Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2551
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ / КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калегина Ю.А.

Специфика условий перевозки грузов, совершенствование технологии производства в отраслях с каждым днем предъявляют все более высокие требования к качеству транспортного процесса, обеспечению ритмичности (регулярности) перевозок. Поэтому одним из главных направлений деятельности автотранспортных предприятий является создание для обслуживаемых предприятий такой системы транспортного обеспечения, которая позволила бы не только полностью удовлетворить потребности в перевозках, но и гарантировать их качество, особенно ритмичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

Для решения этих задач необходима разработка соответствующих государственных и региональных правовых актов.

Список литературы:

1. Исмуратов С.Б. Специализация и производственные типы сельскохозяйственных кооперативов Северного Казахстана [Текст] / С.Б. Исмуратов. -М., 2000. - 298 с.

2. Абуов К. Организационно-экономические основы развития крестьянского уклада в Северном Казахстане (теория и практика) [Текст] / К. Абуов. -Астана, 2002. - 280 с.

3. Исмуратова Г. С. Моделирование специализации животноводческо-зерновых предприятий (на материалах Костанайской области Республики Казахстан) [Текст] / Г.С. Исмуратова. - М., 2000. - 121 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

© Калегина Ю.А.

Уральский институт фондового рынка, г. Екатеринбург

Специфика условий перевозки грузов, совершенствование технологии производства в отраслях с каждым днем предъявляют все более высокие требования к качеству транспортного процесса, обеспечению ритмичности (регулярности) перевозок. Поэтому одним из главных направлений деятельности автотранспортных предприятий является создание для обслуживаемых предприятий такой системы транспортного обеспечения, которая позволила бы не только полностью удовлетворить потребности в перевозках, но и гарантировать их качество, особенно ритмичность.

Ключевые слова: логистика, грузоперевозки, грузовой транспорт, качество транспортного процесса.

Система организации перевозок должна обеспечивать [2, с. 92]:

- оптимальную организацию движения;

- доставку грузов в кратчайшие сроки;

- эффективное использование подвижного состава автотранспорта;

- безопасность движения;

- рентабельность перевозок.

При организации перевозок конкретных грузов автотранспортными предприятиями проводится ряд мероприятий [1, с. 201]:

а) Составляется маршрут перевозок и схема маршрута с указанием опасных участков. Допустимая протяженность автомобильных марш-

рутов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством Российской Федерации нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок.

б) Выбирается тип и марка автотранспорта в зависимости от вида перевозок (без нарушения норм вместимости) с учетом дорожных и погодно-климатических условий. При перевозках масса и объем груза не должны превышать предельной вместимости транспортного средства, указанной в технической характеристике автомобиля данной марки.

в) Разрабатываются графики движения - на основе определения оптимальных значений скоростей движения автотранспорта на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Каждый водитель должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием перечня мест для остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

г) Проводится инструктаж водителей транспортных средств:

- об особенностях маршрута;

- об обеспечении безопасности движения;

- о правилах перевозки отдельных видов грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных и др.).

д) Назначается контрольное время возвращения автотранспорта, по истечении которого будут приниматься меры к установлению места нахождения автотранспорта.

е) Организуется контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автотранспорта, маршрутов движения. Контроль осуществляется за выполнением всех рейсов, предусмотренных графиками и планами перевозок с целью последующего анализа причин возникающих отклонений и корректировки графиков и планов (например, изменение времени движения на маршруте, его участках).

Компания ООО «Союз-ЭкспрессТранс-Урал»- один из развивающихся операторов рынка грузоперевозок Екатеринбурге. Компания предоставляет такие логистические услуги, как грузоперевозки, внутренние и междугородние, перевозку грузов, транспортировку сборных, негабаритных и опасных грузов, услуги спецтехники.

Грузооборот предприятия в 2012 году значительно снизился (почти на 2126 тыс. ткм), соответственно снизилось и количество перевезенного груза по сравнению с прошлым годом. Автомобили стали работать в основном в почасовом режиме.

Лишь две трети парка автотранспортных средств предприятия используется для оказания транспортных услуг, остальные автомобили не работают в связи с отсутствием заказов на перевозку, также достаточно велики простои неисправных автомобилей из-за недоработки технической службы в плане организации плановых мероприятий, связанных с ремонтно-обслу-живающими воздействиями.

Коэффициент использования грузоподъемности снизился, а коэффициент использования пробега, наоборот увеличился. Это говорит о том, что на предприятии преобладают маршруты с обратным холостым пробегом.

На ООО «Союз-ЭкспрессТранс-Урал» не ведется работа по оптимизации деятельности предприятия, по разработке наиболее рациональных маршрутов движения подвижного состава, по улучшению технико-эксплуатационных показателей и по привлечению новых заказчиков транспортных услуг. Все это отрицательно сказывается как на результатах его деятельности, так и на положении автотранспортного предприятия на рынке транспортных услуг.

Для расширения объемов перевозок и повышения их качества на ООО «Союз-ЭкспрессТранс-Урал» осуществляется комплекс организационных, технических, экономических и социальных мероприятий. Они направлены на совершенствование транспортного процесса, повышение эффективности использования подвижного состава, сокращение его непроизводительных простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок.

Таким образом, при существующей ситуации на ООО «Союз-Экспресс-Транс-Урал» выявлены следующие проблемы: неэффективное управление перевозками, нерациональное планирование перевозок, низкая техническая готовность автомобильного парка, низкий коэффициент использования пробега на маршрутах, простой части транспортных средств в связи с отсутствием заказов на перевозку.

Для исправления ситуации на предприятии были разработаны ряд мероприятий по улучшению функционирования ООО «Союз-ЭкспрессТранс-Урал» в существующих условиях.

На предприятии необходимо наладить работу по разработке рационального маршрута движения транспортных средств. Разрабатывая маршруты, следует учитывать, что наиболее целесообразна организация движения подвижного состава по маятниковым маршрутам с обратным не полностью груженым пробегом или с груженым пробегом в обоих направлениях. Кольцевые маршруты организуются в тех случаях, когда маятниковые маршруты организовать невозможно.

Правильное составление маршрутов позволяет улучшить технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава, повысить производительность автомобилей и снизить себестоимость 1 ткм перевезенного груза, а также получить дополнительную прибыль за оказанные транспортные услуги. Сокращение списочного числа автомашин предприятия позволит снизить из-

держки на содержание автопарка, получить доход от сдачи автомобилей в аренду, более рационально использовать автопарк предприятия.

Для реализации предложенного мероприятия необходимо скоординировать и согласовать действия всех участников спроектированного маршрута. При этом автотранспортному предприятию необходимо заключить договоры с поставщиками основного груза и с поставщиками попутного груза.

В договоре необходимо рассмотреть следующие основные разделы.

- Предмет договора, где указывается сумма договора в денежном измерении, т.е. ориентировочная стоимость предстоящих перевозок грузов;

- Условия перевозки, где указываются обязанности сторон;

- Оплата перевозок и условия расчетов, где указывается порядок и форма расчетов за выполняемые перевозки;

- Санкции, где определяется материальная ответственность сторон за невыполнение утвержденных планов и нарушение условий перевозки;

- Срок действия и порядок оформления договора, где указываются срок, на который заключается договор, юридические адреса и расчетные счета сторон.

Когда перевозки носят систематический, а не разовый характер, то основанием перевозки грузов и выполнения экспедиционных операций будет служить договор и заказ. Перевозка грузов автотранспортным предприятием осуществляется при обязательном соблюдении заказчиками следующих условий: подъездные пути к пунктам и местам погрузки-разгрузки должны находиться в состоянии, обеспечивающем нормальный подъезд и свободное маневрирование автомобилей в любое время года; места погрузки-разгрузки должны быть укомплектованы соответствующими средствами механизации, весовыми устройствами и противопожарными средствами; подъездные пути и места погрузки-разгрузки должны быть оснащены в соответствии с действующими нормами.

Грузоотправители обязаны до прибытия подвижного состава подготовить груз к перевозке, а автотранспортное предприятие, в свою очередь, обязано подавать подвижной состав под погрузку в чистом виде и в состоянии, пригодном для перевозки конкретного груза.

Для оценки эффективности разработанного рационального маршрута движения автомашин предприятия, в качестве критериев выбираются следующие показатели:

- значение коэффициента использования пробега;

- затраты дизельного топлива на 1 т перевезенного груза.

Далее необходимо провести расчет основных показателей работы автомобилей на маршруте.

Коэффициент использования пробега рассчитывается по формуле (1):

в = = 0.5 (1)

■С + к 200 + 200

где 1ег и 1Х - плечо пробега соответственно в прямом и обратном направлении.

Затраты дизельного топлива на 1 т перевезенного груза рассчитываем по формуле (2):

количество горючего • цена 1 литра

З1 =--2---— (2)

объем перевезенного груза

Таким же образом можно рассчитать затраты смазочных и прочих материалов на перевозку 1 т груза.

Следующим направлением совершенствования организации системы перевозок является улучшение управления подвижным составом (численностью) автопарка. На предприятии сложилась такая ситуация, что не весь парк автомашин используется для грузоперевозок. В связи с отсутствием достаточного количества заказов на перевозку, две третьих парка автомобилей простаивает в технически исправном состоянии. Поэтому необходимо принять решение о сокращении парка автотранспортных средств. Возможные пути решения этой задачи следующие:

- продажа незадействованных в работе автомобилей;

- сдача в аренду автотранспорта другим организациям.

Для выбора альтернативы можно использовать такие критерии, как возможность получения дохода от использования транспорта и сокращения эксплуатационных издержек на его ремонт.

Наиболее целесообразным является вариант сдачи в аренду автотранспортных средств, так как по истечении действия договора аренды автомобили возвращаются в ООО «Союз-ЭкспрессТранс-Урал». К тому же в случае появления дополнительных заказов на транспортные услуги в будущем, предприятию не придется закупать новые дорогие машины, оно может использовать автомашины, возвращенные по истечении срока аренды.

Сдача транспортных средств в аренду позволит снизить расходы на содержание автомобильного парка в связи с сокращением среднесписочного числа автомобилей, и предприятие сможет получить дополнительную прибыль в виде платы за аренду автомобилей.

К мероприятиям по повышению эффективности деятельности ООО «Со-юз-ЭкспрессТранс-Урал» также относится повышение производительности подвижного состава. Повышение производительности может быть достигнуто за счет увеличения коэффициентов использования грузоподъемности и пробега. В этом случае почти не требуется повышения нормативов оборотных средств, за исключением небольшого увеличения запасов автомобильного топлива.

При улучшении таких технико-эксплуатационных показателей, как техническая скорость движения, время простоя под погрузкой и разгрузкой, время работы автомобиля на линии в сутки, коэффициент выпуска автомобилей на линию, повышается производительность автомобильного парка.

Величина технико-эксплуатационных показателей определяет уровень производительности подвижного состава, себестоимость перевозок.

На предприятии необходимо строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств на основе внедрения прогрессивных норм расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, автомобильных шин, а также за счет ликвидации бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей.

Для улучшения организации материально-технического снабжения, нормирования и планирования следует изживать практику представления транспортным предприятием завышенных заявок на материалы, запасные части, шины и топливо (завоза их в явно завышенных количествах). Это приводит к замораживанию средств в излишних и ненужных материальных ценностях.

На предприятии нужно своевременно выявлять и реализовывать образовавшиеся сверхнормативные и избыточные запасы материальных ценностей. Для этого необходимо организовать правильный учет материалов и хорошо организовать складское хозяйство.

На предприятии следует повысить дисциплину работы с договорами, что подразумевает своевременное заключение договоров с клиентурой на автомобильные перевозки и с организациями на поставку материальных фондов, а также строгое соблюдение установленного порядка расчетов за автомобильные перевозки и поставки материальных ценностей.

Ускорение оформления документации по расчетам за выполненную транспортную работу, усиление контроля над сроками поступления платежей за перевозки, своевременное предъявление претензий клиентуре и поставщикам за нарушение договорных условий по перевозкам и поставкам -все это способствует более эффективной работе всего автозавода.

Снижение времени простоя подвижного состава в ТО-2 и текущих ремонтах способствует сокращению незавершенного производства, что в свою очередь также благоприятствует повышению эффективности деятельности предприятия.

Одной из важнейших задач работников является соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств. Ниже приведены меры, принимая которые можно добиться экономии топлива:

Чтобы автомобиль длительно двигался по инерции, т.е. имел хороший выбег, необходимо тщательно регулировать тормозные системы, поддерживать установленное нормами давление воздуха в шинах, регулярно проверять и при необходимости регулировать схождение передних колес и углы их установки, своевременно и регулярно смазывать и регулировать подшипники ступиц колес, применять смазочные материалы.

Уменьшения расхода топлива достигают также за счет регулярной проверки технического состояния автомобиля на диагностических стендах, поддержания в технически исправном состоянии всех агрегатов автомобиля, своевременно и в полном объеме выполняя все операции ТО, уменьшения потерь от разливания при заправке автомобиля. Водитель должен знать экономичные приемы вождения и уметь ими пользоваться, всемерно сокращать время работы двигателя на холостом ходу, в том числе и для его прогрева перед началом движения, знать норму расхода топлива закрепленного за ним автомобиля, систематически учитывать расход топлива и при обнаружении его перерасхода, немедленно поставить в известность администрацию. Автомобили, расходующие топливо сверх установленных норм, к эксплуатации не допускаются.

В результате осуществления перечисленных мероприятий достигается более эффективная деятельность транспортного и экспедиционного обслуживания клиентов, т.е. доставка груза в более короткие сроки.

Следующим организационным мероприятием, направленным на повышение уровня организации перевозок выступает внедрение на ООО «Союз-ЭкспрессТранс-Урал» централизованных перевозок. Централизованные перевозки грузов автомобильным транспортом являются прогрессивным методом эксплуатации подвижного состава и способствуют повышению экономической эффективности для всех непосредственных участников процесса доставки грузов. Основными показателями, характеризующими экономическую эффективность, являются: сокращение потребности в подвижном составе для выполнения определенного объемы перевозок грузов; уменьшение количества грузчиков и агентов-экспедиторов для погрузки-выгрузки и сопровождения грузов и сокращение лимитов по труду и фондов заработной платы; снижение себестоимости перевозок, выгрузки, погрузки и сопровождения груза, т.е. сокращение транспортных расходов.

Для улучшения планирования и координации деятельности ООО «Со-юз-ЭкспрессТранс-Урал» требуется наладить составление сменно-суточных планов. Составление сменно-суточных планов позволит четко определить потребность грузоотправителей в перевозке грузов и рассчитать затраты времени на организацию грузоперевозок по определенному маршруту. Преимуществом организации диспетчерских пунктов в местах погрузки грузов является то, что все обязанности по выполнению транспортно-экспедицион-ных операций принимает на себя предприятие, освобождая грузоотправителя от несвойственных ему функций по организации перевозок.

В той ситуации, которая сложилась на предприятии, появление в организационной структуре человека, отвечающего за оптимизацию грузовых перевозок, за внедрение мероприятий по улучшению технико-экономических показателей работы автотранспорта, является очень актуальным решением. Введение должности логиста необходимо и достаточно для более чет-

кой координации работы диспетчерской службы в целом и для успешного управления организацией автомобильных перевозок на предприятии.

Таким образом, становится очевидным, что внедрение комплекса предложенных мероприятий позволит улучшить технико-эксплуатационные показатели работы ООО, усилить координацию работы автотранспортного предприятия и грузоотправителей, снизить издержки на перевозку, использовать автомобильный транспорт более рационально и привлечь дополнительных клиентов к сотрудничеству с автотранспортным предприятием.

Список литературы:

1. Миротин К.Н. Транспортная логистика: учеб. пособие / К.Н. Миро-тин. - М.: Экзамен, 2011. - 500 с.

2. Николин В.И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. - М.: Транспорт, 2012. - 267 с.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

© Керимова Л.А., Афонин А.Ю.

Уральский институт фондового рынка, г. Екатеринбург

Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. В качестве стимулов выступают какие-то предметы, действия других людей, носители обязательств и возможностей, все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия, или того, что он хотел бы приобрести в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы несознательно. В ряде случаев его реакция может и не поддаваться сознательному контролю.

Ключевые слова управление персоналом, трудовые ресурсы, стимулирование труда.

Реакция на разные стимулы неодинакова у различных людей. Отсюда стимулы не имеют абсолютного значения, если люди не способны реагировать на них. Так, в условиях сильной инфляции заработная плата, деньги во многом утрачивают роль стимулов и уже ограниченно используются в рамках управления людьми. Использование многообразных стимулов для мотивирования людей и предоставляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Одной из самых распространенных является материальное стимулирование. Роль последнего в обстановке рынка особенно значительна. Здесь важно правильно оценивать ситуацию, в рамках которой материальное стимулирование реализуется, стараться не преувеличивать его возможности, учитывая, что человек характерен очень сложной системой потребностей, интересов, приоритетов и целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.