и эффективному развитию инновационной деятельности вуза по всем основным направлениям.

ОБ АВТОРЕ:_

Ефремова Полина Витальевна, ассистент кафедры экономики предприятия (Efremova.pv@mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ефремова П.В. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в вузе путем формирования инновационной инфраструктуры // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 2. - С. 31 1-326. Со1: 10.18334/у|пес.8.2.39002

Инфраструктура поддержки инновационной деятельности в вузах РФ

При создании эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза важным этапом является организация инновационной инфраструктуры: определение ее состава, характера взаимодействия с основной организационной структурой управления вузом.

В организации инновационной инфраструктуры в отечественных и зарубежных вузах просматриваются два основных варианта (рис. 3).

Рассматриваемые в данном исследовании отечественные вузы достаточно прогрессивны по своей природе и характеризуются стремлением к саморазвитию и высокими показателями во всех сферах своей деятельности. Согласно классификации вузов, предложенной Абанкиной И.В. и группой авторов, рассматриваемые нами университеты относятся к категории «Маркет лидеры», «Вузы на хорошем счету» и «Потенциальные и реальные научно-образовательные лидеры» [1] (Abankina et al., 2013). Инновационная инфраструктура последних, согласно подходу А.Т. Волкова, характеризуется либо как «software» (информационно-коммуникативное обеспечение текущей инновационной деятельности), либо как «hardware» (мощная научно-производственная база), что зависит в большей степени от иных характеристик вузов: размеров, возраста, профессиональной ориентации [2] (Volkov, 2011). При этом инновационная инфраструктура развивающихся вузов естественным образом стремится к развитию до уровня «brainwear» (инновационная инфраструктура понимается как неотделимый элемент основной структуры, прочный каркас).

По данным «Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем» на конец 2017 г., существует информация о 1192 организациях инновационной инфраструктуры [15]. Благодаря реализации постановления № 219 Правительства РФ от 2010 года, инновационная инфраструктура отечественных университетов получила мощное развитие. Произошло насыщение объектами инновационной инфраструктуры по всем направлениям: производственно-технологическому, экспертно-консалтин-говому, финансовому и т.д. [7, 15]. Вместе с тем известны результаты исследований,

Положение иновационной инфраструктуры вуза

Составная часть вуза

Обособлено от вуза

Совмещено с научно-исследовательским департаментом

Обособлено от научно-исследовательского департамента

Рисунок 3. Место инновационной инфраструктуры в организационной структуре вуза Источник: составлено автором по [3, 4, 9-16, 20-22] (Efremova, 2015; Efremova, Romanova, 2016; Geuna, Muscio, 2009; Minguillo, Thelwall, 2015; Roig-Tierno, Alcazar, Ribeiro-Navarrete, 2015)

указывающие на существующий дисбаланс объектов жесткой (производственно-технологический комплекс) и мягкой (сервисы, сопровождение, консалтинг, наставничество) инновационной инфраструктуры, в частности, недостаточность объектов, отвечающих за маркетинг и сбыт [4, 18, 19] (Efremova, Romanova, 2016; Ulyanova, 2013). Для иллюстрации существующего дисбаланса инновационной инфраструктуры рассмотрим, какие объекты инновационной инфраструктуры отвечают за те или иные этапы инновационного процесса в вузе по основным предложенным нами направлениям (научно-исследовательском, образовательном, административном) (табл. 1).

Таблица 1

положение объектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в инновационном процессе в вузах рФ на 2017 г.

направление

ид

этапы инновационного процесса

0. создание внутренних условий

1. рождение идеи

2.Управле-ние идеями, отбор, экспертиза

3. маркетинг (местоположение

стадии может изменяться)

4. производст-венно-техни-ческая часть, наладка (возможно, самая длительная)

5. внедрение инновации, использование, распространение

6. оценка эффективности

-Q- Ш

Ученый-изобретатель, студент, аспирант, препо-дава-тель, НИК

Центр по трансферу технологий

Решение «сверху»

Конкурсная комиссия по научно-инновационным проектам

*Нет информации, подтверждающей ответственность какого-либо отдела за этот эта п

Департамент по стратегическому развитию

<

Центр маркетинговых исследований

Центр маркетинговых исследований

Объекты на-учно-произ-водственной инфраструктуры

*Нет информации, подтверждающей ответственность какого-либо отдела за этот этап

Отдел информационных технологий (1Т), возможно совместно с внешними исполнителями

Объекты инфраструктуры поддержки и сопровождения

Учебно-методическое управление

Сопровождение отдела 1Т, возможно совместно с внешними исполнителями

*Нет информации, подтверждающей ответственность какого-либо отдела за этот этап

Центр мониторинга и менеджмента качества

*Нет информации, подтверждающей ответственность какого-либо отдела за этот этап

Источник: оставлено автором на основе данных, полученных в ходе контент-анализа и описанных в [4] (Efremova, Romanova, 2016).

Как видно из таблицы 1, при данном подходе к анализу и интерпретации информации, при всем разнообразии объектов инновационной инфраструктуры, полноценное сопровождение инновационного процесса получает лишь научно-исследовательское направление инновационной деятельности. Сложно выявить ответственных за функции, связанные со сбытом инновационных продуктов, можно лишь предположить, что часть этих функций возложена на отдел по трансферу технологий. Отдел, занимающийся вопросами маркетинга, чаще существует в основной организационной структуре вуза, однако остается неясным, принимает ли данный отдел участие в инновационном процессе и каким образом происходит взаимодействие с объектами инновационной инфраструктуры. Ситуация аналогична по отношению к процессам взаимодействия с представителями бизнес-среды. Непрозрачность инновационных процессов, нечеткие границы ответственности объектов, обилие пробелов: какую поддержку со стороны системы получает образовательный инновационный процесс и как вуз определяет потребность в административных инновациях, не известно.

Данный разрыв связан в основном не с отсутствием тех или иных объектов инновационной инфраструктуры, а, скорее, со слабой проработкой функций и зон ответственности, без учета иных, кроме научно-исследовательского, инновационных направлений деятельности в вузе. Кроме того, существует парадоксальная для вуза проблема отсутствия соответствующих компетенций у персонала, обслуживающего инновационные процессы. При этом речь в большей степени идет не о профессиональных навыках («Ьа^НШ», англ.), а так называемых ««оЙ^НШ» (совокупность неспециализированных, надпрофессиональных, сквозных навыков) [18].

Суммируя все вышесказанное, обозначим следующие проблемы:

• разрыв связи между основными направлениями деятельности вуза за счет выделения одних и забвения иных, что не позволяет усилить развитие инновационной деятельности;

• дисбаланс структуры объектов инновационной инфраструктуры, практическое отсутствие объектов «мягкой инфраструктуры», не находят должного развития объекты инфраструктуры, отвечающие за маркетинг инноваций;

• слабое «софт» наполнение (недостаточность компетенций у участников инновационного процесса).

Заполняя пробелы

Для решения проблемы разрыва инновационного процесса мы предлагаем не столько создание каких-либо новых объектов инновационной инфраструктуры, сколько расширение и закрепление ответственности за выполнение конкретных функций, соответствующих определенным участкам инновационного процесса, за конкретными исполнителями - объектами инновационной инфраструктуры (существующими или вновь созданными - на усмотрение руководства вуза) внутренними нормативно-правовыми актами.

Ввиду широкого понимания инновационных процессов, протекающих в вузе на всех уровнях и по всем основным направлениям, большое значение имеет взаимодействие между объектами инновационной инфраструктуры и основной организационной структуры вуза. В связи с этим делаем акцент на объектах, способных связать основную и инновационную деятельность в вузе и обеспечить непрерывность инновационных процессов, объектах-переходниках.

Формирование внутренней нормативно-правовой базы - нулевой этап создания условий для инновационного процесса. В целях данной статьи не будем углубляться в процедуру создания инновационной политики вуза, у рассматриваемой нами категории университетов данный документ чаще всего есть. Однако отметим, что в рамках рассматриваемого нами подхода и для реализации предлагаемых мероприятий на стратегическом уровне управления (на уровне департамента) разрабатывается расширенная инновационная политика вуза, в этих целях может быть создана временная проектная группа, состоящая из компетентных специалистов. Далее согласовываются и закрепляются соответствующими локальными нормативно-правовыми актами, в которых определяются базовые понятия, направления инновационной деятельности в вузе, цели, задачи, приоритетные направления научно-исследовательской, образовательной инновационной деятельности, в соответствии с национальными интересами, а также с основными тенденциями развития рынка инноваций, что определяет необходимость поиска внебюджетных источников финансирования, их диверсификации за счет привлечения средств из бизнес-сектора, развития эндаумент финансирования, а также использования внутренних источников. Плотное двустороннее взаимодействие с представителями власти разных уровней, сообществ предпринимателей (промышленности) региона, институтов развития, а также вовлечение их в процессы формирования инновационной политики, приоритетных направлений исследований, процесс отбора проектов, открытый доступ к отчетам о проделанной работе сделают инновационную деятельность вуза более открытой и обеспечат удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон и участников инновационного процесса.

В отечественной и зарубежной практике главенствующим объектом сопровождения и поддержки инновационного процесса в вузе является «Центр по трансферу технологий» (название может отличаться). Мы убедились, что в мировой практике организации системы поддержки инновационной деятельности в вузе нередко «Центр по трансферу технологий» является тем объектом, который берет на себя большинство функций, связанных с поддержкой и сопровождением инновационного продукта: маркетинг инноваций, выяснение нужд промышленности, планирование продвижения продукта, юридическую помощь и сопровождение, управление инновационным портфелем вуза, организацию и проведение курсов повышения квалификации среди научно-педагогических работников и т.д. [20-22] (Geuna, Muscio, 2009; Minguillo, Thelwall, 2015; Roig-Tierno, Alcazar, Ribeiro-Navarrete, 2015).

В целом соглашаясь с подобным подходом и не умаляя значимости данного объекта инновационной инфраструктуры, заметим, что, например, вопрос маркетинга продуктов вуза возникает не только в инновационно-исследовательском направлении деятельности вуза (вуз работает на нескольких категориях рынков: образовательных услуг (в том числе и дистанционных), труда (в том числе инновационных кадров), инновационных продуктов научно-исследовательской деятельности, рынка малых инновационных предприятий и стартапов) [4] (Efremova, Romanova, 2016). Отсюда нами предлагается не столько создание нового объекта (в рассматриваемой нами категории вузов такой отдел/департамент должен быть), сколько расширение функциональных обязанностей в связи с расширением области деятельности и ответственности «Центра маркетинговых исследований» (название может быть иным), с целью охвата последним области маркетинга образовательных инноваций, а также внутреннего маркетинга. В этой же связи вводим предложение о создании специализированного подразделения, занимающегося внешними связями с представителями бизнес-сообщества, институтами развития в целях продвижения инновационных продуктов, а также в иных направлениях взаимодействия вуза и представителей коммерческого сектора: образовательные услуги для корпоративного сектора, совместные исследования, вовлечение представителей бизнеса в образовательный процесс, наставничество, организация студенческих практик и т.д. (табл. 2).

Таблица 2

направления деятельности «центра маркетинговых исследований» и «отдела по взаимодействию с бизнес-сообществом» в рамках инновационного процесса

центр маркетинговых исследований отдел по взаимодействию с бизнес-сообществом

анализ рынков образовательных услуг, в том числе дистанционных; рынка труда - инновационных кадров; рынков инноваций и услуг инновационных компаний; проведение исследований, подготовка отчетов, заключений, аналитических записок, прочей отчетности согласно запросам «центра по трансферу технологий», органов стратегического управления инновационной деятельностью; разработка схем продвижения, поиск каналов сбыта инновационной продукции, услуг; формирование соответствующих баз данных (БД) для дальнейшего использования заинтересованных сторон; внутренний маркетинг. привлечение представителей бизнес-сектора к совместным исследованиям; подбор имеющихся результатов НИД по интересующим областям; поиск направлений и учет интересов представителей бизнес-сектора при дальнейшем формировании предложения инновационных продуктов вуза, в том числе образовательных (технологическое брокерство); поиск новых партнеров, создание альянсов, заключение договоров; содействие в подготовке технико-технологического обоснования проектов; привлечение корпоративного сектора к двустороннему взаимодействию в области высшего образования; формирование соответствующих баз данных (БД) для дальнейшего использования заинтересованных сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором

ИД - исходные данные

ИБД - информация базы данных

Рисунок 4. Направления информационных потоков в системе управления базами данных ( (СУБД) инновационной! инфраструатуры вуза Источник: составлено автором

Структурно не являясь всецело объектами инновационной инфраструктуры, данные объекты не только помогут заполнить существующие пробелы в инновационном процессе через выполняемые ими функции, но и послужат связующим звеном между инновационной инфраструктурой и основной организационной структурой вуза.

Для мониторинга инновационной деятельности и поддержки процесса принятия решений в рамках инновационного процесса требуется непрерывная оперативная информационная поддержка (рис. 4).

Здесь среди прочих направлений деятельности информационного блока инновационной инфраструктуры выделим формирование системы управлениябаз данных (СУБД) при технической поддержке «Департамента информационных технологий» (1Т департамент, название может быть иное), в которых будет накапливаться, обрабатываться б структурироваться и нформация, неоОходимая для управления инновационной деятельностью и инновационными процессами вуза на всех уровнях. Предполагается, что в создаваемую СУБД будет скапливаться информация, используемая не только на оперативном, но и нт стуатегическом уроинс °уравления. Каждый отдельный реестр баз данных имеет функции от бора и сортировки информации, а также связан с другими реестрами через общие показатели и ключевые слова.

Для решения проблемы нехватки необходимого «софт» наполнения в системе поддержки инновационной деятельности, а также развития инновационно-образовательного направления деятельности вуза, предлагается создание объекта инновационной поддержки инновационной деятельности в области образования «Инновационно-образовательный центр» (название может быть иным). Структурно данный объект нельзя всецело отнести к инновационной инфраструктуре, скорее он так же занимает пограничное положение между объектами поддержки инновационной деятельности и основной организационной структурой вуза (рис. 5).

Основные направления деятельности инновационно-образовательного центра:

1. Консультация, помощь в разработке и внедрении новых образовательных программ с применением информационных технологий, в том числе создание массовых открытых он-лайн курсов (МООК).

2. Реализация и продвижение принципов непрерывного образования: предоставление образовательных услуг дополнительного профессиональнопо образования, повышения квалификации, дистанционных образовательных услуг, активная работа и ориентация на корпоративный сектор (разработка предложения образовательных услдг совместно с маркетинговым центром,цднтром по работе с бизнес-секзором). Предоставление образовательных программ, имеющих международную аккредитацию, бизнес-образование (например, MBA), по новым востребованным направлениям, в том числе в сфере управления и нноваци ями. Организация и пр оведоние сопряженных с этим направлением мероприятий. Организация и вовлечение нредсеавителей бизнес-среды в образовательный процесс вуза, совместное составление учебных программ , нестав ничестзо,организация практик.

Цонзр па трансфере технологий

Допгрзгионр по учебной, воспитательной деятельности, инновациям о образовании

Инновгционно-обргзовгреиьный центр

Образовательные программы специали-сров сферы инновационного менеджмента МООК, разработка образо-огреиьяых продуктов с применением ИТ Непрерывное образование (корпорарио-ный сектор)

Техническая ] [еааержка допа ераиояра ИТ !

\ / \ (

Школы/ кафедры/ НИК/ ППС

Отдел по взаимодействию с бианос-сообществом

Центр маркетинговых исследований

Отдел подготовки научно' У педагогических кадров

Рисунок5. Инновационно-обоазовательрый центр в инно вационной стнуктуре вуза Источник: составлено автором

3. Обучение, подготовка и переподготовка специалистов, работающих непосредственно в сфере поддержки и управления инновационной деятельностью: инновационных менеджеров, консультантов, специалистов сферы защиты интеллектуальной собственности, прочих специалистов, работающих в сфере поддержки и продвижения инноваций. В том числе организация выступлений приглашенных специалистов, обмен опытом, кейс-стади и т.д. Иными словами, подготовка тех специалистов, кто заполнит «скелет» инновационной инфраструктуры своими компетенциями и обеспечит непрерывность и эффективность инновационного процесса. Кроме того, в рамках данного направления предполагается проведение следующих мероприятий: разработка, организация и проведение специализированных курсов повышения финансовой грамотности, предпринимательского мастерства среди НПР, изобретателей, студентов, аспирантов, всех заинтересованных лиц.

Необходимым объектом управления инновационным вузом является такой объект, как «Центр анализа и оптимизации административных процессов» (название может быть иным). Подобный отдел административной инновационной деятельности присутствует в структуре ГУ ВШЭ. Данный объект инфраструктуры вуза призван решать вопросы администрирования всех процессов, происходящих в вузе, в том числе и инновационных. Систематический сбор и анализ информации, описывающей бизнес процессы, протекающие в вузе, позволит обеспечить рефлексию, своевременно выявлять проблемы в данной сфере, а взаимодействие с департаментом информационных технологий позволит находить и реализовывать эффективные пути их решения. Программа реинжиниринга инновационных процессов вуза должна быть подготовлена именно этим отделом, исходя из особенностей и приоритетов развития конкретного вуза.

Рассмотрев объекты, являющееся пограничными между инновационной инфраструктурой и основной организационной структурой вуза, перенесем свое внимание на центральный объект поддержки и сопровождения инновационной деятельности -Центр по трансферу технологий. Основные направления деятельности подобного центра уже упоминались выше и, в целом, широко известны, в рамках данной статьи мы не будем углубляться в данный вопрос. Центр по трансферу технологий - это, в первую очередь, команда проектных, инновационных менеджеров, обладающих соответствующими компетенциями для отбора, создания и сопровождения инновационных проектов по этапам инновационного процесса (трансфер технологий): от экспертизы предоставленных изобретений и консультационных услуг до коммерциализации изобретений. Исходя из этой формулировки, проблема отсутствия мягкой инфраструктуры должна быть проработана именно на этом уровне. Следует сделать упор на качество и спектр услуг в области консалтинга, бухгалтерии, внешнеэкономической деятельности, права и т.д., предоставляемых малым инновационным предприятиям, хозяйственным обществам, ученым-изобретателям. Это осуществимо пи использовании ресурсной базы (материально-технической и кадровой) любого из

Рисунок 6. Инновационная инфраструктура поддержки инновационной деятельности вуза

Источник: составлено автором

рассматриваемых нами инновационных университетов во взаимодействии с инновационно-образовательным центром.

В результате реализации предложенных нами мероприятий инновационная инфраструктура вуза примет вид (рис. 6):

Принятие описанных выше описанных мер позволит заполнить пробелы в процессе создания инновационных продуктов в вузе по основным направлениям деятельности (табл. 3).

Заключение

Таким образом, реинжиниринг инновационных процессов в вузе путем внедрения описанных объектов инновационной инфраструктуры, перераспределения функций, соответствующих этапам инновационной деятельности между существующими и вновь созданными объектами инновационной инфраструктуры и основной организационной структуры вуза, в совокупности с формированием и принятием соответствующих нормативно-правовых актов образует инновационную экосистему вуза и решит существующие проблемы в системе управления инновационной деятельностью вуза:

Таблица 3

место объектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в инновационной процессе после реализации предложенных мероприятий

направ- этапы инновационного процесса

ление ид 0. со- 1. рождение 2.Управле- 3. марке- 4. произ- 5. внедрение 6. оценка

здание идеи ние идея- тинг (ме- водствен- инновации, эффектив-

вну- ми, отбор, стоположе- но-тех- использование, ности

тренних экспертиза ние стадии ническая распростране-

условий может изменяться) часть, наладка (возможно, самая длительная) ние

о - ^ го ш С го ш X го V I ^ .0 ^ ш о О с т Ученый-изобре- Центр по трансферу технологий; Отдел по взаимодействию с бизнес-сообществом

Ф О татель, студент, аспирант, преподаватель, НИК. Конкурсная комиссия по научно-иннова- Центр маркетинговых исследований Объекты научно-производственной инфра- Объекты инфраструктуры поддержки и сопровождения Центр мониторинга

■у си □I '¡1 Информация отдела по взаимо- ционным проектам структуры

Инновационно-образовательный центр; Отдел по взаимодей-

действию с ствию с бизнес-сообществом

1 * ^ о Ш ■= бизнес-сообществом; Конкурсная Центр марке- Привлечение спе- Учебно-методическое Центр монито-

ф 0 1 _0 ^ 1=1 £ ^ Ш X о ^ ¡а. 1- Информация центра комиссия по отбору образова- тинговых исследований циалистов отдела информа- управление при поддержке специа- ринга

ф н марке- тельных ционных листов отдела

т тинговых иннова- техноло- 1Т технологий

со си ^ ю О о 1 ' 1 ш ш исследований ционных проектов гий

£ ° -р Центр анализа и оптимизации административных процессов / Центр информационных технологий

-о 2 Решение Департа- Внутрен- Отдел Сопровожде- Центр

ш ^ сверху на мент по ний мар- информа- ние отдела монито-

Ф основе мо- стратеги- кетинг ционных 1Т, возможно ринга

I т о ниторинга ческому техноло- совместно с

^ 1= * ш основных развитию гий (1Т), внешними ис-

си ш ш процессов, возможно полнителями

и - ¥ протекаю- совместно

I щих в вузе с внешни-

[Ц ГС ми испол-

< От1 нителями

Источник: составлено автором

• обеспечить непрерывность выполнения всех этапов инновационного процесса и тем самым наладить процесс коммерциализации инноваций;

• обеспечить наполняемость инновационной инфраструктуры объектами «мягкой» инфраструктуры и создать возможности для получения сотрудниками необходимых компетенций;

• развить инновационную деятельность вуза по нескольким направлениям его основной деятельности, повысив его общую эффективность и конкурентоспособность.

Рассмотренный в статье подход, при котором объектами системы управления инновационной инфраструктурой вуза обозначены научно-исследовательская, образовательная, административная виды деятельности, позволил по-новому взглянуть на проблему эффективности системы управления инновационной деятельностью в вузе. Нами были выявлены основные разрывы в управлении инновационной деятельностью вуза и описаны предложения по их устранению путем создания, а также корректировки функциональной наполненности существующих объектов инновационной инфраструктуры вуза. Основные результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть положены в основу дальнейшего изучения способов эффективного управления инновационной деятельностью в отечественных вузах.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абанкина И.В., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В., Кисельгоф С.Г.,

Швыдун С.В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. - 2013. - № 3. - с. 48-63.

2. Волков А.Т. Инновационная инфраструктура вуза: Учебно-методическое пособие

/ Под общ. ред. Д.С. Медовникова. Вступительная статья Е.А. Савелёнка. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 236 с.

3. Ефремова П.В. Анализ опыта развития инновационной деятельности в зарубежных

университетах // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-1(57-1). - с. 649-653.

4. Ефремова П.В., Романова И.М. Особенности организации инновационной деятель-

ности в вузах России // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2016. - № 3. - с. 61-75.

5. Казанский (Приволжский) федеральный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru.

6. Казанский национальный исследовательский технический университет: Отдел элек-

тронные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://eto.kai.ru/ resources/edr/mooc.

7. Митрофанов С.А. О мониторинге и анализе реализации программ развития инновационной инфраструктуры вузов. Google.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=

0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Frii-vuz.extech.ru%2Fpresent%2Freport_bahtur. rtf&ei=7XlxVPn4PMv_ywPpxoHwD.

8. Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования.

[Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2016.

9. Московский национальный исследовательский физико-технический институт (го-

сударственный университет). [Электронный ресурс]. URL: https://mipt.ru.

10. Наука в СПБГПУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spbstu.ru/science/ scientific_directions.

11. Национальный исследовательский Томский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/.

12. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. [Электронный ресурс]. URL: http://tpu.ru.

13. Национальный исследовательский университет «Московский Энергетический Институт (Технический Университет). [Электронный ресурс]. URL: http://www. mpei.ru.

14. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». [Электронный ресурс]. URL: https://mephi.ru.

15. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. [Электронный ресурс]. URL: http://oldmiiris.extech.ru.

16. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru.

17. Осипов Г.В., Стриханов М.Н., Шереги Ф.Э. Взаимодействие науки и производства: социологический анализ. - М.: ЦСП и М, 2014. - 364 c.

18. РВК Анализ инновационной экосистемы вузов и научных центров. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Innovation_ ecosystem_analytical_report.pdf.

19. Ульянова Н. Объекты и субъекты // Бизнес журнал. - 2013. - № 8. - c. 76-81.

20. Geuna A., Muscio A. The Governance of University Knowledge Transfer: A Critical Review of the Literature // Minerva. - 2009. - № 3. - p. 93-114.

21. Minguillo D., Thelwall M. Which are the best innovation support infrastructures for universities? Evidence from R&D output and commercial activities // Scientometrics. -2015. - p. 1057-1081.

22. Roig-Tierno N., Alcazar J., Ribeiro-Navarrete S. Use of infrastructures to support innovative entrepreneurship and business growth // Journal of Business Research. - 2015. - p. 2290-2294.

REFERENCES:

Abankina I.V., Belousova V.Yu., Gokhberg L.M., Zinkovskiy K.V., Kiselgof S.G., Shvydun S.V. (2013). Tipologiya i analiz nauchno-obrazovatelnoy rezultativnosti rossiyskikh vuzov [Typology and analysis of scientific and educational performance of Russian universities]. Foresight. 7 (3). 48-63. (in Russian).

Efremova P.V. (2015). Analiz opyta razvitiya innovatsionnoy deyatelnosti v zarubezhnyh universitetakh[Analysis of experience in the development of innovation activity at foreign universities]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-1(57-1)). 649653. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Efremova P.V., Romanova I.M. (2016). Osobennosti organizatsii innovatsionnoy deyatelnosti v vuzakh Rossii[Features of the organization of innovation in Russian higher educational institutions]. Izvestiya of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. (3). 61-75. (in Russian).

Geuna A., Muscio A. (2009). The Governance of University Knowledge Transfer: A Critical Review of the Literature Minerva. (3). 93-114.

Minguillo D., Thelwall M. (2015). Which are the best innovation support infrastructures for universities? Evidence from R&D output and commercial activities Scientometrics. 1057-1081.

Osipov G.V., Strikhanov M.N., Sheregi F.E. (2014). Vzaimodeystvie nauki i proizvodstva: sotsiologicheskiy analiz [The interaction between science and production: a sociological analysis] M.: TsSP i M. (in Russian).

Roig-Tierno N., Alcazar J., Ribeiro-Navarrete S. (2015). Use of infrastructures to support innovative entrepreneurship and business growth Journal of Business Research. 2290-2294.

Ulyanova N. (2013). Obekty i subekty [Objects and subjects]. Biznes zhurnal. (8). 76-81. (in Russian).

Volkov A.T. (2011). Innovatsionnaya infrastruktura vuza [Innovative infrastructure of the university] M.: MAKS Press. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.