Научная статья на тему 'Совершенствование процесса выполнения заказа на основе логистического подхода в ПАО "Челябинский трубопрокатный завод"'

Совершенствование процесса выполнения заказа на основе логистического подхода в ПАО "Челябинский трубопрокатный завод" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1063
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс выполнения заказа / логистический подход / сокращение времени выполнения заказа. / order fulfilment process / logistic approach / order execution time reduction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Екатерина Владимировна, Земцова Елена Михайловна

Процесс выполнения заказа клиента на сегодняшний день является одним из главных процессов на предприятиях. Ведь у многих компаний в перечне основных целей стоит именно удовлетворение потребностей клиентов. Чтобы понять, насколько эффективно работает предприятие в этом направлении, необходимо рассмотреть данный процесс и выявить узкие места, которые можно в будущем устранить и, таким образом, усовершенствовать процесс в целом. В статье рассмотрен процесс выполнения заказа клиента, описаны его основные этапы и отражены его особенности на промышленном предприятии. Также рассмотрены основные пути сокращения данного процесса с точки зрения логистического аспекта, а именно затрат времени на выполнение заказа на примере ПАО «Челябинский трубопрокатный завод». В ходе исследования рассмотрены варианты по сокращению времени процесса выполнения заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макарова Екатерина Владимировна, Земцова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORDER FULFILLMENT PROCESS ON THE BASIS OF LOGISTIC APPROACH IN JSC “CHELYABINSK TUBE ROLLING PLANT”

The process of fulfilling the sales order for today is one of the main processes in the enterprise. After all, many companies in the list of basic goals is precisely the satisfaction of the needs of customers. To understand how efficiently the company works in this direction, it is necessary to consider this process and identify bottlenecks that can be eliminated in the future and, thus, improve the process as a whole. This article describes the process of customer’s order execution. The author describes the main stages and shows its features in an industrial plant. Also this article discusses the main ways of reducing this process from the point of view of the logistic aspects, namely time spent on execution of client’s order on the example of JSC “Chelyabinsk tube rolling plant”. During research, the author was presented with several proposals to reduce the process time of the order.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса выполнения заказа на основе логистического подхода в ПАО "Челябинский трубопрокатный завод"»

Вестник Челябинского государственного университета.

2018. № 7 (417). Экономические науки. Вып. 61. С. 112—122.

УДК 330.341

ББК 65.054

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКАЗА НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРУБОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД»

Е. В. Макарова, Е. М. Земцова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Процесс выполнения заказа клиента на сегодняшний день является одним из главных процессов на предприятиях. Ведь у многих компаний в перечне основных целей стоит именно удовлетворение потребностей клиентов. Чтобы понять, насколько эффективно работает предприятие в этом направлении, необходимо рассмотреть данный процесс и выявить узкие места, которые можно в будущем устранить и, таким образом, усовершенствовать процесс в целом. В статье рассмотрен процесс выполнения заказа клиента, описаны его основные этапы и отражены его особенности на промышленном предприятии. Также рассмотрены основные пути сокращения данного процесса с точки зрения логистического аспекта, а именно затрат времени на выполнение заказа на примере ПАО «Челябинский трубопрокатный завод». В ходе исследования рассмотрены варианты по сокращению времени процесса выполнения заказа.

Ключевые слова: процесс выполнения заказа, логистический подход, сокращение времени выполнения заказа.

В современных условиях экономики каждое предприятие стремится не только к повышению финансовых показателей, но и к совершенствованию внутренних процессов предприятия и удовлетворению потребностей внешних сторон, а именно клиентов. Грамотное управление процессом выполнения заказа выходит на первый план в тактическом управлении предприятия (см. рабо -ту С. Трухачева [15]). Та компания, которая наиболее качественно, быстро и дешево выполнит заказ покупателя, получит существенное конкурентное преимущество на рынке (Р. Сури [14]).

Целью исследования является рассмотрение процесса выполнения заказа на одном из крупнейших промышленных предприятий Челябинской области — ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ПАО «ЧТПЗ») — и разработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса на основе логистического подхода. Для того чтобы улучшить вышеуказанный процесс, чаще всего рассматривают и анализируют такие показатели, как количество готовой продукции, ее качество, оценивают структуру производственного процесса и мн. др. В данном исследовании уделяется внимание такому показателю, как время выполнения заказа, что составляет новизну работы.

Для начала рассмотрим основные понятия, которые используются в данной статье. Под выполнением заказа понимаем совокупность последо-

вательно выполняемых логистических операций, направленных на создание продукта или оказание услуги, последовательность, в которой выполняются работы и которая определяется правилами приоритетов. Такое определение дано в работе А. Н. Стерлиговой [12].

Понятие процесса выполнения заказа является более широким, и под ним подразумевают совокупность подпроцессов (стадий или этапов), состоящих из логистических операций и имеющих свою функциональную специфику (Н. Н. Шаш, К. А. Азимов, А. Ю. Шепелева [16]).

Традиционно выделяют четыре основных этапа процесса выполнения заказа, и каждый из этапов требует отдельной проработки (см. работу под ред. В. И. Сергеева [7. С. 175—176]). При налаженной системе управления заказами время ожидания заказчика и объем издержек изготовителя сокращаются до минимума. Характеристика данных этапов дается в работе В. Н. Гончарова [2] и ниже, в табл. 1.

Главной особенностью процесса выполнения заказа на промышленном предприятии является то, что одним из этапов процесса выступает непосредственное производство продукции (см. работы Дж. П. Вумека и Д. Джонса [1], а также В. Д. Стивенсона [13]).

Сущность управления производственной деятельностью организации составляет определение

Таблица 1

Характеристика основных этапов процесса выполнения заказа

№ Этап Характеристика

1 Документальное оформление 1) Заказ оформляется в виде документа, где указываются все необходимые данные 2) После этого заявка вносится в базу данных предприятия и обрабатывается в порядке очереди либо на условиях, оговоренных с клиентом

2 Отправка заказа производителю или поставщику Если заказ необходимо произвести, то заказ отправляется определенному производителю. Если заказ необходимо собрать и доставить до клиента, то он отправляется необходимому поставщику

3 Непосредственное выполнение заказа Производство, поставка от оптовика или производителя. Заказ обрабатывается: 1) на производстве, если речь идет о продукции по индивидуальным размерам или проекту; 2) на складе, где отбирается товар нужного вида в заказанном объеме и производятся комплектация, проверка, упаковка и отгрузка

4 Доставка заказа клиенту Этап реализуется в строго определенное время. По окончании доставки товар отгружается клиенту, который подписывает документы, предоставленные перевозчиком, производит оплату, если это не сделано ранее, и принимает заказ

и разрешение проблем обеспечения результативности и эффективности этой деятельности в длительном периоде (О. М. Горелик [3]).

Характеризуя процесс выполнения заказа на промышленном предприятии, также стоит сказать о его временных аспектах, которые выражаются в следующих понятиях: цикл выполнения заказа, структура цикла выполнения, длительность цикла заказа (см. работу Ю. М. Ель-дештейна [4]).

Прежде чем говорить о способах сокращения процесса выполнения заказа, необходимо рассмотреть, какие существуют подходы к управлению процессами предприятия. Различают в основном два подхода: традиционный и логистический. Их сравнительная характеристика представлена в табл. 2.

Сравнив данные подходы, можно сформулировать принципиальное отличие логистического подходах к управлению процессами предприятия от традиционного. Оно заключается, во-первых, в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками, а во-вторых, в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками (см. статью Е. В. Макаровой и Е. М. Земцовой [8]).

В рамках логистического подхода с целью оптимизации затрат используют довольно часто процессный подход к управлению предприятием, в основе которого лежит выделение в нем системы бизнес-процессов (прописывание биз-

нес-процессов) и управление ими (см. статью Е. В Макаровой и О. С. Ляминой [9]).

Процессный подход характеризуется большими возможностями в отношении развития системы управления предприятием, расширяет возможности организаций в развитии бизнеса. Применение такого подхода к управлению предприятием способствует снижению издержек, повышению рентабельности затрат, а также повышению управляемости предприятием (улучшение системы отчетности компании, создание прозрачной системы управления, ускорение процедур принятия управленческих решений).

Вот поэтому на сегодняшний день практически каждое предприятие стремится использовать в управлении компанией именно логистический подход, так как он наиболее выгодный и оптимальный. В связи с этим на рынке остро стоит проблема снижения общих издержек и высвобождения производственных мощностей предприятий, и, чтобы устранить данную проблему, следует срочно найти способ сократить процесс выполнения заказа.

Одним из способов сокращения процесса выполнения заказа, основанным на логистическом походе, на промышленном предприятии является сокращение времени выполнения заказа за счет уменьшения продолжительности периодов непродуктивной деятельности [Там же].

Данное исследование проведено на промышленном предприятии Челябинска — ПАО «Челябинский трубопрокатный завод», которое является одной из крупнейших отечественных компаний — производителей трубной продукции

Таблица 2

Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к управлению процессами предприятия

Фактор Традиционный подход Логистический подход

Запасы Оцениваются как активы. Защищают производство от ошибок прогнозирования и ненадежности поставщиков. Большинство запасов имеет страховой характер Оцениваются как пассивы. Все усилия должны быть направлены на их устранение. Страховые запасы стремятся к нулю

Размер запаса, количество закупок материальных ресурсов Количество запаса определяется экономичным размером. Не учитывается изменение запаса при изменении затрат в сбыте при переходе на меньшее количество готовой продукции Размер показывает текущую потребность. Минимальное количество материальных ресурсов в поставке применяется как для производителя, поставщика

Сбыт Низкий приоритет. Обычная цель — максимизация объема выпуска готовой продукции Высокий приоритет. Отслеживание изменений спроса путем быстрой переналадки оборудования. Ориентация на производство небольших партий готовой продукции

Запасы незавершенного производства Являются необходимыми элементом. Аккумулируются между структурными подразделениями и являются основой производственно-технологических циклов Стремление к устранению запасов незавершенного производства

Поставщики Наличествует большое количество поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция Рассматриваются как партнеры по бизнесу. Поддерживаются отношения с небольшим количеством надежных поставщиков

Качество Допускается незначительное количество дефектов. Выборочная инспекция качества готовой продукции Идеология TQM (Total Quality Management) — концепция всеобщего управления качеством. Наличие дефектов рассматривается как недостаточная эффективность снабжения, производства и дистрибуции

Поддержка технологическим оборудованием Осуществляется по мере необходимости. Не считается критичной, пока поддерживаются необходимые запасы Существенна предварительная поддержка. Процесс может быть прерван, если поддержка не обеспечивает непрерывность доставки материальных ресурсов и незавершенного производства вовремя.

Ведущее время Допускается длинное ведущее время, поскольку нет потребности в его уменьшении, пока возможна компенсация за счет страховых запасов Поддерживается как можно короче, при этом возрастает скорость реакции каналов снабжения и уменьшается неопреде -ленность, связанная с прогнозом потребности

Персонал Управление осуществляет общий менеджмент. Изменения не зависят от персонала нижних уровней Требует согласованности действий как рабочего, так и управленческого персонала. Не допускаются изменения в логистическом процессе

с общей долей рынка около 17 %. Основной деятельностью предприятия является производство и продажа труб и трубной продукции для строительства нефтегазовых трубопроводов, инфраструктуры жилого фонда и коммунального хозяйства, а также для промышленного использования.

В ходе анализа номенклатуры предприятия (рис. 1) выявлено, что наибольший объем производства занимает выпуск бесшовных труб (БШТ), именно поэтому все расчеты сделаны на основе данного вида продукции.

Такой объем выпущенной продукции говорит о том, что предприятие работает с огромным количеством заказов. И для ПАО «ЧТПЗ», безусловно, важно, чтобы скорость выполнения заказа была максимальной.

Рассмотрим процесс выполнения заказа в ПАО «ЧТПЗ», который представляет собой строгую последовательность этапов и действий сотрудника, курирующего ту или иную сделку (заказ). Последовательность основных этапов процесса выполнения заказа представлена на рис. 2.

1200

1000

800

600

400

200

0

1ТБД

ИБШТ

I Сварные прочие

2013 2014 2015 2016

Рис. 1. Объем производства труб разного вида в ПАО «ЧТПЗ»

Со стороны потенциального клиента поступает обращение с предоставлением необходимой информации для ее ввода в КИС и согласования возможности производства

Ввод информации о клиенте и закавв КИС с последовательными согласованием

необходимы! Отделов;

ввод сделки в производство

Планирование

и загрузка производства; поставка сырья и материалов (при необходимости)

Изготовление необходимой продукции, указанной

в спецификации заказа согласно плану производства

Получение заявки

от клиента +

Обработка заказа

Подготовка к производству

Производство

Отгрузка заказа клиенту

Отправка готовой продукции клиенту согласно условиям поставки, указанным в спецификации или согласованными с клиентом

Комплектация заказа

Сбор заказа, его упаковка и загрузка в транспортное средство, согласно условиям комплектования

Складирование готовой продукции

Размещение на хранение готовой продукции в складах ЧТП^И до отправки ее клиенту

+

+

+

+

+

+

Рис. 2. Последовательность основных этапов процесса выполнения заказа в ПАО «ЧТПЗ»

Процесс выполнения заказа клиента начинается с этапа «Получение заявки от клиента». На данном этапе клиент предоставляет полную информацию о требуемом товаре, которая отражена в документе «Спецификация». Спецификация — это основной документ, с которым работают сотрудники ПАО «ЧТПЗ» в процессе выполнения заказа и который соответствует согласованному в программе КИС

запросу, акцептован покупателем и уполномоченным лицом Коммерческой дирекции, содержит информацию о технических требованиях, сортаменте продукции, количестве, дополнительных требованиях, реквизитах грузополучателя, условиях поставки и оплаты, цене, сроках поставки (см. регламент ПАО «ЧТПЗ» [10]). Результат данного этапа — заключение сделки, которая в рамках предприятия определяется

как обращение потенциального покупателя, зарегистрированное в КИС, с целью предоставления информации о возможности и сроках поставки, содержащее данные о технических требованиях, сортаменте продукции, количестве, дополнительных требованиях, условиях поставки и оплаты, цене.

Далее заявка переходит на следующий этап — «Обработка заказа». С заявками работает менеджер, относящийся к Коммерческой дирекции компании: он вносит предоставленную клиентом информацию в корпоративную систему «КИС ЧТПЗ», причем объем вносимой им информации в систему определяется тем, является ли клиент ключевым или нет. Если клиент не ключевой, то менеджер заводит шапку и позиции сделки. Если же клиент является ключе -вым, то в системе заводится только шапка сделки, а позиции сделки будут внесены ведущим инженером отдела загрузки производства (дирекция по управлению цепью поставок, управление планирования и загрузки производства). После того как заказ внесен в систему, он прохо -дит процесс контроля и согласования на разных уровнях, таких как:

1) технический отдел — необходим для согласования технических условий изготовления продукции в заказе;

2) отдел нормирования — необходим для планирования производства и определения нуждаемости в персонале, а также для подсчета трат на оплату труда;

3) отдел ценообразования — необходим для формирования себестоимости и конечной цены произведенной продукции;

4) коммерческая дирекция — необходима для согласования экономического результата от выполнения сделки.

Это нужно для того, чтобы подтвердить возможность производства запрашиваемой продукции в ПАО «ЧТПЗ». Результатом данного этапа является занесенная в корпоративную информационную систему ЧТПЗ сделка, но до конца еще не согласованная.

Чтобы завершить согласование, заявка переходит в следующий этап — «Подготовка к производству» — в отдел планирования производства, где определяется объем необходимого сырья, который при необходимости заказывается на стороне, а также планируется загрузка производственных мощностей предприятия. Если из-за сроков поставки сырья требуется пе-

ренести на более поздний срок поставку готовой продукции до клиента, то это также согласуется с заказчиком. Результатом данного этапа является согласованный заказ, который введен в производство, то есть передан в цех-изготовитель. Данная операция осуществляется в КИС сотрудниками отдела загрузки производства на основании согласованного в КИС заказа при выполнении условий, прописанных в спецификации (см. регламент [10]).

На этапе «Производство» происходит непосредственное изготовление продукции в соответствии с техническим заданием, объемом и планом производства в определенном цехе, который определяется типом требуемой продукции. В ПАО «ЧТПЗ» — шесть огромных цехов, оснащенных специальным оборудованием для производства той или иной продукции. Результат этапа — произведенная готовая продукция.

После того как продукция произведена, она отправляется на склад, где размещается на временное хранение до отправки ее клиенту. Данные опе -рации осуществляются на этапе «Складирование готовой продукции». Результат этапа: размещенная готовая продукция на складе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как только наступает срок отправки готовой продукции клиенту, заказ проходит следующий этап — «Комплектация заказа», где заказ собирается и комплектуется для погрузки в то или иное транспортное средство (железнодорожный или автотранспорт), согласно условиям комплектации, которые прописаны в спецификации. Результатом этапа является скомплектованный заказ, ожидающий погрузку в транспортное средство и отправку к клиенту.

Завершающим этапом процесса выполнения заказа клиента является этап «Отгрузка заказа клиенту». Здесь готовая продукция загружается в транспортное средство согласно условиям погрузки и отправляется до клиента согласно условиям и срокам поставки. Результат этапа — отгруженный заказ.

Для анализа временного аспекта процесса выполнения заказа на предприятии были взяты заказы на производство бесшовных труб в среднем за 2016 г. Результаты исследования представлены на рис. 3.

Длительность цикла выполнения заказа за этот же период составила в среднем 138 дней. Расчет данного показателя был сделан по формуле

ТЗ = Т + Т + Т + 1Ц ОЗ ТП ЗМ

+ Т + Т + Т + Т

^З ^Ц ^1 ПЕР '

где ТОЗ — время обработки и оформления заказа; Ттп — время технической подготовки; ТзМ — вре -мя закупки материалов; Тш — время подготовки к запуску; ТПц — длительность производственного цикла; Тп — время поставки; ТПЕР — время перерывов, возникающих из-за асинхронности отдельных этапов цикла.

В ходе исследования более подробно рассмотрены именно те этапы, которые хоть и занимают не самые большие доли в процессе выполнения заказа, но, тем не менее, могут быть сокращены с минимальными издержками — это этапы «Обработка заказа» (занимаемая доля времени в процессе 17 %) и «Комплектация заказа» (в про -цессе занимает долю в 6 %). Подобный подход позволит уменьшить длительность всего процесса выполнения заказа (см. работу В. И. Сер-

геева [11]). Отмеченные этапы проанализированы на основе той же номенклатуры, упомянутой выше.

На этапе «Обработка заказа» узким местом оказалась операция согласования заказа (занимает самою большую долю времени в выполнении данного этапа), что наглядно показано на рис. 4.

Данная операция отмечена не случайно: в ходе исследования обнаружено, что заказ клиента может несколько раз на одном и том же узле (уровне) проходить согласование, в процессе которого уточняются некоторые параметры производства того или иного заказа, а также возможность производства выполнить такой продукт.

Как правило, при согласовании на том или ином узле, заказ проверяется на сортамент и технические условия продукции, по которому и оценивается возможность производства в ПАО «ЧТПЗ», и возвращается на узел раньше, если обнаруживается какая-либо неточность, требующая

11 % (Отгрузка заказа клиенту) 6 % (Комплектация заказа) 8 % (Складирование ГП)

2 % (Получение заказа от клиента) 17 % (Обработка заказа)

6 % (Подготовка к производству)

50 % (Производство)

Рис. 3. Среднее время выполнения заказа на производство бесшовных труб

8,3 % (Включение заказа в производство и отгрузку)

16,7 % (Подготовка заказа к включению в производство)

0,1 % (Отправка акцептованной сделки с вложенной спецификацией) 8,3 % (Утверждение позиций заказов)

8,3 % (Оформление заказа)

58,3 % (Согласование заказа)

Рис. 4. Среднее время ввода, согласования и включения заказа в производство

согласования. Другой причиной возврата и повторного согласования сделки может быть человеческий фактор при внесении данных в систему. При обнаружении ошибки или недочета в системе сотрудник направляет заказ на узел ответственного лица для исправления ошибок или внесения недостающей информации и ново -го согласования заказа. Естественно, если заказ проходит повторное согласование на узле, на ко -тором ранее уже был согласован, но по определенной причине был возвращен и отправлен повторно, то время, за которое выполняется заказ, заметно увеличивается.

Таким образом, этап «Обработка заказа» необходимо всегда оптимизировать, чтобы не возникало задержки во времени процесса выполнения заказа.

А на этапе «Комплектация заказа» выделена операция «Формирование списка заказов для комплектации» (рис. 5), так как она осуществлялась сотрудником вручную, что увеличивало время процесса выполнения заказа.

Ручное формирование списка заказа требует самой большой доли времени в выполнении данной операции. Также немалую часть занимает процесс согласования списка в Управлении логистики. Все это значительно увеличивает продолжительность цикла выполнения заказа, а значит, необходимо принятие управленческого решения.

Для совершенствования процесса выполнения заказа в ПАО «ЧТПЗ» применен способ сокращения времени выполнения заказа за счет сокращения периодов непродуктивной деятельности. Данный способ упомянут в статьях С. Зинченко [5] и М. Киямова [6]. Он предполагает реализацию комплекса организационных мер, охватыва-

ющих использование персонала и программного корпоративного продукта «КИС ЧТПЗ».

Так, для решения первой проблемы — многократного согласования заказа в системе на одном и том же узле (уровне) — было предложено ввести дополнительный контроль начальника отдела с помощью внедрения дополнительной опции в корпоративную информационную систему ЧТПЗ. Суть данной процедуры заключается в том, что при согласовании заказа на одном и том же узле в третий раз начальнику отдела в системе «КИС ЧТПЗ» будет приходить письмо-уведомление с информацией о несогласованном заказе. Начальник отдела, в свою очередь, будет иметь возможность увидеть предыдущую историю согласования заказа, проанализировать ее, выявить проблему несогласования и дать ведущему инженеру четкие указания по исправлению проблемы.

В рамках решения второй проблемы — большой длительности операции формирования списка заказов из-за ручного поиска их в системе «КИС ЧТПЗ» — предлагается с помощью системных администраторов внедрить в функционал и интерфейс программы «КИС ЧТПЗ» специальную кнопку в модуле «Портфель заказов», которая позволит автоматически формировать списки заказов с аналогичными реквизитами и сроками поставки для комплектации.

Для реализации данной процедуры была разработана форма таблицы (представлена на рис. 6), которая будет заполняться автоматически в системе.

После внедрения время выполнения заказа сократится на 10 дней и в среднем составит 128 дней, что является хорошим результатом.

0,7 % (Загрузка модуля в КИС ЧТПЗ

п/ ^ «Портфель заказов») 0,7 % (Отправка списка заказа

на склад для продолжениеэтапа | 1,4 % (Установка фильтр°в

комплектации) для выбора необходимой информации)

41,7 %

(Отправка и согласование сформированного списка на согласование в Управление логистики)

55,6 % (Формирование списка заказов)

Рис. 5. Структура операций в алгоритме формирования списка заказов для комплектации

Сортамент

ГОСТ

0

1

(Ч &

0

1

ев

и

X

<о н

о

ев И X <о н О

н о

ев

И &

Полное

Покрытие

н о о

(-Н

ев

И &

ев Д

К &

ч о

н

Длина

с к н

о X

2

И

о и о о

И

о

и ■

о И

Сдано

0 и

1

ч о И

Остаток к сдаче

0 и

1

ч о И

ев «

О §

ео О

о X

<о &

н О

К н

о

5 «

о о с

я «

о о

ев X <а К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 3

о

в

<о Н

о и

ео

Л &

О О

с

я «

о о

ев X <о К

5

о

в

<о Н

Грузополучатель

о К

5

и о X

<о §

X

<а К

5

и о X

<о §

К

я

5

н О

о К

5

и о X

<о §

К

о и о и

о

к

5

и о X

<о §

К

Рис. 6. Форма таблицы для автоматического формирования списка комплектации заказов

Таким образом:

1. Сократив время выполнения заказа, предприятие получит возможность обрабатывать больше заказов, оптимизируя планы производства, снабжения и сбыта.

2. Получая больше заказов, отдел планирования и загрузки производства будет тщательнее разрабатывать и составлять планы производства, избегая простоя оборудования.

3. Сокращение времени выполнения заказа снижает риск срыва сроков поставки заказа клиенту, тем самым повышая степень его удовлетво -ренности.

4. Выполняя в срок обязательства перед клиентами, предприятие получает оценку как добросовестного и надежного партнера, повышая тем самым свою репутацию.

5. Удовлетворенные клиенты могут установить долгосрочные отношения с предприятием, что в последующем может изменить их статус на ключевых клиентов, обеспечивающий стабильный доход предприятию.

6. Хорошая репутация и широкий круг потребителей позволят привлечь дополнительных клиентов, а значит, будут способствовать получению дополнительной выручки.

То есть, делая акцент не только на затратах предприятия при осуществлении своей деятельности, а еще и на времени выполнения заказа клиента, компания получит возможность не только усовершенствовать внутренние процессы производства, но и расширить внешние связи.

Список литературы

1. Вумек, Дж. П. Бережливое производство / Дж. П. Вумек, Д. Джонс. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. — 118 с.

2. Гончаров, В. Н. Менеджмент предприятия / В. Н. Гончаров. — Минск : Мисанта, 2013. — 624 с.

3. Горелик, О. М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений : учеб. пособие / О. М. Горелик. — 2-е изд. — М. : Проспект, 2013.

4. Ельдештейн, Ю. М. Логистика : электрон. учеб.-метод. комплекс (2006) [Электронный ресурс] / Ю. М. Ельдештейн. — URL: http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/index.html (дата обращения 20.01.18).

5. Зинченко, С. Сокращение времени выполнения заказа — «тайное оружие» успешной компании (2010) [Электронный ресурс] / С. Зинченко // Управление производством. — URL: http://www.up-pro.ru/ library /production_management/operations_management/sokrashenie_vrem.html (дата обращения 12.02.18).

6. Киямов, М. Как сократить сроки выполнения заказов [Электронный ресурс] / М. Киямов // Практ. журн. по упр. финансами компании «Финанс. директор». — URL: https://fd.ru/articles/50230-kak-sokratit-sroki-vypolneniya-zakazov (дата обращения 20.01.18).

7. Логистика : учебник / под ред. В. И. Сергеева. — М., 2003.

8. Макарова, Е. В. Возвратная логистика: понятие, объекты, организационные ошибки российских компаний / В. Е. Макарова // Современные экономика и общество: научный взгляд молодых : сб. ст. и тез. докл. XII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. — Челябинск, 2016. — С. 276—280.

9. Макарова, Е. В. Автоматизированное управление складом как метод повышения эффективности деятельности предприятия / В. Е. Макарова, О. С. Лямина // Проблемы социально-экономического развития в новых экономических условиях: взгляд молодых исследователей : материалы и докл. междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Е. П. Велихова. — Челябинск, 2016. — С. 178—183.

10. Регламент ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» от 2016 г. «Ввод и согласование сделок, заказов, включение заказов в производство и отгрузку, внесение изменений в сделки и заказы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.chelpipe.ru (дата обращения 12.02.18).

11. Сергеев, В. И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В. И. Сергеев. — М. : ИНФРА-М, 2013.

12. Стерлигова, А. Н. Операционный (производственный) менеджмент : учеб. пособие / А. Н. Стерлигова. — М. : ИНФРА-М, 2014. — 187 с.

13. Стивенсон, В. Д. Управление производством : учеб. пособие : пер. с англ. / В. Д. Стивенсон. — М., 2002.

14. Сури, Р. Время — деньги. Конкурентное преимущество быстрореагирующего производства / Р. Сури. — М. : БИНОМ : Лаб. знаний, 2014.

15. Трухачев, С. Управление заказами как тактическое управление компанией / С. Трухачев. — Фи-нанс. газ. Регион. вып. — 2008. — № 28, июль.

16. Шаш, Н. Н. Логистика : конспект лекций / Н. Н. Шаш, К. А. Азимов, А. Ю. Шепелева. — М. : Юрайт, 2010.

Сведения об авторах

Макарова Екатерина Владимировна — студентка магистратуры Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. csu_makarova.ev@mail.ru

Земцова Елена Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических методов в экономике Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. zemtsowa.l@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 7 (417). Economic Sciences. Iss. 61. Pp. 112—122.

IMPROVING THE ORDER FULFILLMENT PROCESS ON THE BASIS OF LOGISTIC APPROACH IN JSC "CHELYABINSK TUBE ROLLING PLANT"

Ye. V. Makarova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. csu_makarova.ev@mail.ru

Ye.M. Zemtsova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. zemtsowa.l@yandex.ru

The process of fulfilling the sales order for today is one of the main processes in the enterprise. After all, many companies in the list of basic goals is precisely the satisfaction of the needs of customers. To understand how efficiently the company works in this direction, it is necessary to consider this process and identify bottlenecks that can be eliminated in the future and, thus, improve the process as a whole. This article describes the process of customer's order execution. The author describes the main stages and shows its features in an industrial plant. Also this article discusses the main ways of reducing this process from the point of view of the logistic aspects, namely time spent on execution of client's order on the example of JSC "Chelyabinsk tube rolling plant". During research, the author was presented with several proposals to reduce the process time of the order.

Keywords: order fulfilment process, logistic approach, order execution time reduction.

References

1. Vumek D.P., Dzhons D. Berezhlivoye proizvodstvo [Lean production]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2008. 118 p. (In Russ.).

2. Goncharov V.N. Menedzhmentpredpriyatiya [Management of enterprises]. Minsk, Misanta Publ., 2013. 624 p. (In Russ.).

3. Gorelik O.M. Proizvodstvennyy menedzhment: prinyatiye i realizatsiya upravlencheskikh resheniy [Production management: adoption and implementation of management decisions]. Prospekt Publ., 2013. (In Russ.).

4. Yel'deshteyn, Yu.M. Logistika [Logistics]. 2006. Available at: http://www.kgau.ru/distance/fub_03/ eldeshtein/logistika/index.html, accessed 20.01.2018. (In Russ.).

5. Zinchenko S. Sokrashcheniye vremeni vypolneniya zakaza — "taynoye oruzhiye" uspeshnoy kompanii (2010) [Reduction of time of performance of the order is a "secret weapon" of successful companies (2010)]. Upravleniye proizvodstvom: portal [Production Management. Portal]. Available at: http://www.up-pro.ru/ library/production_management/operations_management/sokrashenie_vrem.html, accessed 12.02.2018. (In Russ.).

6. Kiyamov M. Kak sokratit' sroki vypolneniya zakazov [How to reduce lead times]. Prakticheskiy zhurnal po upravleniyu finansami kompanii "Finansovyy director" [Practical journal on financial management of the company "Financial Director"]. Available at: https://fd.ru/articles/50230-kak-sokratit-sroki-vypolneniya-zakazov, accessed 20.01.2018. (In Russ.).

7. Sergeyev V.I. (ed.). Logistika [Logistics]. Moscow, 2003. (In Russ.).

8. Makarova Ye.V., Zemtsova Ye.M. Vozvratnaya logistika: ponyatiye, ob''yekty, organizatsionnyye oshibki Rossiyskikh kompaniy [Return logistics: concept, objects, organizational mistakes of Russian companies]. Sovremennyye ekonomika i obshchestvo: nauchnyy vzglyad molodykh [Modern economy and society: young people's scientific view]. Chelyabinsk, 2016. Pp. 276—280. (In Russ.).

9. Makarova Ye.V., Lyamina O.S. Avtomatizirovannoye upravleniye skladom kak metod povysheniya effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya [Automated warehouse management as a method of improving the efficiency of the enterprise]. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v novykh ekonomicheskikh usloviyakh: vzglyad molodykh issledovateley [Problems of socio-economic development in the new economic environment: the view of young researchers]. Chelyabinsk, 2016. Pp. 178—183. (In Russ.).

10. ReglamentPAO "Chelyabinskiy truboprokatnyy zavod" ot 2016g. Vvod i soglasovaniye sdelok, zakazov, vklyucheniye zakazov v proizvodstvo i otgruzku, vneseniye izmeneniy v sdelki i zakazy [Rules of procedure of the JSC "Chelyabinsk tube-rolling plant", 2016. Enter approvals, orders, listing of orders to production and shipment, changes in trades and orders]. Available at: http://www.chelpipe.ru, accessed 12.02.2018. (In Russ.).

11. Sergeyev V.I. Korporativnaya logistika v voprosakh i otvetakh [Corporate logistics in questions and answers]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013. (In Russ.).

12. Sterligova A.N. Operatsionnyy (proizvodstvennyy) menedzhment [Operational (production) management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014. 187 p. (In Russ.).

13. Stivenson V.D. Upravleniyeproizvodstvom [Production management]. Moscow, 2002. (In Russ.).

14. Suri R. Vremya — den'gi. Konkurentnoyepreimushchestvo bystroreagiruyushchegoproizvodstva [Time is money. Competitive advantage of quick-response production]. Moscow, BINOM Publ., Knowledge laboratory Publ., 2014. (In Russ.).

15. Trukhachev S. Upravleniye zakazami kak takticheskoye upravleniye kompaniyey [Orders management as a tactical company management]. Finansovaya gazeta. Regional 'nyy vypusk [Financial newspaper. Regional issue], 2008, no. 28. (In Russ.).

16. Shash N.N., Azimov K.A., Shepeleva A.Yu. Logistika [Logistics]. Moscow, Yurayt Publ., 2010. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.