Научная статья на тему 'Совершенствование системы развлечений и отдыха как фактора продления туристского сезона на территории Краснодарского края'

Совершенствование системы развлечений и отдыха как фактора продления туристского сезона на территории Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЗОННОСТЬ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ / ТУРИСТСКО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / АКВАПАРКИ / ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА / SEZONNOST OF TOURIST BRANCH / TOURIST ENTERTAINMENT COMPLEX / AQUAPARKS / SHOPPING CENTERS / MAIN AND ADDITIONAL SERVICES OF ENTERTAINMENT CENTERS / IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF AN ENTERTAINMENT COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Ирина Юрьевна, Рыживолова Элла Александровна

Краснодарский край предлагает широкий спектр услуг, направленных на отдых, лечение, развлечение туристов. Курортная база региона основывается на советских традициях. Предприятия размещения, питания в настоящий момент модернизированы согласно требованиям сертификации, построены новые предприятия различной категории. Санаторно-курортное лечение, предлагает, как старые технологии лечения, так и новые, основанные на использовании современного оборудования, новых методик лечения. На современном этапе развития туристского комплекса, помимо проживания и питания, все более востребованным становится развлекательный комплекс, призванный продлить курортный сезон. В данный момент наблюдается дефицит предприятий данного комплекса, хотя природно-рекреационная, культурно-историческая, инфраструктурная и социально-экономическая обстановка позволяет создавать подобные предприятия различной тематической направленности. Анализ предоставленных услуг одного из современных предприятий развлекательного комплекса аквапарка «Тики-Так», расположенного в г. Анапа, выявляет общую тенденцию в данном комплексе. Предложенные мероприятия, по совершенствованию деятельности могут быть взяты на вооружение другими крупными развлекательными центрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Ирина Юрьевна, Рыживолова Элла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SYSTEM OF ENTERTAINMENTS AND REST AS FACTOR OF EXTENSION OF THE TOURIST SEASON IN THE TERRITORY OF KRASNODAR KRAI

Krasnodar Krai offers full range of services, directed to rest, treatment, entertainment of tourists. The resort base of the region is based on the Soviet traditions. The enterprises of placement, food are at the moment modernized according to requirements of certification, the new enterprises of various category are constructed. Sanatorium treatment, offers, both the old technologies of treatment, and new based on use of the modern equipment, new techniques of treatment. At the present stage of development of a tourist complex, besides accommodation and food, more and more demanded is an entertainment complex designed to prolong a resort season. At present the deficiency of the enterprises of this complex is observed though the natural and recreational, cultural and historical, infrastructure and social and economic situation allows to create the similar enterprises of various thematic orientation. The analysis of the provided services of one of the modern enterprises of an entertainment complex of the Tiki-Tak aquapark located in Anapa reveals the general tendency in this complex. The offered actions, on improvement of activity can be adopted by other large entertainment centers.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы развлечений и отдыха как фактора продления туристского сезона на территории Краснодарского края»

УДК 332.12 ББК 65.1 З 382

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ОТДЫХА КАК ФАКТОРА ПРОДЛЕНИЯ ТУРИСТСКОГО СЕЗОНА НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(Рецензирована)

Захарова Ирина Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (961) 854 06 82, е-mail: zaharova71-15@mail.ru

Рыживолова Элла Александровна,

кандидат географических наук, доцент кафедры международного туризма и менеджмента Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (961) 219 95 80, е-mail: ella.ryzhivolova@mail.ru

Аннотация. Краснодарский край предлагает широкий спектр услуг, направленных на отдых, лечение, развлечение туристов. Курортная база региона основывается на советских традициях. Предприятия размещения, питания в настоящий момент модернизированы согласно требованиям сертификации, построены новые предприятия различной категории. Санаторно-курортное лечение, предлагает, как старые технологии лечения, так и новые, основанные на использовании современного оборудования, новых методик лечения. На современном этапе развития туристского комплекса, помимо проживания и питания, все более востребованным становится развлекательный комплекс, призванный продлить курортный сезон. В данный момент наблюдается дефицит предприятий данного комплекса, хотя природно-рекреационная, культурно-историческая, инфраструктурная и социально-экономическая обстановка позволяет создавать подобные предприятия различной тематической направленности. Анализ предоставленных услуг одного из современных предприятий развлекательного комплекса аквапарка «Тики-Так», расположенного в г. Анапа, выявляет общую тенденцию в данном комплексе. Предложенные мероприятия, по совершенствованию деятельности могут быть взяты на вооружение другими крупными развлекательными центрами.

Ключевые слова: сезонность туристской отрасли, туристско-развлекательный комплекс, аквапарки, торго во-развлекательные центры, основные и дополнительные услуги развлекательных центров, совершенствование деятельности предприятий развлекательного комплекса.

IMPROVEMENT OF SYSTEM OF ENTERTAINMENTS AND REST AS FACTOR OF EXTENSION OF THE TOURIST SEASON IN THE TERRITORY OF KRASNODAR KRAI

(Reviewed)

Zakharova Irina Yurevna,

сandidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Hotel and Tourism Business of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (961) 854 06 82, e-mail: zaharova71-15@mail.ru

Ryzhivolova Ella Aleksandrovna

candidate of geographical sciences, associate professor of the Department of International Tourism and Management of the Kuban State University, Krasnodar. Ph.: (961) 219 95 80, e-mail: ella.ryzhivolova@mail.ru

Summary. Krasnodar Krai offers full range of services, directed to rest, treatment, entertainment of tourists. The resort base of the region is based on the Soviet traditions. The enterprises of placement, food are at the moment modernized according to requirements of certification, the new enterprises of various category are constructed. Sanatorium treatment, offers, both the old technologies of treatment, and new based on use of the modern equipment, new techniques of treatment. At the present stage of development of a tourist complex, besides accommodation and food, more and more demanded is an entertainment complex designed to prolong a resort season. At present the deficiency of the enterprises of this complex is observed though the natural and recreational, cultural and historical, infrastructure and social and economic situation allows to create the similar enterprises of various thematic orientation. The analysis of the provided services of one of the modern enterprises of an entertainment complex of the Tiki-Tak aquapark located in Anapa reveals the general tendency in this complex. The offered actions, on improvement of activity can be adopted by other large entertainment centers.

Keywords: sezonnost of tourist branch, tourist entertainment complex, aquaparks, shopping centers, main and additional services of entertainment centers, improvement of activity of the enterprises of an entertainment complex.

Туристская отрасль характеризуется сезонностью. На территории Краснодарского края, омываемого водами двух теплых морей (Черного и Азовского), туристский сезон продолжается с мая по октябрь. Пик посещения курортов Кубани приходится на летние месяцы. В южной и юго-восточной горной части края туристы отдыхают круглый год: летом - горный туризм, с ноября по апрель - горнолыжный. Все объекты, построенные к сочинской зимней олимпиаде, в настоящее время активно эксплуатируются, привлекая большое число отдыхающих в зимнее время года.

В то же время необходимым является продление времени пребывания туристов на курортах. Для этого активно разрабатывается и внедряется такой сегмент - как развлекательный комплекс. В настоящее время спрос опережает предложение. В Краснодарском крае длительное время отсутствовали крупные объекты развлечения, которые могли бы продлить курортный сезон, увеличить длительность пребывания туриста на курорте, а также повысить расходы отдыхающих [1].

В Краснодарском крае реализуется Программа развития туризма, которая включает в себя зонирование курортных территорий и строительство крупных объектов развлечения [3]. К объектам развлечения предъявляются следующие требования: близость к местам отдыха, удобные подъездные пути, парковки автомобильного транспорта, возможность отдохнуть, воспользоваться услугами питания, безопасность.

На территории Краснодарского края в последние годы развёрнуто строительство многих объектов развлечения: аквапарков, торгово-развлека-тельных центров, но при этом стандарты качества и рекламные кампании не достигают мирового уровня [2].

Краснодарский край богат культурным и природным наследием, но не использует свой потенциал для привлечения туристов.

На территории Краснодарского края из спор-

тивно-развлекательных учреждений и предприятий широкое распространение получили аквапар-ки, теннисные корты, поля для мини гольфа и мини футбола. Большая часть расположена в курортной полосе и составляет единый гостинично-развлека-тельный комплекс черноморского побережья.

Большая часть аквапарков расположена на черноморском побережье. Месторасположение и предоставляемые услуги аквапарков рассмотрены в таблице 1.

В настоящее время многие курорты в целях привлечения определённого сегмента отдыхающих создают дополнительные развлекательные комплексы. Посещая черноморское побережье, часть туристов отдых в аквапарке воспринимают как сопутствующий, а некоторые - как основное времяпрепровождение. Первая группа туристов отдыхает на курортах длительное время, вторая - обычно 1-2 дня.

Ряд аквапарков черноморского побережья являются крупнейшими не только в России, но и в Европе (аквапарк «Тики-Так», «Золотая бухта»), поэтому желание посетить столь масштабные сооружения возникает не только у российских граждан.

Дополнительные услуги, предлагаемые аква-парками:

- услуги питания в барах, ресторанах и кафе;

- развлекательные программы (лазерные шоу, пенные дискотеки, детские шоу программы);

- детские площадки;

- спортивные площадки (теннис, бильярд, боулинг, спортивный и тренажёрный зал);

- сауна;

- массаж;

- солярий.

В среднем, треть получаемого дохода аквапарков идет от продажи входных билетов; 30% - от предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, баров), еще 30% дает дополнительный сервис (спортзал, сауна, массаж, солярий, боулинг, бильярд, теннис).

Таблица 1

Аквапарки Краснодарского края, открытые к 2009 году

Название Город расположения Услуги

«Экватор» Краснодар Экстремальные аттракционы, пенная дискотека, лазер- и шоу-программы, кафе, ресторан

«Аквалэнд» Краснодар Водные горки, бассейны, детские площадки, кафе, дискотеки, конкурсы, шоу-программы.

«Бегемот» Геленджик 17 водных спусков, 3 бассейна, кафе, детский комплекс: мелководный бассейн, 5 спусков, фонтаны, водные площадки.

«Дельфин» Геленджик 8 горок, 3 бассейна, кафе, барная стойка, шезлонги, шоу-программы

«АкваЛоо» Сочи Экстремальные аттракционы, кафе, бассейны.

«Бриз» Сочи 3 горки, 2 бассейна, кафе, шезлонги, шоу-программы

«Золотая бухта» Геленджик 16 кафе, бассейны, водные аттракционы, детский комплекс с 4 бассейнами и горками; экстремальные аттракционы

«Золотой пляж» Анапа 3 сообщающихся и 3 индивидуальных бассейна, аттракцион «Штормовая волна», 11 водных горок

«Маяк» Сочи 3 кафе, 5 бассейнов, водные аттракционы, детский комплекс с 2 бассейнами и горками

«Морская звезда» Сочи 4 кафе, бассейны, водные аттракционы, детский комплекс

«Наутилус» Сочи Горки, 4 бассейна, , детская игровая площадка, аэрарий, кафе и рестораны, шоу-программы

«Осьминожка» Анапа Детский круглогодичный комплекс и фонтанами, водными дорожками.

«Сукко» п. Сукко Мини аквапарк с развлекательными программами и водными горками.

«Черномор» с. Лермонтово Горки, 3 бассейна, тобаганы, «лягушатник», 4 сауны, детская игровая площадка, аэрарий, кафе и рестораны, шоу-программы

«Аквапарк» Новороссийск Водные аттракционы, 3 экспресс-бара, шоу-программы

«Немо» Ейск 40-метровый бассейн рас водными аттракционами, детские горки, бассейны, 3 бара.

«Тики-Так» Анапа 24 горки, 10 бассейнов, СПА-бассейн, джакузи, автостоянка, кафе, бары

Круглогодичную посещаемость комплекса обеспечивают ресторан, дискотеки, организации шоу и эстрадных концертов (это практикуется в аквапар-ке «Дельфин», Небуг). 85% аквапарков привлекают клиентов скидками или бонусами. Многие предприятия предоставляют бесплатный вход для детей (до трех или пяти лет), либо нелимитированное время нахождения на территории.

Система бонусов и скидок, применяемых в ак-вапарках Краснодарского края представлена в таблице 2.

Приоритетный инвестиционный проект Краснодарского края Парк развлечений «Тукан», расположенный в городе курорте Анапа на Пионерском проспекте - 38.

Первая очередь - это открытие Аквапарка «Тик-Так». Вторая очередь -парк аттракционов, дельфинарии рассчитанный на 1500 зрителей, ледовый дворец. В России и в Европе, самым крупным аквапарком по водоизмещению (6 тыс. м3) считает-

ся новый аквапарк «Тики-Так», запущенный в эксплуатацию в 2007 году. Аквапарк «Тик-Так» входит в комплексную систему парков курорта и является одним из объектов по привлечению туристов.

Аквапарк располагается на участке площадью 35 000 м2.

Аквапарк «Тики-Так» является тематическим, основной стержень - «Полинезия». Пропускная способность парка 5150 человек в день.Единовре-менная пропускная способность 2000 человек в час.

Аквапарк «Тики - Так» состоит из следующих объектов:

- двадцать четыре горки (более двух километров спусков);

- десять бассейнов;

- аттракцион медленная река;

- сплав на четырехместных баллонах раф-тах (семейный рафтинг с высоты шести этажного дома);

- водные аттракционы;

Таблица 2

Система бонусов и скидок, применяемая в аквапарках Краснодарского края

Тип бонуса или скидки Доля парков, применяемая бонусы или скидки, %

Бесплатный вход для детей до 3 лет 78

Бесплатный вход для детей до 5 лет 55

Нелимитированное время нахождения на территории парка 69

Скидка в размере 10% на повторное прохождение экстремального аттракциона 28

Скидка в размере 5% на повторное посещение аквапарка в течение 3 дней 15

Скидка в размере 10% на повторное посещение аквапарка на следующий день 10

Покупка льготного абонемента на посещение аквапарка в течение недели 45

- детский комплекс сезон дождей;

- прыжковый бассейн;

- СПА-бассейн;

- джакузи, площадью 500 м2;

- волновой бассейн с шестью видами волн.

Все горки объекта аквапарка спроектированы и изготовлены канадской компанией «ШайШа1егСотрапу».

Аквапарк включает в себя бесплатную автостоянку, кафе, бары, ресторан.

Цены на билет в аквапарк зависят от того, как долго клиент пребывает на территории парка (таблица 3).

Аквапарк принимает организованные группы, это могут быть семейные праздники, корпоративные вечеринки и утренники для детей. Для групп предоставляются специальные скидки, и организуется размещение в гостиницах, оказывается помощь с бронированием билетов.

В аквапарке есть отдел экскурсий, который сотрудничает со многими гостиницами, санаториями и детскими учреждениями г. Анапы. В частности, с Анапским Федеральным детским центром «Смена» и детским комплексом «Жемчужина России». Благодаря им, аквапарк каждую смену принимает по 1,5 тыс. детей.

Аквапарк «Тики-Так» предлагает гостям водные развлечения, услуги питания и ряд дополнительных услуг. Динамика услуг рассмотрена в таблице 4.

Наибольшей популярностью среди посетителей пользуются водные развлечения и аттракционы. Причём данный вид услуг имеет тенденцию роста на 7% в 2016 году по сравнению с 2014 годом. Услугами питания в 2016 году воспользовались 44% посетителей, что на 23% больше, чем в 2014 году. Подобная тенденция объяснима повышением культуры проведения досуга среди клиентов аквапарка.

Время нахождения в аквапарке Цена билета, руб.

взрослый детский

Полный день (с 10-до 23 часов) 1500 700

С 16-00 до 18-00 900 600

С 19-00 до 23-00 800 500

Таблица 4

Динамика услуг, используемая клиентами аквапарка «Тики-Так» за 2014-2016 гг., в процентах

Виды услуг 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Водные развлечения и аттракционы 92 96 99

Услуги питания 21 29 44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные развлекательные услуги 11 15 23

Таблица 3

Цены на билеты в аквапарке «Тики-Так» на 2017 год, руб.

Дополнительными услугами воспользовались 23% клиентов аквапарка. При этом наблюдается увеличение доли клиентов по сравнению с 2014 годом на 12%.

Аквапарк «Тики-Так» посещают в тёплоо время года, так как он является открытым. Паркфунк-ционирует 5 месяцев (с середины мая по серединл октября). Большая часть клиентов приходитдо на летние месяцы (рис. 1).

7

ЕЗ летние месяцы □ сентябрь Н май, октябрь

Рисунок 1. Посещение клиентов аквапарка «Тики-Так» посезонам,%

В сентябреувеличивается доля клиентов, посещающих аквапарк с детьми дошкольного возраста (таблица5).

В летний период основными посетителями аквапарка являютсяшкольники (52%), в сентябре, мае и октябре в виду учебных занятий доля данных клиентов резко уменьшается (до 4%).В сентябре

увеличивается доля детей дошкольного возраста и взрослых людей. В мае и октябре основная масс приезжающих - взрослые люди. Это обусловлено тем, что бивипеюк явлоется открытым и тем оратора возд-хапониж ена.

Большалчаст л клиентхв, находится нт аарри-оорив акьмданле о т 4до6 лвяов (р>ис. тл

63

8

Ш весь день □ до 2 часов И от 2 до 6 часов □ от 6 до 9 часов

Рисунок 2. Продолжительность пребывания клиентов натерритории аквапарка «Тики-Так»

Около 3 % клиентов предпочитают пребывать натерриторииаквапарка до2часов. Непродолжительность связана с тем, что клиентами аквапарка могут быть дети до 4 лет. Основное время пребывания клиентов составляет от 2 до 6 часов (63%). Это время можно считать оптимальным, более длительное пребывание приносит определённое перенасыщение и утомляемость. Чуть меньше 1/3 клиентов аквапарка находятся на его территории от 6 до 9 часов и 8% клиентов - весь день.

Таблица 5

Изменениедоли клиентов, посещающих аквапарк в различные сезоны

Тип клиентов Летнийсезон Сентябрь Май, октябрь

Школьники 52 5 4

Дошкольники 35 50 22

Взрослые люди 13 45 74

Название горки 2014 г. 2015 г. 2016 г.

«Семейный рафтинг» 48 55 65

«Тобаган Д» 68 77 78

«Тобаган Е» 65 73 75

«ТобаганФ» 66 71 80

«Камикадзе» 10 15 22

«Твистер 1 и 2» 58 66 72

«Бумеранг» 13 15 18

«Супербол» 64 75 77

Детский комплекс «Сезон дождей» 35 37 44

Таблица 6

Посещаемость аттракционов клиентами аквапарка «Тики-Так» за 2014-2016 гг., в процентах

100

50

Доля туристов, воспользовавшаяся данным бассейном, %

□ Ленивый ИЗ Медленная река

□ Гидромассажный Н Детский

□ Мелкий □ Прыжковый

□ Волновой П Приводнения "Супербол/Бумеранг"

□ Приводнения "Твистер/Камикадзе" Н Приводнения "Рафтинг семейный"

Рисунок 3. Популярность бассейнов на территории аквапарка «Тики-Так»

62

67

57

65

60

58

22

В утренние часы посещает аквапарк 20 % клиентов. Основная масса посетителей приходится та время от12до19 час ов (58%), на вечерние часы с о9 до 23 приходится 22 % посетителе й.

Среди развлечений и аттракционов в аквапар-ке выделяются горки и бассейны. О популярности аттракционов на территории аквапарка «Тики-Так» можно судить по таблице 6.

Наименьшая доля клиентов посещает экстремальные аттракционы (10-22 %). Приэтом наблюдается ежегодный роев клиентов, посещающих аттракционы. Это можнooбъа%ннть тем, что часть клиентов повторно приезжа в аквапарк и посещают полюбившиеся аттракционы. Детский комплекс популярен у 44 % посетителей, что объясняется расположением аквапарка в г. Анапе - детском курорте. Остальные аттр акционы по се щаютпри-мерно в равной степени от 50 до 80 % посет тетей, постоянной тенден й роста в последующий анализируемый год.

Из десяти бассейнов, расположенных на тер-%юто%и% оквап-рка, нaибoсыпея попуеяеностью пoрсзyют-я бacceйны пpбеямнeнио, «Метаенная река», «Гидромассажный», наименьшей - «Мелкий» бас сейн и «Ленивый» (рис. 3).

Наибольшая доля клиентов аквапарка приходится на детей различных возрастов (57%). Это объясняется позиционированием курорта и аква-парка в целом (рисунок 4).

Ня долю пoжиааеxлюд%й приходится 2 % посетителей. Эеомяжнo объяснить тем, что основной вид раз влечоии й в аквапарке - это активный отдых, иногда с экстремальными аттракциона и, что является часто иротивопоказанием по медицинским параметрам для людей с определёнными сердечно-со судистыми и гипертоническими заболеваниями. Болеиаячаытьиожииога ныицления подходит под эту категорию. Поэтому, если аквапарк и посещают пожилые люди, то основными их развле ениями буд%юoе-ыо I! тра-оианнныxбассеанах е ен бере-

Е1 дети до 5 лет Н дети от 6 до 12 лет

П дети от 13 до 16 лет Пмолодые люди от 17 до 25 лет

□ люди среднего возраста от 26 до 50 лет □ пожилые люди старше 50 лет

Рисунок 4. Возрастная структура клиентов, посещающих аквапарк «Тики-Так», %

1И 8 6 4 2

2014 г.

2015 г.

2016 г.

□ служба обслуживания клиентов на чодных аттракционах

□ служба питания

H служба, предлагающая дополнительные услуги

Рисунок 5. Оценка организации обслуживания клиентов в аквапарке «Тики-Так» за 2014-2016 гг., в баллах

И

гу. Подобный вид времяпрепровождения может осуществляться, в основном, в тех случаях, если пожилые люди сопровождают детей. В других сл^аях посещиниеаквашрка пожиеымиеюдьде,еракте-чески, йвпетиcичднн.

Доля молсодах рвдeй,пoceщающихаквашр к, составляет 9%, что объясняется специализацией аквапарка на детский и семейный отдых. Люди среднего возраста составляют 32%. В основной массе это родители с детьми. В тоже время люди среднего возраста также являются активными клиентами аквапарка, посещая не только разнообразные аттракционы, но и пользующиеся дополнительными услугами.

Наибольшая доля клиентов, посещающих ак-вапарк «Тики-Так» - это представители среднего класса (72%), наименьшая доля клиентов (5%) имеют низкий уровень доходов. Доля клиентов с высоким уровнем доходов постоянно увеличивается, так как растёт число дополнительных услуг, предлагаемых аквапарком, кроме того, идёт постоянное обновление аттракционов.

Деятельность аквапарка «Тики-Так» имеет тенденции к увеличению числа клиентов, количества и качества предоставляемых услуг, что, несомненно, влияет на экономические показатели предприятия. Оценивая организацию обслуживания в аквапарке «Тики-Так» за период с 2014 по 2016 гг. согласно вышеназванным факторам, была выявлена следующая тенденция (рис. 5).

Со стороны клиентов работа каждой службы оценивается по десятибалльной шкале выше среднего. Оценка службы обслуживания клиентов на водных аттракционах в 2016 году составляет 9 баллов, что на 2,5 балла больше, чем в 2014 году. Рост оценки службы питания составляет 2,4 балла, а службы, предлагающей дополнительные услуги -1 балл.

С каждым последующим анализируемым годом обслуживание клиентов улучшается. При этом рянклиeжтооoаpaщaли внеманиет^инистрации аквапацен ка нсдоужатки в кaжнУPанaнтаи4уемой хлужби

- мeнжнepтopaнoа ттaфe се большим разнообразием, в тоже время цена за предлагаемые блюда - завышена;

- работники службы обслуживания клиентов на водных аттракционах не всегда сдержанны и терпеливы;

- число развлечений и качество дополнительных услуг не всегда удовлетворяло клиентов.

Одной из составляющих культуры обслуживания является культура поведения персонала. Здесь основополагающими моментами являются: быстрота обслуживания; предвосхищение желаний гостя; дружелюбие и вежливость; внимательность; знание работы; терпение; ответственность.

При управлении аквапарком «Тики-Так» администрация создает благоприятные условия для работы сотрудников: в аквапарке имеется комната отдыха для персонала; предприятия питания при аквапарке обслуживает персонал гостинице по льготным ценам; персоналу предоставляется отпуск, оплачиваемый больничный лист.

Сотрудники аквапарка - это постоянные работники из числа местных жителей (63%),сотруд-ники из других регионов России составляют 37%. Это в основном обслуживающий оборудование персонал, медицинские работники, студенты-инструкторы.

Ежегодно проводятся курсы повышения квалификации, которые проходят до 25% сотрудников. После проведения таких курсов уровень производственной дисциплины работников и культура обслуживания клиентов аквапарка повышается.

На аттракционах постоянно работают инструкторы-консультанты из числа студентов академии физкультуры. Доля молодёжи, работающая в аквапарке, составляет 59%. Высокий процент молодых людей объясняется достаточно активным видом обслуживания, пребыванием в течение дня на открытом воздухе.

Мировой экономический кризис внёс коррективы в разработанную маркетинговую политику функционирования аквапарка. Потеря определённой доли посетителей сократила прибыли предприятия, поэтому для изменения данной тенденции можно предложить следующие мероприятия:

- наряду с продажей единого входного билета, необходимо разработать систему бонусов, которая бы обеспечивала приток постоянных клиентов:

- при посещении аквапарка ежедневно в течение недели клиентам предоставляется экскурсия по городу-курорту Анапе. Если под эту категорию попадают дети до 9 лет, то на каждом посещаемом ими аттракционе фото студия аквапарка предоставляет бесплатный снимок;

- если клиент приобретал абонемент на недельное посещение аквапарка, то парковка автомобиля в последний день может быть бесплатной;

- в случае если в течение недели аквапарк посещала семья или группа из 5 человек, то в последний день отъезда может быть организован трансфер до аэропорта или вокзала.

- при единовременном посещении аквапарка от открытия до закрытия клиентам можно бесплатно вручить сувениры с символикой аквапарка.

- организуя питание на территории аквапар-ка необходимо учитывать возрастные особенности клиентов;

- если в течение дня кафе или бары посещали более 2 раз, то клиентымогли бы получить бесплатную питьевую воду, охлаждённый чай или другой безалкогольный напиток.

- ввести особую систему входных билетов, которые позволили бы клиентам при посещении ак-вапарка в течение недели пользоваться услугами городских пляжей и бассейнов Анапы;

- при посещении экстремальных аттракционов несколько раз в течение дня клиентов необходимо поощрять специальными призами с символикой аквапарка;

- детей активных участников развлекательных программ награждать символическими орденами «Самый активный», «Самый смелый», «Самый ловкий».

По мнению авторов, для современной организации обслуживания клиентов в аквапарке «Тики-Так» необходимо провести ряд мероприятий:

При обслуживании клиентов, сотрудникам ак-

вапарка необходимо быть вежливыми и проявлять такт. Конфликтные ситуации сглаживать и решать в пользу клиентов.

Служба питания одно из важных звеньев ак-вапарка, приносящих значительную долю доходов. Организация работы системы питания на территории аквапарка должна реализовывать следующие принципы: разнообразие меню, соотношение цены и качества, различный ценовой уровень для клиентов с разным уровнем доходов. При соблюдении данных принципов клиенты аквапарка воспользуются услугами предприятий питания на его территории.

Для привлечения клиентов необходимо постоянно обновлять развлекательные мероприятия (организовывать конкурсы, приглашать певцов и музыкантов, вовлекать посетителей).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо систематически организовывать или обновлять рекламную кампанию на предприятии для привлечения новых клиентов.

Для улучшения работы служб аквапарка, по мнению авторов, необходимо провести следующие изменения:

- все службы предприятия обеспечить современным оборудованием (ремонтным, спасательным, технологическим). В случае, если таковое имеется, то систематически осуществлять ремонт и своевременно производить замену;

- администрация аквапарка должна проводить политику поощрения сотрудников, у которых не было нареканий со стороны клиентов или администрации. Поощрительные меры должны носить материальный и нематериальный характер, а также быть публичными (премирование, вручение грамоты должно осуществляться на собрании коллектива);

- сотрудники, непосредственно работающие с клиентами должны повышать свою культуру общения;

- для предупреждения травматизма на аттракционах аквапарка, администрация должна проводить обучающие программы;

- для повышения уровня работы медицинской службы аквапарка, необходимо привлекать специалистов из краевого центра.

Для развития индустрии развлечения на территории Краснодарского края, по мнению авторов, необходимо реализовать следующие мероприятия:

Систематически обновлять развлекательные мероприятия (тематические представления, конкурсы, аттракционы).

Проводить грамотную ценовую политику (вводить единые ценовые билеты на посещение предприятий питания, аттракционы, развлекательные мероприятия).

Распространять сувенирную продукцию с символикой развлекательного центра.

Таким образом, совершенствование системы развлечений и отдыха на территории Краснодарского края должны быть направлены на улучшение культуры обслуживания, развития инфраструктуры, обеспечения безопасности клиентов, улучшение системы питания. Предложенный комплекс мероприятий должен содействовать увеличению числа клиентов, продлению туристского сезона, увеличению длительности пребывания туриста при единовременном посещении развлекательного центра, повышению трат клиентов из-за разнообразия услуг.

ИСТОЧНИКИ:

1. Лазовская С.В., Захарова И.Ю. Развитие санаторно-курортных территорий в Краснодарском крае на основе природно-ресурсного потенциала // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-3 (76-3). - С. 624-627.

2. Челидзе А.Д., Клочко Е.Н. Качественное обслуживание гостей как средство достижения конкурентных преимуществ // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 200-202.

3. Пунько И.М., Рыживолова Э.А., Лях Ю.Р. Стратегии туристских компаний в условиях конкуренции. // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2014. - № 1. - С. 98-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.