Научная статья на тему 'Совершенствование санкций уголовно-правовых норм как один из способов уголовно-правового воздействия на предупреждение преступлений'

Совершенствование санкций уголовно-правовых норм как один из способов уголовно-правового воздействия на предупреждение преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRIMINAL AND LEGAL INFLUENCE / CRIMINAL AND LEGAL SANCTIONS / ALTERNATIVENESS / KUMULYATIVNOST / SYSTEMACITY / COHERENCE / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ / АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ / КУМУЛЯТИВНОСТЬ / СИСТЕМНОСТЬ / СОГЛАСОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Густова Элла Владимировна

В статье рассматриваются проблемные аспекты построения уголовно-правовых санкций в контексте уголовно-правого воздействия на предупреждение преступности. На основе анализа действующего законодательства и эмпирических данных автор делает вывод о несовершенстве и необоснованности законодательной конструкции некоторых санкций и вносит предложения по их модельному совершенствованию в УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SANCTIONS OF CRIMINAL PRECEPTS OF LAW AS ONE WAYS OF CRIMINAL AND LEGAL INFLUENCE

In article problem aspects of creation of criminal and legal sanctions in the context of the criminal-right impact on the prevention of crime are considered. On the basis of the analysis of the current legislation and empirical data the author draws a conclusion about imperfection and groundlessness of a legislative design of sanctions and makes offers on their model improvement in the criminal code of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование санкций уголовно-правовых норм как один из способов уголовно-правового воздействия на предупреждение преступлений»

Э.В. Густова,

кандидат юридических наук

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САНКЦИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

IMPROVEMENT OF SANCTIONS OF CRIMINAL PRECEPTS OF LAW AS ONE WAYS OF CRIMINAL AND LEGAL INFLUENCE

В статье рассматриваются проблемные аспекты построения уголовно-правовых санкций в контексте уголовно-правого воздействия на предупреждение преступности. На основе анализа действующего законодательства и эмпирических данных автор делает вывод о несовершенстве и необоснованности законодательной конструкции некоторых санкций и вносит предложения по их модельному совершенствованию в УК РФ.

In article problem aspects of creation of criminal and legal sanctions in the context of the criminal-right impact on the prevention of crime are considered. On the basis of the analysis of the current legislation and empirical data the author draws a conclusion about imperfection and groundlessness of a legislative design of sanctions and makes offers on their model improvement in the Criminal Code of Russian Federation.

Уголовно-правовому воздействию, особенно средствам и методам его реализации, придается большое значение как на научном, так и на законодательном уровне. Изменения, которые были внесены в уголовно-правовые санкции и в систему наказания, носят масштабный характер. Так, с 2010 по 2015 год было принято 54 федеральных закона, которые внесли 872 изменения и дополнения в санкции статей УК РФ (в 2010 году было принято 10 федеральных законов, которые внесли 84 изменения и дополнения в санкции статей УК РФ, в 2011 — 8 ФЗ внесли 588 изменений, в 2012 — 10 ФЗ внесли 43 изменения, в 2013 — 9 ФЗ внесли 86 изменений, в 2014 — 13 ФЗ внесли 63 изменения, в 2015 — 4 ФЗ внесли 8 изменений). При этом были затронуты практически все способы воздействия на лиц, совершивших преступление, что ока-

зало существенное влияние на современное состояние уголовной политики. На сегодняшний день практически ни одно законодательное изменение, затрагивающее сферу уголовно-правового регулирования, не обходится без корректировки средств воздействия. Наиболее серьезными новеллами стали введение дополнительных условий освобождения от уголовной ответственности и отсрочки отбывания наказания, введение нового вида наказания — принудительных работ, снижение минимального предела наказания в виде лишения свободы за ряд преступлений. Большинство изменений, внесенных в УК РФ, можно оценить как результат влияния «прямых образующих сил современной противоречивой нравственной действительности», когда, по выражению Президента РФ, обществу «не хватает общей культуры и морально-

нравственных ограничений» [1]. Сложившаяся ситуация указывает на необходимость жесткого вмешательства государства в сферу правовой регламентации средств воздействия.

Каждый акт совершения преступления предполагает соответствующую (негативную) реакцию государства — его обязательный, неотвратимый ответ на факт нарушения установленного им уголовно-правового запрета. Это необходимое условие обеспечения реализации правовых норм и предупреждения их массовых нарушений в дальнейшем [2].

Реакция государства содержит отрицательную оценку факта преступления и лица, его совершившего, она проявляется в осуждении, порицании совершенного преступления и личности виновного и может влечь иные предусмотренные уголовным законом неблагоприятные для виновного последствия в виде лишения или ограничения его прав и свобод [3]. Чтобы быть социально полезной и эффективной, указанная реакция государства должна соответствовать господствующим в обществе на данном этапе его исторического развития представлениям о справедливости. Эту негативную, справедливую и неотвратимую оценку содеянного, его осуждение, порицание государством от имени общества отражает кара.

Кара составляет сущность указанной реакции, уголовно-правового воздействия, оказываемого государством на лицо, совершившее преступление, и, соответственно, сущность уголовно-правовых санкций, устанавливаемых государством в законе за конкретные преступления [2. — С. 385]. И в этом своем качестве кара находит свое проявление в содержании санкций уголовно-правовых норм и составляющих их мер уголовно-правового воздействия. Через указанные санкции и меры она реализуется, а в качестве цели уголовно-правового воздействия служит целесообразному и целенаправленному их применению на практике во имя обеспечения социальной справедливости.

Кара предполагает негативную оценку (осуждение, порицание) совершенного преступления и личности виновного, причем оценку справедливую и неотвратимую. Чтобы постигнуть каждое лицо, виновное в совершении преступления, кара должна получить свое полноценное воплощение в уголовно-правовых санкциях. От того, насколько полноценна система мер уголовно-правового воздействия и насколько адекватно ее возможности используются в уголовно-правовых санкциях, зависит эффективность реализации целей и принципов уголовно-правового воздействия.

Считаем целесообразным законодателю при построении уголовно-правовых санкций придерживаться следующих правил:

1. Решение об альтернативности (безальтер-нативности) санкций должно базироваться на степени общественной опасности преступления: чем более тяжким является преступление, тем «уже» (безальтернативнее) санкции по количеству наказаний; чем меньше степень общественной опасности, тем шире (альтернативнее) спектр мер воздействия на виновное лицо. Сам факт включения в содержание санкции нескольких видов основных наказаний означает соотносимость степени тяжести деяния с наказаниями различной степени суровости. Это допустимо лишь в тех случаях, когда степень тяжести преступления не настолько велика, чтобы подразумевать соотнесение только с наиболее интенсивными мерами уголовно-правового воздействия.

При анализе альтернативности санкций Особенной части УК РФ нами было установлено следующее количество основных видов наказаний за преступления небольшой тяжести: один вид наказания — в 3 санкциях, два вида — в 28 санкциях, три вида — в 89 санкциях, четыре вида — в 102 санкциях, пять видов — в 49 санкциях, шесть и более — в 27 санкциях. Следовательно, из 298 альтернативных санкций за преступления небольшой тяжести только в 120 случаях (40,3%) предусматривается два-три основных вида наказания, в остальных случаях (59,7%) альтернативность представляется чрезмерной. Количество основных видов наказаний в санкциях статей Особенной части УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность за преступления средней тяжести, было таково: один вид — в 32 санкциях, два вида — в 59 санкциях, три вида — в 61 санкции, 4 вида — в 21 санкции, 5 видов — в 20 санкциях, 6 видов — в 8 санкциях. Как видно, из 201 альтернативной санкции за преступления средней тяжести в 152 случаях предусматривается два-три основных вида наказания (75,6%), в остальных (24,4%) альтернативность представляется неразумной. Количество основных видов наказаний в санкциях статей Особенной части УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность за тяжкие преступления,следующее: один вид — в 111 санкциях, два вида — в 54 санкциях, три вида — в 35 санкциях, четыре вида — в 7 санкциях, 5 видов — в 1 санкции. На наш взгляд, содержание в санкциях тяжких преступлений трех и более основных видов наказаний недопустимо (см. таблицу).

Категории преступлений Количество санкций, включающих 1 основное наказание в виде лишения свободы Количество санкций, включающих 2 основных вида наказания Количество санкций, включающих 3 основных вида наказания Количество санкций, включающих 4 основных вида наказания Количество санкций, включающих 5 основных видов наказания Количество санкций, включающих 6 и более основных видов наказания

Преступления небольшой тяжести 3 28 89 102 49 27

Преступления средней тяжести 32 59 61 21 20 8

Тяжкие преступления 111 54 35 7 1 —

Особо тяжкие преступления 72 20 5 — — —

Что же касается карательного содержания, то наибольшее количество (30,5%) составили санкции, включающие альтернативные виды наказаний, в числе которых возможно лишение свободы с применением дополнительного вида наказания; 29,2% — санкции, включающие альтернативные виды наказаний, в числе которых имеется лише-

ние свободы; 19,6% санкций имеют одно основное наказание в виде лишения свободы с применением дополнительного вида наказания, 12,1% санкций содержат альтернативные виды наказаний без лишения свободы; 8,1% санкций состоят из одного основного наказания в виде лишения свободы и 0,5% санкций содержат основное наказание в виде штрафа (см. рисунок).

12,1%

29,2%

8,1% 0,5%

.30,5%

I Санкции, включающие альтернативные виды наказаний, в числе которых возможно лишение свободы с применением дополнительного вида наказания

Санкции, включающие альтернативные виды наказаний, в числе которых имеется лишение свободы

I Санкции, включающие одно основное наказание в виде лишения свободы с применением дополнительного вида наказания

Санкции, включающие альтернативные виды наказаний без лишения свободы

Из этого следует, что в 59,7% санкций (30,5% наказаний, в числе которых возможно лишение — санкции, включающие альтернативные виды свободы с применением дополнительного вида

наказания, 29,2% — санкции, включающие альтернативные виды наказаний, в числе которых имеется лишение свободы) Особенной части УК РФ допустима замена наказания в виде лишения свободы другим видом наказания. Учитывая, что лицом, совершившим преступление, да и обществом в целом как реальная кара со стороны государства воспринимается только наказание в виде лишения свободы, содержание данных санкций дает размытое представление об уголовно-правовом воздействии.

С учетом вышеизложенного конструирование альтернативных (безальтернативных) санкций видится следующим образом:

- необходимо определить перечень основных наказаний для каждой категории преступлений, при этом набор видов наказаний, с ограничением их количества разумными пределами в конкретной санкции, должен зависеть от родового объекта преступления, чтобы ограничения, накладываемые на виновного в связи с применением к нему наказания, были способны оказать наиболее существенное влияние на личность типичного преступника;

- количественный показатель альтернативности должен зависеть от категории деяния: чем выше степень общественной опасности преступления, тем меньше альтернативных видов наказания в санкции, и наоборот, при этом санкция статьи не должна включать в себя более половины из существующих в УК РФ видов наказаний.

Таким образом, считаем целесообразным для тяжких и особо тяжких преступлений указание только на один вид основного наказания — лишение свободы на определенный срок; в исключительных случаях совершения особо тяжкого преступления могут быть предусмотрены три вида наказания (лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь); для преступлений небольшой и средней тяжести — не более трех видов основных наказаний, при этом они должны быть приближены друг к другу по степени суровости.

2. Решение о кумулятивности (некумулятив-ности) санкции в идеале должно воплотить стремление не только усилить карательное воздействие наказания, но и обозначить его специфическую направленность. Поэтому выбор дополнительных наказаний должен соотноситься с основными наказаниями, включенными в санкцию. В действующем Уголовном кодексе самым распространенным в кумулятивных санкциях дополнительным наказанием является лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью (221 санкция), причем, как правило, оно сочетается с таким основным видом наказания, как лишение свободы. На втором месте по частоте упоминания находится штраф (177 санкций). На третьем — ограничение свободы (142 санкции). Но при этом наличие дополнительных видов наказаний в санкциях свидетельствует о том, что законодатель не всегда учитывает взаимосвязь дополнительного вида наказания и специфики преступления. Так, например, ч.1 ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» не предусматривает дополнительного вида наказания, а то же деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (ч. 2 ст. 171 УК РФ), предусматривает дополнительное наказание только в виде штрафа. На наш взгляд, в данных случаях целесообразно было бы включить дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

При решении вопроса о количестве дополнительных наказаний следует опираться не только на степень тяжести деяния, но и на специфику вида преступления, принимая во внимание сущность конкретного дополнительного наказания и возможность сочетания дополнительных наказаний между собой.

Полагаем, что санкции за преступления небольшой тяжести не могут включать более одного дополнительного наказания, а в санкции за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие допустимо включать два дополнительных наказания.

Кроме того, по разным составам санкции должны быть сопоставимы в зависимости от тяжести преступления. Следует привести в соответствие санкции, предусматривающие ответственность за преступления одной категории; установить для тяжких и особо тяжких преступлений нижнюю границу санкции, что позволит предотвратить размывание категорий преступлений; уменьшить разрывы между минимальными и максимальными границами наказаний (данное положение в большей мере касается штрафа и лишения свободы).

Так, проведенный С.И. Дементьевым эксперимент, в ходе которого пяти судьям было предложено назначить наказание по уголовному делу, ранее уже бывшему предметом судебного разбирательства, показал, что решение только одного судьи в основном совпало с ранее вынесенным приговором, другие выбрали значительно отличающиеся друг от друга решения, причем не только

по объему, но и по видам наказания, то есть каждый из них по-своему оценивал как само законодательное предписание, так и объем уголовно-правового воздействия, содержащегося в нем. К сожалению, существующие в уголовном законе санкции позволяют судьям допускать такой «произвол».

Законодателю необходимо четко сбалансировать санкции с характером и степенью общественной опасности преступлений, обеспечив таким образом: 1) соответствие санкции степени опасности деяния; 2) внутреннюю согласованность санкций между собой, с тем чтобы примерно равные по степени опасности преступления не наказывались различно в зависимости от второстепенных обстоятельств.

Согласно принципу законности, закрепленному в ст. 3 УК РФ, каждое лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, должно в соответствии с законом претерпеть уголовно-правовое воздействие за содеянное. При этом лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливая мера уголовно-правового воздействия в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса, и с учетом положений его Общей части. Целесообразность же построения уголовно-правовых санкций в контексте определения их вида и размера обеспечивает справедливость и неотвратимость уголовно-правового воздействия, дифференцируя и индивидуализируя ответственность конкретного лица.

Таким образом, чем полнее законодателем

при конструировании уголовно-правовых санкций будут учтены рассмотренные критерии, тем эффективнее будет выражено уголовно-правовое воздействие в предупреждении преступности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Встреча с Михаилом Федотовым, Владимиром Лукиным и Борисом Титовым, 10 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.youtube.com/watch?v=X7lDhAutmV8 (дата обращения: 03.03.2015).

2. Дуюнов В. К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. — Курск : РОСИ, 2000. - С. 384.

3. Уголовное право России. Особенная часть : учебник I A.A. Анисимов [и др.]; под ред. Р. Б. Иванченко. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2015. - 675 с.

REFERENCES

1. Vstrecha s Mihailom Fedotovyim, Vladimirom Lukinyim i Borisom Titovyim, 10 iyulya 2012 g. [El-ektronnyiy resurs]. — URL: http://www.youtube.com/watch?v=X7lDhAutmV8 (data obrascheniya: 03.03.2015).

2. Duyunov V. K. Problemyi ugolovnogo naka-zaniya v teorii, zakonodatelstve i sudebnoy prakti-ke. — Kursk : ROSI, 2000. - S. 384.

3. Ugolovnoe pravo Rossii. Osobennaya chast : uchebnik / A.A. Anisimov [i dr.]; pod red. R. B. Ivanchenko. — Voronej : Voronejskiy institut MVD Rossii, 2015. - 675 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Густова Элла Владимировна. Преподаватель кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53.

Gustova Ella Vladimirovna. Lecturer of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.

Ключевые слова: уголовно-правовое воздействие; уголовно-правовые санкции; альтернативность; кумулятивность; системность; согласованность.

Key words: criminal and legal influence; criminal and legal sanctions; alternativeness; kumulyativnost; systemacity; coherence.

УДК 343.01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.