Научная статья на тему 'Совершенствование системы информационной безопасности: сравнительно-правовой анализ'

Совершенствование системы информационной безопасности: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административно-правовое регулирование / национальная безопасность / информационная безопасность / правовое обеспечение / информационные технологии / administrative and legal regulation / national security / information security / legal support / information technology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубень А.К.

в статье исследуется правовая природа понятия «информационная безопасность» в рамках административно-правового регулирования. Автор исходит из позиции, что правовая природа информационной безопасности должна быть рассмотрена и определена с точки зрения ее внутренней составляющей, являющейся частью национальной безопасности РФ. Рассматривается опыт Китайской Народной Республики, сравнительно-правовой анализ документов стратегического планирования военно-технического сотрудничества, который определяет уровень и степень защиты информации, безопасность интернет-пространства и использования информационных технологий в Китае и России в военной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the information security system: comparative legal analysis

the article the legal nature of the concept of “information security” within the framework of administrative and legal regulation is investigated. The author of the article proceeds from the position that the legal nature of information security should be considered and determined from the point of view of its internal component, which is part of the national security of the Russian Federation. The article considers the experience of the People’s Republic of China, comparative legal analysis of strategic planning documents of militarytechnical cooperation, which determines the level and degree of information protection, the security of the Internet space and the use of information technologies in China and Russia in the military sphere.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы информационной безопасности: сравнительно-правовой анализ»

• ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ •

А.К. Дубень,

научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук

A. K Duben,

Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences k.duben@mail.ru

Б01:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Аннотация: в статье исследуется правовая природа понятия «информационная безопасность» в рамках административно-правового регулирования. Автор исходит из позиции, что правовая природа информационной безопасности должна П быть рассмотрена и определена с точки зрения ее внутренней составляющей, явля-

%

ющейся частью национальной безопасности РФ. Рассматривается опыт Китайской Народной Республики, сравнительно-правовой анализ документов стратегического планирования военно-технического сотрудничества, который определяет уровень § и степень защиты информации, безопасность интернет-пространства и использо-в вания информационных технологий в Китае и России в военной сфере.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, национальная безопасность, информационная безопасность, правовое обеспечение, информацион-_ ные технологии.

S

I

IMPROVING THE INFORMATION SECURITY SYSTEM:

§ COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Abstract: the article the legal nature ofthe concept of "information security" within the oS framework of administrative and legal regulation is investigated. The author of the article O

proceeds from the position that the legal nature of information security should be considered g and determined from the point of view of its internal component, which is part ofthe national С security of the Russian Federation. The article considers the experience of the People's Republic of China, comparative legal analysis ofstrategic planning documents of military-198 technical cooperation, which determines the level and degree of information protection, the

_ security of the Internet space and the use of information technologies in China and Russia

çy in the military sphere.

çj Keywords: administrative and legal regulation, national security, information security,

çy legal support, information technology.

Одной из закономерностей развития общества является информатизация, представляющая собой сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями административно-

правового характера. Например, в настоящее время вся система органов публичной власти стоит перед процедурой перевода бумажного документооборота в электронный формат, перед форматированием функций органов государственной власти с помощью цифровых технологий [1, а 15]. В связи с этим информационная безопасность

является системообразующим элементом, который непосредствен- о

но влияет на состояние политической, экономической, оборонной .5

и других составляющих безопасности Российской Федерации. В на- |

стоящее время построение концептуальной модели безопасности вы- ¡3

ступает доминирующей идеей в системе различных отраслей права, §

при этом правовые аспекты обеспечения информационной безопас- |

ности, выполняя регулятивную и инструментальную функции в дан- §

ном процессе, являются одним из наиболее актуальных вопросов ад- |

министративного и информационного права [2, с. 38]. ~

В свете информационного противоборства современного мира 0

и влияния информационных технологий на сферы жизнедеятель- §

ности важно рассмотреть зарубежный опыт правового обеспечения 0

информационной безопасности. |

Вопросам обеспечения безопасности в информационном про- »

странстве пристальное внимание уделяет Китайская Народная о

Республика (КНР). Внимание к кибербезопасности КНР начала про- |

являть еще в 1990-х гг. Необходимость регулирования отношений "

в сфере обеспечения информационной безопасности связана с соз- ^

данием системы электронного государственного управления в 1999 г. |

Спустя год были приняты основополагающие принципы для системы |

электронного государственного управления [3]. |

В данной стране основным нормативным правовым актом, регули- °

рующим отношения в сфере обеспечения информационной безопас- |

ности, является Закон о кибербезопасности КНР, вступивший в силу |

в 2017 г. [4] Целями принятия указанного закона стали обеспечение |

кибербезопасности, защита суверенитета и национальной безопас- | ности киберпространства.

Из анализа и сравнения данного нормативного правового акта 199 с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации а следует, что в российском законодательстве ответственность определяется отдельными кодифицированными актами, тогда как в Законе ^ о кибербезопасности КНР закреплены отдельные положения об от- | ветственности, которая возлагается не только на органы публичной власти, но и на физических и юридических лиц: рядовых пользователей сети Интернет, операторов интернет-связи, разработчиков программного обеспечения. Указанное обстоятельство является осо-

бенностью политики КНР в области обеспечения информационной безопасности наряду с возможностью проведения наступательных киберопераций в военной сфере. Последнее стало тенденцией для многих стран, т.к. обеспечение защищенности информационной среды все чаще ассоциируется не только с развитием оборонительных способностей государства, но и с возможностями применения мер наступательного характера.

Отметим, что документом общего характера по информационной безопасности, действие которого распространяется в том числе на военную сферу, является Закон о кибербезопасности КНР. При этом данный нормативный правовой акт закрепляет основополагающие принципы, на которые должна опираться политика кибербезопасно-сти Китая, и на основе этого определяется классификация кибератак. Считаем, что данные положения необходимо внедрить в российское „о законодательство, поскольку в Доктрине информационной безопасен ности Российской Федерации отсутствуют положения о принципах политики информационной безопасности и соответствующая клас-tt сификация кибератак. На наш взгляд, указанный порядок позволит § констатировать, что для обеспечения информационной безопасности со используют средства и способы по обнаружению кибератак и выяв-2 лению виновных лиц в данных деяниях. Киберугрозы следует клас-jj сифицировать на различные виды в зависимости от уровня угрозы. — Так, некоторые из них могут непосредственно не влиять на наци-§ ональную безопасность: например, кража личных данных в целях 5 шантажа. С другой стороны, национальная безопасность находится § под угрозой, если существуют попытки проникновения в цифровые

сети в целях шпионажа, независимо от того, нацелены они на государственные информационные системы или на системы компаний. Таким о образом, опыт Китая в киберпространстве и введение аналогичных g норм в российское законодательство позволит определить основные С направления с учетом стремления России разделять оборонительные и наступательные операции в киберпространстве.

200 Проводя сравнительно-правовой анализ, следует отметить, что ^ основной особенностью правового обеспечения информационной CV безопасности в КНР является общественный и политический строй ® государства. Высокий уровень организации кибербезопасности Китая

объясняется статусом данной страны как потенциальной сверхдержавы. Ключевая особенность КНР, отличающая данную страну от большинства других, состоит в том, что в ней большое влияние на реализацию информационной политики оказывает Коммунистическая партия Китая (далее - КПК). Политическое и государственное устройство

КНР предполагает централизованный характер организации системы органов власти в сфере обеспечения информационной безопасности, во главе которой стоит однопартийная диктатура в лице КПК. Следовательно, сравнительно-правовое исследование показывает, что на систему обеспечения информационной безопасности влияет

множество факторов, в том числе политический режим и форма о правления, характеризующие политико-правовой статус конкретного

государства. |

Рассматривая отдельные аспекты информационной безопасности, ¡3

стоит остановиться на экспортном контроле. В 2020 г. Китай принял §

Закон об экспортном контроле, который стал первым всеобъемлю- |

щим актом в данной сфере в мире [5]. Нельзя не отметить, что для §

Российской Федерации изменения в китайском законодательстве |

об экспортном контроле, связанные с ужесточением правового режима |

оборота военной продукции и обеспечения информационной безопас- 0

ности отдельных критически важных информационных объектов, §

особенно чувствительны, учитывая тесное военно-политическое и во- 0

енно-техническое сотрудничество нашей страны с Китаем [6]. Помимо |

различных межправительственных соглашений, можно отметить »

принятую 23 ноября 2021 г. Дорожную карту развития сотрудниче- о

ства в военной области между Российской Федерацией и Китайской |

Народной Республикой на 2021-2025 годы [7]. Данный документ "

определяет направления стратегического партнерства, актуализируя „

а

военно-политическое сотрудничество между странами. При этом |

в нем раскрывается понятие «информация оборонного значения», под |

которой понимается любая информация в любой категории, определя- |

емой любым государственным органом, уполномоченным классифи- °

цировать информацию как информацию, связанную с национальной |

обороной, относящуюся к ней или влияющую на нее. В данном случае |

законодатель сформулировал определение максимально широко, §

делегируя полномочия по определению конкретного перечня инфор- | мации оборонного значения иным государственным органам. В целом

законодательство КНР в сфере военно-технического сотрудничества 201

представляет собой стройную систему, в которой законодательные 3 акты составляют основу нормативной базы, а правовой надстройкой

является большое количество актов органов государственной власти ^

и иных органов управления, чья деятельность направлена на де- | тальную регламентацию процедуры экспорта и импорта военной продукции [8, с. 156]. Следует отметить, что законодательные акты Китайской Народной Республики и Российской Федерации в сфере экспортного контроля формулируются исходя из единых подходов

к информационной безопасности, в частности, обращается внимание на обязанность государственных органов хранить в тайне полученную ими в процессе экспортного контроля информацию [9, с. 172].

Таким образом, проанализировав законодательство КНР в части правового обеспечения информационной безопасности, можно отметить, что высокий уровень организации кибербезопасности Китая объясняется статусом данной страны как потенциальной сверхдержавы, имеющей высшее состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Ключевая особенность КНР, отличающая данную страну от большинства других, состоит в том, что в ней большое влияние на реализацию информационной политики оказывает общественный и экономический строй, а политическое и государственное устройство Китая имеет централизованный характер организации системы органов власти в сфере обеспечения информационной безопасности. Можно заметить, что § на систему обеспечения информационной безопасности влияет мно-% жество факторов, раскрывающихся в данном исследовании, в том ^^ числе политический режим и форма правления, характеризующие

§ политико-правовой статус конкретного государства. со

с; Список литературы:

S 1. Кобзарь-Фролова, М. Н. Правовое регулирование процессов цифрови-

< зации в экономической деятельности государства и управленческой практике

§ судебных органов, органов государственной власти / М.Н. Кобзарь-Фролова,

Т.В. Щукина // Вопросы экономики и права. - 2021. - № 159. - С. 14-19.

^ 2. Четвертые Бачиловские чтения : материалы Международной науч-

С но-практической конференции / отв. ред. Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев,

В.Б. Наумов. - М. : Саратов : Амирит, 2022. 568 с.

g 3. Abhishek Pratap Singh. China's First Cyber Security Law // Institute

oq for Defence Studies and Analyses. December 23, 2016. - URL: https://vk.com/

2 away.php?utf=china-first-cyber-security-law_apsingh_231216 (дата обращения:

С 202

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23.04.2022).

4. Cybersecurity Law of the People's Republic of China // National People's Congress. 2016. - URL: https://www.newamerica.org/cybersecurity-initiative/ digichina/blog/translation-cybersecurity-law-peoples-republic-china/ (дата об-f^ ращения: 23.04.2022).

О 5. Закон КНР об экспортном контроле от 17 октября 2020 г. // Постоянный ¡^ комитет Всекитайского собрания народных представителей. - URL: https:// «V www.chinalawtranslate.com/en/export-control/ (дата обращения: 29.04.2022).

6. Меморандум о понимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о военно-техническом сотрудничестве (подп. в г. Пекине 18 декабря 1992 г.) // Сборник российско-китайских договоров, 1949-1999. - М. : Терра-Спорт, 1999.

7. Россия и Китай подписали план военного сотрудничества на 2021-2025 годы. - URL: https://regnum.ru/news/polit/3430969.html (дата обращения: 29.04.2022).

8. Разумов, Е.А. Политика КНР по обеспечению кибербезопасности / Е.А. Разумов // Россия и АТР. - 2017. - № 4. - С. 156-170.

9. Каменнов, П.Б. Российско-китайские военно-технические связи / П.Б. Каменнов // Современные российско-китайские отношения : сб. матер. междунар. научно-практ. конф. - М., 2017. - С. 164-180.

s

X

е «

ä

203

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.