Научная статья на тему 'Совершенствование схемы организации дорожного движения поселков городского типа Московской области'

Совершенствование схемы организации дорожного движения поселков городского типа Московской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТОФОР / ТАКТ / ФАЗА / ЦИКЛ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / TRAFFIC LIGHT / CYCLE / PHASE / REGULATION CYCLE / TRAFFIC

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Григорьев Станислав Георгиевич, Маркиянов Василий Валерьевич, Петрова Анна Владимировна

В статье осуществлен анализ участка улично-дорожной сети, расположенного на пересечении улиц поселка городского типа Красково Люберецкого района Московской области. В работе используются методы анализа, сравнения, графического и математического исследования. Авторами исследования определены уровень интенсивности и вид транспортного потока, количество потенциальных конфликтных точек по фазам светофорного регулирования. Предложена схема распределения транспортных потоков и общего расположения конфликтных точек на рассматриваемом перекрестке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Григорьев Станислав Георгиевич, Маркиянов Василий Валерьевич, Петрова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SCHEME OF THE ORGANIZATION OF ROAD TRAFFIC VILLAGES OF TOWN TYPE OF MOSCOW REGION

The article analyzes the section of the road network located at the intersection of the streets of the urban-type village of Kraskovo, Lyubertsy district, Moscow Region. The paper uses methods of analysis, comparison, graphic and mathematical research. The authors of the study determined the level of intensity and type of traffic flow, the number of potential conflict points for the phases of traffic control. A scheme of the distribution of traffic flows and the general arrangement of conflict points at the intersection under consideration is proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование схемы организации дорожного движения поселков городского типа Московской области»

УДК 33.332

DOI 10.23672/SAE.2020.2.56089

Григорьев Станислав Георгиевич

доктор биологических наук, доцент,

Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета galusinem@mail.ru

Маркиянов Василий Валерьевич

старший преподаватель кафедры экономики и технологии транспортных процессов, Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета galusinem@mail.ru

Петрова Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета galusinem@mail.ru

Stanislav G. Grigoryev

Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Volga Branch of Moscow Automobile-Road State Technical University galusinem@mail.ru

Vasily V. Markiyanov

Senior teacher Department of Economics and Technology of Transport Processes, Volga Branch of Moscow Automobile-Road State Technical University galusinem@mail.ru

Anna V. Petrova

Candidate of Pedagogical Sciences, Volga branch of Moscow Automobile-Road State Technical University galusinem@mail.ru

Совершенствование схемы организации

дорожного движения поселков городского типа московской области

Improvement of the scheme

of the organization

of road traffic villages

of town type of moscow region

Аннотация. В статье осуществлен анализ участка улично-дорожной сети, расположенного на пересечении улиц поселка городского типа Красково Люберецкого района Московской области. В работе используются методы анализа, сравнения, графического и математического исследования. Авторами исследования определены уровень интенсивности и вид транспортного потока, количество потенциальных конфликтных точек по фазам светофорного регулирования. Предложена схема распределения транспортных потоков и общего расположения конфликтных точек на рассматриваемом перекрестке.

Ключевые слова: светофор, такт, фаза, цикл регулирования, дорожное движение.

Annotation. The article analyzes the section of the road network located at the intersection of the streets of the urban-type village of Kraskovo, Lyubertsy district, Moscow Region. The paper uses methods of analysis, comparison, graphic and mathematical research. The authors of the study determined the level of intensity and type of traffic flow, the number of potential conflict points for the phases of traffic control. A scheme of the distribution of traffic flows and the general arrangement of conflict points at the intersection under consideration is proposed.

Keywords: traffic light, cycle, phase, regulation cycle, traffic.

Общеизвестно, что в 21 веке жизнь людей без автомобильного транспорта стала невозможна, поскольку в современной жизни он обеспечивает большой объем перевозок во всех областях человеческой деятельности. Одновременно с этим, ежегодно увеличивается динамика роста российского автопарка, что, в свою

очередь, способствует общему ухудшению положения на автомобильных дорогах. Анализ динамики дорожной аварийности в зарубежных странах иллюстрирует, что увеличение количества транспортных средств в стране неминуемо приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, а также пострадавших в них.

Поэтому перед правительством российского государства стоит принципиальная задача - разработать эффективный транспортный процесс, обеспечивающий высокий уровень дорожной безопасности, а это требует создания кардинальных мер для сдерживания и снижения уровня аварийности и устойчивого процесса повышения безопасности движения на отечественных дорогах. Поэтому изучение вопроса совершенствования современной схемы организации дорожного движения городов и поселков Российской Федерации является весьма актуальным.

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования стала разработка схемы по совершенствованию организации дорожного движения поселков городского типа Московской области.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать участок улично-дорожной сети, расположенный на пересечении автомобильной дороги Р-105 и ул. Заводская поселка городского типа Красково Люберецкого района Московской области.

2. Разработать схему по совершенствованию организации дорожного движения исследуемого участка дороги.

Актуальность исследования заключается в том, что безопасность дорожного движения и эффективность автомобильных перевозок в значительной мере определяются характером взаимосвязей в потоке движущихся транспортных средств и основными характеристиками этого потока. При формировании информации о состоянии дорожного движения, в первую очередь, необходимы данные, характеризующие транспортный поток [1]. В зависимости от числа полос и разрешенных направлений движения, транспортные потоки подразделяются на следующие виды: однополосный односторонний, двухполосный односторонний или двусторонний, трехполосный односторонний или двусторонний, четырехполосный (и

Интенсивность движения потока ТС на

более) односторонний или двусторонний [2]. Данный показатель оказывает значительное влияние на все параметры дорожного движения. В то же время, наиболее необходимыми и часто применяемыми являются интенсивность транспортного потока, его состав по типам транспортных средств, плотность потока, скорость движения, задержки движения. Следует отметить, что состав транспортного потока влияет на загрузку дороги, что объясняется, прежде всего, существенной разницей в габаритных размерах автомобилей. Однако разница в габаритных размерах не является единственной причиной необходимости специального учета состава потока при анализе интенсивности движения.

На пересечении исследуемых нами автодороги Р-105 и ул. Заводская поселка городского типа Красково Люберецкого района Московской области транспортный поток является двухполосным двухсторонним (направления Н1, Н3) и двухполосным двухсторонним (направление Н2).

Для выявления уровня загруженности дороги, транспортных задержек, а в последующем - разработки мероприятий по оптимизации организации дорожного движения, следует определить интенсивность движения автомобильного транспорта, которая представляет собой количество транспортных средств, проехавших через сечение дороги в единицу времени [3]. Интенсивность движения вместе с параметрами скорости и аварийности являются главными критериями оценки эффективности организации дорожного движения. В качестве расчетного периода времени для определения интенсивности движения принимают год, месяц, сутки, час. Наиболее часто в качестве промежутка времени устанавливается один час, и в связи с этим интенсивность движения определяется как авт./ч [4].

Интенсивность движения по направлениям на исследуемом участке определялась с 8.00 до 19.00 часов, по часу в разное время и разные дни. Все показатели интенсивности были занесены в таблице 1.

Таблица 1

исследуемом участке по направлениям

Направление Исходная интенсивность, авт./ч В том числе:

легковые грузовые до 12 т грузовые свыше 12 т автобусы

% % % %

N1 671 56 20 20 4

N2 69 56 20 20 4

N3 111 56 20 20 4

N4 62 56 20 20 4

N5 529 56 20 20 4

N6 151 60 30 10 0

N7 126 60 30 10 0

N8 63 56 20 20 4

N9 189 56 20 20 4

N10 643 56 20 20 4

N11 527 56 20 20 4

N12 38 56 20 20 4

Необходимо отметить, что на исследуемом участке наблюдается временная неравномерность интенсивности движения (рис. 1). Для объективного оценивания уровня транспортной нагрузки, расчет производили только с учетом

состава транспортного потока. Для этого полученные значения интенсивности переводили в приведенные при помощи коэффициентов приведения, значения которых принимали в соответствии со СНиП 2.05.02-85.

. 300

И

а 250

1 200 Й

л £ 150

н н

I -Э loo

ей я

s 50 в 0

я 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24

Время суток

Рисунок 1 - Распределение интенсивности движения в течение суток

Исходя из анализа интенсивности транспортных потоков, можно констатировать, что на данном пересечении происходит сочетание критических интенсивностей движения на главной и второстепенной дорогах, что приводит к повышению количества ДТП, а также столкновения автомобильного транспорта. Итак, на исследуемом участке организация дорожного движения не соответствует возросшей интенсивности движения и требует оптимизации [5]. Существенным недостатком выявления опасных мест на улично-дорож-ной сети является возможность делать выводы только по уже случившимся ДТП, в то время как главной задачей организации дорожного движения является их предупреждение. Поэтому, выявление потенциальных конфликтных точек и в дальнейшем их ликвидация или снижение уровня опасности позволяют, не дожидаясь возникновения ДТП, повысить безопасность условий вождения [6].

Одной из основных задач обследования дорожных условий на улично-дорожной сети является выявление опасных мест. Особенно актуальным в этом отношении являются пересечения дорог (перекрестки), где не только встречаются, но и пересекаются транспортные, а также пешеходные потоки. Места возникновения конфликтных ситуаций, где пересекаются или разделяются траектории движения потоков, называются конфликтными точками. Зона конфликтных ситуаций характеризуется увеличением транспортных задержек и повышением вероятности дорожно-транспортных происшествий. Конфликтные точки на перекрестке дифференцируются на точки отклонения, точки слияния и точки пересечения траекторий движения. Отличительной особенностью каждой конфликтной точки является не только потенциальная опасность столкновения транспортных средств, движущихся по конфликтующим направлениям, но и вероятность задержки транспортных средств. От 25 до 50 % дорожно-транспортных происшествий от общего их количества в

нашей стране происходит именно на пересечениях [7].

Число конфликтных точек определяется существующими или разрешенными направлениями движения и количеством допустимых рядов движения транспортных средств. Кроме этого, необходимо брать во внимание также и пересечение траекторий движения транспортных средств и пешеходов. Сложность перекрестка определяется такими параметрами, как число и степень опасности конфликтных точек. Схема распределения транспортных потоков и общего расположения конфликтных точек на изучаемом перекрестке при существующей схеме организации дорожного движения отражена на рисунке 2, а при предлагаемой нами оптимизированной схеме организации дорожного движения показана на рисунке 3.

Из рисунка 3 видно, что при предлагаемой нами оптимизированной схеме организации дорожного движения, на данном пересечении при установке светофорного регулирования количество конфликтных точек значительно уменьшится. Подсчитанные нами имеющиеся на исследуемом участке конфликтные точки по фазам светофорного регулирования представлены в таблицы 2.

Необходимо отметить, что уровень сложности перекрестка после усовершенствования схемы организации дорожного движения будет составлять 47 баллов. В связи с этим, можно констатировать, что исследуемый узел станет средней степени сложности.

Исходя из анализа существующих условий дорожного движения, можно сделать вывод, что имеющаяся ситуация на участке пересечения автодороги Р-105 и ул. Заводская не соответствует, возрастающей с каждым годом, интенсивности транспортного потока и безопасности движения. Но введенные наши мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения значительно увеличат пропускную способность, снизят транспортные задержки и аварийность. При

реализации мероприятия по совершенствованию средств светофорного регулирования, дорожных

схемы организации дорожного движения важная ограждений и направляющих устройств.

роль принадлежит внедрению технических средств: дорожных знаков, дорожной разметки,

Общая сложность существующей ОДД

Н2

Рисунок 2 - Общее расположение конфликтных точек при существующей схеме ОДД

Общая сложность предлагаемой ОДД

Н2

Рисунок 3 - Общее расположение конфликтных точек при предлагаемой схеме ОДД

Таблица 2

Количество конфликтных точек

Вид конфликтной точки Количество, шт. Общее количество, шт.

1. Отклонение 9 19

2. Слияние e

3. Пересечение 4

m = 9 + 3 • б+5 • 4 = 47.

с

Таким образом, после ввода в эксплуатацию предлагаемой схемы организации дорожного движения, в направлении Н2 будет значительно снижены транспортные задержки и направление будет разгружено от движения транспорта. Также, транспортные средства в направлении потока N7, после установки светофорного объекта,

Литература:

1. Елугачев П.А. Исследование многообразия схем и нормативов кольцевых пересечений в разных уровнях / П.А. Елугачев, М.А. Елугачев // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4). С. 60-63.

2. Абдульзянов А.Р. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения в регионе // Реги-онология. 2017. № 4(101). С. 642-655.

3. Ахмедова Р.К. Исследование скоростей и безопасности движения на автомобильных дорогах / Р.К. Ахмедова, Д.Н. Селимханов, А.Р. Абдуллаев // Транспортное дело России. 2017. № 4. С. 79-81.

4. Барышников М.В. Организация дорожного движения нормативно-правовое регулирование и проблемы доказывания по их нарушениям / М.В. Барышников, В.В. Вдовиченко // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2. С. 178-184.

5. Виноградов М.Ю. Безопасность дорожного движения на территории муниципального образования: вопросы организации и правового регулирования // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 2(36). С. 139-143.

6. Головко В.В. К вопросу о понятии безопасности дорожного движения // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 1(4). С. 62-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ГОСТ Р-52289 - 2004 г. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений направляющих устройств.

смогут свободно поворачивать налево в сторону направления Н3. Как следствие, улучшится комфортность проживания жителей прилежащей части города, уменьшатся выбросы токсичных веществ и другие негативные воздействия транспортного потока.

Literature:

1. Elugachev P.A. Study of the variety of schemes and standards of annular intersections at different levels / P.A. Elugachev, M.A. Elugachev // CAD and GIS of highways. 2015. № 1(4). P. 60-63.

2. AbdulzyanovA.R. Factors affecting road safety in the region // Regionology. 2017. № 4(101). P. 642655.

3. Akhmedova R.K. Research of speeds and traffic safety on highways / R.K. Akhmedova, D.N. Selim-khanov, A.R. Abdullaev // Transport business of Russia. 2017. № 4. P. 79-81.

4. Baryshnikov M.V. Organization of traffic regulatory regulation and problems of proof for their violations / M.V. Baryshnikov, V.V. Vdovichenko // Uchenye Zapiski Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2015. № 2. P. 178184.

5. Vinogradov M.Yu. Road safety in the territory of the municipality: issues of organization and legal regulation // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 2(36). P. 139-143.

6. Golovko V. V. On the concept of road safety // Law and order: history, theory, practice. 2015. № 1(4). P. 62-71.

7. GOST R-52289 - 2004 Technical means of traffic management. Rules for the use of road signs, markings, traffic lights, road barriers guiding devices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.