СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Н.А. Горбач, Н.А. Фомина
кафедра управления, экономики здравоохранения и фармации Красноярского государственного медицинского университета им. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития.
Красноярск. 660022, ул. Партизана Железняка, 1
Сохранение здоровья населения во многом зависит от состояния здравоохранения, как управляемого фактора. Инвестирование в развитие кадровых ресурсов здравоохранения способствует усилению систем здравоохранения. По оценкам ЕРБ ВОЗ, опубликованным в 2007 году, во всем мире ощущается нехватка высококвалифицированных медицинских кадров. Вместе с тем, нормативно-правовая база кадрового обеспечения здравоохранения России остается несовершенной. Большую роль в здравоохранении, а именно в качественном предоставлении медицинских услуг населению, повышению значимости профилактической работы, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование.
Нормативно-правовая база данного процесса представлена рядом документов. В законе «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 дано определение системы образования в Российской Федерации (статья 8) и форм получения образования (статья 10). Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» определены виды и сроки повышения квалификации. Федеральный закон от 22.08.1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет государственную политику в области высшего и послевузовского профессионального образования, которая основывается на принципах непрерывности и преемственности процесса образования.
Стремление специалистов сестринского дела к накоплению знаний и умений, поднятию престижа профессии, усовершенствованию организации профессиональной деятельности, освоению новейших технологий явилось побудительным мотивом к созданию в лечебных учреждениях учебно-методических центров.
Во всех ЛПУ России проводятся ежемесячные обучающие семинары для медработников и отдельно для среднего медперсонала фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов по актуальным вопросам профессиональной деятельности со сдачей зачетов и контрольных тестов. Однако, большую роль в деле непрерывного обучения медицинского персонала играют учебно-методические центры, организованные в ЛПУ. Основная задача центров - создание системы методического сопровождения практической деятельности, совершенствование профессиональных навыков, разработка и дальнейшая корректировка единых стандартов организации рабочих мест по различным профилям и методическое сопровождение инновационных процессов в сестринском деле, проведение инструктивно-методических занятий для старших медицинских сестер подразделений, организация и проведение тестирования по всем разделам профессиональной деятельности сестринского персонала.
Таким образом, социально-экономические реформы, происходящие в нашей стране, значительно повысили потребности общества в оказании высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе сестринской. Следует реализовывать непрерывное медицинское образование, как в форме традиционных образовательных программ, так и в самостоятельной форме, когда медицинский работник повышает квалификацию путем посещения конференций, изучения научных работ и др. В РФ имеются серьезные предпосылки для развития непрерывного медицинского образования. О его необходимости упоминается и в законодательной базе, и в информационно-образовательных базах, создающихся профессиональными медицинскими обществами. В целях повышения качества непрерывного медицинского образования необходимо научно обосновать мероприятия по совершенствованию системы последипломной подготовки среднего медицинского персонала на базе многопрофильного ЛПУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва