Научная статья на тему 'Совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства через механизм софинансирования муниципальных программ'

Совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства через механизм софинансирования муниципальных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА / ДЕФИЦИТ / GOVERNMENT SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / COMMUNITY PROGRAMS / GOVERNMENT FUNDING / METHODS OF CALCULATING / THE DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палагина Анна Николаевна

В представленной статье рассмотрены вопросы дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ за счет финансирования соответствующих полномочий муниципального уровня. Предложены варианты методик расчетов финансирования муниципальных программ, за счет средств федерального и регионального бюджетов и их анализ. Обоснована эффективность и целесообразность использования одной из методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the system of state support of entrepreneurship through the mechanism of co-funding of municipal programs

The article deals with the issues of further improving the system of state support of small and medium enterprises in the Russian Federation through funding the relevant authorities at the municipal level. The variants of calculation methods of financing municipal programs from the federal and regional budgets and their analysis have been proposed. The efficiency and appropriateness of the use of one of the methods has been grounded.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства через механизм софинансирования муниципальных программ»

УДК 334 ББК 65.05 (3) П 22

Палагина Анна Николаевна, кандидат философских наук, профессор кафедры экономики и предпринимательства Ростовского государственного экономического университета, т.: 8(928)9143701, e-mail: s.marisabel07@mail.ru.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМ СОФИНАНСИРОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

(рецензирована)

В представленной статье рассмотрены вопросы дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ за счет финансирования соответствующих полномочий муниципального уровня. Предложены варианты методик расчетов финансирования муниципальных программ, за счет средств федерального и регионального бюджетов и их анализ. Обоснована эффективность и целесообразность использования одной из методик.

Ключевые слова: государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, муниципальные программы, бюджетное финансирование, методика расчета, дефицит.

Palagina Anna Nicholaevna, Candidate of Philosophy, professor of the Department of Economics and Business, Rostov State Economic University, tel: 8 (928) 9143701, e-mail: s.marisabel07 @ mail.ru.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP THROUGH THE MECHANISM OF CO-FUNDING OF MUNICIPAL PROGRAMS

(reviewed)

The article deals with the issues of further improving the system of state support of small and medium enterprises in the Russian Federation through funding the relevant authorities at the municipal level. The variants of calculation methods of financing municipal programs from the federal and regional budgets and their analysis have been proposed. The efficiency and appropriateness of the use of one of the methods has been grounded.

Keywords: government support for small and medium businesses, community programs, government funding, methods of calculating the deficit.

Преодоление кризисных явлений и реализация взятого Правительством РФ курса на модернизацию экономики страны невозможна без дальнейшего последовательного проведения политики всестороннего развития малого и среднего предпринимательства (МСП) как экономического приоритета. К инструментам оказания государственной поддержки субъектов МСП относятся соответствующие федеральные, региональные и муниципальные программы. [2]

В 2009-2010 годах государственные механизмы поддержки предпринимательства были нацелены, в первую очередь, на развитие самозанятости и сохранение стабильности на рынке труда. Особое внимание уделялось вовлечению в бизнес новых субъектов предпринимательской деятельности. В 2011 г. приоритетными становятся процессы модернизации малых и средних компаний, расширения для них доступа к различным ресурсам, повышения их конкурентоспособности.

В настоящее время важно учитывать необходимость создания и всесторонней поддержки инфраструктуры, в том числе и на муниципальном уровне. Особенно актуальными эти процессы становятся с учетом передачи и эффективного закрепления полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства муниципалитетам. [1] Но также хорошо известна и крайняя ограниченность средств бюджетов большинства муниципальных образований, которых хватает лишь на осуществление социальных полномочий и функций жизнеобеспечения. Таким образом, становится очевидным, что без соответствующего финансирования реализация полномочий по поддержке предпринимательства и, прежде всего, создания специализированной инфраструктуры и комплексных условий для «стартующего» бизнеса и его дальнейшей интеграции в непростые рыночные механизмы, невозможно.

В Ростовской области по согласованию с Минэкономразвития был предложен и реализован механизм квалифицированного распределения полномочий между органами государственного и муниципального управления, подкрепленный соответствующим финансированием, который в последующем стал активно внедряться уполномоченными органами власти других регионов. Это -финансирование приоритетных мероприятий и, в первую очередь, инфраструктуры, включенных в муниципальные программы, из средств областного и федерального бюджетов. Его реализация позволяет, с одной стороны, создавать условия, при которых реальные предприниматели получают средства на модернизацию своих предприятий, с другой стороны, у муниципалитетов появляется заинтересованность в активизации своей деятельности и организации такой работы.

Передача части функций по развитию МСП субъектом РФ на места с финансовым их обеспечением является целесообразным по следующим причинам:

1) повышает оперативность оказания государственной поддержки субъектам МСП, делает ее своевременной, что позволяет предприятиям провести процессы модернизации в запланированные сроки;

2) сокращает расходы предпринимателей при подготовке документов;

3) повышает значимость органов местного самоуправления для бизнеса;

4) повышает ответственность органов местного самоуправления за выполнение своих функций в рамках действующего законодательства о малом и среднем предпринимательстве.

Средства на реализацию мероприятий по софинансированию муниципальных программ предусматриваются в региональной программе развития субъектов МСП и в законе о бюджете на плановый период. К средствам, используемым при регулировании межбюджетных отношений, относятся межбюджетные трансферты, которые предоставляются в форме субсидий местным бюджетам. Распределение средств осуществляется посредством соответствующего Фонда, порядок работы которого определяется постановлением субъекта РФ «О порядке расходования средств Фонда софинансирования расходов» [2].

Организация работы по софинансированию программ развития МП на региональном уровне состоит из нескольких этапов (рис. 1).

Организация работы по софинансированию программ развития МП на муниципальном уровне имеет также определенный алгоритм (рис. 2).

Софинансирование муниципальных программ развития субъектов МСП из средств региональных бюджетов производится на основании методики расчета объема бюджетных средств, необходимых и достаточных для оказания государственной поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП.

Проанализируем несколько вариантов такой Методики.

1 вариант. Самый простой и часто используемый вариант - планирование объема средств из регионального бюджета на поддержку и развитие предпринимательства методом увеличения предыдущего значения на индекс-дефлятора. Однако он не учитывает изменений, происходящих в предпринимательской среде за счет реализации мер господдержки, а также в экономике за счет влияния тех или иных факторов. Данный вариант характерен для инерционного сценария развития МСП и вряд ли может быть рекомендован к использованию при решении проблем модернизации.

2 вариант. Данная Методика базируется на потребности субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру ее поддержки, и может применяться как на региональном, так и на муниципальном уровне:

ОБС _ Опфп+ Окфп (1Х

где ОБС - объем бюджетных средств на финансирование программы; Опфп - объем бюджетных средств на прямую финансовую поддержку (субсидии и бюджетные инвестиции) субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, Окфп - объем бюджетных средств на косвенную финансовую поддержку (средства бюджета, распределяемые на конкурсной основе между организациями, не являющимися субъектами МСП, и средства, предоставляемые в результате размещения государственного заказа) субъектов МСП и организаций инфраструктуры.

Организация работы по раскассировке и контролю целевого использования средств

регионального бюджета

у

Анализ результативности данной формы поддержки

Ц

Принятие дальнейших управленческих решений, в зависимости от результатов

Рис. 1. Алгоритм софинансирования муниципальных программ развития МСП на региональном

уровне

В формуле (1) объем бюджетных средств на прямую финансовую поддержку субъектов МСП и организаций инфраструктуры (Опфп) рассчитывается по формуле:

п _ (ФПМСП + ФПОИ )Х (ПКМСП + ПКОИ )

пфп 1000 (

где ФПМсп и ФПои - фактическая потребность МСП и организаций, образующих инфраструктуру, полученная в результате обследования 1000 респондентов данной группы хозяйствующих субъектов; ПКМСП и ПКОИ - прогнозируемое количество субъектов МСП и организаций инфраструктуры,

нуждающихся в государственной поддержке, рассчитываемое как 10% от фактически действующих

на 1 января текущего года категорий хозяйствующих субъектов.

Объем бюджетных средств на косвенную финансовую поддержку (Окфп) может быть рассчитан несколькими способами.

Для недотационных муниципалитетов:

Окфп _ Опфп (3)

Для регионов (муниципалитетов), в консолидированном бюджете которых дотация из федерального бюджета составляют менее 50%:

Окфп = (4)

Для регионов/муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация из федерального бюджета составляют от 50% и выше:

Окфп = Опфп Х 2 (5)

Однако в этом варианте Методики тоже есть своё «слабое место», а именно - выборка и дорасчет. Дело в том, что в выборочное обследование может попасть большинство (или, наоборот, меньшинство) нуждающихся в тех или иных формах поддержки субъектов МСП. Таким образом, погрешность в расчетах очень велика.

Планирование средств муниципального бюджета на реализацию мероприятий программы в проекте решения о бюджете на плановый период

Направление в министерство предварительной заявки на выделение необходимого объема

средств регионального бюджета

Изучение приказа главного распорядителя средств, регламентирующего порядок и условия

выделения средств. Участие в семинаре

Подготовка заявки на участие в региональном конкурсе по распределению межбюджетных трансфертов И

Заключение договора с главным распорядителем

Организация работы по реализации мероприятий муниципальной программы

■II

Подготовка отчета о расходовании средств для главного распорядителя средств

и

Организация работы по целевому расходованию средств. Анализ результативности

Рис. 2. Алгоритм софинансирования программ развития МСП на муниципальном уровне

3 вариант. Этот вариант предусматривает более упрощенное формирование расходов на реализацию мероприятий Программы, а именно - в процентном отношении от доходов по зачислению различных налогов (ЕНВД, УСНО, ЕСХН) по общей системе налогообложения, поступивших в году, предшествующем текущему году, в консолидированный бюджет субъекта РФ/местный бюджет муниципального образования. При этом для недотационных регионов муниципальных образований -сумма будет равняться 30% от общей суммы указанных налогов. Для регионов муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация из федерального бюджета составляет менее 50% - 20% от общей суммы указанных налогов. Для регионов муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотации из федерального бюджета составляет от 50% и выше - 10% от общей суммы указанных налогов.

Однако для того, чтобы воспользоваться этой Методикой, необходимо владеть точной информацией о поступлении налогов от этой категории бизнеса. В настоящее время такой достоверной информации нет, в связи с чем, необходимо в законодательном порядке обязать налоговые органы ввести такой учет, обеспечив их соответствующей программой выборки.

4 вариант. Данный вариант наиболее перспективный и подходящий к модернизационному сценарию развития МСП. Для регионов норматив бюджетного финансирования субъектов МСП представляет собой расчетный показатель обеспеченности тысячи жителей регионов товарами, работами, услугами МСП. Принимаемое для расчета значение норматива может варьироваться между двумя допустимыми границами.

Верхней границей является норматив, рассчитанный по следующей формуле:

О * К

и _ О1МСП Кинф

Нбф ~ Ч *1000 (Л

Омсп =-°- (7).

КМСП

где Кинф - коэффициент инфляции, применяемый в расчетах бюджета на предстоящий финансовый год; Ч - численность постоянного населения в регионе на 1 января года, предшествующего текущему; Ошш - оборот малых и средних предприятий в расчете на одно предприятие, О - оборот МСП в регионе на 1 января года, предшествующего текущему; КМСП - количество МСП в регионе в выбранный период.

Нижней границей является норматив, рассчитанный по формуле (6) и скорректированный на коэффициент, учитывающий уровень дотационности бюджета, определяемый по следующей формуле:

= 100 + ЭД (8).

Д 100

где УД - процент средств федерального бюджета в консолидированных доходах регионального бюджета текущего года.

Необходимый объем бюджетных средств на финансирование Программы определяется по следующей формуле:

Обс = Нбф * Кмсп (9)

На муниципальном уровне с целью адаптации данной методики для муниципальных образований предлагается использовать норматив бюджетного финансирования субъекта МСП, который представляет собой расчетный показатель обеспеченности одного жителя муниципального образования товарами, работами, услугами МСП. Таким образом, данный показатель будет рассчитываться по следующей формуле:

О * К

„ О1МСП Кинф /1Л\

Нбф =------------- (10)

Ч 2

где Ч2 - численность постоянного населения в муниципальном образовании на 1 января года, предшествующего текущему.

Для определения нижней границы норматива из средств муниципального бюджета используется коэффициент, учитывающий уровень дотационности бюджета, определяемый аналогично формуле (8). Необходимый объем бюджетных средств на финансирование муниципальных программ определяется по той же аналогии, что и для регионального уровня (формула (9)).

Итак, целью настоящей Методики является создание единой методической базы расчета расходов регионального бюджета на финансирование Программ поддержки МСП. Настоящей Методикой предлагаются предварительные проектировки предельных объемов бюджетного финансирования Программ, которые в последующем могут корректироваться с учетом уточнения приоритетов развития МСП, а также реальных возможностей регионального бюджета по финансированию Программ и сложившейся финансово-бюджетной практикой в регионе.

Методика основывается на следующих основных принципах: «прозрачности» расчета потребности бюджетных средств, универсальности применения для различных субъектов РФ /муни-ципальных образований, использования данных официальной статистики, доступности, простоты применения. Необходимый объем бюджетных средств на финансирование Программы определяется исходя из общего количества субъектов МСП и норматива его бюджетного финансирования.

Использование программного подхода позволит решить следующий комплекс задач: повысить роль МСП в улучшении условий жизни населения; обеспечить взаимодействие бизнеса и власти на всех уровнях; привлечь предпринимательские круги к решению вопросов социально-экономического развития субъектов РФ; наполнить региональный (муниципальный) рынок товарами и услугами МСП, в том числе инновационного характера; увеличить число субъектов МСП; увеличить налоговые поступления от субъектов МСП в бюджеты всех уровней; повысить инвестиционную активность МСП, активизировать процессы модернизации в этом секторе экономики, повысить его конкурентоспособность.

Комплексный подход обеспечивается, с одной стороны, за счет сопряжения задач социальноэкономического развития страны и субъектов РФ, и отдельно взятого муниципального образования, с другой стороны, за счет сопряжения мероприятий, предусмотренных различными отраслевыми

(ведомственными) программами [3]. В-третьих, за счет решения ряда задач по развитию и модернизации субъектов МСП для достижения одной общей цели.

Таким образом, обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что в настоящее время в РФ в целом и в Ростовской области, в частности, последовательно реализуется государственная политика развития и финансового обеспечения системы инфраструктуры поддержки МСП. В Ростовской области эта задача решается с помощью реализации механизма софинансирования муниципальных программ развития МСП средствами областного и федерального бюджета. Из предложенных вариантов методики расчета бюджетных ассигнований, наиболее продуктивным и максимально эффективно участвующим в реализации модернизационного сценария развития экономики, является вариант методики расчетов межбюджетных трансфертов, который основан на расчетах обеспеченности тысячи жителей региона (муниципалитета) товарами, работами и услугами МСП. Данная методика была апробирована в работе органов власти Ростовской области и доказала свою эффективность.

Литература:

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): федер. закон №184-ФЗ от 6 октября 1999г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. О порядке конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Минэкономразвития РФ от 29 апреля 2011 г. №204. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

References:

1. On the general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of subjects of the Russian Federation (amended): Federal Law № 184-FL on October 6, 1999.

2. On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation: federal law № 209-FL dated July 24, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. On the procedure of competitive selection of subjects of the Russian Federation whose budgets in 2011 are provided with grants to fund activities in the framework of state support for small and medium enterprises in the Russian Federation: decree of the Ministry of Economic Development dated April 29, 2011. № 204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.