УДК 629.7.066
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА
Ю.О. Кирбижекова Научный руководитель - А.Р. Акзигитов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф.Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: jluliakirbizhekova98@gmail.com
В данной статье приведены предложения по совершенствованию подготовки специалистов по техническому обслуживанию авиационной техники в вузах.
Ключевые слова: безопасность полетов, человеческий фактор, инженерно-технический состав.
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF TRAINING OF ENGINEERING AND TECHNICAL PERSONNEL IN THE FIELD OF HUMAN FACTOR
Ju.O. Kirbizhekova Scientific Supervisor - R. A. Akzigitov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospect, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: jluliakirbizhekova98@gmail.com
This article presents proposals for improving the training of specialists in the maintenance of aviation equipment in universities.
Keywords: flight safety, human factor, engineering and technical staff
Современное воздушное судно представляет собой очень сложную конструкцию, состоящую из большого количества различных по форме, размерам, материалам, условиям работы и назначению изделий АТ. Обеспечение безопасности системы гражданской авиации - основная цель деятельности Международной организации гражданской авиации. В этой области удалось достичь значительного прогресса, но еще больше предстоит сделать. Общеизвестно, что каждые три их четырех авиационных происшествий являются результатом сбоев в работоспособности человека, а это означает, что любые улучшения в данной области могут в значительной степени способствовать повышению уровня безопасности полетов[1].
В общем социальном смысле под человеческим фактором принято называть деятельность человека как субъекта во всех сферах повседневной жизни. Использование самого термина «человеческий фактор» в контексте инженерной, технической деятельности является относительно новым. В техническом понимании «человеческий фактор» рассматривается в основном, а точнее главным образом, в связи с проблемой безопасности деятельности человека при обслуживании технических систем. В гражданской авиации «человеческий фактор» рассматривается как важнейшее условие, которое непосредственно влияет на уровень и определяющее состояние безопасности полетов воздушных судов. Человек в этом
Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»
сегменте является важным элементом авиационной транспортной системы, но в тоже время вследствие многочисленных психофизиологических факторов наиболее уязвимый с точки зрения возможности негативного влияния на деятельность в пределах своих функциональных обязанностей.
Как отмечалось выше, проводимой Международной организацией гражданской авиации анализа, в течение многих лет каждые три из четырех авиационных происшествий происходили в результате неправильных действий, сбоев в работоспособности человека. Под человеческим фактором в гражданской авиации следует понимать условия, причины возникновения ошибочных действий авиационного персонала, т.е. летных экипажей, лиц связанных с обеспечением и техническим обслуживанием полетов в их взаимодействии с летательными аппаратами. Все это является следствием несовершенства авиационной техники, необходимого оборудования и устройств, для технической работы при обслуживании воздушных судов и несоответствия психофизиологических возможностей авиационного персонала.
Таким образом, сама проблема снижения влияния человеческого фактора на авиационную аварийность в гражданской авиации и поведение людей в опасных профессиях в настоящее время как никогда важна и актуальна. Данные вопросы можно решить при совершенствовании применяемых методов, технологий профессионального обучения лиц авиационных профессий, изучения в процессе всех этапов обучения его психофизиологических возможностей для правильного выполнения своих функциональных обязанностей в процессе трудовой деятельности.
Безопасность и эффективность полетов, работа всей АТС становятся связанными с качеством работы людей, осуществляющих проверку, эксплуатацию и обслуживание авиационной техники. В настоящее время на всех уровнях растет понимание важности учета и роли человеческого фактора при техническом обслуживании, ремонте и контроле воздушных судов.
Одним из подтверждений этого является то, что ряд категорий авиационных специалистов гражданской авиации (летный состав, диспетчеры управления воздушным движением, инженерно-технический состав) включены в число объектов обязательной сертификации[2]. Но нельзя забывать, что подготовка кадров для гражданской авиации начинаются со студенческой скамьи лекционных аудиторий, лабораторий, учебных авиационных центров практической подготовки и т.д.
В соответствии с поставленной задачей в своей работе представляю предложения по совершенствованию подготовки специалистов по техническому обслуживанию авиационной техники в вузах. Мне как студенту прошедшему обучение в бакалавриате это видится так, как будет сказано ниже.
Практически ежегодно проводятся встречи руководства страны с профессорско-преподавательским составом, где говорится много о положительном, имеющемся на сегодняшний день, вскрываются недостатки, но главное - определяется концепция, цели, задачи изменения всего учебного процесса в высшей школе. Сегодня мало соглашаться с идеями, высказанными высшим руководством страны, цитировать их выступления. Сегодня мало признать свои ошибки, упущения, давать заверения. Нужны конкретные результаты действительного улучшения не только учебного, но и воспитательного процесса. Профессорско-преподавательский состав института гражданской авиации СибГУ имени М.Ф. Решетнева не должен ограничиваться чтением лекций, проведением лабораторных работ, семинаров и т.д., нужно заниматься и воспитательным процессом. Это заключается в применении коллективной и индивидуальной форме работы со студентами, в привитии им серьезного отношения к учебе, стремлении создать атмосферу творческой активности, отработке у студентов навыков самостоятельного принятия решения, укреплении уверенности студента в том, что он может не просто учить текст, схемы, формулы, а
эксплуатировать, обслуживать, ремонтировать воздушные суда самостоятельно[3]. И здесь очень важно определить наиболее эффективные подходы и практические действия:
- подготовки обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию учебных планов авиационно-технических направлений подготовки, путем увеличения часов на изучение специальных дисциплин и производственных практик;
- поднятия на высокий уровень практико-ориентированную направленность в подготовке, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в обучение;
- индивидуализация теоретического и практического обучения с учетом психофизических особенностей человека.
В деле совершенствования учебно-воспитательного процесса, придания ему большей практической направленности на первый план выходит проблема объективной оценки знаний студентов институтов, где готовят специалистов-эксплуатационников. Проведя своего рода анализ сдачи дисциплинарных экзаменов, я пришла к определенным выводам. Традиционно процесс проведения экзаменов и зачетов в вузах организуется таким образом, что уже за месяц студентам становятся экзаменационные вопросы, и что хуже всего, затем и содержание самих экзаменационных билетов. Все это порождает у студентов уверенность в том, что всего за несколько дней они смогут с положительным качеством подготовиться и сдать на высший балл экзамен или зачет. Подобная практика, на мой взгляд, развивает у студентов не творческое мышление, а лишь способность запоминания, точнее, зазубривания огромной массы материала, без его осмысления, так что вскоре после экзамена весь материал исчезает из памяти безвозвратно. Поэтому встает закономерный вопрос - кому нужны такие знания и такая их проверка?
Реформа учебного процесса нужна, она актуальна как никогда. Надо не только исполнять определенные положения соглашений, руководств и т.д., но и развивать творческую активность. Инициатива должна идти снизу вверх, а не наоборот. Изучив опыт других технических вызов, предприятий гражданской авиации, органов организации воздушного движения, я пришла к выводу, что переход к новой системе контроля и проверки знаний как никогда необходим.
Библиографические ссылки
1. Международная организация гражданской авиации. Руководство по обучению в области человеческого фактора - издание первое — 1998.
2. Гандер Д.В. Профессиональная психопедагогика. - М.: Воентехиздат, 2007. - 336 с.
3. Акзигитов Р.А. Особенности организации контроля и оценки знаний студентов в процессе обучения. Научный журнал: Инновационная интегрированная система профессионального образования. - Сиб. гос. ун-т науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, 2010. - 60с.
© Кирбижекова Ю.О., 2022