Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / METEOROLOGICAL SUPPORT / AVIATION METEOROLOGY / CIVIL AVIATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шамсиев З.З., Погодина С.С.

В данной статье рассматривается совершенствование систем метеорологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации, путем разработки и внедрения полнофункциональной автоматизированной системы метеорологического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шамсиев З.З., Погодина С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METEOROLOGICAL MAINTENANCE SISTEM OF AIRCRAFT FLIGHTS

In this article discusses the improvement of meteorological support systems for civil aviation aircraft, through the development and implementation of a fully functional automated meteorological support system.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»

УДК 50 152

Шамсиев З.З. профессор Погодина С.С., магистр Ташкентский государственный технический университет

Республика Узбекистан СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Аннотация: В данной статье рассматривается совершенствование систем метеорологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации, путем разработки и внедрения полнофункциональной автоматизированной системы метеорологического обеспечения.

Ключевые слова: метеорологическое обеспечение, авиационная метеорология, гражданская авиация.

Shamsiev Z.Z., professor Tashkent State Technical University Republic of Uzbekistan Pogodina S.S., master Tashkent State Technical University Republic of Uzbekistan

IMPROVING THE METEOROLOGICAL MAINTENANCE SISTEM

OF AIRCRAFT FLIGHTS

Summary: In this article discusses the improvement of meteorological support systems for civil aviation aircraft, through the development and implementation of a fully functional automated meteorological support system.

Keywords: meteorological support, aviation meteorology, civil aviation.

Развитию систем метеорологического обеспечения (СМО) гражданской авиации уделяется повышенное внимание. Это обусловлено стремлением специалистов к достижению гарантированного уровня безопасности полетов воздушных судов. Основные требования к метеорологическим данным выражаются в их достоверности и своевременности.

Метеорологическое обеспечение полетов в воздушном пространстве Республики Узбекистан регламентируется нормативным документом АП РУз-180 [1], разработанным в соответствии с Воздушным кодексом Республики Узбекистан (статья 57), Приложением 3 к Конвенции о международной гражданской авиации ИКАО, Техническим регламентом Всемирной метеорологической организации, Руководством по авиационной метеорологии ИКАО. Контроль за выполнением АП РУз-180 осуществляется Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов и Узгидрометом. Согласно нормативному документу [1] целью метеорологического обеспечения гражданской и экспериментальной авиации является обеспечение безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления экипажам

воздушных судов, органам управления воздушным движением и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций. Полномочным метеорологическим органом Республики Узбекистан Международной организации гражданской авиации (ИКАО) определен Узгидромет [1], который предоставляет метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации в интересах международной аэронавигации. Непосредственное метеорологическое обеспечение гражданской и экспериментальной авиации осуществляется аэродромными метеорологическими органами, ответственными за предоставление авиационным потребителям сводок погоды, прогнозов погоды, данных аэрологических, радиолокационных и спутниковых наблюдений, а также других данных в объемах, согласованных с потребителями [1].

Гражданской авиации свойственна динамичность в развитии. Ее парк постоянно пополняется модифицированными воздушными судами с передовыми пилотажно-навигационными системами, которые дают возможность выполнять полеты при более сложных погодных условиях. Однако требования к достоверности и своевременности предоставления метеорологической информации остаются в силе. Авиационная метеорология помогает решать триединую задачу гражданской авиации: безопасность, регулярность и экономичность воздушных перевозок.

Дальнейшее развитие авиационной метеорологии и метеорологического обеспечения полетов, по-видимому, пойдет по пути создания и использования более совершенных приборов для измерения метеорологических величин на аэродроме и систем их передачи. При этом эти средства и системы будут обладать более высокой точностью и скоростью передачи до потребителей. Наряду с этим будут совершенствоваться методики прогноза опасных явлений погоды и, самое главное, использование спутниковых систем для сбора и передачи метеорологических данных будет расширяться, и придет время, когда они полностью вытеснять традиционные инструментальные комплексы. Система сбора и передачи метеорологической информации будет полностью автоматизирована.

Анализ литературных источников показал основные пути развития метеорологического обеспечения полетов. Особого внимания заслуживает работа [3], в которой на доскональном уровне освещается состояние инфраструктуры метеорологического обеспечения полетов в Российской Федерации. В данной работе отмечается, что даже к концу 2019 года вряд ли будет создана единая система радиолокационного мониторинга погоды.

Наряду с этим в данной работе приводятся следующие проблемы, которые необходимо пролонгировать применительно системы гражданской авиации Республики Узбекистан:

1) наличие в нормативно-правовых актах норм, позволяющих использование КВС метеорологической информации, поставляемой вне официально уполномоченных организаций или с использованием не

рекомендованных уполномоченными органами исполнительной власти провайдеров метеорологической информации;

2) недостаточная техническая оснащенность авиационных метеорологических станций и оперативных групп современным метеооборудованием;

3) моральное старение существующих технических средств проведения метеонаблюдений и технологий предоставления метеорологической информации;

4) практическое отсутствие информационно-технических средств получения метеоинформации, позволяющих специалистам авиационных метеорологических станций и авиационным пользователям получать требуемую метеоинформацию своевременно;

5) нехватка квалифицированных специалистов-метеорологов, а в некоторых службах низкая квалификации специалистов и т.д.

Далее в работе затронуты основные направления единовременного совершенствования системы метеорологического обеспечения полетов, в частности:

1) совершенствование нормативно-правовой базы;

2) разработка и внедрение современных технических средств проведения метеонаблюдений и измерений;

3) улучшение методики и достоверности аэрологических измерений, а также повышение надежности (обязательности) получения аэрологической информации от всех аэрологических станций синоптиками авиационных метеорологических станций и экипажами воздушных судов, диспетчерами УВД. В интересах авиации необходимо качественно повысить достоверность аэрологических измерений за счет разработки и внедрения комплексных систем аэрологического радиозондирования;

4) разработка и внедрение систем автоматизированного прогнозирования на основе современных численных методов и методик прогнозирования;

5) централизация процессов прогнозирования и обмена метеоинформацией.

В заключение следует отметить, что в системе метеорологического обеспечения полетов накопилось достаточное количество проблем и задач, которые подлежат решению, чтобы повысить уровень безопасности полетов. К числу важных задач относится разработка и внедрение полнофункциональной автоматизированной системы метеорологического обеспечения.

Использованные источники:

1. Метеорологическое обеспечение гражданской и экспериментальной авиации Республики Узбекистан. Авиационные правила Республики Узбекистан. Часть 180.Ташкент. 2003 г.

2. Приложение 3 к Конвенции ИКАО метеорологическое обеспечение международной аэронавигации. - ИКАО, 2013.

3. Болелов Э.А. Метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации: проблемы и пути их решения. Научный Вестник МГТУ ГА. Том 21, № 05, 2018. Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.