Научная статья на тему 'Совершенствование процесса внутреннего аудита в университете'

Совершенствование процесса внутреннего аудита в университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / INTERNAL AUDIT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / STATE-RUN UNIVERSITY / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / CONSTRUCTIVE ADVICE / ECONOMIC ENTITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ножкина Т.В.

В статье рассматривается целесообразность создания службы внутреннего аудита в государственном вузе, имеющем специфику деятельности, отличную от других хозяйствующих субъектов; раскрывается схема взаимоотношений службы внутреннего аудита с другими подразделениями вуза, а также даны конструктивные рекомендации по совершенствованию процесса проведения внутреннего аудита в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of internal audit process at the university

Reasonability of establishing internal audit department in state-run institute of higher education with specific functioning different from other economic entities is given in the article. Structure of internal audit department Interrelation with other institute departments is shown. Constructive advice to improve realization of internal audit process at the university is also described.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса внутреннего аудита в университете»

Во всем мире малый бизнес играет важную роль в развитии экономики. В странах ЕС, в США, Японии и других странах количество малых предприятий в расчете на 1 тысячу жителей составляет 40-55 единиц, а доля в ВВП составляет 50-60%. Малый бизнес в России значительно отстает от развитых стран. Согласно данным Росстата и ФНС России по состоянию на 1 января 2013 г. в стране было зарегистрировано более 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых занято около 18 млн человек, что составляет четверть всех занятых - почти 20% ВВП, и более того эти показатели ухудшаются.

Взаимодействие бизнеса и власти в России направлено на повышение уровня доходов и улучшение качества жизни населения. Для этого малому бизнесу оказываются меры государственной поддержки, которые являются катализатором для частных инвестиций в экономику страны. Но увеличение налоговой нагрузки препятствует синергетическому эффекту, развитию инноваций, формированию кластерных инициатив и, как следствие, ведет к сокращению доходной части всех уровней бюджетов и возможному росту теневой экономики.

Литература

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // РГ. - Федеральный выпуск № 6056.

2. О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования / Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 237-Ф3 // РГ. - Федеральный выпуск № 6139.

3. Интегральные показатели развития малого предпринимательства / В.В. Буев, С.В. Мигин, Н.В. Смирнов, А.А. Шамрай, А.М. Шестоперов. - М.: Вектра, 2007. - 46 с.

4. Иванова Н.Ю. Социально-экономические функции малого бизнеса в российской экономике. - М: Высшая школа, 2003. - 327 с.

5. Никульшин А.В. Совершенствование практики поддержки малого предпринимательства и программы социально-экономического развития субъектов Федерации // Современные тенденции развития экономики России. - М.: ИЭ РАН, 2007. - С. 49-67.

6. Онучак В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 2. - С. 87.

7. Статистический сборник. - Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2012. - 441 с.

8. Дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bs-life.ru.

УДК 657.6:378.4

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

В УНИВЕРСИТЕТЕ

Т.В. Ножкина

Камчатский государственный технический университет, г. Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: docent-65-65@mail.ru

В статье рассматривается целесообразность создания службы внутреннего аудита в государственном вузе, имеющем специфику деятельности, отличную от других хозяйствующих субъектов; раскрывается схема взаимоотношений службы внутреннего аудита с другими подразделениями вуза, а также даны конструктивные рекомендации по совершенствованию процесса проведения внутреннего аудита в университете.

Ключевые слова: внутренний аудит, государственный вуз, хозяйствующие субъекты, конструктивные рекомендации.

Improvement of internal audit process at the university. T V. Nozhkina (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

Reasonability of establishing internal audit department in state-run institute of higher education with specific functioning different from other economic entities is given in the article. Structure of internal audit department

Interrelation with other institute departments is shown. Constructive advice to improve realization of internal audit process at the university is also described.

Key words: internal audit, state-run university, economic entities, constructive advice.

В связи с тем, что государственный вуз является многопрофильным комплексом, имеющим большое количество различных подразделений, целесообразно сформировать службу внутреннего аудита в виде отдела внутреннего аудита либо в лице отдельного специалиста в этой сфере. Соответственно в качестве приложения к учетной политике необходимо разработать и утвердить отдельный документ о внутреннем контроле, например, положение, правила, план контрольных мероприятий или иной документ, регламентирующий контрольные процедуры.

Внутренние аудиторы являются важным инструментом для оценки деятельности всех ключевых процессов университета. Тщательно и объективно проведенные внутренние проверки дают необходимую информацию для более результативной и эффективной работы вуза, а также имеют важнейшее значение при проведении экспертизы в период аккредитации.

Рассматривая внутренний аудит качества в университете, нельзя не вспомнить о проблемах, возникающих в связи с взаимодействием службы внутреннего аудита и персоналом проверяемого подразделения. От характера этих взаимодействий зависит успех каждого проведенного внутреннего аудита. Возможные негативные реакции на внутреннюю проверку среди сотрудников проверяемого подразделения различны - от нейтрального и даже равнодушного отношения к нему руководителей и персонала подразделений вуза до его психологического неприятия. Поэтому большое значение имеет тщательный отбор внутренних аудиторов по деловым, коммуникативным и личным качествам, психоэмоциональной устойчивости. Необходима специальная подготовка внутренних аудиторов. Краткосрочные семинары, тренинги, обмен опытом в рамках научно-практических конференций безусловно полезны, но все-таки перечень обсуждаемых на них тем ограничен относительно небольшим кругом текущих вопросов. И рано или поздно специалист внутреннего аудита начинает ощущать потребность в обобщении и систематизации знаний и практического опыта. Возникает необходимость формирования комплексной системы подготовки внутренних аудиторов, включающей в себя как элементы внутреннего, так и внешнего обучения [1].

Большое значение для специалиста данной области имеют его профессиональные качества. Так как внутренний аудитор должен контролировать процесс проведения проверки и хорошо чувствовать настрой сотрудников, атмосферу в подразделении, уметь владеть ситуацией и избегать конфликтов и недопонимания, появление которых является довольно нередкой проблемой, он должен быть еще и хорошим психологом.

Учитывая специфику деятельности университета, возможно создать комплексную систему повышения квалификации внутренних аудиторов, включающую внешнее обучение специалистов на семинарах в специальных учебных центрах и обучение внутри университета.

В рамках разработки внутренней системы обучения необходимо подготовить «Положение о порядке обучения и аттестации внутренних аудиторов СМК университета». Основными задачами обучения и аттестации являются:

1) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности внутренних аудиторов;

2) обеспечение университета квалифицированными внутренними аудиторами.

Необходимо отметить, что в действующем законодательстве и современной методической

литературе по вопросам организации внутреннего аудита не определена методика проведения внутренних аудиторских проверок эффективности системы внутреннего контроля вуза, результатами которых и должны быть объективная оценка и предложения по ее оптимизации.

Внутренней аудиторской проверкой в контексте данной статьи считается мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся системы внут-

реннего контроля бизнес-процесса, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о степени надежности системы внутреннего контроля этого бизнес-процесса.

В современном вузе как сложном хозяйственном образовании основные бизнес-процессы протекают в сфере управления имуществом (активами), формирования доходов и осуществления расходов. Процесс проведения внутренней аудиторской проверки системы внутреннего контроля бизнес-процессов вуза включает в себя несколько этапов:

- планирование аудиторской проверки, в том числе проведение предварительного обследования;

- проведение аудиторских процедур;

- оценка исполнения контрольных процедур (тестирование);

- анализ элементов системы внутреннего контроля;

- общая оценка эффективности системы внутреннего контроля;

- формирование результатов внутреннего аудита;

- работа службы внутреннего аудита с материалами проверки после утверждения окончательной редакции аудиторского отчета, в том числе мониторинг исполнения рекомендаций службы внутреннего аудита.

Отдельно хотелось бы коснуться вопроса обобщения результатов внутреннего аудита. Поскольку стандартной формы отчета по внутреннему аудиту не существует, то данный рабочий документ составляется в форме, разработанной непосредственно самими аудиторами. Однако он должен отвечать требованиям объективности, ясности, лаконичности, конструктивности и своевременности. Непосредственно перед составлением аудиторского отчета целесообразно провести процедуру завершающего совещания между аудиторами и владельцами бизнес-процесса по уточнению окончательных мнений и позиций сторон по предмету проверки [2].

В аудиторском отчете целесообразно выделить два отдельных блока - вводную и описательную части. Во вводной части внутренний аудитор представляет общую информацию о проверке: цель, объект и предметы проверки; проверяемый период; состав аудиторской группы, сроки проведения проверки.

Описательная часть отчета является наиболее объемным и информативным блоком, содержащим результаты проверки. Здесь рекомендуется оформлять результаты контрольных процедур рабочими документами табличной формы. Например, контроль поступлений платы и расчет задолженности по каждому студенту осуществляются в ведомостях оплаты за обучение в разбивке по курсам, факультетам и форме обучения. На основе соотношения фактической и начисленной оплаты за обучение рассчитывается процент поступлений денежных средств за обучение, что можно оформить рабочим документом (табл. 1).

Таблица 1

Анализ оплаты за обучение с_20_г. по_20_г.

Год Начисленная оплата Оплачено Процент поступлений (с учетом задолженности на начало года), (гр. 3 / гр. 2 х 100%)

Итого

При наличии у вуза филиала ликвидность дебиторской задолженности можно проанализировать, используя форму рабочего документа (табл. 2).

Таблица 2

Анализ дебиторской задолженности филиала за 20_- 20_гг.

Год Средние остатки дебиторской задолженности, руб. Количество дней в периоде Сумма погашенной дебиторской задолженности, руб. Период оборачиваемости, дни (гр. 2 х гр. 3 / гр. 4)

Для привлечения внимания высшего руководства вуза к наиболее важным аспектам, выявленным при аудите, а также для упрощения процесса формирования отчетности службы внутреннего аудита целесообразно обособить наиболее существенные выводы о недостатках организации анализируемого бизнес-процесса и системы внутреннего контроля, а также включать рекомендации аудитора по устранению причин и снижению последствий наиболее высоких рисков, присущих данному процессу и оказывающих негативное влияние на достижение его целей [2].

Необходимо отметить, что если в ходе согласования проекта аудиторского отчета не удалось достичь единого решения, в окончательном отчете следует указать мнение проверяемого лица с пояснением, почему его возражения не были приняты внутренними аудиторами. К отчету необходимо прилагать протокол разногласий и план корректирующих мероприятий.

Порядок подписания аудиторского отчета и доведения данных до заинтересованных пользователей должен быть регламентирован документами, регулирующими организацию и функции внутреннего аудита в вузе.

Подводя итог, можно сказать, что для успешного руководства вузом и повышения его конкурентоспособности необходимо помнить, что внутренний аудит, как и любой другой процесс системы менеджмента качества в университете, требует постоянного совершенствования и улучшения.

Литература

1. Гаджиев Н.Г. Внутренний аудит в высших учебных заведениях: теория и практика его осуществления // Экономический анализ. - 2008. - № 11.

2. Туманова А.Н. Совершенствование процесса внутреннего аудита в университете [Электронный ресурс] // Современные проблемы и методы обеспечения качества учебного процесса: Тезисы секции. - Режим доступа: www.nmk.ulstu.ru/

3. Юшкова С.Д. Система внутреннего контроля - механизм для снижения рисков // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 2.

УДК 371.1:174

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Г.А. Токарева

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: tga41@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы образовательного менеджмента в условиях информационного общества. Сформулированы концептуальные положения стратегии управления высшим учебным заведением в современном социуме. Предлагаются варианты прочтения понятия «социокультурная компетентность» в контексте процесса глобальной информатизации и интеллектуализации управления.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, интеллектуализация процесса управления, информационное общество.

Sociocultural competence of educational institution principal in information-oriented society. G.A. Tokareva (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

The abstract deals with educational management problems in the information-oriented society. Conceptual positions of institution of higher education control strategy in modern society are stated. Different interpretations of the concept social cultural competence in the context of global informatization and management intellectualiza-tion processes are represented.

Key words: sociocultural competence, intellectualization of management process, information-oriented society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.