Научная статья на тему 'Совершенствование системы финансового планирования на предприятиях'

Совершенствование системы финансового планирования на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5843
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН / МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / FINANCIAL PLANNING / PRINCIPLES / STRATEGIC PLAN / OPERATING PLAN / FINANCIAL PLANNING METHODS / IMPROVED FINANCIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шептиева О. Е.

На основе изучения отечественных и зарубежных источников выявлены современные представления о процессе финансового планирования, раскрывается его сущность, роль и содержание. Подходы, предложенные в статье, позволяют осуществлять процесс финансового планирования детализировано, в большей степени отвечая требованиям рынка и особенностям современной российской экономики. Рассмотрены особенности финансового планирования на предприятиях, исследован процесс планирования с помощью различных методов, выявлены проблемы финансового планирования и предложены возможные способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы финансового планирования на предприятиях»

Шептиева О.Е. ©

Магистрант, кафедра «Финансовый менеджмент», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

На основе изучения отечественных и зарубежных источников выявлены современные представления о процессе финансового планирования, раскрывается его сущность, роль и содержание. Подходы, предложенные в статье, позволяют осуществлять процесс финансового планирования детализировано, в большей степени отвечая требованиям рынка и особенностям современной российской экономики. Рассмотрены особенности финансового планирования на предприятиях, исследован процесс планирования с помощью различных методов, выявлены проблемы финансового планирования и предложены возможные способы их решения.

Ключевые слова: финансовое планирование, система финансового планирования, принципы финансового планирования, стратегический план, производственный план, методы финансового планирования, совершенствование финансового планирования.

Keywords: financial planning, financial planning, principles, financial planning, strategic plan, operating plan, financial planning methods, improved financial planning.

В современной экономической ситуации, характеризующейся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, стремительным развитием технологий, растущей диверсификацией бизнеса и усложнением бизнес - проектов, на предприятии возникает необходимость в планировании.

Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда и для кого предприятие будет производить и реализовывать продукцию, и понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то финансовое планирование - это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах. Данный процесс позволяет сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты на предстоящий период в целом и по его отдельным частям. Именно поэтому финансовое планирование выступает как технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов и превращается в основу основ всех технологий планирования предприятием.

Проблемы теории и практики финансового планирования рассматриваются в работах отечественных ученых (Ю. П. Анискин, М. А. Алексеева, И. Т. Балабанов, Л. М. Бурмистрова, М. И. Бухалков, Н. В. Колчина, В. В. Ковалев,О. Н. Лихачева, А. М. Павлова, И. А. Продченко и др.) и зарубежных авторов (И. А. Бланк, Дж. К. Ван Хорн, Б. Коласс, Ж. Перар,М. У. Сасьени, А. Фалуди, Д. Хан, Д. К. Шим,Д. Г. Сигел, Э. Хелферт и др.). Изучив различные подходы к определению понятия «финансовое планирование», можно прийти к выводу, что оно представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде [5,2]. Основной целью финансового планирования является обоснование стратегии его развития на основе компромисса между доходностью, ликвидностью и риском в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

© Шептиева О.Е., 2016 г.

Актуальность вопросов финансового планирования обусловлена необходимостью изыскания внутренних резервов снижения издержек на производство и реализацию готового продукта, обоснования оптимальных затрат финансовых средств и, как результат, создания конкурентного преимущества предприятия.

Финансовое планирование позволяет свести к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия. Однако для этого необходима соответствующая организация данного процесса, т.е. упорядочение всех управленческих действий, связанных с формированием и выполнением финансовых заданий.

Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовый план составляется в форме баланса доходов и расходов и включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов. Целевое назначение текущего финансового плана — обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

В наиболее общем виде финансовый план содержит следующие разделы [8,9]:

Раздел 1. Инвестиционная политика. Политика финансирования основных средств. Политика финансирования нематериальных активов. Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений.

Раздел 2. Управление оборотным капиталом. Управление денежными средствами и их эквивалентами. Финансирование производственных запасов. Политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью.

Раздел 3. Дивидендная политика и структура источников финансирования.

Раздел 4. Финансовые прогнозы. Характеристика финансовых условий. Доходы предприятия. Расходы предприятия. Прогнозная финансовая отчетность. Бюджет денежных средств. Общая потребность в капитале. Потребность во внешнем финансировании.

Раздел 5. Учетная политика.

Раздел 6. Система управленческого контроля.

Основой разработки финансовых планов служат производственные показатели (прежде всего задания по выпуску и реализации продукции, использованию основных фондов, сырьевых и трудовых ресурсов). Кроме того, используются установленные нормы, финансовые нормативы, учитываются сложившиеся тенденции движения ресурсов, выявленные закономерности развития показателей и др.

В современных экономических условиях проблемы финансового планирования можно условно разделить на две группы [7,23]:

1. Проблемы эффективности и точности.

2. Организационные проблемы, к числу которых относятся нормативное обеспечение и регламентирование; кадровое обеспечение; информационное обеспечение.

Проблемы эффективности и точности финансового планирования на предприятии обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы не зависят от предприятия и объясняются тем, что в условиях неустойчивой экономической ситуации, высокой конкуренции вследствие колебания цен плановые показатели могут существенно отклоняться от фактических, а именно:

- фактическая выручка от продаж может быть значительно ниже плановой вследствие изменения цен на продукцию;

- фактическая себестоимость продукции может превысить плановую вследствие удорожания материалов и комплектующих;

- фактические коммерческие расходы могут превышать запланированные по причине роста цен на транспортные услуги, горючее и упаковочные материалы.

Для выявления внутренних факторов, снижающих эффективность финансового планирования на предприятии («узких мест») важно знать, какие базовые показатели оказывают решающее влияние на снижение эффективности финансового планирования. Для определения критических показателей используется метод изолированного влияния

факторов на изменение интегрального показателя эффективности финансового планирования. Влияние факторов оценивается в зависимости от того, насколько они снизили оценку эффективности планирования по сравнению с максимальной, то есть по факторам раскладывается не сама фактическая оценка эффективности, а разность между максимальной и фактической оценками следующим образом [9,15]:

ЛК(Ш|) = Кмакс - К(Ш1), (3)

где АКЩ/) — снижение коэффициента эффективности под воздействием /-го показателя;

П/ —показатель, занимающий /-е место (имеющий /-й ранг);

^макс — максимальный коэффициент эффективности финансового планирования (равен единице);

^(П/) — коэффициент эффективности, рассчитанный только на основе нарушений, вызванных /-м показателем.

Далее рассчитывается доля влияния каждого показателя на общее снижение уровня эффективности.

Фактором, в наибольшей степени снижающим эффективность финансового планирования, является себестоимость продаж. Далее по уменьшению степени влияния следуют коммерческие и управленческие расходы, прочие расходы, выручка. Наименьшее влияние оказывает показатель «прочие доходы». Следовательно, наиболее серьезной задачей повышения эффективности финансового планирования на предприятии является выполнение плановых показателей себестоимости продукции, а также коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшей проблемой организации финансового планирования на предприятиях является отсутствие нормативного регулирования, вследствие чего главный бухгалтер сталкивается со значительными трудностями при взаимодействии с руководителями и сотрудниками других отделов при сборе информации, необходимой для расчета плановых показателей. Для преодоления данной проблемы разрабатывается локальный нормативный документ, регламентирующий процесс финансового планирования, а также обязанности руководителей всех отделов, задействованных в этом процессе.

Существенное влияние на эффективность финансового планирования оказывает его кадровое обеспечение. Недостаток кадров, перегруженность персонала текущей работой приводят к тому, что задачи финансового планирования отступают на второй план. Кадровая проблема усугубляется также неэффективным информационным обеспечением процесса финансового планирования.

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Кардинальная смена экономических условий привела к заметному снижению качества плановой работы. Управлять — значит предвидеть, то есть прогнозировать, планировать. Нет универсального рецепта эффективного управления предприятием, но каждый из них в качестве основного компонента содержит финансовое планирование. Именно оно составляет основу для эффективного принятия управленческих решений.

Управление финансами может быть реактивным или стратегическим [1,23]. Реактивная система управления состоит в решении задач по мере их возникновения. Эта система, по своему содержанию напоминающая «латание дыр», неэффективна. Однако именно она, к сожалению, является на наших предприятиях преобладающей. Это объясняется сложным финансовым положением, в котором находятся многие предприятия.

Стратегическая система финансового планирования предполагает разработку финансовых планов на сравнительно длительный период (минимум на год), но суть её не в периодичности, а в главном принципе подхода к финансовому планированию: оно подчинено решению заранее установленных задач.

Для совершенствования финансового планирования необходимо провести ряд мероприятий [4,16]:

• оценить активы по рыночной стоимости;

• отказаться от бартерных и других не денежных видов расчетов;

• провести анализ устойчивости организации на рынке на всех этапах стратегического развития;

• провести инвентаризацию материальных ценностей и привести их структуру к нормативным показателям;

• провести анализ условий кредитования различными кредитными организациями и выбрать наиболее приемлемый вариант.

Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности дает возможность финансовой службе принять меры по приведению этого соотношения к нормативному значению путем взаимозачетов, списания безнадежных долгов, оформления претензий и судебных исков. Точное и безошибочное ведение бухгалтерского, аналитического и налогового учета позволяет минимизировать налогообложение за счет выбора варианта отнесения косвенных затрат на себестоимость продукции, раздельного учета переменных, постоянных и смешанных расходов, выбора метода расчета амортизационных отчислений. Организация учета позволит снизить базу налогообложения и более качественно проводить операционный и функционально-стоимостной анализ текущей и перспективной деятельности.

Корректировка по данным аналитических исследований финансовой политики организации позволяет выработать эффективный финансовый план, обеспечивающий баланс между потребностями в ресурсах для стратегического развития и финансовыми возможностями, и рациональное распределение финансовых средств по статьям расходов. Это позволяет с максимальной эффективностью использовать все ресурсы производства: финансовые, трудовые и материальные.

Для успешного функционирования предприятия нужна увязка целей и задач развития предприятия. А для этого нужно осуществить переход от традиционной схемы организации финансового планирования к использованию процессного подхода.

Мировой опыт последних десятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планирования и управления предприятием становятся все более ориентированными на процессы. Конечной целью такого подхода является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, при повышении качества финансового планирования необходимо учитывать следующее [6,45]:

1. Работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с выявления существующих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия.

2. Систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всей системы планирования на предприятии, используя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов.

3. Предприятие, в зависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансового планирования, должно делать акцент на определенные функции финансового планирования, уделяя их реализации наибольшее количество сил и средств.

Литература

1. Галаева А.А. - «Совершенствование системы финансового планирования на предприятии », журнал «Экономический анализ: теория и практика» № 5 (260) - 2012

2. А. В. Клейман, П. И. Карих - «Актуальные вопросы финансового планирования на малых предприятиях», журнал «Вестник Челябинского государственного университета», № 8 (299) 2013

3. Липатова И.В. - « Совершенствование финансового планирования и прогнозирования на предприятиях в условиях перехода к рынку», «Журнал экономической теории» № 4 - 2013

4. Оганян М.Ш. - «Совершенствование системы финансового планирования и контроля в организациях», журнал «Экономика и предпринимательство» № 7 (160) - 2012

5. Попов А. А. - «Система финансового планирования в бизнесе», журнал «Экономический анализ» № 31 (160) - 2013

6. Терещенко Н. В. - «Модель комплексной оценки результативности системы менеджмента качества. Методы оценки и расчета» / Методы менеджмента качества. 2006. № 4. С. 15-22.

7. Чараева М.В. - «Обзор источников финансирования в малом бизнесе»/Финансы и кредит -2013 № 20

8. Чараева М.В. - Особенности использования методов программно-целевого планирования финансово-инвестиционной деятельности предприятия электроэнергетики // Финансовые исследования - 2011 №2

9. Чараева М.В. - Финансовое обеспечение решений инвестирования в условиях современного финансового менеджмента// European Soual Science Journal / (Европейский журнал социальных наук) - 2014 № 7, Том 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.