СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Е. А. ЯКОВЛЕВА, В. Д. МАМОНТОВ
В статье рассматриваются особенности оперативного планирования мебельного производства. Доказана необходимость усовершенствования сложившейся системы оперативного планирования производства. Представлены предложения по проведению АВС анализа и новая система ранжирования товаров, учитывающие большее количество параметров и ориентированные на мебельное производство.
Ключевые слова: мебельная промышленность, оперативное планирование, АВС анализ, план производства.
После резкого падения мебельного рынка России в 2009 г. на 23 %, в 2010-2011 гг. справедливо было бы ожидать его роста (рис. 1). По данным каталога «Мебель России», в стране насчитывается 4800 производителей всех видов мебели и еще 2844 фирмы предлагают фурнитуру, комплектующие и оборудование.
По оценке Департамента консалтинга РБК, темпы прироста потребления мебели, выраженные в количественном выражении, составили в 2010 г. около 7-8 %, а в денежном - порядка 20-22 %.
Однако существенный прирост потребления в денежном выражении будет достигнут, преимущественно, за счет увеличения розничных цен на бытовую мебель.
Сокращение спроса во всех сегментах мебельного рынка заставило производителей оптимизировать стратегии работы на рынке путем оптимизации источников финансирования, более тщательного изучения потребителей (смена РшЬ-стратегий на Ри11-стратегии) и совершенствования системы оперативного планирования.
янв фев мар агар май инэн июл авг сен окт нон дек
Рис. 1. Динамика российского производства всех видов мебели по месяцам за 2007-2009 гг., млн долл. [2]
Важность планирования для любого предприятия, особенно в современных условиях, очевидна. Планирование деятельности помогает определить состояние экономики на данный момент, пути достижения целей, стоящих перед организаци-
ей. Предприятия не понимают важности планирования прежде всего в силу недоверия к формальной стороне дела и укоренившемуся мнению, что основой бизнеса является предпринимательская инициатива и только. Сегодня доступным с точки
зрения формы и реальным с точки зрения результативности становится среднесрочное и оперативное планирование, когда под планированием понимается прежде всего процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие фирмы на ближайшее будущее [1]. Эти решения обычно не разрознены, а образуют целостную систему, охватывающую все службы предприятия.
Оперативно-производственное планирование определяет и ориентирует на конечный результат производства, следовательно, играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска продукции на основе рационального использования ограниченных экономических ресурсов в текущем периоде. Главной составляющей оперативнопроизводственного планирования является план производства предприятия. Назначение плана производства - определить производственную программу предприятия (для производственных структур) или план закупок товаров для последующей перепродажи (для торговых предприятий).
Анализ АВС - это способ ресурсного исследования, заключающийся в разделении продукции на категории А, В и С, составляющие в структуре продаж 80, 15 и 5 % соответственно, и предполагающий различные подходы к управлению этими товарными группами. АВС-анализ используется также для ранжирования клиентов. В превалирующем большинстве мебельных предприятий проведения АВС-анализа носит коллегиально-совещательный характер: сотрудники разных подразделений, исходя из собственного видения ситуации, относят покупные материалы и сырье к категориям А, В и С. При этом интересы отделов зачастую сталкиваются, а результаты анализа становятся субъективными, не позволяя должным образом изучить весь ассортиментный ряд. В этой связи перед плановыми службами предприятия возникает необходимость в формулировании однозначных, понятных правил организации исследования.
В процессе исследования системы оперативного планирования на мебельных предприятиях, необходимо получить ответы на вопросы:
- как выявить сопутствующие товары - недорогую продукцию с минимальными наценками, необходимую для продажи товаров группы А? В традиционной схеме АВС-ХУ2-анализа такие позиции определялись как продукция категории В или даже С;
- как определить высокодоходные, уникальные товары, которые в силу ограниченного спроса лучше привозить только по заказу кон-
кретных клиентов и которые могли бы войти в группу А?
- как выделить неликвидные товары, от которых нужно избавляться (в матрице АВС-ХУ2 они классифицировались бы как СС и составляли бы одну группу с малодоходной, но необходимой компании продукцией)?
Таким образом, схема ранжирования должна учитывать большее количество параметров, нежели только доходность товара и стабильность его продаж. Поэтому дополнительно были изучены объем выбытия товара и количество его отгрузок. Следует заметить, что в нашем случае речь идет о четырех категориях товаров, определяемых АВС-анализом:
- продукции категории А, приносящей основной доход;
- товарах категории В, менее востребованных, но присутствующих в складской программе;
- продукции категории С, заказываемой в соответствии с конкретными пожеланиями клиентов. Товары этой группы в совокупности приносят ощутимый доход и игнорировать их ни в коем случае нельзя;
- неликвидах О - невостребованной продукции, которая не приносит доход и замораживает оборотные средства компании (табл. 1).
Для каждого товара была получена комбинация из четырех букв, например ВСАА или АААС. В традиционной системе товары классифицируются аналогично, но имеют меньшее количество признаков.
Таблица 1
Характеристики и категории товаров
Характеристики и категории товаров
Характеристика Возможные значения
Коэффициент вариации А, В, С
Доход, рентабельность продаж А, В, С, О
Объем выбытия А, В, С, О
Количество отгрузок А, В, С, О
Для каждого буквенного индекса (а всего их получилось 192) может быть предусмотрена некоторая договоренность, регламентирующая отношение к товару с точки зрения управления запасами. При выработке этих соглашений во главу угла должно ставиться количество отгрузок, а именно, низкодоходный товар с частыми отгрузками должен быть всегда в наличии на складах мебельного предприятия. Отсутствие товара на складах влечет за собой неудовлетворенный спрос, понижение качества обслуживания и возможную потерю клиентов. Отметим, что даже ес-
ли показатель доходности средний, это скорее повод задуматься о возможностях повышения наценки на товар в силу его востребованности, нежели причина отнести его, например, к категории В.
Следующей по значимости характеристикой будем считать доход, поскольку извлечение прибыли является основной задачей не только торговой компании, но и любой коммерческой организации; затем - объемы выбытия. Коэффициент вариации рассматривается скорее как информационный параметр, сигнализирующий о возможных трудностях при планировании продаж. Но для защиты от серьезных ошибок в прогнозах можно воспользоваться различными специализированными механизмами (такими, например, как увеличение страховых запасов), а исключение из анализа товара, продажи которого подвержены большим колебаниям, чревато игнорированием продукции, которая в действительности может принести предприятию ощутимую прибыль.
Отметим, что при учете коэффициента вариации следует опираться на правило, согласно которому для товара А интервал изменения составит 0-60 %, для товара В соответственно от 60-100 %, и товара С - 100 %.
Специфика мебельных предприятий, связанная с сезонностью работы, не позволяет применять традиционные системы определения коэффициента вариации. Границы 60 и 100 % были установлены эмпирическим путем.
Показатели А, В и С по уровню рентабельности определяются как соотношение 80 % - 15 % - 5 %, при этом было введено дополнительное значение (0), присваиваемое товару в случае, если дохода он не приносит или даже является убыточным.
После анализа всех возможных комбинаций материальные товары могут быть разделены на три группы: А, В и С и в дальнейшем быть использованы в оперативном планировании объемов продаж и производства.
Предлагаемая усовершенствованная система АВС-анализа позволяет повысить эффективность оперативного планирования и сократить затраты на хранения покупных товаров и материалов на складах на мебельных предприятий.
Литература
1. Безрукова Т. Л., Морковина С. С. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. М., 2010.
2. Розничные сети по продаже мебели и мебельные торговые центры в России // РосБизнесКонсалтинг. Аналитический обзор 2010 г. ЦКЪ: http://consulting.rbc.ru
* * *
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF OPERATIVE BUSINESS-PLANNING AS THE TOOL OF DEVELOPMENT OF THE FURNITURE INDUSTRY ENTERPRISES
Ye. A. Yakovleva, V. D. Mamontov
In article particularities of the operative planning production of furniture are considered. Necessity of the improvement of the established system of the operative planning of production is proved. Offers on undertaking of AВС-analysis and new system of the ranking goods, taking into account greater amount parameter and oriented production to furniture are presented.
Key words: furniture industry, operative planning, AВС-analysis, plan production.