Magazine: Clusters. Research and development Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 ISSN: 2414-9047 Article: Improving the system of administration of the tax on personal income in the Russian Federation DOI: 10.12737/article_58ebdcae6728e2.21857666 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics Author: N. N. Sarapkina E-mail the author: [email protected] Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degree: -Title: - Workplace author: The combined outsourcing company Position: Manager SPIN: - ODCID: - Researcher ID: - Author: D. A. Azeeva E-mail the author: - Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degree: -Title: - Workplace author: MIFNS 49 of Russia in Moscow Position: Specialist of 1 category SPIN: ODCID: - Researcher ID: - Abstract: Tax on income of physical persons (hereinafter - PIT) as the most affecting the material well-being of citizens have repeatedly been subjected to drastic methodological changes, having been proportional, differentiated, with simple and complex progression rate. All changes emphasize the need to find a balance interests of the state and citizens in the income taxation. Keywords: The tax on personal income, effective administration, taxation, income, insurance payments. References 1. Consultant plus .- [Electronic resource] .- Access mode: http://www.consultant.ru (Date of circulation 11.02.2017). 2. The Tax Code of the Russian Federation, Parts 1 and 2. - M: Prospectus [Text], 2015. - 832 p. 3. Online magazine for the accountant "Guru Accounting" Simply understandably practical. 2017-63c. 4. Practical magazine for the accountant "Glavbukh" № 3 February 2017 - 112 p. 5. Federal Tax Service of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - Access mode: http: // www.nalog.ru. (Date of circulation 04/02/2017). P. 14-19
Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 ISSN: 2414-9047 Название статьи: Совершенствование системы администрирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации DOI: 10.12737/article_58ebdcae6728e2.21857666 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics УДК: 33 ББК: 65.050 ГРНТИ: 06.52.01 РВИНИТИ: 061.51.53.01 РФФИ: 06.6.50 РНФ: 08.1.55 Автор: Сарапкина Николь Николаевна Телефон: 89152303351 Электронная почта автора: [email protected] Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва Ученая степень: -Ученое звание: - Место работы автора: Объединенная аутсорсинговая компания Должность: Менеджер SPIN: - ODCID: - Researcher ID:- Стр. 14-19
Автор: Азеева Дарья Александровна
Телефон: -
Электронная почта автора: -
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень: -
Ученое звание: -
Место работы автора: МИФНС 49 России по г. Москве
Должность: Специалист 1-го разряда
SPIN:
ODCID: -
Researcher ID:-
Аннотация: Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) как наиболее затрагивающий материальное
благосостояние граждан неоднократно подвергался кардинальным методологическим изменениям,
побывав пропорциональным, дифференцированным, с простой и сложной ставкой прогрессией. Все
изменения подчеркивают необходимость поиска сбалансированности интересов государства и граждан в
подоходном налогообложении.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, эффективное администрирование, налогообложения,
доходы, страховые выплаты
Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) как наиболее затрагивающий материальное благосостояние граждан неоднократно подвергался кардинальным методологическим изменениям, побывав
пропорциональным, дифференцированным, с простой и сложной ставкой прогрессией. Все изменения подчеркивают необходимость поиска сбалансированности интересов государства и граждан в подоходном налогообложении. Эффективное администрирование НДФЛ должно решать многие проблемы, такие как - безработица, низкая рождаемость, но и качество самого налога требует серьезных изменений. Для этого необходимо проведение некоторых исследований, которые будут направлены на улучшение администрирования налогообложения физических лиц в РФ.
Налогоплательщиками считаются физические лица, которые достигли 18 лет, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов [2].
Объектом налогообложения могут быть доходы, которые получены как на территории РФ, так и за ее пределами.
1.К доходам, полученным на территории РФ, относятся:
1.Дивиденды и проценты
2.Доходы, полученные от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
3.Страховые выплаты при наступлении страхового случая;
4.Доходы, которые получены от сдачи личного имущества в аренду, которое находится на территории РФ;
5.Доходы от реализации движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг;
6.Вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу или услуги в РФ;
7.Пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты;
8.Доход от пользования транспортными средствами;
К доходам, которые получены за рубежом, можно отнести те доходы, которые получены за территорией РФ.
Доходы, которые не подлежат налогообложению:
Государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности;
2.Государственные пенсии;
3.Компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством;
4.Алименты;
5.Материальная помощь
6. Доходы, полученные работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда от предприятий.
Основная ставка НДФЛ в 2016-2017 годах - 13% [5].
Эта ставка применяется для совершенно любых доходов, за исключением тех, для которых установлены иные ставки НДФЛ - 9%, 15%, 30%, 35%
Ставка НДФЛ 35% используется в 3 случаях:
A) при выигрыше денежных призов и подарков
Б) когда присутствуют доходы от % по вкладам в банках
B) при суммах экономии на процентах при получении налогоплательщиками кредитных средств.
Данные случаи применяются при превышении установленных размеров.
Ставкой НДФЛ 30%, 15% облагаются:
1. доходы, которые получение физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ. Исключением являются те доходы, которые получают в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских предприятий.
Ставка НДФЛ 9% используется в 2 случаях:
1. при доходах от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;
2. при доходе в виде процентов по облигациям.
Налоговые проверки делятся на 4 вида:
1. Камеральные проверки
Данный вид проверок проводится по месту нахождения налогового органа при предоставлении налогоплательщиком отчетных документов. К таким документам относятся: налоговая декларация, справка 2 НДФЛ и т.д.
2. Выездные проверки
Данный вид проверок осуществляется в том случае, когда проверяющему из налоговой необходимо выехать на место нахождения налогоплательщика.
3. Встречные проверки
Данный вид проверок проводится в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика в целях сверки данных, представленных налогоплательщиком с данными, зафиксированными у другого налогоплательщика в связи с хозяйственными отношениями;
4. Повторные выездные проверки
Данный вид проверок проводится повторно уже после проведения выездной проверки налогоплательщика.
В структуре самого налога на доходы физических лиц доминируют доходы, облагаемые по стандартной ставке 13% . Они составляют 97% всего подоходного налога.
Следующие по значимости в структуре НДФЛ - это доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций. Несмотря на то, что в абсолютном измерении их количество немного снизилось, доля в НДФЛ постепенно возрастает. Уменьшение этой части доходов произошло в результате экономического кризиса, влияние которого ощутимо и по настоящее время.
Факторами, которые негативно повлияли на результативный показатель НДФЛ стали:
- Снижение темпов роста заработной платы;
- Безработица и скрытая безработица, уменьшение фонда оплаты труда;
- Увеличение задолженности;
- Инфляция, рост уровня потребительских цен;
- Изменения законодательства в части предоставления налоговых вычетов;
- Увеличение стоимости жилой недвижимости в течение последних нескольких лет;
- Сокрытие доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду;
- Применение организациями различных схем ухода от налогообложения.
На объемы поступлений от налога на доходы физических лиц негативно
влияет и сокращение в условиях экономического кризиса количества предприятий и рабочих мест, а также выплат по заработной плате. Несмотря на двукратный рост безработицы, в настоящее время можно говорить о стабилизации ситуации на уровне 1,8-2% от экономически активного населения. Между уровнем налоговых поступлений и численностью незанятых трудовой деятельностью граждан наблюдается обратная количественная связь. При росте незанятых на 1%, поступления в бюджеты регионов НДФЛ снижаются на 0,016%. Отметим, что рост показателя номинальной заработной платы на 1 % сопровождается ростом поступлений НДФЛ на 1,01%.
Увеличение задолженности по заработной плате наблюдался в промышленности, науке, строительстве и транспорте. При росте задолженности по заработной плате на 1%, поступления НДФЛ в бюджеты уменьшается на 0,03%, так как с задержкой заработной платы, как правило, связана неблагополучная финансовая ситуация на предприятиях, акционерных обществах, а следовательно у физических лиц [1].
Помимо этого, на поступления НДФЛ оказали влияние изменения федерального законодательства. Льготы и вычеты, установленные федеральным законодательством по налогу на доходы физических лиц, занимают самую большую долю налогового потенциала региона. Объем предоставленных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов колеблется в диапазоне 93-95-
Значительное негативное воздействие на эффективный коэффициент поступлений НДФЛ оказывает увеличение объемов строительства и подорожание жилых домов. При увеличении жилищного строительства на 1%, величина поступлений НДФЛ в бюджетную систему снижается на 0,14%. Это объясняется
возможностью получения налогового вычета физическими лицами при покупке недвижимости. В виду значительного увеличения стоимости жилья за последние 5 лет, оно все чаще приобретается в совместную собственность двумя-тремя лицами. При этом каждый собственник жилья имеет право на вышеуказанный вычет, что еще более сокращает поступления НДФЛ в бюджетную систему.
Помимо всего вышесказанного, в нашей стране по сегодняшний день устранены далеко не все существующие схемы отклонения от оплаты налогов. Налогоплательщики не только овладели азами налоговой науки, но и обучились ориентироваться абсолютно во всех хитросплетениях российского налогового законодательства. Вследствие этого перед налоговыми органами стоит цель не только выявлять факты сокрытия прибыли и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед, посредством усовершенствования нормативно-правовой базы, оперативно закрывая вероятные каналы происхождения налоговых нарушений.
Однако сведения сложности довольно продуктивно находят решения налоговыми органами с помощью выполнения проверок организаций, которые имеют признаки выплаты «серой» зарплаты, обнаружение организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня, а также проверок физических лиц. При исполнении ревизорскихпроверок в отношении физических лиц эффективным считаетсяприменение данных из сторонних источников, прежде всего о владельцах собственности. Возложение на налоговых агентов функций исчисления и удержания налогов со всех выплачиваемых ими доходов гражданам считается действенной мерой по перекрытию каналов уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов.
НДФЛ в абсолютном размере поступает в региональный бюджет. Налог взимается согласно современной шкале, т.к. плоская шкала налога способствует повышениюобщественного неравенства. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все типы прибыли членов семьи за год [4].
Из всего вышесказанного в данной статье можно сделать вывод, что налоговая система РФ имеет необходимость в преобразовании. Потому как налоговая система РФ не может убедить людей в том, что выплаченные ими налоги, в том числе налог на доходы физических лиц, сумеют оказать такую политическую систему, которая была бы в состоянии более точно отражать их приоритеты и предпочтения. Недостаток современной шкалы не соблюдает примитивное правило справедливости обложения. Возможно, введение этой шкалы, достоинства которой были тщательно описаны, поможет улучшить метод взимания, что, в свою очередь, повлияет на объем поступлений и.т.д. Так как с введением единой ставки происходит равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России и основные принципы рационального администрирования нарушаются.
Основными решениями для устранения проблем с налогом на доходы физических лиц можно считать следующие:
• построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;
• создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;
• упрощение системы налогов;
• создание совершенной законодательной налоговой базы;
• совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости;
• создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.
По мнению автора, налоговая система должна быть в состоянии быстрого реагирования на изменяющиеся экономические условия, удовлетворять требованиям обоих сторон - налоговых органов и плательщиков, быть однозначной, не иметь двояких толкований, при этом иметь такую систему администрирования, которая бы максимизировала налоговые поступления.
Список литературы
1. Консультант плюс.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 11.02.2017г.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, Части 1 и 2. - М: Проспект [Текст], 2015. - 832 с.
3. Онлайн журнал для бухгалтера «Гуру бухгалтерии» Просто понятно практично. 2017-63с.
4. Практический журнал для бухгалтера «Главбух» №3 февраль 2017- 112 с.
5. Федеральная Налоговая Служба РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nalog.ru. (Дата обращения 04.02.2017 г.).