ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2008. Вып. 80.
3. ГОСТ 20915-88. Методы определения условий испытаний. Сельскохозяйственная техника. - М.: Изд-во стандартов, 1988.
4. ОСТ 10 2.18-2001. Испытания сельскохозяйственной техники. Методы экономической оценки. - М.: Минсельхоз России, 2001.
Получено 29.05.2008.
УДК 631.3.004.67
Н.В. МОЛОДЫК, д-р техн. наук ННЦ «ИМЭСХ»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Изложены основные направления реформирования системы технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, которые в условиях ограниченных ресурсов обеспечивают поддержание техники в работоспособном состоянии.
В современных условиях при критическом уровне технологического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и неудовлетворительной возрастной структуре машинно-тракторного парка вопросы поддержания имеющегося технического потенциала в исправном состоянии являются особо актуальными [1]. Низкий уровень покупательной возможности сельскохозяйственных предприятий и соответствующее падение спроса на материально-технические ресурсы и технику привели к резкому падению объемов производства машин на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения, прекратилось их инновационное развитие, освоение современных энергосберегающих технологий.
Исследования [2, 3] показали, что реализация предупредительной стратегии технического обслуживания и ремонта техники с определением видов, объемов и сроков выполнения работ по результатам диагностирования в полевых и стационарных условиях позволяет уменьшить в 2-2,5 раза количество отказов машин, повысить на 30%
211
Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.
использование ресурса их составных частей, значительно уменьшить потери с.-х. продукции из-за длительных простоев средств механизации и недобора урожая при увеличении агротехнических сроков выполнения полевых работ.
В то же время ныне действующие и бывшие ремонтнотехнические предприятия (а их количество сократилось почти в четыре раза [4]) в состоянии оперативно выполнять все объемы работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации техники, а также предоставлять технологические услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям при соответствующем их реформировании и реализации надежного экономического механизма в партнерских взаимоотношениях [5].
Целью данных исследований было обосновать направления повышения эффективности деятельности служб технического сервиса, определить приоритеты методического обеспечения функционирования системы технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.
В комплекс основных задач предприятий системы технического сервиса должно входить:
- обеспечение сельскохозяйственных предприятий и хозяйств техническими средствами, запасными частями и материалами в соответствии с их запросами, формирование рынка технических средств, в том числе и вторичного;
- предпродажный сервис - подготовка товара к продаже, доукомплектование после транспортирования, монтаж, наладка, регулирование, демонстрация в действии, прогнозирование объемов поставок;
- послепродажный сервис - гарантийное устранение неисправностей (бесплатное), техническое обслуживание в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период, обеспечение запасными частями и материалами;
- подготовка и переподготовка инженерных, ремонтных и механизаторских кадров;
- информационное обеспечение о потребительских качествах машин, оборудования, запасных частей, материалов;
- прокат - передача машин за определенную плату на период выполнения определенных работ, при этом их обслуживание и ремонт обеспечивает собственник;
212
ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2008. Вып. 80.
- аренда - передача техники за определенную плату согласно договорным условиям на длительный период; ответственность и затраты за техническую эксплуатацию несет арендатор;
- подряд - выполнение работ по производству сельскохозяйственной продукции собственником или арендатором техники на договорных условиях с товаропроизводителем;
- кооперативное использование техники - использование несколькими юридическими или физическими лицами техники, которая куплена совместно.
Комплекс техсервисных предприятий формируется на базе:
- действующих ремонтно-технических предприятий;
- фирменных производств, создаваемых предприятиями - изготовителями техники;
- кооперативов, создаваемых сельскохозяйственными предприятиями на договорных условиях;
- дилерских техсервисных формирований;
- частных предпринимателей.
Научное обеспечение функционирования техсервисных предприятий следует осуществлять по следующим направлениям:
- научный прогноз развития ремонтно-обслуживающих производств, формирование сети предприятий, методические материалы по проектированию и организации производств;
- обеспечение производств согласно запросам нормативной, технологической и конструкторской документацией;
- технологическая подготовка производств к выпуску оборудования и средств технологического оснащения для технического обслуживания и ремонта техники;
- разработка организационно-экономической документации для функционирования системы;
- прогнозирование кадрового обеспечения.
Анализ современного состояния обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в техсервисных услугах свидетельствует о его низкой эффективности, незаинтересованности руководителей хозяйств в развитии договорных взаимоотношений. Основная причина такого состояния - отсутствие надежных гарантий со стороны исполнителей услуг в надежной работе техники, которая проходит обслуживание и ремонт на существующих ремонтных предприятиях.
213
Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.
Прогнозируется, что основой реформированной сети ремонтно-обслуживающих предприятий будут региональные и фирменные технические центры с их филиалами. Процесс их формирования следует рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимодействии уже созданных и действующих государственных, управленческих и хозяйственных структур, научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений в едином процессе предоставления и реализации техсервисных услуг и оценке их эффективности.
Высокий уровень выполнения технических услуг возможен при соответствующей технологической подготовке технических центров, освоении новейших технологий, наличии соответствующей нормативной и технологической документации и современного оборудования. Для осуществления технологической подготовки необходимо привлечь университеты при соответствующей финансовой поддержке профильных министерств и региональных администраций.
Разработанные математические модели функционирования региональных и фирменных технических центров позволяют прогнозировать взаимодействие всех участников процесса инженерно-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для прогнозирования гамма-процентного ресурса используется зависимость:
0
где t - текущие значения наработки, мото-часов (га, т и др.).
Гарантированная вероятность безотказной работы машины Р(1;)м , в общем виде, определяется по выражению:
Н<),. = Н<), П Pj • (2)
j=2
где P(t )н - вероятность безотказной работы наименее надежного агрегата, подсистемы машины; р(>)■ - вероятность безотказной
работы остальных составных частей; m - количество составных частей, подсистем, которые учитываются при оценке надежности.
Реализация изложенных направлений реформирования системы технического сервиса в агропромышленном комплексе позволит
214
ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2008. Вып. 80.
сократить простои машин по техническим причинам и обеспечить выполнение сельскохозяйственных работ в оптимальные агротехнические сроки.
ВЫВОДЫ
1. Действующие и создаваемые технические центры должны гарантировать потребителям заданные гамма-процентный ресурс и безотказность работы обслуживаемой и ремонтируемой техники. Потребители должны предоставлять исполнителям информацию о надежности работы техники, характерных отказах для оперативного их устранения.
2. Сеть ремонтно-обслуживающих производств будет включать региональные и фирменные технические центры, кооперативные и частные техсервисные формирования, мастерские хозяйств.
3. Свою деятельность технические центры должны сосредоточить, в первую очередь, на выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, которые должны обеспечить гарантированные гамма-процентный ресурс и вероятность безотказной работы техники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуков Я.С., Грицишин М.И. Научные основы технической политии в аграрном секторе Украины: Межвед. темат. научн. сб. «Механизация и электрификация сельского хозяйства». - Глеваха. - 2006. -Вып. 90.- с. 4 -15. (на укр. языке).
2. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. - М.: ГОСНИТИ, 1985.
3. Система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. - М.: ГОСНИТИ, 2001. - 168 с.
4. Организационные формы технического сервиса и прогноз их развития в рыночных условиях хозяйствования в агропромышленном комплексе Украины: Рекомендации. Киев, 2001. (на укр. языке)
5. Молодык Н.В. Прогнозирование развития и оценка различных форм технического сервиса в АПК Украины // Системные методы управления, технология и организация ремонта и эксплуатации автомобилей: Сб. науч. тр. - Киев, 1999. - Вып. 6. - С.58-62. (на укр. языке).
Получено 03.03.2008
215