Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность полетов / человеческий фактор / инженерно-технический состав / flight safety / human factor / engineering and technical staff

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю О. Кирбижекова, А Р. Акзигитов

В данной статье приведены предложения по совершенствованию подготовки специалистов по техническому обслуживанию авиационной техники в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF TRAINING OF ENGINEERING AND TECHNICAL PERSONNEL IN THE FIELD OF HUMAN FACTOR

This article presents proposals for improving the training of specialists in the maintenance of aviation equipment in universities.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА»

УДК 629.7.066

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

Ю.О. Кирбижекова Научный руководитель - А.Р. Акзигитов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф.Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: jluliakirbizhekova98@gmail.com

В данной статье приведены предложения по совершенствованию подготовки специалистов по техническому обслуживанию авиационной техники в вузах.

Ключевые слова: безопасность полетов, человеческий фактор, инженерно-технический состав.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF TRAINING OF ENGINEERING AND TECHNICAL PERSONNEL IN THE FIELD OF HUMAN FACTOR

Ju.O. Kirbizhekova Scientific Supervisor - R. A. Akzigitov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospect, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: jluliakirbizhekova98@gmail.com

This article presents proposals for improving the training of specialists in the maintenance of aviation equipment in universities.

Keywords: flight safety, human factor, engineering and technical staff

Современное воздушное судно представляет собой очень сложную конструкцию, состоящую из большого количества различных по форме, размерам, материалам, условиям работы и назначению изделий АТ. Обеспечение безопасности системы гражданской авиации - основная цель деятельности Международной организации гражданской авиации. В этой области удалось достичь значительного прогресса, но еще больше предстоит сделать. Общеизвестно, что каждые три их четырех авиационных происшествий являются результатом сбоев в работоспособности человека, а это означает, что любые улучшения в данной области могут в значительной степени способствовать повышению уровня безопасности полетов[1].

В общем социальном смысле под человеческим фактором принято называть деятельность человека как субъекта во всех сферах повседневной жизни. Использование самого термина «человеческий фактор» в контексте инженерной, технической деятельности является относительно новым. В техническом понимании «человеческий фактор» рассматривается в основном, а точнее главным образом, в связи с проблемой безопасности деятельности человека при обслуживании технических систем. В гражданской авиации «человеческий фактор» рассматривается как важнейшее условие, которое непосредственно влияет на уровень и определяющее состояние безопасности полетов воздушных судов. Человек в этом

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

сегменте является важным элементом авиационной транспортной системы, но в тоже время вследствие многочисленных психофизиологических факторов наиболее уязвимый с точки зрения возможности негативного влияния на деятельность в пределах своих функциональных обязанностей.

Как отмечалось выше, проводимой Международной организацией гражданской авиации анализа, в течение многих лет каждые три из четырех авиационных происшествий происходили в результате неправильных действий, сбоев в работоспособности человека. Под человеческим фактором в гражданской авиации следует понимать условия, причины возникновения ошибочных действий авиационного персонала, т.е. летных экипажей, лиц связанных с обеспечением и техническим обслуживанием полетов в их взаимодействии с летательными аппаратами. Все это является следствием несовершенства авиационной техники, необходимого оборудования и устройств, для технической работы при обслуживании воздушных судов и несоответствия психофизиологических возможностей авиационного персонала.

Таким образом, сама проблема снижения влияния человеческого фактора на авиационную аварийность в гражданской авиации и поведение людей в опасных профессиях в настоящее время как никогда важна и актуальна. Данные вопросы можно решить при совершенствовании применяемых методов, технологий профессионального обучения лиц авиационных профессий, изучения в процессе всех этапов обучения его психофизиологических возможностей для правильного выполнения своих функциональных обязанностей в процессе трудовой деятельности.

Безопасность и эффективность полетов, работа всей АТС становятся связанными с качеством работы людей, осуществляющих проверку, эксплуатацию и обслуживание авиационной техники. В настоящее время на всех уровнях растет понимание важности учета и роли человеческого фактора при техническом обслуживании, ремонте и контроле воздушных судов.

Одним из подтверждений этого является то, что ряд категорий авиационных специалистов гражданской авиации (летный состав, диспетчеры управления воздушным движением, инженерно-технический состав) включены в число объектов обязательной сертификации[2]. Но нельзя забывать, что подготовка кадров для гражданской авиации начинаются со студенческой скамьи лекционных аудиторий, лабораторий, учебных авиационных центров практической подготовки и т.д.

В соответствии с поставленной задачей в своей работе представляю предложения по совершенствованию подготовки специалистов по техническому обслуживанию авиационной техники в вузах. Мне как студенту прошедшему обучение в бакалавриате это видится так, как будет сказано ниже.

Практически ежегодно проводятся встречи руководства страны с профессорско-преподавательским составом, где говорится много о положительном, имеющемся на сегодняшний день, вскрываются недостатки, но главное - определяется концепция, цели, задачи изменения всего учебного процесса в высшей школе. Сегодня мало соглашаться с идеями, высказанными высшим руководством страны, цитировать их выступления. Сегодня мало признать свои ошибки, упущения, давать заверения. Нужны конкретные результаты действительного улучшения не только учебного, но и воспитательного процесса. Профессорско-преподавательский состав института гражданской авиации СибГУ имени М.Ф. Решетнева не должен ограничиваться чтением лекций, проведением лабораторных работ, семинаров и т.д., нужно заниматься и воспитательным процессом. Это заключается в применении коллективной и индивидуальной форме работы со студентами, в привитии им серьезного отношения к учебе, стремлении создать атмосферу творческой активности, отработке у студентов навыков самостоятельного принятия решения, укреплении уверенности студента в том, что он может не просто учить текст, схемы, формулы, а

эксплуатировать, обслуживать, ремонтировать воздушные суда самостоятельно[3]. И здесь очень важно определить наиболее эффективные подходы и практические действия:

- подготовки обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию учебных планов авиационно-технических направлений подготовки, путем увеличения часов на изучение специальных дисциплин и производственных практик;

- поднятия на высокий уровень практико-ориентированную направленность в подготовке, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в обучение;

- индивидуализация теоретического и практического обучения с учетом психофизических особенностей человека.

В деле совершенствования учебно-воспитательного процесса, придания ему большей практической направленности на первый план выходит проблема объективной оценки знаний студентов институтов, где готовят специалистов-эксплуатационников. Проведя своего рода анализ сдачи дисциплинарных экзаменов, я пришла к определенным выводам. Традиционно процесс проведения экзаменов и зачетов в вузах организуется таким образом, что уже за месяц студентам становятся экзаменационные вопросы, и что хуже всего, затем и содержание самих экзаменационных билетов. Все это порождает у студентов уверенность в том, что всего за несколько дней они смогут с положительным качеством подготовиться и сдать на высший балл экзамен или зачет. Подобная практика, на мой взгляд, развивает у студентов не творческое мышление, а лишь способность запоминания, точнее, зазубривания огромной массы материала, без его осмысления, так что вскоре после экзамена весь материал исчезает из памяти безвозвратно. Поэтому встает закономерный вопрос - кому нужны такие знания и такая их проверка?

Реформа учебного процесса нужна, она актуальна как никогда. Надо не только исполнять определенные положения соглашений, руководств и т.д., но и развивать творческую активность. Инициатива должна идти снизу вверх, а не наоборот. Изучив опыт других технических вызов, предприятий гражданской авиации, органов организации воздушного движения, я пришла к выводу, что переход к новой системе контроля и проверки знаний как никогда необходим.

Библиографические ссылки

1. Международная организация гражданской авиации. Руководство по обучению в области человеческого фактора - издание первое — 1998.

2. Гандер Д.В. Профессиональная психопедагогика. - М.: Воентехиздат, 2007. - 336 с.

3. Акзигитов Р.А. Особенности организации контроля и оценки знаний студентов в процессе обучения. Научный журнал: Инновационная интегрированная система профессионального образования. - Сиб. гос. ун-т науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, 2010. - 60с.

© Кирбижекова Ю.О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.