©
Финеева М.А.
Бакалавр, кафедра Организация перевозок Московский автомобильно-дорожный государственный университет (МАДИ)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ СБОРНЫХ ГРУЗОВ В РФ, В СИСТЕМЕ КОМПАНИИ
ООО «РУСТАЛОГИСТИК»
Аннотация
Объектом исследования в работе является компания ООО «РустаЛогистик».
Целью написания работы является организация развозочного маршрута перевозки сбрных грузов, исходя из заключения нового договора между ООО «РустаЛогистик» и сети строительных и хозяйственных материалов ОБИ. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в разработке маршрута по перевозке сборных грузов, основываясь на методе «функции выгоды» (Кларка-Райта). Данный маршрут был разработан и применен на практике для исполнения договорных обязательств между сетью строительных и хозяйственных магазинов ОБИ и ООО «РустаЛогистик».
Ключевые слова: Авто-транспортное предприятие, сборные грузы, развозочный маршрут, консолидационный склад, смено-суточное планирование.
Введение
Сборные грузоперевозки на сегодняшний день являются неотъемлемой частью современного бизнеса, особенно для тех компаний, для которых именно этот вид грузоперевозок является единственно оптимальным и подходящим ввиду поставок небольших объемов груза.
Специфика перевозки сборных грузов заключается в том, что различные грузы имеют разную номенклатуру, но общую стоимость и зависимость.
Актуальность темы работы заключается в том, что в последние годы популярность доставки сборных грузов непрерывно растет, и это, в первую очередь, обусловлено оперативностью, экономичностью, надежностью и удобством подобного вида грузоперевозок. Доставка сборных грузов - перевозка незначительных партий грузов, за счет использования одного и того же транспортного средства по маршруту от склада-отправителя до грузополучателя. Перевозка сборных грузов подразумевает оперативную экспресс-доставку, которая позволяет сэкономить деньги за счет оптимизированной загрузки транспортных средств.
Исторически развитие перевозок сборных грузов в нашей стране рассматривалось в рамках единой транспортной системы. Большой вклад в теорию комплексного развития различных видов транспорта и перевозок сборных грузов внесли в разные годы .
Проведенный анализ показал, что к настоящему моменту в отечественной литературе вопросы повышения эффективности перевозок сборных грузов в условиях рынка транспортных услуг изучены недостаточно. Повышение эффективности перевозок сборных грузов на основе взаимодействия субъектов рынка является важным направлением в развитии этого направления, что позволяет сделать вывод об актуальности темы.
Целью работы является разработка развозочного маршрута перевозок сборных грузов.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
• изучение теоретических основ организации перевозок сборных грузов;
• характеристика системы нормативно-правового регулирования процесса транспортной перевозки сборных грузов;
• составление рационального маршрута перевозки мелкопартионных, сборных грузов;
© Финеева М.А., 2016 г.
• минимизация пробега автомобилей;
• соблюдение графика работы водителей.
Объектом исследования является транспортно-экспедиционная деятельность ООО «РустаЛогистик».
Предметом исследования являются транспортные перевозки сборных грузов сети магазинов строительных и хозяйственных товаров ОБИ.
Научная новизна и практическая значимость работы заключается в разработке маршрута по перевозке сборных грузов, основываясь на методе «функции выгоды» (Кларка-Райта). Данный маршрут был разработан и применен на практике для исполнения договорных обязательств между сетью строительных и хозяйственных магазинов ОБИ и ООО «РустаЛогистик».
Анализ деятельности транспортно-экспедиторской компании «ООО «РустаЛогистик»
Группа компаний «РУСТА» была создана в 2007 году на базе двух крупнейших автотранспортных предприятий России и Белоруссии - ПАО «Совтрансавто-Москва» и СП «ВЕСТАВТО» ОАО.
На сегодняшний день ГК «РУСТА» является логистическим оператором нового формата, предлагающем своим клиентам полный комплекс транспортно-логистических услуг.
Компания «ООО «РустаЛогистик»зарегистрирована 06 декабря 2007 года. Организационно-правовая форма предприятия «РустаЛогистик» - Общество с ограниченной ответственностью. Организация учреждена юридическими лицами и гражданами.Руководство ООО «РустаЛогистик» осуществляет генеральный директор на основании утвержденного Устава.
ООО «РустаЛогистик» предлагает транспортные услуги своим клиентам и решения по доставке и перевозке любых грузов с использованием различных видов транспорта, от организации разовых поставок небольших партий товаров до реализации крупномасштабных проектов по перевозке больших партий груза, на долгосрочной основе или единовременно, а также все виды сопутствующих услуг - таможенных, складских и прочих.
Виды перевозок
ООО «РустаЛогистик» предлагает следующие направления перевозок:
1. Международные перевозки: Европа СНГ
страны ближнего зарубежья (Абхазия, Грузия)
2. Перевозки по России: Москва и Московская область Центральный регион Северо-Запад Поволжье Юг Урал
Западная и Восточная Сибирь Крым
Калининград
Мультимодальные перевозки: Азия
Ближний Восток Америка Виды транспортных услуг
• Международные перевозки
• Перевозки по России
• Контейнерные перевозки
• Стекловозы
• Мультимодальные перевозки
• Железнодорожные перевозки
• Авиаперевозки
• Негабаритные и тяжеловесные грузы
• Проектные грузы
• Сборные грузы (импорт и экспорт)
• Таможеный перевозчик
Поток документации компании
При перевозке грузов между грузоперевозчиком и грузоотправителем оформляются:
1) Договор на перевозку груза
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Договор перевозки является коммерческим документом, оформляемым при оплате услуг железнодорожных, воздушных, морских, автомобильных перевозчиков. Отношения между отправителями и перевозчиками строятся либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как долгосрочное сотрудничество.
2)Заявка
На перевозку грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или на перевозку грузов соответствующую заявку.
3) Накладная (ТТН)
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организации, владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. ТТН является основным перевозочным документом, по которой производится и списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. При этом товарно-транспортная накладная содержит все существенные условия договора и, по сути, представляет собой его письменную форму.
Клиенты ООО «РустаЛогистик»
1. OBI — международная торговая сеть магазинов строительных и хозяйственных товаров, принадлежащая немецкой компании OBI GmbH & Co. Deutschland KG.
2. IKEA — нидерландская производственно-торговая компания (имеет шведские корни), владелец одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома. Полное наименование — IKEA International Group.
3. Metro AG — группа компаний, управляющая третьей по величине торговой сетью в Европе и четвёртой — в мире.
4. VEKA — мировой лидер в области разработки и производства оконных и дверных систем
5. Mitsubishi Motors Corporation — японская автомобилестроительная компания, входит в группу Mitsubishi — являющейся самой большой производственной группой Японии.
6. Adidas — немецкий промышленный концерн, специализирующийся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря.
7. Ehrmann AG - немецкий холдинг, крупный производитель молочных продуктов.
8. Концерн "Кроно Холдинг" (Swiss Krono Group) - один из крупнейших мировых производителей древесных плит.
9. Rehau — компания, специализирующаяся на разработке энергоэффективных систем для строительства, решений для индустрии и мебельной промышленности, а также автомобилестроения и др.
Характеристика сети ОБИ как основного клиента ООО «РустаЛогистик»
Одним из основных клиентов ООО «РустаЛогистик» является OBI — международная торговая сеть магазинов строительных и хозяйственных товаров, принадлежащая немецкой компании OBI GmbH & Co. Deutschland KG. Компания ОБИ была основана 45 лет назад в Германии.
На сегодняшний день под маркой ОБИ работают более 630 гипермаркетов, из которых 25 на данный момент успешно функционируют в России (в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Омске, Волгограде, Краснодаре, Рязани, Саратове, Сургуте и Брянске). К настоящему моменту в Москве открыто 6 магазинов OBI, продажи в которых организованы в популярном европейском формате Do-It-Yourself (т.е. «сделай сам»).
ОБИ в мире
Сеть магазинов по продаже товаров для дома и строительства OBI (формат DIY — Do-It-Yourself, или «сделай сам») состоит из более 570 магазинов в 13 странах, часть из которых работает по франчайзингу. Во Франции торговые предприятия под данным наименованием с 2003 года принадлежат сети Leroy Merlin. Сеть также работает по франчайзингу в Боснии и Герцеговине (три магазина) . 46% оборота компании (2015 г) приносят зарубежные филиалы.
Число занятых (2013 г) — 42 тысячи человек. Оборот компании в 2013 году составил 6,7 млрд евро.
Всего работает более 570 магазинов OBI в 11 странах мира, в том числе в Германии (с 1970 года, более 330 магазинов), вИталии (с 1991 года), в Венгрии (с 1994 года), в Австрии (с 1995 года), в Хорватии (с 2007 года), в Словении (с 1998 года), вШвейцарии (с 1999 года), в России (с 2003 года), в Чехии (с 1995 года), в Польше (с 1997 года). Сеть OBI не раз покидала страны присутствия, в частности, в разное время были закрыты магазины в Китае, Словакии, Молдавии, Украине (закрыты с 2014 года) и Румынии (закрыты с 2014 года).
OBI в России
Первые магазины OBI открылись в России 20 ноября 2003 года в торговых комплексах Мега в Москве. Большинство магазинов сети имеют круглосуточный режим работы.
Сеть магазинов OBI в России делала попытку работать по франчайзингу. Именно таким способом был открыт магазин в Казани. Однако впоследствии OBI выкупила долю партнёра в данном гипермаркете. Сейчас OBI открывает в России только собственные магазины.
В нашей стране, а точнее в городе Омске, расположен самый крупный магазин мировой сети OBI . Также магазину в Омске принадлежит рекорд скорости возведения (менее года) среди магазинов OBI.
Специфика работы консолидационного склада со сборными грузами на примере «Логопарк Север-2»
Компания «ОБИ», крупнейшая сеть гипермаркетов формата БУ1, заключила сделку прямой аренды склада общей площадью 35 765 кв. м в современном складском комплексе класса А+, «Логопарк Север-2» в Солнечногорском районе Московской области. Договор аренды заключен сроком на 5 лет. Уникальность сделки заключается в том, что ранее компания «ОБИ» арендовала складские помещения через логистического оператора. Теперь после подписания нового договора компания «ОБИ» будет арендовать склад напрямую.
«Логопарк Север-2» — это современный консолидационный складской комплекс класса А+ с полностью автономной инфраструктурой, оснащенный передовыми инженерными энергосберегающими системами и повышенной пропускной способностью для большегрузного транспорта арендаторов.
Комплекс расположен в 7 км от Ленинградского шоссе и в 2 км от развязки с новой скоростной трассой М11 Москва - Санкт-Петербург. Общая площадь комплекса составляет 270 000 кв. м.
Переход компании «ОБИ» на прямой, долгосрочный договор аренды дает еще один, очень позитивный сигнал рынку о том, что крупнейшие, наиболее профессиональные международные арендаторы строят долгосрочные планы присутствия на российском рынке и закладывают платформу для долгосрочных, эффективных операций. Среди международных клиентов решение о переходе на прямую аренду становится практикой, которая позволяет повысить эффективность и управляемость процессами при снижении затрат на цепочку поставок в целом.
Разберем более подробно понятие сборных грузов и консолидационного склада.
Сборные грузы
Под сборными грузами понимается совместная отправка небольших партий различных грузов по общему маршруту и, как правило, на одном транспортном средстве, но адресованных разным получателям. В России такой способ доставки практикуется сравнительно недавно, но уже успел стать весьма востребованным.
Это объясняется, прежде всего, экономической целесообразностью. Клиенту, которому необходимо доставить сравнительно небольшой груз, нет необходимости переплачивать лишние деньги за «воздух» — пустой объем автомобильного кузова или железнодорожного вагона, а транспортной компании - производить полупорожний рейс. Такой симбиоз экономических интересов привел к тому, что сегодня стало возможным доставлять практически в любую точку России мелкие грузы массой от 1 кг.
Основными этапами автомобильных перевозок сборных грузов являются:
• комплектация партии на консолидационном складе;
• упаковка грузов с учетом их специфики;
• подготовка всех необходимых документов на транспортируемые грузы;
• выбор подходящего для перевозки транспорта;
• перевозка сборного груза в пункт (пункты) назначения.
Под словом консолидация следует принимать, что это сбор товаров небольшого объема с целью максимального использования полезного пространства транспортного средства. Данные работы входят в ведении, как многочисленных перевозчиков, так и компаний, предоставляющих складские услуги.
Существует три основные схемы, по которым происходит объединение:
1. В грузовой автомобиль размещается разнородная продукция только одного отправителя на заранее указанном складе.
2. Только лишь один отправитель предоставляет товар, но его загружают в разных компаниях, оказывающих складские услуги.
3. На специализированном консолидированном месте хранения происходит объединение продукции.
Последняя схема на сегодняшний момент нашла самое широкое распространение и способствует выгодному сотрудничеству крупных транспортных компаний и частных заказчиков.
Склад консолидации - это помещение для хранения товаров, предназначенных для комплектации перед поставкой. На складе консолидации осуществляется группировка товаров по типу или в зависимости от владельца и сроков поставки.
Основным преимуществом склада консолидации является то, что он может находиться в совместном владении сразу нескольких юридических лиц. Это позволяет формировать из товаров крупные смешанные (консолидированные) партии и значительно сокращать расходы не только на хранение, но и на транспортировку.
К складу консолидации предъявляются довольно серьезные требования по оснащению помещений в связи с тем, что он является универсальным, не оборудованным под конкретный вид продукции. Чем больше создано разнообразных условий для хранения, тем выгоднее услуги склада консолидации, так как это позволяет хранить сразу несколько видов товара одного владельца одновременно.
Стандартный склад консолидации должен иметь:
• - различную технику для погрузочно-разгрузочных работ (погрузчики, платформы, штабелёры, кран-блоки, лебедки);
• - несколько вариантов (в т.ч. автоматизированные) систем учета складируемого
товара;
• - охранные сигнализации нескольких видов;
• - обширную систему видеонаблюдения;
• - холодильное\морозильное оборудование для обеспечения сохранности скоропортящихся товаров;
• - климатическое оборудование для товаров, требующих особых условий хранения и специального микроклимата;
• - материалы и механизмы для упаковки и пломбирования различных товаров.
Персонал склада должен иметь все возможные допуски, требуемые для проведения
погрузочно-разгрузочных или монтажных работ.
Основные принципы работы ООО «РустаЛогистик»
Процесс обработки заявки.
На предприятии используется специальная программа, которая связывает консолидационный склад Логопарк Север2 и автотранспорное предприятие ООО «РустаЛогистик», от клиента ОБИ поступают заявки на перевозку грузов. Клиент связывается с координатором (менеджером), которому предоставляет полную информацию по поводу необходимого груза. Координатор в свою очередь в программе создает заказ, который потом обрабатывает оператор консолидационного склада и формирует груз к отправке непосредственно потребителю, в данном случае это гипермаркет сети ОБИ. Когда водитель прибыл на место погрузки, оператор сравнивает все данные на водителя, есть ли заявка на данного водителя и передает документы на склад, для дальнейшей загрузки АТС. После загрузки оператор оформляет все необходимые документы на провоз и передает их водителю. На этом заканчивается весь процесс.
Документальное сопровождение
Для осуществления перевозок сборных грузов необходимы следующие документы, которые подготавливаются транспортным отделом компании и выдаются каждому водителю:
- путевой лист
- доверенность на перевозку продукции
Данные документы необходимы для выхода транспортных средств на линию, подтверждают их техническую исправность, а также готовность водителей к осуществлению перевозок.
Путевой лист является основным первичным документом, определяющим показатели при учете работы ПС и водителя, начислении заработной платы водителю и расчета за перевозки. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике № 78 от 28 ноября 1997 года были приняты и введены в действие несколько видов унифицированных форм путевых листов для различных видов транспортных средств. В установленных законом случаях водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе путевой лист и по требованию сотрудников полиции передавать его им для проверки.
Доверенность на доставку груза оформлять со стороны грузоотправителя не обязательно. Но как показывает опыт реальных ситуаций на дорогах, 15 минут потраченные на оформление доверенности способны сэкономить отправителю груза нервы и время. Именно в тех случаях, когда владелец груза не имеет возможности транспортировать его самостоятельно, он нанимает машину транспортной компании и доверяет перевозку её водителю, на которого оформляет доверенность.
Доверенность на перевозку груза включает следующую информацию:
- полное наименование отправителя груза
- обязательно дата выдачи документа, иначе он будет недействительным
- ФИО, паспортные данные водителя
- строк действия доверенности (до 3-х лет)
- подпись отправителя груза
- печать организации (должна соответствовать печати в накладной).
Товарно-сопроводительные документы водители получают уже у грузоотправителя
при погрузке продукции. Таким документом является товарно-транспортная накладная.
Товарно-транспортная накладная — документ, сопровождающий груз, предназначенный для учёта движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Состоит из двух разделов:
- товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
- транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учёта транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Существует несколько видов товарно-транспортных накладных, имеющих унифицированные формы. Основная форма (Типовая межотраслевая форма № 1-Т), утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, используется в отношении большинства товаров.
Товарно-транспортные накладные должны содержать информацию о номере и дате доверенности, на основании которой груз принят к перевозке от грузоотправителя (даже если эта доверенность прилагается к товарной накладной, реквизит должен быть заполнен), информацию о том, кем и кому (организация, должность лица, его фамилия, имя, отчество) эта доверенность выдана, а также подпись и должность лица, указанного в доверенности и принявшего груз к перевозке, расшифровка подписи.
Причины неэффективной организации перевозок и способы их преодоления
При осуществлении перевозок продукции автомобилями компании возникает ряд проблем, как технического, так и организационного характера.
К организационным проблемам относятся:
- Пробки. В настоящее время происходит очень быстрая автомобилизация общества. Если 20 лет назад в РФ на 1000 жителей страны приходилось 40 автомобилей, то сегодня -130 автомобилей, а в крупных городах - 210. Водителям предприятия все сложнее работать на дорогах, повышается утомляемость, снижается трудоспособность и производительность труда. При этом усиливается вредное воздействие автомобилей на окружающую среду, появляются вопросы безопасности дорожного движения, снижается пропускная способность дорог, увеличивается потребление топлива и т. д. В крупных российских городах участники дорожного движения теряют в течение суток от 30 до 60 минут своего времени из-за низких скоростей движения и простоев в транспортных заторах.
- Простои под погрузкой/разгрузкой. Острой проблемой является организация погрузки/разгрузки автомобилей. Зачастую водители теряют много времени из-за очередей в магазинах, а это приводит к значительному увеличению времени работы водителей. Также возникают простои при погрузке из-за неготовности продукции к загрузке на складе грузоотправителя.
- Снижение квалификации водительского состава. На предприятии присутствует постоянная текучка кадров среди водителей. Из-за этого снижается качество выполнения работы: возникают проблемы с сохранностью доставки товара (бой, недостачи), проблемы с оформлением документов. Это влечет к выставлению штрафов и, соответственно, к убыткам компании.
К проблемам технического характера относятся:
- Расширение и обновление автопарка. Состав автопарка компании зависит от направления её деятельности. От количества машин и их надежности в эксплуатации зависит качество предоставляемых компанией услуг, что остается главным приоритетом для клиентов. Отечественные и зарубежные автопроизводители постоянно совершенствуют технические характеристики выпускаемых машин, что направлено на увеличение их надежности и снижение эксплуатационных затрат. Чтобы постоянно увеличивать объем и качество предоставляемых услуг, компании нужно не только иметь свой автопарк, но и своевременно его расширять и обновлять. Расширение и обновление собственного автопарка содействуют успешному развитию компании.
Проблемы, возникающие в компании ООО «РустаЛогистик» можно представить в виде схемы
Предлагаемые способы оптимизации перевозочного процесса
Для оптимизации перевозочного процесса предлагается вести некоторые нововведения в алгоритм работы компании.
Предлагается организовать погрузку-разгрузку автомобилей в соответствии с Едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР от 13.03.87 N 153/6, а также Межотраслевыми нормами времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспортных средств и складские работы, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2000 N 76[7]. Нормативы, принимаемые согласно данным нормативным документам, которые используются в расчетах, указаны в таблице 2.2. Погрузка автомобиля осуществляется механизированным способом.
Таблица 2.2
Нормативы на погрузочно-разгрузочные работы
Наименование работ Грузоподъемность автомобиля, т 5
Простой автомобиля под погрузкой (оформление документов, ожидание погрузки), мин 10,2
Погрузка автомобиля, мин 15
Разгрузка автомобиля, мин 22
Заезд в каждый промежуточный пункт, мин 9
Еще одним способом оптимизации перевозок сборных грузов сети магазинов строительных и хозяйственных материалов ОБИ является то, что по окончанию развоза груза по маршруту, автомобили сразу следуют в АТП, без заезда к ГОП, что сокращает холостые пробеги. Документы и не развезенный по каким-либо причинам товар отвозятся грузоотправителю утром следующего рабочего дня.
Величину среднетехнической скорости для расчетов предлагается принимать равной 24 км/ч, поскольку осуществляются перевозки в пределах МКАД, за редким случаем выезда за его пределы[8].
В рамках данного дипломного проекта с учетом нововведений предлагается произвести планирование маршрутов методом «функций выгоды» (Кларка-Райта). Данный метод позволяет сформировать систему оптимальных грузопотоков по критерию минимума транспортной работы.
Методика, применяемая для сменно-суточного планирования перевозок
Алгоритм приближенного (эвристического) метода «функций выгоды» (Кларка-Райта) заключается в том, что маятниковые маршруты, исходящие из одного грузообразующего пункта (ГОП), попарно объединяются в кольцевые для получения на каждом шаге максимального «выигрыша» (оценки, выгоды, «функции выгоды») - Aij Aij = li,o + lo,j - li,j
где li,o - кратчайшее расстояние от пункта i до ГОП;
10,j - кратчайшее расстояние от ГОП до пункта j;
11,j - кратчайшее расстояние между пунктами i и j.
Смысл «выигрыша» заключен в сокращении пробега автомобилей при замене двух маятниковых маршрутов {0, i, 0} и {0, j, 0} кольцевым, состоящим из двух пунктов: {0, i, j, 0}.
Формируется матрица оценок комбинаций объединения пунктов i и j (i, j = 1, 2, .., n) в пары. Вначале в маршрут включают пару вершин, имеющую максимальное значение «выигрыша». При очередном шаге подключение производится либо на входе в маршрут (в точку i), либо на выходе (из точки j). В данном случае отыскивается максимальный «выигрыш» в столбце i и в строке j матрицы оценок, в зависимости от которого производят подключение очередного пункта в строящийся фрагмент маршрута. На каждом шаге осуществляется проверка на удовлетворение ограничениям (грузовместимости автомобиля, времени нахождения в наряде, сроков доставки груза и др.). Формирование маршрута заканчивается при исчерпании списка вершин (все ГПП обслужены) или отсутствии возможности подключения очередного пункта без нарушения заданных ограничений. В последнем случае приступают к построению очередного маршрута. Процедура повторяется до включения всех пунктов в маршруты.
Построение сменно-суточного планирования перевозок сборных грузов Вводимые ограничения
Задается модель транспортной сети (таблица 2.3), для этого каждому из полученных адресов потребителей в разделе 2.1.4 присваивается порядковый номер. Таким образом, происходит кодирование номеров вершин МТС. На основании этих данных в дальнейшем будет рассчитана матрица кратчайших расстояний. При расчете матрицы кратчайших расстояний также должно учитываться ограничение, касающееся въезда автомобилей в пределы третьего транспортного кольца.
Исходя из грузоподъемности транспортного средства Hyundai HD-78 - 5 т, а также зная массу одной коробки (18,5 кг) и массу паллета (15 кг), для удобства в расчетах можно найти грузовместимость каждого автомобиля. Hyundai HD-78 - 8 паллет.
Грузовместимость Hyundai HD-78: 50^^ ^ 15 = 263коробки
В таблице 2.3 указано количество груза, которое необходимо перевезти в каждый грузопоглащающий пункт. Среднетехническая скорость автомобилей равна 24 км/ч, нормативы на погрузку/разгрузку транспортных средств принимаем согласно таблице 2.2. Время нахождения автомобилей в наряде Тн=8 ч. Время на подготовительно-заключительные операции 1п.з=30 мин. По окончанию развоза, автомобиль сразу следует в АТП.
Выводы
В ходе выполнения работы на основе полученных данных компании ООО «РустаЛогистик», был проведен анализ работы предприятия, выяснены проблемы, возникающие при осуществлении перевозок сборных грузов по Москве и Московской области. Было осуществлено планирование развозочных маршрутов методом «функций вы-
годы» (Кларка-Райта), в результате чего, мной был разработан маршрут, аналогов которому на данном автотранспортном предприятии ООО «РустаЛогистик» ранее не было.
Одним из главных преимуществ данного маршрута является то, что по окончанию развоза груза по маршруту, автомобили сразу следуют в АТП, без заезда к ГОП, что сокращает холостые пробеги. В связи с этим снижается себестоимость перевозки сборных грузов, что увеличивает прибыль автотранспортного предприятия, а так как сеть строительных и хозяйственных магазинов ОБИ достаточно крупная и востребованная среди потребителей, необходимость доставки сборных грузов в данной сети носит регулярный характер и увеличивается с открытием новых магазинов сети ОБИ, не только в Москве и Московской области, но и в регионах, что в свою очередь позволит ООО «РустаЛогистик» увеличить количество своих клиентов, за счет региональных представителей сети строительных и хозяйственных магазинов ОБИ.
Исходя из того, что сеть магазинов строительных хозяйственных материалов ОБИ быстро развивается и в Москве и в МО, и в регионах, открываются новые торговые площадки, потребность в доставке сборных грузов по точкам сети будет возрастать, а при снижении себестоимости каждого отдельного маршрута, будет увеличиваться общая прибыль предприятия
Литература
1. Сведения о компании ООО «РустаЛогистик» WWW.RUSTA.RU: официальный сайт компании ООО «РустаЛогистик». URL: http://www.rusta.ru/page/rustalogistic (дата обращения: 11.05.2016)
2. Сведения о сети магазинов ОБИ // www.obi.ru: официальный сайт компании ОБИ URL: http://www.obi.ru/ (дата обращения: 31.05.2016)
3. Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» http://logopark-development.com/
4. Сведения консолидационном складе «Логопарк Север-2» // http://logopark официальный сайт компании «Логопарк Север-2». URL: http://logopark-development.com/ (дата обращения: 07.06.2016)
5. Седов И. А. Методические указания к справочно-нормативным материалам для курсового и дипломного проектирования предприятий автотранспортного комплекса. Часть II. Технико-эксплуатационные нормативы для планирования работы предприятий автомобильного комплекса / Бурмистров В. Ю., Седов И. А. - М.: ООО «Технополиграфцентр», 2010. - 78 с.
6. Просов С.Н. Лабораторный практикум по курсу «Моделирование транспортных систем». Метод «функции вы-годы» (Кларка-Райта) / Просов С.Н. - М.: МАДИ, 2008. - 31 с.
7. Компакт-диск «Электронный атлас автодорог. Улицы Москвы 2008» версия 11 (RAMS - 11/08)
8. Об утверждении Межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы [Электронный ресурс]: постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации т 17 октября 2000 г. N 76. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
9. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 395 с.
10. Седов И. А. Методические указания к справочно-нормативным материалам для курсового и дипломного проектирования предприятий автотранспортного комплекса. Часть II. Технико-эксплуатационные нормативы для планирования работы предприятий автомобильного комплекса / Бурмистров В. Ю., Седов И. А. - М.: ООО «Технополиграфцентр», 2010. - 78 с.
11. Седов И. А., Методические указания к справочно-нормативным материалам для курсового и дипломного проектирования предприятий автотранспортного комплекса. Часть II. Технико-эксплуатационные нормативы для планирования работы предприятий автомобильного комплекса / Ефремова М. А., Луковецкий М. А., Маркичев В. А., Седов И. А., Чурилова М. И., Чурилова А.Г. / МАДИ (ГТУ). - М, 2003. - 186 с.