Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / CULTURE / CULTURE MANAGEMENT / EFFICIENCY / GOVERNMENT / IMPROVEMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мифтахов Р.К.

Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, в том числе способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти в области культуры. На основе анализа современного состояния сферы культуры Республики Башкортостан, проблем и перспектив сферы культуры, существующих организационных форм и механизмов государственного управления в сфере культуры предложены новые управленческие решения, позволяющие повысить эффективность государственного управления сферой культуры в Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION OF THE SPHERE OF CULTURE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The reform of the Russian statehood actualizes the problem of the formation of an adequate system of public administration, the definition of parameters, including those that contribute to improving the effectiveness of the activities of state bodies in the field of culture. Based on the analysis of the current state of the sphere of culture of the Republic of Bashkortostan, problems and prospects of the sphere of culture, the existing organizational forms and mechanisms of state governance in the sphere of culture, new management solutions have been proposed that make it possible to increase the efficiency of state administration of the sphere of culture in the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

351.85

Мифтахов Р.К. студент магистратуры БАГСУ Россия, г. Уфа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ

БАШКОРТОСТАН

Аннотация. Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, в том числе способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти в области культуры. На основе анализа современного состояния сферы культуры Республики Башкортостан, проблем и перспектив сферы культуры, существующих организационных форм и механизмов государственного управления в сфере культуры предложены новые управленческие решения, позволяющие повысить эффективность государственного управления сферой культуры в Республике Башкортостан.

Ключевые слова. Управление, государственное управление, сфера культуры, управление культурой, эффективность, органы власти, совершенствование государственного управления

Miftakhov R.K. magistrate BAGSU Ufa

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF PUBLIC

ADMINISTRATION OF THE SPHERE OF CULTURE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Annotation. The reform of the Russian statehood actualizes the problem of the formation of an adequate system of public administration, the definition of parameters, including those that contribute to improving the effectiveness of the activities of state bodies in the field of culture. Based on the analysis of the current state of the sphere of culture of the Republic of Bashkortostan, problems and prospects of the sphere of culture, the existing organizational forms and mechanisms of state governance in the sphere of culture, new management solutions have been proposed that make it possible to increase the efficiency of state administration of the sphere of culture in the Republic of Bashkortostan.

Keywords. Management, public administration, culture, culture management, efficiency, government, improvement of public administration.

В настоящее время в Российской Федерации и в Республике Башкортостан особую социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов

государственной власти, с качеством оказываемых услуг в контексте развития гражданского общества. Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, в том числе способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти в области культуры.

Результаты исследований свидетельствуют, что пока деятельность органов власти медленно приобретает новые качества, соответствующие современным задачам и требованиям. Более того, в ней развиваются негативные тенденции, которые снижают эффективность деятельности и авторитет власти. Многие преобразования носят поверхностный характер, сводятся к неоправданно частым реорганизациям органов государственной власти. Объективные потребности в изменении системы государственного управления обусловливают необходимость разработки и внедрения механизмов, способствующих повышению управляемости и эффективности деятельности органов государственной власти.

Насущной проблемой является обеспечение сферы культуры квалифицированными кадрами. В Республике Башкортостан на сегодняшний день ощущается недостаток экспертов в сфере культуры, опытных специалистов, которые способны грамотно заниматься стратегической политикой и профессиональным менеджментом, концептуальной и проектной экономикой культуры, маркетинговыми проектами.

В целях обеспечения профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, а также обеспечения подержания необходимого уровня квалификации, организуется работа по планированию и проведению обучения государственных гражданских служащих по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации), однако отсутствует долгосрочная программа по повышению квалификации государственных гражданских служащих Министерства культуры Республики Башкортостан, отсутствуют индивидуальные планы профессионального развития государственных гражданских служащих.

Ещё одной кадровой проблемой государственных учреждений культуры и искусства является неполная укомплектованность штатов. Это снижает возможности персонала охватить все направления работы в полном объёме: научно-исследовательской, культурно-просветительской,

экспозиционно-выставочной, научно-фондовой и административно -хозяйственной деятельности.

Престижность и привлекательность работы в сфере культуры серьезным образом подорвана, в частности, по причинам явно неадекватного уровня оплаты труда и слабой психологической мотивации. Немаловажной проблемой для Башкортостана остается скрытый принцип протекционного назначения на руководящие должности учреждений культуры.

В сложившихся на сегодняшний день социально-экономической

ситуации и законодательном поле Российской Федерации и Республики Башкортостан повысить эффективность государственного управления сферой культуры возможно только в том случае, если органы власти будут совершенствовать свою работу и выступать инициаторами и координаторами новых направлений деятельности подведомственных учреждений культуры. Основой для максимальной активизации органов власти по управлению сферы культуры является всесторонняя оценка существующей ситуации и учёт передового российского и зарубежного опыта обновления или переформатирования деятельности учреждений культуры.

Среди методов повышения эффективности административного управления сферой культуры Республики Башкортостан предлагаю выделить три группы:

I Методы, направленные непосредственно на область управления культурой (Министерство культуры Республики Башкортостан и отделы или управления культуры муниципальных образований), для оптимизации работы административных органов и являющиеся базовыми для реализации других методов работы «управленцев» в сфере культуры;

II Программно-целевой метод управления в сфере культуры, обеспечивающий повышение эффективности как органов управления, так и учреждений культуры, действующих в системном единстве.

III Методы, направленные на повышение эффективности отдельных областей сферы культуры и инициируемые органами управления, успешность которых косвенно указывает и на повышение эффективности управления.

Среди первой группы методов - два направления способствуют усовершенствованию административного управления в сфере культуры служат два направления: 1. маркетинг и реклама; 2. кадровая политика в органах управления.

1 Маркетинг и реклама в области управления сферой культуры. Государственный или муниципальный маркетинг лежит в основе современного управления в сфере культуры. Поэтому маркетинговые компании в данной области являются необходимой основой для реализации мер, направленных на совершенствования работы учреждений культуры, и действий, предполагающих непосредственное сотрудничество между органами административного управления и бюджетными учреждениями культуры.

Классический маркетинг нацелен на разработку, позиционирование и продвижение коммерческого продукта. Особенностями государственного и муниципального маркетинга в сфере культуры является его некоммерческий характер. Ведь получение прибыли не относится ни к целям государственных и муниципальных властей, ни к целям бюджетных учреждений культуры, хотя последние и стремятся повысить прибыль от оказываемых услуг.

В задачи маркетинговых компаний в сфере культуры входит повышение качества услуг и жизни населения административно-территориальной единицы, а также привлекательности населённого пункта или местности.

Успешность достигнутых результатов определяются исходя из «внутренних» критериев определённых отраслей культуры, к которым относиться не только посещаемость, но и модернизация деятельности отдельных учреждений и целых отраслей культуры. Маркетинговые компании в управлении сферой культуры состоят из следующих этапов:

1) определение приоритетов компании - её цели и задач, ожидаемых результатов и критериев их оценки в той области, в которой необходимо повысить качество услуг или внедрить новые услуги;

2) создание «рабочей группы» - определение круга ответственных лиц, представителей государственных и/или муниципальных органов власти, которые являются заказчиками и/или исполнителями управленческих мер;

3) определение условий реализации услуги - учёт как социально -экономических факторов, влияющих на предоставление и реализацию услуг в сфере культуры, так и возможностей учреждений культуры;

4) позиционирование услуги - предоставление общей информации о ней предполагаемым исполнителям (учреждениям культуры) и потенциальным потребителям (жителям населённого пункта, района или региона);

5) продвижение услуги - проведение рекламных компаний.

Реклама услуг, предоставляемых учреждениями сферы культуры,

является неотъемлемой частью маркетинговых кампаний, проводимых органами управления сферой культуры. Реклама должна быть направлена на формирование позитивного отношения к оказываемым услугам и (или) посвящена конкретным культурным событиям.

2 Кадровая политика в органах управления сферой культуры. В предыдущей главе шла речь о недостаточном уровне компетентности значительного числа руководителей и специалистов отделов (или управлений) культуры и руководителей муниципальных учреждений культуры. Ситуацию может исправить внедрение Министерством культуры Республики Башкортостан мер по повышению уровня подготовки специалистов в области управления сферой культуры и разработка соответствующих рекомендаций по кадровой политике для муниципальных администраций. Всё это соответствует действующей Концепции кадровой политики в системе государственных и муниципальных органов Республики Башкортостан.

Результаты социологического мониторинга «Состояние и динамика кадрового потенциала органов управления сферой культуры муниципальных образований Республики Башкортостан» показывают, что переквалификацию и дополнительное образование получили только незначительная часть сотрудников отделов (управлений) культуры. В то же время, средний возраст сотрудников большинства отделов, среди отделов-участников в мониторинге, является невысоким - меньше 50 лет. Следовательно, наличествует потенциал для повышения уровня компетенции работников отделов культуры, который необходимо использовать для переподготовки «управленцев» молодого и

среднего возраста.

Вместе с тем, обзор имеющихся ответов органов управления сферой культуры показывает, что далеко не во всех муниципальных районах начальники отделов (управлений) культуры и руководителей бюджетных учреждений сферы культуры проходили переподготовку. Это говорит о необходимости значительно усилить работу по повышению квалификации руководящего персонала административных органов и бюджетных учреждений культуры.

Стратегическое воздействие, как на сферу культуры, так и на область управления ею, оказывают программно-целевой метод управления. В предыдущей главе подробно говорилось о применении этого метода в виде целевых программ. Разработка (под)программ на федеральном, республиканском и муниципальном уровне, направленных на повышение эффективности сферы культуры, ведётся в последние годы и даёт ожидаемые результаты. Ниже мы предлагаем перспективные программы по развитию отдельных областей сферы культуры, отталкиваясь от существующих программ и практического опыта преобразований деятельности различных учреждений культуры в Башкортостане и других регионах России.

Проанализировав уровень развития управленческой культуры государственных гражданских служащих Министерства культуры Республики Башкортостан, предлагаем перспективы развития их управленческой культуры, включающие критерии оценки управленческой культуры государственных гражданских служащих:

- во-первых, знание научных и организационных основ управления, теории и практики стратегического, антикризисного и инновационного менеджмента, управления персоналом, принципом, норм и алгоритмов организации и прохождения государственной службы;

- во-вторых, способность принимать самостоятельные решения и реализовывать их в конкретных формах управленческой деятельности;

- в-третьих, умение эффективно пользоваться научным инструментарием стратегического и оперативного целеполагания, перспективного, ситуационного и антикризисного управления;

- в-четвертых, деловитость, дисциплинированность в сочетании с ответственным отношением к служебным обязанностям, способность качественно осуществлять организационно-управленческие функции не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях;

- в-пятых, способность обеспечивать гибкое коллективное сотрудничество во имя достижения поставленной цели.

Для повышения уровня управленческой культуры государственных гражданских служащих Министерства культуры Республики Башкортостан необходимо:

- организовать системную работу по повышению управленческой культуры государственных гражданских служащих;

- разработать критерии оценки управленческого труда, принимать на

работу талантливых, компетентных, имеющих профессиональные знания, умения, навыки и организаторские способности, представителей творческой и гуманитарной интеллигенции, молодых специалистов;

- внедрить научную организацию, новые информационные технологии управленческого труда;

- сформировать в аппарате атмосферу нравственной чистоты, повысить результативность работы комиссии по соблюдению этики;

- повысить персональную ответственность за надлежащее выполнение обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

Таким образом, повысить эффективность государственного управления в сфере культуры возможно по трём направлениям. Во -первых, путём оптимизации управленческой деятельности административных органов с помощью внедрения методов маркетинга в управленческую деятельность и проведения планомерной кадровой политики по привлечению и переподготовке кадров в Министерстве культуры Республики Башкортостан и муниципальных администрациях.

Во-вторых, посредством создания на республиканском и муниципальном уровнях отраслевых целевых программ по отдельным направлениям в сфере культуры, а также благодаря реализации на региональном и местном уровнях федеральных целевых программ в сфере культуры.

В-третьих, с помощью повышения эффективности отдельных отраслей культуры, с учётом проблем и перспективы этих отраслей, по инициативе и при контроле со стороны органов управления сферой культуры.

Итогом применения всех перечисленных групп методов будет повышение качества жизни жителей Республики Башкортостан, улучшение имиджа республики в целом и отдельных территорий, развитие сферы культуры в целом и её отдельных отраслей, усовершенствование работы бюджетных учреждений культуры и увеличение их посещаемости.

Использованные источники:

1. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А. С. Прудникова, М. С. Трофимова. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2009. - с. 234-235.

2. Концепция кадровой политики в системе государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан (утверждена указом Президента Республики Башкортостан от 2 октября 2012 г. №2 УП-378) [Электронный ресурс]: http://glavarb.ru/rus/administration/kadrovaya_politika/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.