с размерами элементарных нерегулярностей корродированной поверхности, получения характеристик циклической долговечности зон КП при соответствующем повышении уровня нагрузки и анализа НДС повреждений соответствующих конфигураций [4].
Библиографические ссылки
1. Артамоновский В. П. Об использовании метода максимального правдоподобия для оценки параметров распределения времени безотказной работы авиационных деталей. Рига, 1967. С. 5-17.
2. Барзилович Е. Ю. Статистические методы оценки состояния авиационной техники М. : Транспорт, 1987. 240 с.
3. Пивоваров В. А. Дефектоскопия гражданской авиационной техники. М. : Транспорт, 1997. 136 с.
4. Погосян М. А. Проектирование авиационных комплексов с применением информационных технологий // Авиац. пром-сть. 2004. № 2. С. 14-24.
Reference
1. Artamonovskii V. P. Ob ispolzovanii metoda maksimalnogo pravdopodobiya dlya otsenki parametrov raspredeleniya vremeni bezotkaznoy rabotyi aviatsionnyih detaley [On the use ofthe maximum likelihood methodto estimate theparameters of the distributionuptimeaircraft parts]. Riga, 1967. P. 5-17.
2. Barzilovich E. Y. Statisticheskie metodyi otsenki sostoyaniya aviatsionnoy tehniki [Statisticalmethods for assessingthe state ofaviation technology]. M. : Transport, 1987. 240 p.
3. Brewers V. A. Defektoskopiya grazhdanskoy aviatsionnoy tehniki [Flawcivil aircraft]. M. : Transport, 1997. 136 p.
4. Pogosyan M. A. Proektirovanie aviatsionnyih kompleksov s primeneniem informatsionnyih tehnologiy [Design ofaircraft systemsusinginformation technology]. Aviation. prom-st. 2004. № 2. S. 14-24.
© Кацура А. B., HnKymKHH H. B., 2015
УДК 629.7.097.8
ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ ПРОТИВОПОМПАЖНЫХ СИСТЕМ ГТД
Д. Д. Кудашов1, В. П. Токарев1
1 Уфимский государственный авиационный технический университет Российская Федерация, 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12
E-mail: [email protected]
Рассматриваются факторы, влияющие на возникновение помпажа в компрессоре ГТД. Рассмотрена проблема быстродействия диагностирования помпажа в компрессоре ГТД. Предложены варианты увеличения быстродействия систем, диагностирующих помпаж.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, помпаж компрессора, измерение параметров, система диагностирования, противопомпажная система.
SPECIFICS OF INCREASING SPEED OF GTE ANTISURGE SYSTEM
D. D. Kudashov1, V. P. Tokarev1
1Ufa State Aviation Technical University 12, К. Marks Str., Ufa, 450008, Republic of Bashkortostan, Russian Federation E-mail: [email protected]
The research studies factors of GTE compressor stall. A problem of speed of diagnostic system of GTE compressor stall is presented. The variants to increase the speed of diagnosing systems surging are proposed.
Keywords: Gas turbo engine, compressor stall, parameters measurement, diagnostic system, antisurge system.
При помпаже возникают периодические колебания давления и расхода воздуха в продольном направлении, характеризующиеся малой частотой и большой амплитудой.
Происходит срыв потока воздуха со спинок лопаток компрессора, и возникающие неустойчивые завихрения приобретают тенденцию к самовозрастанию. В результате перепада давления на выходе компрессора и на входе камеры сгорания воздушная масса выбрасывается на вход компрессора, смывая вихревую пелену. Эта же масса воздуха вновь поглоща-
ется компрессором, вновь возникает срыв потока, и вновь происходит выброс на вход компрессора [1]. В результате многократного повторения поджатия температура воздуха в компрессоре значительно повышается за счет постоянного подвода энергии, значительно превышая допустимые значения для эксплуатации компрессора. Возникновение помпажа также сопровождается большими динамическими напряжениями всех элементов и силовой установки в целом, способными существенно повредить ГТД или разрушить его [2].
Решетнеескцие чтения. 2015
УДК 629.7.054.07
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНАХ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ НИЗКООРБИТАЛЬНОЙ
СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ IRIDIUM
Р. А. Акзигитов, В. Н. Гейман
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Поставлена задача по совершенствованию мониторинга воздушных судов в труднодоступных районах. Изучены перспективы использования низкоорбитальной спутниковой системы связи «Iridium», а также предложен вариант по улучшению обеспечения глобальной непрерывной связи между диспетчерами и воздушным судном.
Ключевые слова: мониторинг, спутниковая система связи «Iridium», авиация.
APPLYING OF LOW-ORBIT COMMUNICATION SATELLITE SYSTEM «IRIDIUM» TO IMPROVE AIRCRAFT MONITORING IN HARD-TO-REACH AREAS
R. A. Akzigitov, V. N Geyman
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The task to improve monitoring quality of aircraft in hard-to-reach areas is set by authors. Perspectives of applying of low-orbit communication satellite system «Iridium» are researched. The method of development of continuous communication between controller and aircraft is proposed.
Keywords: monitoring, communication satellite system «Iridium», aircraft.
В последние годы существенно возросло внимание к проблемам обеспечения безопасности полетов воздушных судов различного назначения, в особенности гражданской авиации, так как с увеличением плотности перелётов появляется острая необходимость в более четком мониторинге воздушных судов. Нельзя упускать ни один самолет из виду, чтобы избежать авиационных происшествий.
Научная работа относится к системам спутниковой связи, в частности к низкоорбитальной системе спутниковой связи, использующей легкие спутники, функционирующие на низких околоземных орбитах.
«Iridium» использует спутники Земли, обращающиеся на низких круговых орбитах одинаковой высоты, использует межспутниковую связь и сеть наземных станций связи и управления группировками спутников.
Система «Iridium» обеспечивает глобальную подвижную связь по всему земному шару. Однако эта система построена таким образом, что в высокоширотных областях, в околополярных зонах Земли, где плотность абонентов связи мала, одновременно находится избыточное количество спутников (например, над каждым из полюсов одновременно находится от 7 до 14 спутников), что приводит к существенному удорожанию системы и нерациональному использованию спутников.
Теоретический результат, на получение которого направлена научная работа, - это обеспечение глобальной непрерывной связи между диспетчерами и
воздушным судном, возможности реализации спутниковой телефонии и высокоскоростной передачи данных в любых точках земного шара при использовании минимально необходимого (оптимального) количества легких спутников в системе и минимальной стоимости создания системы спутниковой связи [1].
Теоретический результат будет достигнут тем, что низкоорбитальная система спутниковой связи, будет содержать множество искусственных спутников Земли, каждый из которых функционирует на околоземной орбите и оснащен бортовыми ретрансляторами [2]. Предлагается установить межспутниковую связь и сеть наземных станций связи и управления искусственными спутниками Земли, сформировав две группировки спутников связи.
Существенными отличительными признаками научной работы является то, что искусственные спутники Земли сформированы в две группировки спутников связи, одна из которых состоит из N спутников связи, где N - целое число, и расположена на n околоземных орбитах высотой менее 2 000 км и с наклонением менее 30°, по N/n спутников на каждой орбите; другая группировка состоит из M спутников связи, где M -целое число, и расположена на m околоземных орбитах высотой менее 2 000 км и с наклонением более 60°, по M/m спутников на каждой орбите, при этом долготы восходящих узлов орбит внутри каждой группировки отличаются соответственно на 360/n и 360/m градусов [3].
Характеристики низкоорбитальной системы
Орбитальные группировки системы Зоны радиосвязи Население Земли в зоне Доля поверхности Земли в зоне Количество спутников функционирующих в зоне Количество спутников на % поверхности Земли
Группировка № 1 Экваториальная зона
количество спутников - 24 наклонение орбит - 22,5° количество орбит - 3 высота орбиты - 1 500 км Между 40° с.ш. и 40° ю.ш. Более 70 % 64 % Около 36 0,6
Группировка № 2 Полярные зоны
количество спутников - 24 наклонение орбит - 65° количество орбит - 3 высота орбиты - 1500 км Более 40° с.ш. и более 40° ю.ш. Менее 30 % 36 % Около12 0,33
Всего 48 спутников на 6 орбитах, по 8 спутников на орбите
Именно эти отличительные признаки позволяют получить лучший технический эффект, а именно: обеспечить глобальную непрерывную связь между абонентами, дают возможность реализовать мобильную телефонию и высокоскоростную передачу данных в любых точках земного шара при использовании минимально необходимого (оптимального) количества легких спутников в системе и минимальной стоимости создания системы спутниковой связи.
В таблице приведены характеристики заявляемой низкоорбитальной системы спутниковой связи и пример рационального использования системы согласно научной работе, когда большее количество спутников используют в зонах с большим количеством населения.
Библиографические ссылки
1. Крылов А. Анализ создания и развития низкоорбитальных систем спутниковой связи // Спутниковая связь и вещание - 2011 : журнал. 2011. С. 46-49.
2. Патент РФ № 65703. Низкоорбитальная система пакетной передачи данных и диспетчерской телефонной связи. МПК (2006/1) H04B 7/185.
3. Патент РФ №2299837. Способ построения низкоорбитальной спутниковой сетевой навигационной системы. МПК B64G 1/10, G01C 21/02 (2006.1).
References
1. Krylov А. [Analysis of the creation and development of low-orbit satellite communications systems.] The magazine "Satellite Communication and Broadcast, 2011, р. 46-49.
2. RF Patent №65703 Nizkoorbital'naya sistema paketnoj peredachi dannyh i dispetcherskoj telefonnoj svyazi [LEO Packet data transmission and dispatching of voice communication], the IPC (2006/1) H04B 7/185.
3. Patent RF № 2299837 Sposob postroeniya nizkoorbital'noj sputnikovoj setevoj navigacionnoj sistemy [The method of construction of a low-orbit satellite network navigation system], the IPC B64G 1/10, G01C 21/02 (2006.1).
© Акзигитов Р. А., Гейман В. Н., 2015
УДК 629.7.058.6
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ВОЗДУШНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
А. Р. Акзигитов, В. М. Мусонов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Поставлена задача по повышению эффективности отображения информации о местоположении воздушных судов при УВД. Изучены проблемы отображения информации о ВС при УВД и предложены способы решения этих проблем, благодаря которым возрастет эффективность отображения информации.
Ключевые слова: эффективность, местоположение ВС, УВД, авиация, спутниковые каналы.