ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-2-50-58 УДК: 614.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОНОРСТВА КРОВИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ И КУРСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)
Т.М. Скляр 1 ■' , М.В. Котлярова 2
1 2 Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия. 1 ORQD 0000-0003-2707-5240
Н Автор для корреспонденции: Скляр Т.М.
АННОТАЦИЯ
Развитие донорства крови и ее компонентов является стратегическим направлением системы здравоохранения. Активная работа по привлечению доноров и формированию базы регулярных доноров служит важным фактором в системе обеспечения населения компонентами донорской крови.
Исследовательский вопрос статьи заключается в выявлении мотивов, стимулов и барьеров для донорства крови в России. Этот вопрос рассматривается на примере Белгородской и Курской областей, в которых количество доноров крови и ее компонентов на 1000 человек населения ниже среднего российского показателя. Целью статьи является разработка рекомендаций по развитию донорства крови и ее компонентов в РФ. В исследовании используются социологические, статистические, эконометрические методы исследования. Статья основана на анализе годовых отчетов, подготовленных для ФМБА России организациями Службы крови Белгородской и Курской областей с 2019 по 2021 гг. Методом сбора первичной информации является опрос доноров крови и ее компонентов и населения Белгородской и Курской областей, проведенный в марте-мае 2022 г. На основании результатов опроса показано, что результативность проведения рекламных кампаний по пропаганде добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов недостаточно высока, донорский светофор в настоящее время не является достаточно эффективным инструментом оповещения населения об актуальном состоянии запасов и потребности в отдельных компонентах донорской крови. Составлен социальный портрет донора, который целесообразно использовать для корректировки маркетинговых мероприятий с точки зрения увеличения охвата целевой аудитории. В статье сформулированы рекомендации по развитию донорства крови и ее компонентов.
Ключевые слова: донорство крови, Служба крови, медицинские учреждения, государственное регулирование. Для цитирования: Скляр Т.М, Котлярова М.В. Совершенствование системы донорства крови в России (на примере Белгородской и Курской областей) // Менеджер здравоохранения. 2023; 2: 50-58. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-2-50-58.
Введение
Развитие донорства крови и ее компонентов является стратегическим направлением системы здравоохранения. Донорство крови и (или) ее компонентов - добровольная сдача крови и (или) ее компонентов донорами, а также мероприятия, направленные на организацию и обеспечение безопасности заготовки крови и ее компонентов [1, Ст. 2]. Донорство крови - это социально значимое благо, поэтому государство играет основную роль в финансировании, организации и регулировании его обращения. Обращение донорской крови и (или) ее компонентов - деятельность по заготовке, хранению, транспортировке, обеспечению безопасности, клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов, а также по безвозмездной передаче, обеспечению
© Скляр Т.М, Котлярова М.В, 2023 г.
за плату, утилизации, ввозу на территорию государства и вывозу за пределы территории донорской крови и (или) ее компонентов [1, Ст. 2]. Компоненты донорской крови - составляющие части крови, взятые от донора или произведенные различными методами из крови донора и предназначенные для клинического использования, производства лекарственных средств и медицинских изделий, а также для использования в научно-исследовательских и образовательных целях [1, Ст. 2].
Для развития сферы переливания крови и/или ее компонентов в 2008-2014 гг. была реализована государственная программа развития Службы крови. Служба крови - это структура, объединяющая по всей стране медицинские учреждения и их структурные подразделения, основным видом деятельности которых является заготовка, переработка,
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №2
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023
хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов. Задачами Службы крови являются обеспечение лечебных учреждений компонентами крови, техническая модернизация учреждений Службы крови, развитие добровольного донорства крови. Учреждения Службы крови финансируются из федерального или регионального бюджета, в зависимости от их уровня подчинения. Служба крови является связующим элементом между донором и пациентом, который нуждается в переливании крови и ее компонентов [2].
Государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России) и его территориальными органами. Предметом государственного контроля является соблюдение организациями, осуществляющими деятельность по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов, правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов [3].
Активная работа по привлечению доноров и формированию базы регулярных доноров служит важным фактором в системе обеспечения населения компонентами донорской крови.
Исследовательский вопрос статьи: каковы мотивы, стимулы и барьеры для донорства крови в России. Этот вопрос рассматривается на примере Белгородской и Курской областей. Белгородская область представлена Центром крови и тремя отделениями заготовки крови, Курская область - станцией переливания крови и подстанцией станции переливания крови. Количество доноров крови и ее компонентов на 1000 человек населения в этих областях ниже среднего значения индикаторов (см. таблицу 1).
В Белгородской области государственное задание выполнялось в полном объеме в 2019-2021 гг., регион обеспечен необходимыми запасами крови и ее компонентов. Курская область имеет более нестабильную динамику изменения индикатора по
сравнению с Белгородской областью из-за нали чия достаточно высокого процента перевыполнения госзаказа в 2019 и 2021 гг (на 22% и 14%, соответственно) и невыполнения его в 2020 г. (на 5%) [5]. Это может негативно повлиять на качество оказания медицинской помощи в регионе в ситуациях, когда критически нужна кровь и ее компоненты.
Целью исследования является разработка рекомендаций по развитию донорства крови и ее компонентов в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: анализ сферы обращения донорской крови, выявление информированности населения относительно рекламы добровольного донорства и мер социальной поддержки доноров, составление социального портрета донора крови и ее компонентов в Белгородской и Курской областях.
Методы
В исследовании используются социологические, статистические, эконометрические методы исследования. Статья основана на анализе годовых отчетов, подготовленных для ФМБА России, организациями Службы крови Белгородской и Курской областей с 2019 по 2021 гг. Методом сбора первичной информации является опрос доноров крови и ее компонентов и населения Белгородской и Курской областей, проведенный в марте-мае 2022 г. Количество респондентов составило 111 человек, донорами являются 82 человека, из них 70 человек - это повторные доноры. Количество респондентов составило 111 человек, что соответствует условию репрезентативности выборки с уровнем значимости 96% и средней ошибкой выборки 10%.
Результаты
Задачами опроса населения и доноров Белгородской и Курской областей являлись оценка результативности проведения рекламных кампаний по пропаганде добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов; определение
Белгородская область Курская область Среднее значение по России
2019 9,921 7,899 11,8
2020 9,920 6,763 11,2
2021 9,921 7,519 11,2
с
#ис
Таблица 1
Количество доноров крови и ее компонентов на 1000 человек населения
Составлено по [4], [5]
№2 Мападег
2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
степени информированности о донорском светофоре; выявление информированности населения относительно мер социальной поддержки доноров, отношения к размеру льгот и выплат; составление социального портрета донора; выявление мотивов и барьеров к сдаче крови.
Проанализируем распределение ответов респондентов на вопросы анкеты.
1. Результативность проведения рекламных компаний.
1.1. Частота увиденной рекламы донорства крови и ее компонентов.
Большинство респондентов, а именно 58 человек (52,3% опрошенных), ответило, что редко; 28 человек (25,2%) никогда не сталкивались; 22 человека (19,8%) - иногда сталкиваются с рекламой, и только 3 респондента (2,7%) часто сталкивались с рекламой донорства крови.
1.2. Спектр мест, в которых респонденты видели рекламу донорства крови.
31 человек (27,9% опрошенных) видел рекламу на телевидении, 23 человека (20,7%) - в социальных сетях, 16 человек (14,4%) - в средствах массовой информации: журналах, газетах, 6 человек (5,4%) - на сайте учреждений Службы крови, 2 человека (1,8%) - в университете, 1 человек (0,9%) - в армии, 1 человек (0,9%) отметил вариант «другое», 31 человек (27,9%) - не сталкивался с рекламой донорства крови.
1.3. Спектр источников, из которых опрошенные узнают информацию о донорстве крови
Вариант ответа «от друзей и родственников» отметил 41 человек (36,9% респондентов), 24 человека (21,6%) - в Интернете, 20 человек (18%) -в печатных СМИ, 3 человека (2,7%) - на телевидении, 1 человек (0,9%) - на федеральном сайте Службы крови, 22 человека (19,8%) не получают информацию о донорстве крови.
Результаты опроса показывают, что официальные сайты Службы крови не являются распространенным источников информации о донорстве крови и проводимых акциях среди населения. Высокая доля доноров среди опрошенных и почти треть респондентов (31 человек), никогда не сталкивавшаяся с рекламой донорства крови, свидетельствуют об ограниченности распространения применяемой рекламы в исследуемых регионах.
В России существуют различные подходы к организации пропаганды донорства крови и ее компонентов, применяются современные форматы и методы создания рекламы (геотаргетинг, лендинг),
используются классические инструменты (рекламные плакаты в местах скопления людей и общественном транспорте). Однако множество успешных рекламных кампаний разработано некоммерческими организациями, в большинстве случаев без сотрудничества с учреждениями Службы крови. Так, анализ проводимых в Белгородской и Курской области рекламных акций, а также результаты опроса свидетельствуют о наличии таких недочетов, как ограниченный спектр маркетинговых инструментов, однотипность проводимых акций, недостаточность распространения рекламы среди населения. Целесообразным является совместная деятельность учреждений Службы крови и некоммерческих организаций по пропаганде донорства крови и ее компонентов для внедрения новых методов маркетинга и создания эффективной социальной рекламы, которая повысит уровень донорской активности.
2. Для актуального информирования населения о потребности в определенных видах крови применяется донорский светофор. В нем каждой группе крови и резус-фактору соответствует один из трех цветов, отражающий потребности учреждения. Зелёный сигнал светофора означает, что кровь данной группы и резус-фактора имеется в достаточном количестве. Жёлтый сигнал светофора означает, что крови данной группы и резус- фактора недостаточно, нужно прийти и сдать кровь. Красный сигнал светофора означает, что запас крови данной группы и резус-фактора достиг критического минимума, необходимо срочно прийти и сдать кровь [6]. Таким образом, донор всегда может узнать, в каком учреждении требуется кровь его группы и резус-фактора. Обновление информации осуществляется ежедневно по результатам мониторинга запасов и потребностей донорской крови и её компонентов.
Значительная часть респондентов, 51 человек (45,9%), отмечает, что не использует донорский светофор, т.е. он не является ориентиром для решения о сдаче крови и ее компонентов; 43 человека (38,7%) - не знает о существовании донорского светофора, 8 человек (7,2%) отвечает, что используют донорский светофор, но на их посещение пунктов сдачи крови это не влияет. Таким образом, только 9 респондентов (8,1%) проверяют и используют донорский светофор для координации сдачи крови и ее компонентов, т.е. используют его по назначению.
Результаты опроса показывают, что донорский светофор не является достаточно эффективным инструментом оповещения населения об актуальном
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №2
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023
состоянии запасов и потребности в отдельных компонентах донорской крови в исследуемых регионах, что препятствует более качественной и быстрой заготовке крови в момент крайней необходимости и на постоянной основе.
3. Информированность населения относительно мер социальной поддержки доноров информированности населения, отношение к размеру льгот и выплат
Меры социальной поддержки доноров являются одним из инструментов государственного регулирования сферы обращения донорской крови и ее компонентов. Комплекс социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора устанавливается Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов, региональными нормативно-правовыми актами и Трудовым кодексом РФ.
Результаты опроса выявили, что 95 респондентов (85,6% опрошенных) знает о предоставляемых льготах и выплатах. Следовательно, осведомленность опрошенных граждан о мерах социальной поддержки, оказываемых государством донорам крови и ее компонентов, является достаточно высокой для принятия решения о сдаче крови.
Однако 70 человек (63,1% опрошенных) считает, что меры недостаточные и незначительные, 15 человек (13,5%) удовлетворены объемом предоставляемых льгот и 26 человек (23,4%) - затруднились ответить.
Распределение ответов относительно мер государственной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор России»/«Почетный донор СССР» следующее. Почти половина респондентов, 51 человек (45,9%), считает меры привлекательными и действенными, 25 человек (22,5%) имеют противоположное мнение, 35 человек (31,5%) затруднились ответить на вопрос.
В рассматриваемых регионах существует полностью безвозмездное донорство, но результаты опроса свидетельствуют, что подавляющее большинство опрошенных, а именно 98 человек (88,3%), хотело бы получать денежное вознаграждение за донацию, 4 человека (3,6%) - дали отрицательный ответ, 9 человек (8,1%) - затруднились ответить. Таким образом, предположение о материальной заинтересованности при сдаче крови и потребности населения в дополнительных мерах социальной поддержки является верным.
4. Социальный портрет донора.
Для совершенствования работы с донорскими кадрами, пропаганды важности и значимости донорства крови, создания действенной программы коммуникации с потенциальными донорами важно изучить социально-демографические, психологические и физиологические особенности донорского контингента. Под социальным портретом донора крови понимается комплекс социальных, демографических, психологических, экономических и политических установок, а также культурных ценностей. Социальный портрет донора крови может различаться в разных регионах, что обусловлено социально-демографической, экономической, культурной дифференциацией субъектов РФ. Это свидетельствует о необходимости проведения подобных исследований в каждом регионе России для корректировки региональных программ по взаимодействию с населением и с донорским контингентом.
В Белгородской и Курской областях было проведено исследование донорского контингента посредством проведения опроса для построения социального портрета донора крови, изучения социально-демографических, мотивационных характеристик донорских кадров и тенденций, присутствующих в сфере обращения донорской крови и ее компонентов.
Полученные статистические данные были обработаны с помощью метода главных компонент.
Метод главных компонент (англ. principal component analysis, PCA) - один из способов уменьшить размерность данных, потеряв наименьшее количество информации.
Метод главных компонент является инструментом для анализа текстовых данных и используется для предоставления сводки текстовых данных или в качестве входных данных для дальнейшего анализа (например, в качестве переменных для использования в сегментации) [9].
Социальный потрет донора в Белгородской и Курской областях был построен с учетом следующих социально-демографических характеристик: пол, возраст; уровень образования; вид деятельности; материальное положение; семейное положение; наличие детей.
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
• Преимущественно сдают кровь мужчины.
• Доноры, как правило, имеют семьи и состоят в браке.
с
#хс
->
№2 Manager
2023 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
• Те, кто чаще сдают кровь, имеют высшее образование.
• Материальное положение людей, которые сдают кровь, более устойчивое.
• Люди, активно сдающие кровь, осведомлены о мерах социальной поддержки и пользуются ими.
• Работники бюджетных учреждений, студенты и пенсионеры заинтересованы в сдаче крови за денежную компенсацию.
• Военные, пенсионеры и студенты в меньшей степени заинтересованы в сдаче крови.
Также для анализа донорского контингента были проанализированы данные Центра крови Белгородской области и Курской станции переливания крови. Было выявлено преобладание среди доноров мужчин среднего возраста (30-45 лет), что обусловлено множеством факторов: наличием большего количества антител у женщин, хронических заболеваний у людей более зрелого возраста, большего количества временных отклонений для женщин и т.п.
Таким образом, в результате исследования информации о донорском контингенте было выявлено, что социальным портретом донора крови в Белгородской и Курской областях является мужчина, 30-45 лет, состоящий в браке, имеющий детей, с высшим образованием и имеющий устойчивое материальное положение, являющийся работником коммерческой организации, осведомленный о наличии мер социальной поддержки доноров и активно пользующийся ими.
5. Выявление мотивов и барьеров к повторной сдаче крови
Респондентам было предложено оценить по шкале Лайкерта, насколько сильно влияют различные факторы на решение о сдаче крови. В разделе опроса о барьерах указаны как психологические факторы («я не хочу испытывать побочных действий после донации»), в том числе так называемые «мифы о донорстве», т.е. предубеждения, распространенные среди населения («сдача крови - это больно», «я боюсь вида крови, иголок, шприцов», «во время сдачи крови можно заразиться инфекцией», «сдача крови вредна для организма»), так и факторы доступности учреждений Службы крови («мне не подходит время, в которое можно сдать кровь», «неудобное расположение пункта сдачи крови»), факторы осведомленности о потребности государства в крови(«я не осведомлен о необходимости государства в крови»), факторы социальной
поддержки доноров крови («за это мало платят, и нет льгот»).
В разделе о мотивах донорства крови респондентам было предложено оценить по шкале Лай-керта следующие факторы: социальная поддержка доноров крови («возможность получения государственной социальной поддержки в виде выплат и других поощрений», «наличие денежной компенсации за питание»), личные и мотивационные факторы («донорство - общественно-полезное дело», «я хочу помогать людям, нуждающимся в переливании», «возможность регулярно следить за своим здоровьем»).
Полученные данные были обработаны с помощью построения логит-модели, в работе применен 10% уровень значимости.
Результаты моделирования
Факторы, которые отрицательно влияют на решение о сдаче крови второй и более раз: боязнь вида крови, иголок, шприцов, страх заражения инфекцией во время донации, страх, что сдача крови - это вредно для организма, неосведомленность о потребности в крови у государства, недостаток льгот и денежных компенсаций, общественная полезность донации, возраст.
Является логичным, что переменные «боязнь вида крови, шприцов и иголок», «страх заражения инфекцией во время донации», «неосведомленность о потребности в крови государства» имеют отрицательные коэффициенты, так как при изменении идентификации каждого из перечисленных факторов на один пункт (например, изменение мнения и ответа донора с «полностью согласен» на «скорее согласен» на вопрос о том, как сильно влияет боязнь вида крови, шприцов и иголок на сдачу крови) вероятность сдачи крови донором второй раз и более возрастет на 13,8% - в случае со страхом вида крови, иголок, шприцов, на 19% - в случае с боязнью инфекций, на 17,8% - в случае с неосведомленностью о потребности в крови государства.
Также для определения мотивов для донорства крови следует проанализировать результаты опроса, в котором респондентам было предложено ответить на вопрос о том, в каком случае они бы согласились сдать кровь.
Самым сильным мотивом для опрошенных является необходимость сдать кровь родственнику, близкому человеку (79,3%). Следующими по значимости мотивами выступает материальная компенсация (63,3%) и наличие льгот (57,7%). Желание помочь людям и проявить сострадание в качестве мотива
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 2
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023
для согласия сдать кровь отмечают 39,6% опрошенных. 25,2% респондентов желают поддержать российскую армию и помочь раненым солдатам.
Таким образом, с учетом построения модели влияния факторов на принятие решения о сдаче крови второй раз и более, выявлено, что барьерами к донорству крови являются: боязнь вида крови, иголок, шприцов; страх заражения инфекцией во время донации; страх, что сдача крови - это вредно для организма; неосведомленность о государственной потребности в крови; недостаточные льготы и денежные компенсации. Основные мотивы у доноров следующие: общественная полезность донорства крови, необходимость сдать кровь родственнику или близкому человеку, материальная компенсация и наличие льгот.
Обсуждение и рекомендации по совершенствованию сферы обращения донорской крови и ее компонентов
Исследование носит пилотный характер, охватывает только два региона РФ и относительно ограниченный круг респондентов. Представляется целесообразным регулярное проведение исследований донорского контингента при разработке региональных программ по пропаганде донорства крови, организации акций, направленных на привлечение донорских кадров.
Сформулируем рекомендации по совершенствованию сферы обращения донорской крови и ее компонентов.
1. Обновление официальных сайтов
Создание современного и удобного сайта является одной из задач в рамках рекламы донорства крови и ее компонентов.
В результате опроса выявлено, что сайтами Центра крови Белгородской области и Станции переливания крови Курской области пользуется сайтом лишь около 60% опрошенных. На вопрос об удобстве и информативности сайта 44% респондентов дали негативный ответ. Доноры также отмечали «сложность восприятия сайта», «плохой дизайн», «слишком много неупорядоченной информации», «устаревшая информация», «нет актуальной информации для доноров», «непривлекательная и непонятная главная страница», что подтверждает наличие недостатков с точки зрения визуализации и актуальности информации на сайте.
Таким образом, модернизация сайтов организаций Службы крови поможет донести информацию
о донорстве до целевой аудитории - потенциальных и регулярных доноров.
2. Повышение осведомленности населения о наличии системы донорского светофора
Результаты опроса показали, что значительная часть респондентов не знает о существовании донорского светофора. Поэтому представляется важным включение информации о нем в материалы, содержащие пропаганду донорства крови.
3. Развитие системы социальной поддержки доноров крови и ее компонентов
Совершенствование системы социальной поддержки доноров крови является необходимой составляющей в сфере привлечения регулярных, здоровых донорских кадров. Разработка системы льгот и социальных выплат не только почетным, но и регулярным донорам - это важный аспект для мотивации к донации. Поэтому целесообразно разработать систему мер поддержки доноров в соответствии с количеством и структурой донаций. Она может быть как аналогичной системе платного донорства, так и включать меры поддержки, содержащие иные социальные льготы, например, бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте, особенно до пунктов сдачи крови; полис добровольного медицинского страхования для регулярных и почетных доноров; скидка на услуги ЖКХ в месяц сдачи крови; увеличение процента от прожиточного минимума, принимаемого в качестве базы при расчете компенсации за питание.
4. Совершенствование маркетинговых мероприятий по популяризации донорства крови
4.1. Создание новостного канала учреждений Службы крови и чат-бота в социальной сети Телеграмм.
По данным исследования Deloitte «Медиапотре-бление в России в 2021 году», Telegram является вторым по распространенности месенджером (охватывает 61% населения) и одним из лидеров среди ресурсов, к которым интерес россиян в 2021 г. вырос сильнее всего (+11% пользователей за год) [7]. На фоне блокировки Instagram (экстремистской организации, запрещенной в РФ), в которой были аккаунты учреждений Службы крови, в том числе, Центра крови Белгородской области и Станции переливания крови Курской области и растущей распространенности Телеграмма, целесообразным является создание новостного и информационного канала организаций Службы крови.
Чат-бот, созданный в Телеграмме, следует направить на развитие осведомленности в сфере
с
#хс
->
№ 2 Manager
2023 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
донорства крови и ее компонентов. Любой желающий с помощью подобного инструмента сможет узнать интересующие его вопросы о донорстве крови и ее компонентов. В случае невозможности ответа на вопрос автоматически, чат-бот может направлять соответствующий вопрос специалисту Службы крови или уполномоченному на это волонтеру.
Чат-боты будут призваны осуществлять просветительскую, образовательную функцию для формирования потенциального донорского контингента, а телеграмм-канал - уведомительную функцию об актуальной информации.
4.2. Создание телевизионных сюжетов о донорстве
В рамках повышения эффективности мероприятий по пропаганде донорства крови и ее компонентов целесообразно предложить Совету учредителей региональных и федеральных телеканалов организацию регулярного выпуска телевизионных сюжетов о донорстве крови, например, в сотрудничестве с Российским фондом помощи, российским фандрайзинговым благотворительным фондом, целью которого является сбор пожертвований на оплату лечения больных детей.
5. Включение социального портрета донора крови в план мероприятий учреждений Службы крови регионов
Построение социального профиля донора целесообразно для корректировки маркетинговых мероприятий с точки зрения увеличения охвата целевой аудитории и незадействованных слоев населения. Так, в Белгородской и Курской области социальным профилем донора является мужчина, 30-45 лет, имеющий высшее образование, высокий уровень дохода, состоящий в браке, имеющий детей, что и подразумевает целевую аудиторию. Однако, по данным исследования, студенты наименее заинтересованы в сдаче крови, что свидетельствует о необходимости направления маркетинговых мероприятий на данную категорию граждан, например, с помощью более частого выезда пунктов по заготовке крови в учебные учреждения. Реклама донорства крови также может быть направлена на более молодую (18-29 лет) и более старшую (46-55 лет) категории граждан.
6. Расширение спектра мест для выездных пунктов по заготовке крови
Анализ международного и российского опыта показывает существенные различия с точки зрения спектра мест для выездных пунктов по заготовке крови. Так, в России практика выезда бригад, как
правило, ограничена. Международный опыт более разнообразен, пункты забора крови и ее компонентов нередко расположены в местах массового скопления людей: на станциях метрополитена, в торговых центрах, общественных площадках, перед супермаркетами, в местах проведения городских акций и т.п.
Следует подчеркнуть, что в Курской и Белгородской области имеются различия в структуре заготовки крови стационарным и выездным способами. В Курской области небольшой объем крови и ее компонентов заготавливается выездным способом [5]. В Белгородской области практика заготовки крови и ее компонентов с помощью выездных бригад более распространена. В 2021 г. больший объем крови был заготовлен с помощью выездных станций крови [4]. Данные факты свидетельствуют о существовании благоприятной возможности использования выездных пунктов сдачи крови.
7. Взаимодействие в сфере пропаганды донорства крови с частными и некоммерческими организациями
Анализ международного опыта показывает, что это распространенная практика во многих странах. Для повышения заинтересованности в сотрудничестве в пропаганде донорства крови частных организаций возможно введение стимулирующих практик для бизнеса (например, понижение налоговых ставок), участвующего в корпоративном донорстве.
8. Создание федеральной базы доноров и единого паспорта донора
Общая информационная база может быть построена по аналогии с существующим социальным проектом DonorSeаrch - сервисом, разработанным некоммерческой организацией, по вовлечению граждан в регулярное безвозмездное донорство. Система для потенциальных и текущих доноров выстроена как своеобразный дневник донора, в котором ведется учет пройденных и планируются будущие донации, размещаются напоминания о сдаче крови. В системе есть элементы мотивации, которые воздействуют на пользователя всесторонне: присутствуют компоненты геймифика-ции, когда у пользователя есть разные уровни донора и достижения, также есть бонусная система лояльности, когда бизнес вовлекается в поддержку доноров, предоставляя специальные предложения для доноров на свои товары и услуги. Весь проект работает как мотивационный сервис для вовлечения пользователя на первую или очередную донацию [8].
—1 5Б
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 2
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023
Эта мера позволит также облегчить сбор документов для получения статуса «Почетный донор», так как все данные о донациях будут храниться в едином паспорте. Еще одним преимуществом наличия единого паспорта донора является то, что при сдаче крови в другом учреждении Службы крови доноры могут иметь полную информацию о своем состоянии здоровья и характеристиках крови, что позволит сократить экономические издержки ввиду отсутствия повторных клинических анализов для определения группы крови, резус-фактора, фенотипа и т.д.
Выводы
В исследовании на примере Курской и Белгородской областей выявлены мотивы, стимулы и барьеры для донорства крови в России.
На основании данных опроса доноров показано, что результативность проведения рекламных кампаний по пропаганде добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов недостаточно высока, донорский светофор в настоящее
время не является достаточно эффективным инструментом оповещения населения об актуальном состоянии запасов и потребности в отдельных компонентах донорской крови.
Составлен социальный портрет донора, который целесообразно использовать для корректировки маркетинговых мероприятий с точки зрения увеличения охвата целевой аудитории.
Сформулированы следующие рекомендации по развитию донорства крови и ее компонентов: обновление официальных сайтов; повышение осведомленности населения о наличии системы донорского светофора; развитие системы социальной поддержки доноров крови и ее компонентов; совершенствование маркетинговых мероприятий по популяризации донорства крови; включение социального портрета донора крови в план мероприятий учреждений Службы крови регионов; взаимодействие в сфере пропаганды донорства крови с частными и некоммерческими организациями; создание федеральной базы доноров и единого паспорта донора.
1. Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 № 125-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132904/
2. О программе развития Службы крови URL: https://yadonor.ru/about/programm/
3. Приказ ФМБА России от 31.07.2020 № 214 «Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по осуществлению государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 № 59895).
4. Публичный отчет ОГБУЗ «Центр крови Белгородской области» // ОГБУЗ «Центр крови Белгородской области». URL: http://donor-bel.belzdrav.ru/otchet/otchet.php
5. Публичный отчет по итогам 2021 года ОБУЗ «Курская областная клиническая станция переливания крови» URL: https://www.yadonor46.ru/
6. Донорский светофор. URL: https://yadonor46.ru/donorskij-svetofor
7. Медиапотребление в России - 2021. Исследовательский центр компании «Делойт». Москва, сентябрь 2021.
8. DonorSearch. Комьюнити доноров крови URL: https://donorsearch.org/
9. Principal Component Analysis of Text Data URL: https://www.displayr.com/principal-component-analysis-of-text-data/
№ 2 Manager /Менеджер
2023 ZdravoochraneniB / здравоохранения
ORIGINAL PAPER
IMPROVEMENT OF THE BLOOD DONOR SYSTEM IN RUSSIA: THE CASE OF BELGOROD AND KURSK REGIONS
T.M. Sklyar x, M.V. Kotlyarova
Graduate School of Management, St. Petersburg University, Saint Petersburg, Russia
H Corresponding author: Sklyar T.M.
ABSTRACT
The development of donation of blood and its components is a strategic direction of the healthcare system. Active work on attracting donors and forming a base of regular donors serves as an important factor in the system of providing the population with donor blood components.
The research question is to identify motives, incentives and barriers to blood donation in Russia. This issue is considered on the example of Belgorod and Kursk regions, where the number of blood donors and its components per 1000 population is lower than the national average. The aim of the article is to develop recommendations for the development of blood donation and its components in the Russian Federation. The study uses sociological, statistical, and econometric research methods. The article is based on the analysis of annual reports prepared for FMBA of Russia by blood service organizations of Belgorod and Kursk regions from 2019 to 2021. The method of collecting primary information is a survey of blood donors and its components and the population of Belgorod and Kursk regions, conducted in March-May 2022. Based on the results of the survey it is shown that the effectiveness of advertising campaigns to promote voluntary and non-remunerated blood donation and its components is not high enough, donor traffic light is not currently an effective tool to inform the population about the current status of blood stocks and need for individual components of donor blood. A social portrait of a donor, which is reasonable to use for the adjustment of marketing activities in terms of increasing the coverage of the target audience, has been compiled. The article formulates recommendations for the development of donation of blood and its components. Keywords: blood donation, Blood Service, medical institutions, state regulation.
For citation: Sklyar T.M., Kotlyarova M.V. Improvement of the blood donor system in russia: the case of belgorod and kursk regions // Manager Zdravoohranenia. 2023; 2: 50-58. DOT. 10.21045/1811-0185-2023-2-50-58.
REFERENCES
1. Federal Law of July 20, 2012 № 125-FZ "On the donation of blood and its components" // (In Russ). URL: https:// rg.ru/2012/07/23/donorstvo-dok.html
2. About the development program of the Blood Service. (In Russ). URL: https://yadonor.ru/about/programm/
3. The Law of the Federal Medical and Biological Agency of Russia dated July 31, 2020 N214 "On Approval of the Administrative Regulations of the Federal Medical and Biological Agency for State Control over Ensuring the Safety of Donated Blood and Its Components" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on September 15, 2020 N59895) (In Russ). URL: https://minjust.consultant.ru/documents/23606?items=1&page=1
4. Public report of the Blood Center of the Belgorod Region // Blood Center of the Belgorod Region, 1997-2023. (In Russ). URL: http://donor-bel.belzdrav.ru/otchet/otchet.php
5. Public report on the results of 2021 of the Kursk Regional Clinical Blood Transfusion Station (In Russ). URL: https:// www.yadonor46.ru/
6. Donor traffic light (In Russ). URL: https://yadonor.ru/donorstvo/gde-sdat/map-lights/
7. Media consumption in Russia - 2021 // Deloitte Research Center. Moscow, September 2021 (In Russ). URL: https:// www.studocu.com/row/document/sakarya-universitesi/linear-algebra/mediaconsupmtion-russia-2021/21963604
8. DonorSearch // Blood donor community. (In Russ). URL: https://donorsearch.org
9. Principal Component Analysis of Text Data // Displayr. (In Russ). URL: https://www.displayr.com/principal-component-analysis-of- text-data/
Высшая школа менеджмента Санкт-
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Скляр Татьяна Моисеевна - кандидат экономических наук, старший преподаватель, Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Россия.
Tatyana M. Sklyar - Candidate of Science (Economics), Senior Lecturer, Department of Public Administration, Graduate School of Management, St. Petersburg University, St. Petersburg, Russia. E-mail: sklyar@gsom.spbu.ru
Котлярова Мария Владимировна - ассистент менеджера отдела закупок и логистики, компания «Ай Кью Компонентс». Maria V. Kotlyarova - IQ Components Co., Ltd, Purchasing Assistant. E-mail: mariakotlyarova524@gmail.com
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 2
ZdrevoochrBnenÍB 2023