Научная статья на тему 'Совершенствование системы стратегического и территориального планирования'

Совершенствование системы стратегического и территориального планирования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1191
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы стратегического и территориального планирования»

Редакционная статья VESTNIK

_MGSU

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

главные задачи государственной политики российской Федерации в области развития территорий сформулированы в основных направлениях деятельности Правительства российской Федерации на период до 2018 года1, в их числе:

реализация взаимосвязи документов стратегического, территориального и бюджетного планирования в целях повышения эффективности принятия управленческих решений и бюджетных расходов на инфраструктурное обеспечение регионального развития;

обеспечение интеграции республики крым с остальной частью рФ, включая строительство мостового перехода через керченский пролив;

продолжение работы по ускоренному развитию дальнего востока, Юга россии, калининградской области и крымского федерального округа.

Сформированные Правительством российской Федерации (далее — Правительство) задачи в области стратегического и территориального планирования закреплены за минэкономразвития россии.

Цели и задачи подготовки ДТП, полномочия органов исполнительной власти. документы стратегического и территориального планирования должны быть органично вписаны в систему документов, направленных на достижение приоритетов долгосрочного социально-экономического развития рФ, основных направлений деятельности Правительства, а также синхронизированы с целями и задачами развития отдельных отраслей экономики.

1 основные направления деятельности Правительства российской Федерации на период до 2018 года: утверждены Правительством российской Федерации 14 мая 2015 г.

При этом следует отметить значение системы документов территориального планирования (дтП), которая:

является реальным инструментом обеспечения устойчивого и комплексного развития территорий с учетом совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, интересов граждан и их объединений;

определяет развитие базовых инфраструктур на основе расчетных параметров планируемых объемов строительства;

формирует информацию для рационального размещения особых экономических зон и отраслевых кластеров, обеспечивает условия межрегионального и межмуниципального сотрудничества;

способствует принятию эффективных управленческих решений по развитию территорий с учетом информации об установленных функциональных зонах, зонах с особыми условиями использования территории, зонах, подверженных риску чрезвычайных ситуаций;

является основанием для финансирования развития территорий от планирования размещения объектов федерального значения до оформления градостроительного плана земельного участка для застройщика;

способствует устранению административных барьеров и борьбе с коррупцией.

на основании документов территориального планирования формируются земельные участки для государственных и муниципальных нужд, разрабатывается документация по планировке территорий, формируются границы различных категорий земель, устанавливаются границы населенных пунктов.

Результаты подготовки ДТП. Система дтП формируется на трех уровнях управления: федеральном, региональном и местном — и является иерархически увязанной системой стратегических документов, для которых создаются условия совершенствования и корректировки.

в настоящее время большинство дтП утверждены и размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФгиС тП), посредством которой обеспечивается информация для подготовки документов, их согласование и публикация.

к концу 2015 г. практически завершена подготовка дтП в рФ, за исключением московской области, республики крым и городов федерального значения москвы и Севастополя.

Взаимный учет при планировании объектов федерального, регионального, муниципального уровня

Минэкономразвития России

На федеральном уровне:

утверждены схемы территориального планирования рФ в предусмотренных градостроительным кодексом российской Федерации (далее — кодекс) областях:

высшего образования;

здравоохранения;

федерального транспорта (в т.ч. трубопроводного);

энергетики;

обороны страны и безопасности государства.

в целях инфраструктурного обеспечения интеграции республики крым и г. Севастополя в рФ постановлением Правительства от 8 октября 2015 г. № 2004-р утверждена комплексная схема территориального планирования российской Федерации применительно к территориям республики крым и г. Севастополя.

в отраслевые схемы территориального планирования периодически вносятся изменения профильными министерствами. в частности, в 2014—2015 гг. внесены изменения в схемы территориального планирования рФ в областях высшего образования, здравоохранения, энергетики, федерального транспорта (в т.ч. трубопроводного транспорта).

На региональном уровне:

утверждены 83 схемы территориального планирования субъектов рФ (98 %), в стадии подготовки документы московской области, республики крым, г. Севастополя и генеральный план г. москвы с учетом присоединенной территории.

При этом вопросы подготовки, согласования и утверждения генеральных планов городов федерального значения на сегодня недостаточно урегулированы действующим законодательством.

На муниципальном уровне:

продолжается работа по завершению подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, в т.ч. для московской области (срок — 1 июля 2016 г.).

По состоянию на 1 декабря 2015 года на территории рФ:

из 1 807 муниципальных районов схемы территориального планирования утверждены в 1 745 районах (97 % от общего объема), проекты схем разработаны в 7 муниципальных районах;

из 18 342 сельских поселений генеральные планы утверждены в 13 621 поселении (87 % от общего объема) с учетом того, что в 2 747 сельских поселениях органами местного самоуправления в соответствии с ч. 6 ст. 18 Кодекса принято решение об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов, проекты генеральных планов разработаны в 785 сельских поселениях;

из 1 627 городских поселений генеральные планы утверждены в 1 462 поселениях (90 % общего объема), проекты генеральных планов разработаны в 45 городских поселениях;

из 553 городских округов генеральные планы утверждены в 496 городских округах (90 % общего объема), проекты генерального плана разработаны в 8 городских округах.

Проблемы качества ДТП. Среди проблем, влияющих на качество подготовки ДТП, стоит выделить:

отсутствие целеполагающих документов и соответственно взаимоувязанных показателей объемов нового строительства и реконструкции, осуществляемых бизнесом, и финансовых возможностей развития обеспечивающих инфраструктур;

слабый уровень специалистов (особенно в сельских поселениях), что привело к зафиксированной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об обшцх принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации" и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации"» обязанности передачи на уровень муниципальных районов полномочий по подготовке генеральных планов;

отсутствие в ФГИС ТП части ведомственных данных о существенных ограничениях развития территорий относительно границ государственного лесного фонда, зон затопления и подтопления территорий, информации об инженерных изысканиях, границах объектов культурного наследия;

отсутствие в законодательстве по закупкам специальных условий для выделения работ по подготовке проектов дТП и Правил землепользования и застройки (Пзз) в отдельную группу, требующую специальной квалификации (по аналогии с НИр) и необходимости подготовки долгосрочных контрактов с учетом корректировки документов и подготовки системы документов и проектов по их реализации;

отсутствие санкций за нарушение технических требований к сведениям, содержащимся в документах территориального планирования, установленных правилами ведения ФГИС ТП.

Совершенствование системы документов территориального планирования (ДТП). 1. Достижение основной цели территориального планирования — создания благоприятной среды жизнедеятельности для населения — требует гармонизации интересов рФ, субъектов рФ и органов местного самоуправления, а также более полной интеграции документов территориального планирования в систему документов стратегического и бюджетного планирования в рФ.

28 июня 2014 г. принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ), направленный на создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности рФ.

Документы территориального планирования рФ (отраслевые схемы территориального планирования — СТП рФ) и субъектов рФ (схемы территориального планирования — СТП субъектов рФ) в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в российской Федерации» отнесены к документам стратегического планирования.

При этом ст. 30 и 38 Федерального закона № 172-ФЗ предусматривается, что целепола-гание для СТП рФ и СТП субъектов рФ должно формироваться в Стратегии социально-экономического развития рФ, в Стратегии пространственного развития российской Федерации, в стратегиях макрорегионов и стратегиях субъектов российской Федерации, а также в отраслевых документах стратегического планирования рФ, с учетом требований, определенных Градостроительным кодексом.

Помимо приведения в соответствие с данными нормами положений Градостроительного кодекса, их реализация требует более четкой практической взаимосвязи документов социально-экономического и территориального планирования всех уровней.

Построить взаимосвязь между документами уровня рФ призвана Стратегия пространственного развития российской Федерации, которая должна определить приоритеты, цели и задачи регионального развития и в составе которой должны быть подготовлены предложения о совершенствовании системы расселения на территории рФ в комплексе с приоритетами размещения производительных сил.

2. Отдельным направлением совершенствования системы документов территориального планирования должна стать реализация изменений, внесенных в Кодекс Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 456-ФЗ.

Изменения были подготовлены во исполнение п. 3 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства от 29 июля 2013 года № 1336-р.

Данные новые нормы Градостроительного кодекса предусматривают обязательность подготовки сельскими и городскими поселениями, а также городскими округами программ комплексного развития (далее — ПКр) транспортной инфраструктуры и ПКр социальной инфраструктуры.

Указанные изменения вносились в Градостроительный кодекс в целях устранения правовых пробелов в области территориального планирования для обеспечения комплексного развития территорий муниципальных образований, создания благоприятных условий для проживания граждан, а также обеспечения доступности объектов транспортной и социальной инфраструктур для населения при застройке территорий.

Данные программы должны стать механизмом реализации генеральных планов поселений и городских округов. Они нацелены на обеспечение сбалансированного и согласованного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур за счет установления приоритетов, этапов, очередности (последовательности) и сроков выполнения мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции соответствующих объектов.

Постановлением Правительства от 1 октября 2015 г. № 1050 уже утверждены требования к ПКр социальной инфраструктуры. С этого момента в течение шести месяцев поселения и городские округа должны разработать свои программы.

3. Существенным шагом по совершенствованию системы территориального планирования должно стать внесение в градостроительный кодекс изменений, предусматривающих упрощение процедуры внесения изменений в действующие документы территориального планирования.

Соответствующий законопроект подготовлен во исполнение п. 60 Плана законопроектной деятельности Правительства на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительства от 27 декабря 2014 г. № 2736-р.

Предлагаемые изменения кодекса позволят сократить сроки согласования внесения изменений в действующие документы территориального планирования, сократить сроки проведения процедуры публичных слушаний и обеспечить реализацию прав и законных интересов граждан, проживающих в границах территории, в отношении которой вносятся изменения.

в проекте федерального закона предлагается установить, что внесение изменений в схему территориального планирования субъекта рФ, схему территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, генеральный план городского округа в случае приведения их в соответствие с документами территориального планирования рФ в части учета планируемых объектов федерального значения, а также в части учета утвержденных в установленном порядке зон с особыми условиями использования территорий осуществляется без проведения процедур согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований.

также предлагается внесение изменений в схему территориального планирования субъекта рФ, схему территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, предусматривающих устранение ошибок технического характера, по решениям суда, вступившим в законную силу, осуществлять без проведения процедур согласования.

При этом срок согласования проекта внесения изменений в схему территориального планирования субъекта рФ, проекта внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района, проекта внесения изменений в генеральный план не может превышать два месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту внесения изменений и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее — ФгиС тП).

максимальный срок работы согласительной комиссии по проекту внесения изменений в документы территориального планирования всех уровней также не может превышать два месяца.

Существенным новшеством, предусмотренным законопроектом, являются положения по совершенствованию информационного обеспечения градостроительной деятельности.

в частности, с целью эффективного электронного взаимодействия федерального, регионального и местного уровней, формирования информации об ограничениях развития территорий в соответствии с полномочиями субъектов рФ, оперативного рассмотрения субъектами рФ проектов документов территориального планирования муниципальных образований и вносимых в них изменений, проектом федерального закона предусматривается наделение субъектов рФ правом по созданию и ведению региональных государственных информационных систем территориального планирования (далее — ргиС тП).

в настоящее время градостроительным законодательством предусмотрено создание и ведение электронных информационных систем в сфере градостроительной деятельности на муниципальном и федеральном уровнях (информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (иС огд) и ФгиС тП). При этом на региональном уровне создание таких систем не предусмотрено. региональный уровень необходим для формирования комплексной системы информационного взаимодействия между федеральным, региональным и муниципальным уровнями информационных систем в области градостроительной деятельности, реализации полномочий субъектов рФ в части формирования отраслевой информации по ограничению развития территорий.

организация комплексной конструкции электронного взаимодействия информационных систем необходима в целях:

агрегирования сведений муниципальных информационных систем (иС огд) на региональном уровне в ргиС тП;

агрегирования сведений ргиС тП на федеральном уровне в ФгиС тП;

обеспечения оперативного доступа к актуальным, достоверным сведениям в составе указанных информационных систем, возможности обработки соответствующих сведений и представления результатов, для информационной поддержки принятия решений в области градостроительной деятельности органами исполнительной власти рФ всех уровней.

В целях реализации единого подхода при организации межуровневого, межведомственного электронного взаимодействия информационных систем в области градостроительной деятельности, формат и структуру сведений и порядок ведения рГИС ТП определяет Правительство с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти рФ, уполномоченных в области градостроительной деятельности.

Также проект федерального закона уточняет понятия ФГИС ТП, ИС ОГД и рГИС ТП и определяет состав вышеуказанных систем.

реализация электронного межведомственного и межуровневого взаимодействия позволит сократить сроки подготовки и согласования соответствующих документов в области территориального планирования, а также обеспечит возможность мониторинга исполнения принятых решений.

ФГИС ТП как инструмент проверки качества ДТП и обеспечения контроля: стандарты, интеграция с ФИС СП. Основным инструментом обеспечения территориального планирования и формирования информации о развитии территорий является ФГИС ТП.

В соответствии со ст. 57.1 Кодекса ФГИС ТП — информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в т.ч. в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

ФГИС ТП создана в соответствии с распоряжением Правительства от 15 июня 2010 г. № 982-р, предоставляет комплексную информацию о планируемом развитии территорий на основе документов территориального планирования федерального, регионального и муниципального уровней и направлена на повышение уровня автоматизации исполнения государственных функций при подготовке и реализации документов стратегического и территориального планирования.

В соответствии с приказом Минрегиона россии от 1 февраля 2013 г. № 34 «О вводе в постоянную эксплуатацию, ведении, обеспечении функционирования (техническом сопровождении) и развитии федеральной государственной информационной системы территориального планирования» ФГИС ТП введена в постоянную эксплуатацию.

Порядок работы ФГИС ТП определен постановлением Правительства от 12 апреля 2012 г. № 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования».

На сегодняшний день ФГИС ТП обеспечивает:

возможность размещения документов территориального планирования и сведений, предусмотренных статьей 57.1 Кодекса;

доступ к сведениям для подготовки документов территориального планирования; доступ к проектам и утвержденным документам территориального планирования; согласование проектов документов территориального планирования; работу с векторной моделью картографических сведений;

сопряжение отраслевых схем территориального планирования и сведений о территориях на единой цифровой топографической карте;

использование электронной цифровой подписи;

интеграцию с системой «электронного правительства» (ЕСИА).

ФГИС ТП интегрирована с информационными ресурсами других ведомств посредством электронных сервисов (геосервисов) в целях получения оперативной информации из источника формирования (росреестр, МЧС россии, Минэнерго россии, Минприроды россии, и др.).

В 2016 г. планируется обеспечение информационного взаимодействия (интеграция) ФГИС ТП с государственной автоматизированной информационной системой «управление», на базе которой создается федеральная информационная система стратегического планирования, предусмотренная Федеральным законом от 28.06.14 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в российской Федерации».

Минэкономразвития России

в настоящее время завершаются работы по развитию ФгиС тП, предусматривающие:

1) подготовку проектов Стандартов электронных форм документов территориального планирования (далее — дтП), обеспечивающих:

взаимосвязь сведений из документов-оснований (государственные программы, ФДП, программы субъектов естественных монополий и т.д.) с дтП;

структурирование информации из документов территориального планирования в электронном формате;

возможность их дальнейшей аналитической обработки с использованием информационных технологий;

повышение качества дтП и оперативности выявления противоречий в сведениях;

2) подготовку проектов Стандартов к квалификации специалистов, обеспечивающих подготовку и мониторинг дтП в ФгиС тП;

3) подготовку проектов Профессиональных стандартов специалистов, разрабатывающих дтП с использованием ФгиС тП;

4) подготовку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих работу ФгиС тП;

5) разработку методик по оценке качества проектов дтП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) подготовку проектов административных регламентов по работе с ФгиС тП.

кроме того, доработано программное обеспечение ФгиС тП в части:

1) создания «входного контроля» при размещении информации во ФгиС тП, обеспечивающей контроль соответствия техническим требованиям к информации, установленным соответствующими нормативными правовыми актами;

2) реализации аналитического функционала по выявлению противоречий в сведениях между документами-основаниями для подготовки дтП и утверждаемой частью дтП, между текстовыми и картографическими материалами утверждаемой части дтП, между дтП разного уровня управления в рФ на предмет учета сведений в соответствии с требованиями ст. 9 кодекса;

3) реализации функционала рассмотрения проектов дтП и подготовки экспертной оценки специалистами в определенных областях деятельности (эксперты);

4) совершенствования модуля информационного взаимодействия с другими информационными системами (интеграция с ФгиС тП);

5) доработки других технологических решений с учетом использования новейших эффективных решений в области информационных технологий.

Развитие ФГИСТП

в рамках совершенствования ФгиС ТП реализовано требование по импортозамещению. одна из базовых подсистем ФГИС ТП — ГИС-подсистема, переведена на платформу отечественной разработки (ЗАО КБ «Панорама»).

комплекс мероприятий направленный на совершенствование системы документов территориального планирования на уровне стратегического целеполагания и определения приоритетов территориального развития, введения электоронных стандартов документов, размещаемых во ФгИС тП через систему форматно-логистического контроля и целенаправленная реализация этих документов позволят значительно улучшить качество территориального планирования и соответственно комплексного инфраструктурного развития территорий. Поручения Госсовета Минэкономразвития России:

разработка и внесение изменений в 44-ФЗ (конкурсы на подготовку ДТП и ДСП); внесение в кодекс поправок в части: обязательного учета электронных стандартов дтП, расширения полномочий по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности в части качества подготовки ДТП, требований к специалистам.

В целях улучшения качества подготовки документов территориального планирования необходимо при формировании комплекса мер по повышению кадрового потенциала градостроительной отрасли включить предложение о внесении изменений в Кодекс в части установления требований к специалистам, осуществляющим подготовку ДТП.

Директор Департамента

стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации

Е.С. Чугуевская

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF STRATEGIC AND SPATIAL PLANNING

The main tasks of the state policy of the Russian Federation in the field of spatial development are stated in the core areas of the Government of the Russian Federation for the period until 20181. some of them are:

interconnection of the documents on strategic, spatial and budget planning in order to raise the efficiency of managerial solutions and budget expenses for infrastructural support of the regional development;

integration of the Crimea Republic into the RF including the construction of the bridge over the Kerch Strait;

follow-up of the accelerated development of the Russian Far East, the South of Russia, the Kaliningrad Region and the Crimean Federal District.

The tasks in the field of strategic and spatial planning stated by the Government of the Russian Federation (hereinafter — the Government) are assigned to the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation.

Aims and Objectives ofpreparing Spatial Planning Documents, powers of executive authorities. The documents on the strategic and spatial planning should be seamlessly integrated into the system of documents aimed at achievement of the priorities of the long-term social and economic development of the Russian Federation, the core areas of the Government and should be coordinated with the aims and objectives of the development of separate economic branches.

also the importance of the system of documents on spatial planning (DSP) should be noted. The DSP :

is a real instrument of providing sustainable and complex development of the territories aith account for the sum of social, economic, ecological and other factors, interests of the citizens and their communities;

determines the development of basic infrastructures on the basis of the design parameters of the planned construction volumes;

forms the information for rational location of special economic zones and sectoral clusters, provides the conditions for interregional and intermunicipal cooperation;

contributes to taking efficient management solutions on spatial development with account for the information on the established functional zones, zones with special conditions of territorial use, zones under the risk of emergencies;

is the basis for financing of territorial development beginning from planning of the location of federal structures up to the formation of urban development plan of a land plot for a builder; contributes to the elimination of administrative barriers and fighting corruption. Basing on the documents on special planning land plots for state and municipal aims are being established, documentation on planning the territories is being developed, the boundaries of different land categories are formed and the boundaries of settlements are being established.

The results of DSP preparation. The system of DSP is formed at three levels of management: federal, regional and local — and it is a hierarchically balanced system of strategic documents, for which the conditions for advancement and adjustment are created.

At the present time the majority of Dsp are approved and placed in the federal state information system of spatial planning (FSIS SP), with the help of which the information is provided for preparation of the documents, their approval and publication.

By the end of 2015 the preparation of DSP in the RF is almost finished, apart from the Moscow Region, the Republic of Crimea and the cities of federal importance Moscow and Sevastopol. On the Federal level:

the schemes of territorial planning of the Russian Federation in the fields provided by the Town-Planning Code of the Russian Federation(hereinafter - Code): higher education; health care;

federal transport (including piping); energy sector;

national defense and national security.

1 The core areas of the Government of the Russian Federation for the period until 2018: approved by the Government of the Russian Federation on May 14, 2015.

With the aim of infrastructural support of the integration of the Republic of Crimea and Sevastopol, the complex scheme of spatial planning of the Russian Federation in application to the territories of the Crimea Republic and Sevastopol was approved by the Decree of the Government from October, 2015 no. 2004-r.

Different amendments are being periodically made to the branch-wise schemes of spatial planning by the relevant ministries. In particular, in 2014—2015 amendments were made in the schemes of spatial planning of the RF in the field of higher education, health care, energy sector, federal transport (including pipeline transport).

On the regional level:

83 schemes of spatial planning of the territorial entities of the RF are approved (98%), the documents of the Moscow Region, the Republic of Crimea, Sevastopol and the general plan of Moscow with account of the newly-annexed territories are under preparation.

Although the questions of preparation, finalization and approval of the general plans of the cities of federal significance are insufficiently arranged by the existing law today. On the municipal level:

the work is going on in finishing the documentation preparation on territorial planning and urban development zoning of the municipal entities, including for the Moscow Region (the term — July, 1, 2016).

As at the 1st of December 2015 on the territory of the RF:

of 1 807 municipal regions the schemes of territorial planning are approved in 1 745 regions (97 % from the general volume), the projects of schemes are developed in 7 municipal regions;

of 18 342 rural settlements the general plans are approved in 13 621 settlements (87 % of the whole volume) taking into account that in 2 747 rural settlements the self-governing authorities took the decision on the lack of necessity to prepare general plans according to p. 6 art. 18 of the Code, the projects of general plans are developed in 785 rural settlements;

of 1 627 urban settlements general plans are approved in 1 462 settlements (90 % of the whole volume), the projects of general plans are developed in 45 urban settlements;

of 553 urban districts general plans are approved in 496 urban districts (90 % of the whole volume), the projects of general plans are developed in 8 urban districts.

Problems of DSP level. Among the problems influencing the quality of DSP preparation, we should enumerate:

absence of goal-directed documents and, as a result, of interconnected indicators of the volumes of new construction and reconstruction carried out by business, and of financial possibilities for the development of the supporting infrastructures;

low level of specialists (especially in rural settlements), which led to the responsibility to transfer the authority to prepare general plans on the level of municipal regions stated in the Federal Law from May 27, 2014 no. 136-FZ "On amendments to article 26.3 of the Federal Law "On general principles of organizing legislative (representative) and executive bodies of the entities of the Russian Federation" and the Federal Law "On general principles of organizing local government in the Russian Federation"";

absence of a part of departmental data on important restrictions of spatial development in relation to the boundaries of state forest fund, zones of flooding and saturation of the territories, information on engineering surveys, boundaries of the objects of cultural heritage in FSIS SP;

absence of special conditions for combining the works on DSP preparation and land use and development rules (LUDR) into a separate group requiring special qualification (by analogy with R&D) and the necessity of preparing long-term contracts with account for amendments of documents and preparation of the system of documents and projects on their implementation in the legislation on procurements;

absence of sanctions for breach of technical requirements to the data in the documents of spatial planning, established by the rules of FSIS SP.

Improvement of the system of documents of spatial planning (DSP). 1. Achievement of the main aim of spatial planning — creation of the positive living environment for the population — requires harmonization of the interests of the RF, the entities of the RF and self-governing authorities, as well as more complete integration of the documents of spatial planning into the system of documents of strategic and budget planning of the RF.

In June 28, 2014 the Federal Law no. 172-Fz "On strategic planning in the Russian Federation (hereinafter — Federal Law no. 172-Fz) was adopted, which was aimed at creation of the legal platform for the development, creation and operation of the complex system of state strategic planning of social and economic development and ensuring the national security of the Russian Federation.

The documents of territorial planning of the RF (branch schemes of spatial planning — SSP of the RF) and the entities of the RF (schemes of spatial planning — SSP of the RF entities) are classified as the documents of strategic planning according to art. 11 of the Federal Law no. 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation".

At the same time the art. 30 and 38 of the Federal Law no. 172-FZ presupposes, that goal-setting for SSP RF and SSP of the RF entities should be formed in the Strategy of social and economic development of the RF, in the Strategy of spatial development of the RF, in the strategies of macroregions and strategies of the entities of the Russian Federation, as well as in branch documents of the strategic planning of the RF with account for the requirements defined by the Town-planning Code.

Besides bringing into line with the given norms of the Town-Planning Code provisions, their implementation requires more precise practical interrelation of the documents of social-economic and spatial planning of all the levels.

The strategy of the spatial development of the Russian Federation is aimed at creating interrelation between the documents of the RF level. It should specify the priorities, aims and tasks of the regional development and should include the offers on improvement of settlement system on the territory of the RF in complex with the priorities of productive forces' location.

2. Implementation of the amendments in the Code introduced by the Federal Law from December 29, 2014 no. 456-FZ should become a separate direction of improving the system of spatial planning documents.

The amendments have been prepared in fulfillment of the art. 3 of the plan of actions ("road map") "Improvement of the legal regulation of urban development and improvement of business climate in the construction" approved by the Governmental Decree from July, 29, 2013 no. 1336-r.

The given new norms of the Town-planning Code presuppose the necessity of preparation of the programs of complex development (hereinafter — PCD) of the transport infrastructure and PCD of social infrastructure by rural, urban settlements and by urban districts .

The enumerated amendments were introduced in the Town-Planning Code with the aim to eliminate the legislative gaps in the field of spatial planning for providing the complex development of the municipal territories, creating the favourable living conditions of citizens, as well as for providing the accessibility of the objects of transport and social infrastructure for the population during the territorial development.

The given programs should become a mechanism for implementing the general plans of settlements and city districts. They are aimed at providing the balanced and coordinated development of utility, transport and social infrastructures by specifying the priorities, stages, order and terms of the actions in the design, construction and reconstruction of the corresponding objects.

The Decree of the Government from October 1, 2015 no. 1050 has already approved the requirements to PCD of social infrastructure. Beginning from this moment within 6 months the settlements and urban districts should develop their own programs.

3. The amendments to the Town-Planning Code presupposing the simplification of a procedure of introducing amendments into the existing documents of territorial planning would be the major step to the improvement of the system of territorial planning.

The existing law is prepared in fulfillment of the art. 60 of the Legislative drafting activities plan for the year 2015 approved by the Decree of the Government from December 27, 2014 no. 2736-r.

The offered amendments of the Code will allow reducing the terms of approval of amendments in the documents of spatial planning, reduce the terms of public hearings procedure and provide exercise of rights and legal interests of citizens living within the territory, for which the amendments are introduced.

It is offered to state in the project of the federal law that the amendments into the scheme of spatial planning of a RF entity, scheme of spatial planning of a municipal district, general plan of a settlement, general plan of an urban district in case of bringing them into line with spatial planning documentation of the RF with regard to account for the planned objects of federal value and with regard to account for the approved zones with special conditions of territorial use should be introduced without coordination with the highest bodies of executive power of the RF entities and self-governing authorities of municipal entities.

Also it is offered to introduce the amendments without approval procedures in the scheme of spatial planning of the RF entities, scheme of spatial planning of a municipal district, general plan of a settlement, general plan of an urban district, which presuppose elimination of technical mistakes, which took legal effect under the court decision.

The agreement term of a project of introducing amendments into the scheme of spatial planning of the RF entities, scheme of spatial planning of a municipal district and into a general plan may not exceed 2 months after notification receipt on the access to the amendments project and to the materials on its substantiation in Federal state Information system of spatial planning.

The maximum operation term of the conciliation commission on the amendments project for spatial planning documentation of all levels can't also exceed 2 months.

The provisions on advancing the information support of urban development are an important innovation in the proposed law.

In particular, for efficient electronic interaction of federal, regional and local levels, forming information on territorial development restrictions in correspondence with the powers of the RF entities, expeditious consideration of documentation of spatial planning of municipal entities and amendments by the RF entities, the proposed law presupposes granting the RF entities the right to create and maintain regional state information systems of spatial planning (hereinafter — RSIS SP).

At the present time the urban planning law presupposes the creation and maintenance of electronic information systems in the sphere of urban development activity on municipal and federal levels (information systems of urban development support (IS UDS) and FSIS SP). Though creating such systems is not presupposed on a regional level. The regional level is necessary for the formation of a complex system in the field of urban development, exercise of powers of the RF entities in the field of branch information on territorial development restrictions.

Organization of a complex structure of electronic interaction of information systems is necessary for: aggregating the data of municipal information systems (IS UDS) on a regional level in RSIS SP; aggregating the data of RSIS SP on a federal level in FSIS SP;

providing online access to the latest reliable information within the mentioned information systems, possibilities of processing the corresponding data and presenting the results, for informational support of decision-making in the field of urban development by the executive bodies o the RF of all levels.

The Government determines the form and structure of the data and the procedure of RSIS maintenance with account of the suggestions of federal executive bodies of the RF authorized in the field of urban development in order to implement the consistent approach when organizing interlevel and interdepartmental electronic interaction of the information systems in the field of urban development.

Also the project of Federal Law specifies the terms FSIS SP, IS UDS and RSIS SP and defines the composition of the mentioned systems.

Implementation of interlevel and interdepartmental interaction will allow reducing the preparation and approval terms of the corresponding documents in the field of spatial planning and will give the possibility of monitoring the execution of the decisions.

FSIS SP as an instrument to check the quality of DSP and provide the control: standards, integration with FSIS SP. FSIS SP is the main instrument to provide territorial planning and form the information on territorial development.

According to art. 57.1 of the Code FsIs sp is an information and analytical system providing access to the data from state information sources, city and municipal information systems including the information systems of urban development support, which is necessary for providing the activity of the governmental authorities and self-governing authorities in the field of spatial planning.

FSIS SP is created under the decree of the Government from June 2010 no. 982-r, it provides complex information on the planned development of territories basing on spatial planning documents of federal, regional and municipal levels and is aimed at raising the automation level of executing state functions when preparing and implementing the documents of strategic and spatial planning.

In accordance with the order of the Ministry of Regional Development of Russia from February 1, 2013 no. 34 "On putting into constant service, maintaining, support (technical support) and development of federal information system of spatial planning" FSIS SP has been put into constant operation.

The operation procedure of FSIS SP was defined by Governmental Decree from April 12, 2012 no. 289 "On federal state information system of spatial planning". Today FSIS SP provides:

possibility to place the documents of spatial planning and the information provided by article 57.1 of the Code;

access to the information for preparation of spatial planning documents; access to the projects and approved documents of spatial planning; approval of spatial planning draft documents; work with vector model of cartographic information;

connection of branch schemes of spatial; planning and information on the territories on the unified digital topographical map; use of digital signature;

integration with the system of "electronic government" (ESIA).

FSIS SP is integrated with information resources of other departments via electronic services (geoser-vices) for obtaining the latest information from a compilation source (Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, Ministry of Emergency Situations of Russia, RF Ministry of Energy, Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation, etc.)

In 2016 it is planned to provide informational interaction (integration) of FSIS SP with state automated information system "Management", on the basis of which federal information system of strategic planning is being created, which was provided by Federal Law from 28.06.14 no. 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation".

At the present time the works on FSIS SP development are coming to an end. They presuppose:

1) preparation of draft standards of electronic forms for spatial planning documents, which provide: interconnection of the information from underlying documents (state programs, Federal Target programs, programs of the entities of natural monopolies, etc.) with DSP;

structuring the information from the documents of spatial planning in electronic form; possibility of their further analytical processing with the use of information technologies; raising the quality of DSP and promptness of finding contradictions in the data;

2) preparation of draft standards to the qualification of specialists providing preparation and monitoring of DSP in FSIS SP;

3) preparation of professional draft standards for the specialists developing DSP using FSIS SP;

4) preparation of the suggestions on advancing regulatory legal acts controlling the work of FSIS SP;

5) development of the methods to estimate the quality of DSP drafts;

6) preparation of the drafts of administrative provisions on the work with FSIS SP. In addition to this a software for FSIS SP is improved concerning:

1) creation of an "incoming inspection" when placing information in FSIS SP, which provides control of the correspondence with the technical requirements to the information specified with the corresponding regulatory legal acts;

2) implementation of the analytical functional on finding the contradictions in the data between underlying documents for DSP preparation and the DSP under approval, between text and cartographic materials of the DSP under approval, between DSP of different control levels in the RF in the field of account for the information in accordance with the requirements of art. 9 of the Code;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) implementation of the functional of considering DSP drafts and preparation of expert estimation by the specialists in definite fields of activity (experts);

4) advancement of information interaction module with other information systems (integration with FSIS SP);

5) improvement of other technological solutions with account for the use of the latest efficient solutions in the field of information technologies.

Within the frames of FSIS SP implementation the requirement on import substitution is implemented. One of the basic FSIS SP subsystems — Geoinformation subsystem — is moved to the platform of homegrown technology (CJSC Development Laboratory "Panorama").

The set of actions aimed to improve the spatial planning documentation system on the level of strategic goal-setting and defining the priorities of territorial development, implementation of the standards for electronic documents placed in FSIS SP via the system of format-logistical test and the task-oriented implementation of these documents allows improving the quality of spatial planning and, as a result, of complex infrastructural development of the territories greatly.

The instructions of the State Council of the Ministry of Economic Development and Trade of Russia: development and introduction of amendments to 44-Fz (competitions for preparation of DSP and documents of strategic planning);

introduction of amendments to the Code in the field of: compulsory account for electronic standards of DSP, broadening the powers on the control of statutory compliance in urban development in the field of DSP preparation, requirements to specialists.

In order to improve the quality of spatial planning documentation preparation it is necessary to include the offer on the amendments to the Code in stating the requirements to the specialists preparing DSP when forming the set of measures on improving the workforce capacity in urban development.

Director of the Department of strategic and spatial planning of the Ministry for Economic Development

of the Russian Federation E.S. Chuguevskaya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.