Научная статья на тему 'Совершенствование процесса управления ремонтными работами на электроэнергетических предприятиях'

Совершенствование процесса управления ремонтными работами на электроэнергетических предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТ / УПРАВЛЕНИЕ / СОСТОЯНИЕ / НАДЕЖНОСТЬ / REPAIR / MANAGEMENT / CONDITION / RELIABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шувалова И. Г.

В статье рассмотрен алгоритм и преимущества применения в современных условиях подхода управления ремонтными работами на электроэнергетическом предприятии по состоянию с использованием критерия надежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шувалова И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT PROCESS BY REPAIR WORK AT THE ELECTRICAL POWER ENTERPRISES

In article the algorithm and advantages of application in modern conditions of approach of management by repair work at the electrical power enterprise for a condition with use of criterion of reliability is considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса управления ремонтными работами на электроэнергетических предприятиях»

Подсистема решения на основе нечеткого моделирования - основной элемент предлагаемой к разработке экспертной системы. В данную систему предполагается заложить алгоритмы геолого-экономической оценки эффективности освоения нефтяного месторождения, алгоритмы построения функций принадлежности на основе нечеткого моделирования, критерии эффективности освоения нефтяного месторождения.

Подсистема объяснения решения - отвечает на вопрос, почему инвестор должен принять рекомендуемое системой решение, объясняет, как было получено решение.

Подсистема общения - интеллектуальный интерфейс, который предоставляет инженеру по знаниям инструменты для опроса эксперта, компоновки, редактирования и испытаний базы знаний, а инвестору - возможность доступа в простой и наглядной форме к работе экспертной системы, базе знаний и базе данных.

Литература

1. http://www.cdu.ru/ (дата обращения 07.06.2013).

2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. - М.: Дело, 2002. - 888 с.

3. Мкртчян Г.М., Шубников Н.Е., Скопина Л.В. Развитие доходных методов оценки эффективности разработки лицензионных участков с учетом неопределенности и рисков // Наука и образование. - 2012. - №3. - С. 101-105.

Шувалова И.Г.

Аспирант, Самарский государственный экономический университет СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РЕМОНТНЫМИ РАБОТАМИ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрен алгоритм и преимущества применения в современных условиях подхода управления ремонтными работами на электроэнергетическом предприятии по состоянию с использованием критерия надежности.

Ключевые слова: ремонт, управление, состояние, надежность

Shuvalova I.G.

Postgraduate student, Samara State Economic University

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT PROCESS BY REPAIR WORK AT THE ELECTRICAL POWER ENTERPRISES

Abstract

In article the algorithm and advantages of application in modern conditions of approach of management by repair work at the electrical power enterprise for a condition with use of criterion of reliability is considered.

Keywords: repair, management, condition, reliability

В настоящее время существует растущая необходимость в умении предотвращать отказы оборудования, увеличивая тем самым надежность электроснабжения. В связи с этим заметна неспособность традиционных методик выполнять эти задачи для новых типов оборудования. Все это ведет к тому, что необходимо разрабатывать новые подходы к организации ремонтов. Подход к управлению процессом ремонта, как обслуживание по техническому состоянию, с ориентацией на надежность, и с использованием экспертных оценок и сценарного исследования опирается на связь между неисправностями и контролируемыми диагностическими параметрами. Алгоритм такого подхода представлен на схеме 1.

98

Схема 1. Подход к процессу управления ремонтами по состоянию с использованием критерия надежности.

Обслуживание по техническому состоянию должно предполагать, что для групп производственных активов прописаны контрольные параметры, значения которых замеряются в ходе мониторинга или при снятии показаний датчиков. Для каждого контролируемого параметра прописаны «критические» точки, при достижении которых требуется принятие мер.

Корректное определение повреждений и их причин позволит уменьшить продолжительность и периодичность ремонтных работ. Как правило, при переходе на ремонты по состоянию сильно уменьшается количество ремонтных работ (исключение ремонта бездефектных узлов) и увеличивается межремонтный ресурс по сравнению с ППР на 25-40%.

Другое достоинство заключается в уменьшении затрат на покупку запчастей и инструментов по сравнению с ППР. [1]

Чтобы использовать подход по состоянию необходимо для каждого конкретного оборудования определить:

1. Какие функции оно выполняет, основные, либо вспомогательные;

2. Какие возможны отказы, а затем определяются те события, которые непосредственно привели к возникновению дефекта;

3. Что является причиной каждого из возможных отказов;

4. К каким последствиям приводит каждый из отказов.

На основании этого анализа определяются характеристики оборудования, их сильные и слабые стороны, и для каждого типа оборудования определяются разные варианты воздействий. Отличие данного подхода от существующих, заключается в том, что в зависимости от характеристик того или иного оборудования используется 4 программы обслуживания:

1. Работа вплоть до отказа (со сценарным исследованием последствий отказов);

2. Обязательное плановое обслуживание;

3. Организация ремонтов по состоянию (экспертный метод);

4. Сценарная (основанная на прогнозе с определенной надежностью времени выхода из строя оборудования и его последствий). [2]

Такой подход базируется на концепции эффективного управления состоянием оборудования посредством анализа ситуации, учета возможных видов отказов оборудования, оценки вероятности выхода из строя и потенциальных последствий.

99

Внедрение предложенного метода обслуживания конечно затратно, но использование данных концепций уменьшает простои оборудования, а значит, увеличивает прибыль компании и ее конкурентоспособность.

Литература

1. Калинина Е. И.Сетевые методы планирования и организации комплекса работ. М.: Издательство МЭИ, 1990. С. 68-75.

2. Саати М. А. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1993. С. 205-214.

Щинова Р.А

Доктор экономических наук, профессор, Вятская государственная сельскохозяйственная академия СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрено - внедрение элементов системы Total Quality Management System для улучшения качества выпускаемой продукции с целью достижения экономической эффективности и как следствие обеспечения

конкурентоспособности на глобальных рынках.

Ключевые слова: система управления качеством, конкурентоспо-собность, рынок, экономическая эффективность.

Shchinova R.A.

Doctor of Economics, professor, Vyatka State Agricultural Academy QUALITY MANAGEMENT SYSTEM PRODUCT AS AMEANS OF STRENGTHENING THE POINT OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS IN THE CURRENT MARKET CONDITIONS

Abstract

In the article - the introduction of elements of Total Quality Management Sisseton improve the quality of products in order to achieve economic efficiency and hence competitiveness in global markets.

Keywords: quality management, competitiveness, market, economic efficiency.

Современное экономическое развитие характеризуется ведущим знанием научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. В развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, приходится от 70% до 85% прироста ВВП. Быстро растет вклад инновационной составляющей в прирост ВВП развитых стран: в США он увеличился с 31% в 1980-е г.г. до 34% в начале нового столетия; Японии - соответственно с 30,6% до 42,3%; в Европе с 45,5% до 50% [2]. Отечественная экономика оказалась значительно более уязвима к колебаниям мировой хозяйственной системы, чем было принято думать. Кризис показал, что экономическая ситуация в России полностью зависит от динамики мировых сырьевых рынков. Общая ситуация в российской экономике характеризуется ослаблением научно-технического, технологического, кадрового потенциала страны, сокращением исследований на стратегически важных направлениях инновационного развития, что приводит к деградации наукоёмких производств, усилению внешней технологической зависимости, снижению конкурентоспособности российских промышленных предприятий. В качестве основной проблемы при вступлении России в ВТО можно выделить низкую конкурентоспособность промышленных предприятий по дизайну и качеству продукции, по квалификации кадров, инновационность производственного процесса, по ценам. Управление конкурентоспособностью предприятий нельзя строить на зарубежных моделях оценки бизнеса, т.к. в них не учитывается стратегия развития региона, предприятие не рассматривается как важнейший элемент региональной экономической системы, а в России промышленные предприятия в основном являются градообразующими с определёнными социальными функциями.

В настоящее время главными задачами страны являются: обеспечение устойчивого экономического роста, рост производительности труда, переход к новому технологическому укладу, повышению конкурентоспособности отечественных компаний за счет совершенствования системы управления качеством продукции.

Для обеспечения комплексного подхода к решению проблемы повышения качества выпускаемой продукции нами были проведены исследования на отечественном предприятии Кировской области ОАО «Искож». Это одно из крупнейших предприятий России по выпуску комплектующих синтетических материалов для низа обуви, мягких искусственных кож различного назначения, резиновых технических изделий, гранулированных композиций из термоэластопластов и объем реализации, которых за год достигает 15000 тонн на рынки: России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Молдовы, Монголии, Финляндии, Болгарии, Италии, Англии, США.

Система управления качеством продукции ОАО «Искож» разработана в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 [1] и функционирует как система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, выделенных в соответствии с организационной структурой управления предприятием и распространяется на проектирование, производство и поставку продукции авиационного машиностроения, товары общепромышленного назначения и товаров народного потребления. Конкретные цели в области качества установлены по каждому процессу жизненного цикла на определённый период, согласованы с политикой в области качества и целями предприятия, периодически проверяются по выбранным показателям на результативность и эффективность.

Руководство по качеству охватывает и представляет все разделы МС ИСО 9001:2008 за исключением подраздела 7.5.4, так как в технологических процессах не используется продукция потребителей, предоставленная для использования или включения в продукцию общества.

После проведенного нами мониторинга были определены следующие причины несоответствия продукции предъявляемым требованиям к качеству:

- низкое качество исходного сырья;

- отсутствие эффективных экономических рычагов и стимулов, обеспечивающих материальную заинтересованность работников в бездефектном производстве;

- слабый контроль процесса производства, по сути, контроль осуществляется только на входе в производство (входной контроль сырья) и на выходе готовой продукции (приемо-сдаточные испытания).

На сегодняшний день существующая на предприятии система менеджмента качества не в полном объеме выполняет свое назначение и требует модернизации. Мы предлагаем введение в нее элементов системы управления качеством TQM. Данная система имеет ряд отличий от традиционной, разработанной в соответствии со стандартами ISO (таблица 1)

Таблица 1 - Сравнительная характеристика систем управления качеством.

Характеризующий признак Трактовка по ISO 9000 Трактовка по TQM

Область приложения К сфере производства и услуг К любой организационной структуре, нацеленной на качество

Выгода Для сотрудников предприятия Для всего общества в целом

Направленность а) На технические системы и процедуры а) На философию концепции, методологию,

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.