УДК 331.108 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-3-34-38
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ЕСИКОВА РЕГИНА СЕРГЕЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В настоящее время большое значение приобретают вопросы формирования кадров российских организаций. Особенно важным становится установление баланса в основных характеристиках персонала, способствующие его росту и развитию, за счет привлечения и закрепления в кадровом составе молодых специалистов, обладающих профессиональной подготовкой в этой области. Этот факт делает актуальной проблему адаптации в современных организациях, поиска новых эффективных управленческих средств, методов и технологий для успешного разрешения этой проблемы. Адаптация персонала является важнейшим элементом системы управления персоналом. Актуальностью данной работы является то, что процесс адаптации персонала призван облегчить «внедрение» новых работников в деятельность организации. Адаптация является важной составной частью системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Мероприятия, проводимые по адаптации персонала в организации, направлены на покрытие потребностей организации в качественной и количественной рабочей силе с целью повышения их прибыльности и конкурентоспособности, с использованием минимальных затрат. Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса адаптации персонала на предприятии ООО «Малакут Асси-станс». В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть сущность и виды адаптации персонала; изучить этапы и структуру адаптации персонала; охарактеризовать осуществление управления процессом адаптации; ознакомиться с организационно-управленческой характеристикой и особенностями системы управления персоналом ООО «Малакут Ассистанс»; исследовать процесс адаптации персонала в ООО «Малакут Ассистанс»; разработать рекомендации по совершенствованию процесса аттестации персонала в ООО «Малакут Ассистанс». Теоретическая значимость работы состоит в том, что выводы и заключения, которые содержатся в работе, могут найти применение в научных работах, исследованиях, научных диссертациях. Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования разработанных рекомендаций по совершенствованию процесса персонала как в ООО «Малакут Ассистанс», так и в других организациях.
Ключевые слова: процесс адаптации, наставник, профессиональная адаптация, социально-психологическая адаптация, социально-организационная адаптация, психофизиологическая адаптация, служба персонала
«Понятие «адаптация» - одно из ключевых в научном исследовании живого организма, так как именно механизмы адаптации, выработанные в результате эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды обитания» [1].
«Понятие «адаптация» возникло в XIX в. и использовалось только в биологии. Проблема адаптации впервые выдвинута и обоснована биологами Ж. Ламарком, Ж. Сент-Илером, Ч. Дарвином. Под адаптацией в биологии понимали приспособление живых организмов к окружающей среде. В ходе развития науки проблема адаптации вышла за рамки биологии и стала проникать в медицину, социальную психологию и социологию» [2].
«В целом понятие адаптации отражает основные закономерности, обеспечивающие существование и развитие различных систем при определенном взаимодействии внутренних и внешних условий их существования. Многочисленное разнообразие видов адаптации зависит от рассматриваемых критериев» [2].
Многообразие определений адаптации отталкивается от результатов исследования в различных областях науки.
Адаптация персонала - это процесс ознакомления сотрудника с целями, стратегией, работниками, а также деятельностью всей организации, и выработки соответствующего поведения в соответствии с требованиями компании, иными словами, установление взаимоотношений между организацией и
сотрудником на самом первом этапе совместной работы.
Целями адаптации являются:
- возможность более быстрого достижения каких-либо показателей в работе, желаемых для организации, а непосредственно и для руководителя;
- уменьшение стартовых издержек. Человек, пришедший в организацию, обычно не знает о том, как построена работа в организации. Пока новый работник выполняет возложенные на него обязанности менее эффективнее, чем более опытные сотрудники, его труд требует от предприятия значимые затраты. Эффективная адаптация снизит эти первоначальные затраты и даст возможность новому сотруднику более эффективно выполнять данную ему работу [3];
- вхождение работника в новый для него рабочий коллектив, неформальную его структуру и ощущение человека членом команды данной организации;
- снижение у нового сотрудника неуверенности и тревожности, которые он испытывает при вхождении в новую компанию. Здесь под неуверенностью и тревожностью понимается боязнь испытать провалы в работе;
- сохранение новых кадров в компании. Работник, который не смог освоиться в новой для него организации, может отреагировать на это увольнением;
- возможность экономии времени, как работодателя, так и рядовых работников. Сотрудник, который мало адаптирован к работе в компании, занимает большое количество времени на помощь, которая требуется ему в процессе выполнения возложенной на него работы и обязанностей;
- одной из целей адаптации нового сотрудника является развитие у него чувства удовлетворенности работой;
- снижение издержек по поиску нового персонала;
- формирование кадрового резерва.
Классификация многообразно по различным
критериям.
В зависимости по отношению субъект - объект адаптация подразделяется на активную и пассивную.
По критерию воздействия на работника бывает прогрессивная и регрессивная адаптация.
В зависимости от уровня адаптации различают первичную и вторичную.
От отношения к сотрудникам адаптация реализовала себя в следующих видах: конформизм, мимикрия, адаптивный индивидуализм, отрицание.
В зависимости от направления адаптации выделяют: производственную и непроизводственную. В свою очередь эти два вида адаптации подразделяются на подвиды: профессиональная, психофизиологическая социально-психологическая, экономическая и экспресс-адаптация.
Все виды адаптации тесно связаны между собой и представляют целостную систему, но значимость отдельных видов неодинакова.
Процесс адаптации включает в себя четыре этапа: оценку уровня подготовленности новичка, знакомство его с организацией, действенная адаптация и функционирование.
Процесс адаптации имеют сложную структуру, в которой выделяют следующие составляющие: овладение системой профессиональных знаний и навыков, овладение своей профессиональной ролью, выполнение требований различных видов дисциплины, удовлетворенность выполняемой работой, интерес к работе, стремление к совершенствованию в выбранной профессии, информированность, ощущение психологического комфорта и безопасности, чувство справедливости совершаемых обменов, взаимопонимание с руководством.
Управление процессом адаптации - это активное влияние на факторы, которые предполагают ход и сроки адаптации, а также снижение негативных последствий, возникающих в данном процессе [4].
Основу процесса управления адаптацией составляет определенная технология, которая включает конкретизацию подхода к каждому работнику, определение значимости той или иной стороны адаптации для конкретных условий производственной среды, разработку соответствующих мероприятий для облегчения ее прохождения. Необходимость управления адаптацией предопределяется максимальным ущербом как для организации, так и для сотрудников, а его возможность доказана опытом отечественных и зарубежных предприятий и компаний [5].
Для руководства же информация о том, как организован в организации процесс адаптации нового сотрудника, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Следует отметить, что большинство крупных организаций уделяют большое внимание такому важному процессу, как адаптация. Ведь в большей степени от нее и будет зависеть будущее организации.
В связи с этим можно выделить основные типы предприятий по способу адаптации: предприятия, в которых нет четкой системы адаптации, организации, где присутствуют элементы адаптации и ком-
Я. 8. Б8!КОУЛ
пании, где система адаптации разработана, внедрена и успешно функционирует. Показатель успешной адаптации разных типов работников будет выражаться в высоком социальном статусе в данной среде и удовлетворенностью сотрудником этой средой в целом. Показателем низкой адаптации является перемещение работника в другую среду или отклоняющееся социальное поведение.
ООО «Малакут Ассистанс» является организацией, которая имеет разработанную систему адаптации, которая внедрена и успешно функционирует.
ООО «Малакут Ассистанс» является юридическим лицом, целью которого является получение прибыли.
Основным видом деятельности общества является вспомогательная деятельность в сфере страхования и пенсионного обеспечения, а также и другие виды деятельности. Проанализировав структуру отдела кадров ООО «Малакут Ассистанс», можно сделать вывод, что данный отдел охватывает практически весь спектр кадровых функций, к числу которых относятся: подбор персонала, мотивация и стимулирование, адаптация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, обучение и развитие персонала, кадровое администрирование, формирование кадрового резерва и др.
Процесс адаптации персонала занимает очень важное место в деятельности предприятия в целом и службы управления персоналом в частности, так как он позволяет снизить текучесть кадров, уменьшить дискомфорт и тревожность впервые дни работы нового сотрудника.
Процесс адаптации в ООО «Малакут Асси-станс» формализован и документирован. Основные аспекты описаны в положении «Об адаптации». Положение устанавливает требования к проведению процесса адаптации и оценке эффективности программы адаптации, а также определяет область ответственности структурных подразделений и должностных лиц за выполнение данных требований.
Целью адаптации персона в ООО «Малакут Ассистанс» является снижение процента текучести кадров на испытательном сроке и сокращение адаптации вновь принятых работников, а также уменьшение стартовых издержек предприятия и снижение тревожности и неуверенности, которые испытывает новый сотрудник.
Процедура адаптации направлена на следующее:
- наиболее быстрое вхождение в должность нового работника;
- снижение возможных ошибок, которые связаны с включением в работу предприятия;
- формирование положительного образа самой организации;
- уменьшение дискомфорта и тревожности в первые дни работы нового сотрудника;
- оценку уровня профессиональных качеств и потенциала в ходе испытательного срока.
Процесс адаптации проходит по нескольким направлениям:
- профессиональное: овладение системой профессиональных знаний, умений и навыков, эффективное применение их на практике в организации;
- социально-психологическое: овладение ценностями корпоративной культуры, успешное вхождение в коллектив, развитие мотивации к деятельности компании»;
- социально-организационное: привыкание к новым условиям работы, которые существуют в ООО «Малакут Ассистанс»;
- психофизиологическое: приспособление к условиям, режиму труда и отдыха на месте работы.
Процесс адаптации на предприятии включает в себя 4 этапа.
На первом этапе оценивается уровень подготовленности новичка, которая является основой для разработки программы адаптации.
Второй этап подразумевает практическое знакомство с обязанностями и требованиями, предъявляемыми организацией к новому сотруднику.
На третьем этапе сотрудник активно действует в различных сферах, применяя свои знания.
Четвертый этап является заключительным. Здесь работник преодолевает межличностные проблемы с новыми коллегами и занимается продуктивной работой.
С целью выявления проблем и разработки рекомендаций по совершенствованию процесса адаптации персонала в организации ООО «Малакут Ас-систанс» была проведена диагностика эффективности системы адаптации персонала, включающая в себя 3 этапа:
1) определение уровня удовлетворенности работников процессом адаптации и организацией в целом;
2) определение уровня дезадаптации работников;
3) оценка текучести персонала.
В результате исследования были выявлены следующие проблемы системы адаптации персонала в ООО «Малакут Ассистанс»:
- во-первых, отсутствие точной информации о компании и куда обратится за помощью в случае возникновения вопросов;
- во-вторых, возникновение конфликтов между новичком и наставником, в связи с различиями в
чертах характера, темперамента, взглядах на жизнь, целях.
Процесс адаптации в организации ООО «Мала-кут Ассистанс» налажен неплохо, как уже отмечалось ранее. Но в ходе анализа было выявлено, что этот процесс имеет некоторые недостатки, которые оказывают негативное влияние на процесс адаптации в целом, а также на показатели и развитие всей организации.
Для решения имеющихся проблем были разработаны рекомендации, которые позволят усовершенствовать процесс адаптации персонала на предприятии:
- введение в ООО «Малакут Ассистанс» внутрикорпоративного документа - карманный справочник новичка компании для обобщения информации об организации и сокращения времени вхождения в организацию нового работника;
- проведение тренингов командообразования для улучшения социально-психологического климата в коллективе;
- совместная разработка нового сотрудника с руководителем программы адаптации;
- введение вступительного испытания (тест на темперамент) для наставника и новичка, с целью разрешения конфликта между наставником и новичком.
Выполнение предложенных рекомендаций может способствовать решению проблем, которые возникают на предприятии в процессе адаптации, а также повысят качество данного процесса.
Литература
1. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008.
2. Крутцова М. Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие. Вологда: Легия, 2010.
3. Латуха М. О. Адаптация персонала // Справочник кадровика. 2011. № 4. С. 109-114.
4. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2011.
5. Колесниченко Е. А., Смагина В. В., Радюко-ва Я. Ю. Инструментарий преодоления моббинга в системе межличностных отношений в государственных учреждениях // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2016. № 2. С. 261-265.
References
1. Maklakov А. G. Obshchaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [General psychology: textbook for higher education institutions]. SPb.: Piter, 2008.
2. Kruttsova M. N. Upravleniye adaptatsiej personala: uchebnoye posobiye [Management of adaptation of personnel: study guide]. Vologda: Legiya, 2010.
3. Latukha M. O. Аdaptatsiya personala [Adaptation of personnel] // Spravochnik kadrovika. 2011. № 4. S. 109-114.
4. Travin V. V., Dyatlov V. А. Menedzhment personala predpriyatiya [Management of personnel of the enterprise]. M.: Delo, 2011.
5. Kolesnichenko E. А., Smagina V. V., Radyuko-va Ya. Yu. Instrumentarij preodoleniya mobbinga v sisteme mezhlichnostnykh otnoshenij v gosudarstvennykh uchrezhdeniyakh [Tools of overcoming the mobbing in system of the interpersonal relations in public institutions] // RISK: Resursy, informatsiya, snabzheniye, konkurentsiya. 2016. № 2. S. 261-265.
* * *
IMPROVEMENT OF PROCESS OF ADAPTATION OF PERSONNEL IN THE ORGANIZATIONS
ESIKOVA REGINA SERGEEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Now questions of formation of the staff of the Russian organizations gain the great value. Especially important is an establishment of balance in the main characteristics of personnel, promoting its growth and development, due to attraction and fixing in the personnel list of the young specialists possessing vocational training in this area. This fact does urgent an adaptation problem in the modern organizations, search of new effective administrative remedies, methods and technologies for successful permission of this problem. Adaptation of personnel is the most important element of a HR management system. Relevance of this work is that process of adaptation of personnel is to facilitate «introduction» of new workers in activity of the organization. Adaptation is an important component of system of training and is the communication regulator between an education system and production. The events held on adaptation of personnel in the organization direct to a covering of requirements of the organization for qualitative and quantitative labor for the purpose of increase in their profitability and competitiveness, with use of the minimum expenses. The research objective is a theoretical justification and development of recommendations about improvement of process of adaptation of personnel at the LLC «Malakut Assistance» enterprise. Within a goal the following tasks appeared: to consider essence and types of adaptation of personnel; to
R. S. ESIKOVA
study stages and structure of adaptation of personnel; to characterize implementation of management of adaptation process; to get acquainted with organizational managerial characteristics and features of a personnel management system of LLC «Malakut Assistance»; to investigate process of adaptation of personnel in LLC «Malakut Assistance»; to develop recommendations about improvement of process of certification of personnel in LLC «Malakut Assistance». The theoretical importance of work consists in that resume and the conclusions which are in article can find application in scientific works, researches and scientific theses. The practical importance of this work consists in a possibility of use of the developed recommendations about improvement of process of personnel both in LLC «Malakut Assistance», and in other organizations.
Key words: adaptation process, mentor, professional adaptation, social and psychological adaptation, social and organizational adaptation, psychophysiological adaptation, service of personnel
Об авторе:
Есикова Регина Сергеевна, студентка 4 курса Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
About the author:
Esikova Regina Sergeevna, 4-year Student of Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation