Научная статья на тему 'Совершенствование процесса патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел: координация совместной деятельности и оценка её эффективности'

Совершенствование процесса патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел: координация совместной деятельности и оценка её эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базулина А. А., Воронина Т. М.

В статье раскрываются особенности организации патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в процессе взаимодействия Центра профессиональной подготовки УМВД России по Новгородской области, Общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск и Государственного архива новейшей истории Новгородской области. Затрагиваются вопросы, связанные с оценкой этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базулина А. А., Воронина Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел: координация совместной деятельности и оценка её эффективности»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: КООРДИНАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ

© Базулина А.А.*, Воронина Т.М.*

УМВД России по Новгородской области, г. Великий Новгород

В статье раскрываются особенности организации патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в процессе взаимодействия Центра профессиональной подготовки УМВД России по Новгородской области, Общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск и Государственного архива новейшей истории Новгородской области. Затрагиваются вопросы, связанные с оценкой этой деятельности.

Ключевые слова патриотическое воспитание, критерии оценки.

Патриотизм является важнейшим источником жизнедеятельности государства и личности. Велика его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества в периоды войн и других испытаний, обеспечении национальной безопасности. Однако в настоящее время общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину, её народ, историю и культуру великой страны, появлением псевдопатриотических националистических движений. В таких условиях патриотическое воспитание становится важнейшей государственной задачей и особую значимость эта проблема приобретает для правоохранительных органов, так как без необходимого уровня патриотической подготовки их деятельность не будет в должной мере направлена на защиту граждан от посягательств криминала.

Приказом МВД России № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», главной целью морально-психологического обеспечения ставится формирование и развитие у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества к профессионально-нравственному облику сотрудника органов внутренних дел.

Разносторонняя деятельность по патриотическому воспитанию развивает у личного состава готовность выполнять служебные задачи в точном

* Старший специалист по профессиональной подготовке ЦПП УМВД России по Новгородской области, кандидат педагогических наук, подполковник полиции.

* Директор Государственного архива новейшей истории Новгородской области.

соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Социальный механизм развития патриотизма представляет собой систему взаимодействующих социальных институтов, учреждений, организаций, а также совокупность приемов и технологий реализации ими социальной цели -развития у сотрудников ОВД патриотизма как системно-комплексного качества. В этой связи патриотическое воспитание личного состава ОВД должно представлять собой совместную, целенаправленную и систематическую деятельность подразделений по работе с личным составом, ветеранских и общественных организаций.

Существенная роль в этом процессе принадлежит Центру профессиональной подготовки (далее ЦПП), в котором каждое поколение молодых сотрудников ОВД проходит первоначальную подготовку. Центр профессиональной подготовки УМВД России по Новгородской области и Государственное областное казенное учреждение «Государственный архив новейшей истории Новгородской области» (далее Архив) объединяет многолетнее сотрудничество, связанное с патриотическим воспитанием молодежи. Эта работа проводится совместно с Общественной организацией ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск УМВД России по Новгородской области. Активизация работы ветеранов очень важна для воспитания профессионально-нравственных и патриотических качеств у молодых сотрудников полиции.

Совместные мероприятия по патриотическому воспитанию осуществляются по следующим основным направлениям: правовое и информационно-пропагандистское обеспечение; проведение занятий по патриотической тематике; организация служебных ритуалов, торжественных церемоний и встреч, памятных вечеров, дней открытых дверей, уроков мужества; увековечение памяти погибших при исполнении служебного долга; работа с семьями погибших; историческая и музейная работа; организация празднования дней воинской славы; работа с Героями Отечества, ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветеранами органов внутренних дел, внутренних войск, боевых действий; развитие наставничества; спортивная и культурно-массовая работа; фестивальное движение; художественно-публицистическая и печатно-издательская деятельность; шефская работа с трудными подростками; популяризация государственных символов Российской Федерации (табл. 1).

Содержание и направленность патриотического воспитания определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Методологической основой для определения критериев оценки результатов работы по патриотическому воспитанию служит деятельность как процесс формирования патриотизма в сознании, ценностях, действиях, поступках и поведении сотрудников полиции. Анализ научной литературы позволяет выделить требования, предъявляемые к этим критериям, которые должны:

- являться инструментом определения реальных результатов работы по патриотическому воспитанию;

- обеспечивать точное соответствие оценки результатов работы его реальному состоянию;

- объективно оценивать субъективную сторону деятельности.

Таблица 1

Формы совместной работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел

Центр профессиональной подготовки Общественная организация ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Государственный архив новейшей истории Новгородской области

Взаимодействует с подразделениями УМВД России по НО, Общественной организацией ветеранов, Архивом, в вопросах, касающихся патриотического воспитания. Развивает контакты с другими общественными объединениями, осуществляет с ними обмен делегациями. Изучает, обобщает и распространяет опыт работы как своих структурных, так и других общественных ветеранских организаций. Участвует в научных конференциях, краеведческих и исторических чтениях, семинарах и др., проводимых ЦПП, иными учреждениями, организациями и органами государственной власти.

Организует передвижные тематические выставки, посвященные подвигу бойцов и командиров, тружеников тыла в годы войны. Принимает участие в создании и пополнении фондов Музея истории органов внутренних дел Новгородской области. Проводит экскурсии по экспозициям тематических выставок (в дни открытия выставок, организуется их презентация, с участием ветеранов войны, участников послевоенного восстановления города, архивистов, ученых, слушателей и специалистов ЦПП).

Проводит цикл занятий по изучению истории Герба, Флага и Гимна России, развития умения их правильно использовать; военно-спортивные сборы, строевую подготовку; соблюдение дисциплины и субординации; вынос знамени и звучание гимна РФ, принятие Присяги. Проводит встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами МВД, «Уроки мужества», принятие присяги на базе Музея истории органов внутренних дел Новгородской области. Увековечивает в Книгах Памяти данные о погибших в военное и мирное время сотрудниках органов внутренних дел, а также о ветеранах и сотрудниках, внесших значительный вклад в борьбу с преступностью.

Личный состав, отличники учебы и ветераны совместно участвуют в торжественных церемониях и ритуалах. Проводит встречи с сотрудниками и слушателями ЦПП, посвя-щённые боевым и профессиональным традициям старших поколений солдат правопорядка. Проводит выставки архивных документов, в целях реализации прав граждан на получение и использование информации, содержащейся в архивных документах.

Ведет исторический формуляр, в котором формируются страницы летописи ЦПП, отражаются яркие события, вносятся данные о руководителях и сотрудниках, внесших значительный вклад в развитие службы. Совместно с Архивом ведёт поисковую работу, результаты которой используются при оформлении Книги Памяти, куда заносятся данные о погибших в военное и мирное время сотрудниках органов внутренних дел, а также о ветеранах и сотрудниках, внесших значительный вклад в борьбу с преступностью. Привлекает сотрудников, и слушателей к проведению историко-архивных изысканий, сбору и обобщению материалов о ветеранах, записи их воспоминаний, сбору документов, характеризующих работу органов внутренних дел с момента их создания, изучению и обобщению картотечных и архивных материалов, в том числе о сотрудниках, погибших при исполнении служебного долга.

Организует информационно-воспитательные и культурно-массовые мероприятия, в связи с празднованием государственных праздников и памятных дней истории страны и летописи МВД России. Демонстрирует циклы передач, публикует серии статей и очерков о ветеранах органов внутренних дел - участниках войны. Создаёт и размещает на сайте архивной службы Новгородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» виртуальных выставки.

На наш взгляд, при оценке субъективной стороны этой деятельности, в качестве обобщённых критериев профессиональной компетентности её субъектов, необходимо выделить следующие критерии:

- профессионально-личностное самоопределение сотрудника полиции к использованию знаний и умений в сфере работы по патриотическому воспитанию (мотивационный критерий);

- психолого-педагогическую и правовую грамотность, степень владения умением использовать знания для решения профессиональных и практических проблем (когнитивно-операционный критерий);

- способность сотрудника адекватно оценивать собственный культурно-патриотический уровень и прогнозировать условия его повышения (рефлексивно-регулятивный критерий).

Таблица 2

Уровни организации патриотического воспитания

Уровни/ параметры Высокий Средний Низкий

Мотивация субъектов деятельности Мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно. Ожидаемый результат достигается частично, не в полной мере. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

Взаимодействие участников деятельности Отношения между субъектом и объектом являются оптимальными, интересы организаторов воспитания и личного состава совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны. Взаимосвязи между субъектом и объектом нестабильны, интересы и устремления организаторов воспитания и личного состава совпадают лишь частично. Взаимосвязи между субъектом и объектом формальны или отсутствуют.

Процесс организации деятельности. Процесс характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Процесс характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным использованием форм, методов и средств достижения решений ближайших задач. Процесс имеет мало-управляемый, неорганизованный, стихийный характер. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют.

При оценке результатов работы по патриотическому воспитанию на основе анализа важнейших её сторон и направлений, выделяют как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, эффективность мероприятий, оказывающих наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее воздействие). В связи с этим, процесс патриотического воспи-

тания можно дифференцировать по нескольким уровням, характеризующим его качество и эффективность (табл. 2).

В научной литературе также выделяются различные уровни развития и проявления патриотизма личности:

- высокий (сотрудник владеет содержанием понятий «патриотизм», «гражданский долг» и др., проявляет активность при проведении массовых мероприятий и организации коллективных акций; осознаёт профессиональный, гражданский и патриотический долг, проявляя при этом патриотическую мотивацию своей цели).

- средний (владение сотрудником содержанием понятий «патриотизм», «гражданский долг» и др., понимание необходимости защиты Отечества и Закона в связи с объективной оценкой криминогенной ситуации в стране).

- низкий (понятие «патриотизм», «гражданский долг» и др. находятся на формально-вербальном уровне, слабо развиты представления о профессиональном и гражданском долге, понимание необходимости защиты Отечества и Закона имеет отвлеченный абстрактный характер).

Разработка методических основ оценки совместной работы по патриотическому воспитанию не может сводиться к формализации, констатации или фиксации результатов этой деятельности. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого сотрудника полиции как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение первоочередной и важной задачи российского общества - возрождения патриотизма и величия нашей страны.

Список литературы:

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. - 2012. - 13 дек.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собр. зак-ва Российской Федерации. - 2011. - Ст. 900.

3. О Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.

4. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.

5. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.

6. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777.

7. Лебедев Г.П. Патриотизм сотрудников МВД России: проблемы воспитания // Вестник ВИПК МВД России. - 2013. - № 1 (25).

8. Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: Методические рекомендации / Под общ. ред. доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя, кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 20 с.

РОЛЬ И МЕСТО ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Надарин Э.С.*

Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Новорооссийск

Одним из принципов теории охраны государственной границы является всестороннее обеспечение деятельности пограничных органов, которое заключается в подготовке и осуществление мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для успешного выполнения поставленных задач.

Пожалуй, ни один из принципов охраны государственной границы за последние сто лет не претерпел столь сложной эволюции, как принцип обеспечения. До первой мировой войны обеспечение ограничивалось разведкой, охранением, маскировкой и тыловой службой. В настоящее время это весьма разветвленная система, включающая четыре основных вида - оперативное, морально-психологическое, техническое и тыловое, которые сами по себе представляет сложную структуру.

Роль и место каждого из видов обеспечения в системе оперативно-служебной деятельности на различных этапах развития охраны границы были разными. Одни из них со временем вышли за рамки обеспечивающих мероприятий, став неразрывной частью процесса охраны границы, как это случилось, например, с оперативной деятельностью. Другие, такие, как радиоэлектронная борьба, защита, охранение, маскировка, снарядившись новым содержанием, продолжают и ныне оста-

* Аспирант кафедры Теории и истории государства и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.