Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕДОВОЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕДОВОЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ НЕДОВОЛЬСТВО / СЕТИ СОЦИАЛЬНОГО НЕДОВОЛЬСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВНЕШНЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Домбровская Анна Юрьевна, Лукушин Владимир Андреевич

В статье представлены результаты разработки системы предложений по лимитированию деятельности сетей социального недовольства в субъектах РФ. В условиях нарастания глобальных и внутренних проблем, а также усиления общей неопределенности в социально-экономической и политической сферах изучение деятельности сетей социального недовольства приобретает стратегическое значение в контексте совершенствования основных практик регионального управления. С учетом результатов комплексного исследования, направленного на определение масштаба, технологий и особенностей управления сетями недовольства при помощи современных методов и инструментов социально-медийной предиктивной аналитики, авторы предлагают комплекс практических мер, направленных на смягчение негативных эффектов их активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Домбровская Анна Юрьевна, Лукушин Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PREVENTION OF INCREASED SOCIAL DISCONTENT IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the results of the development of a system of proposals for limiting the activity of social discontent networks in the regions of the Russian Federation. Under the conditions of increasing global and domestic problems, as well as increasing general uncertainty in the social, economic and political spheres, the study of the activity of social discontent networks acquires strategic importance in the context of improving the basic practices of regional governance. Taking into account the results of a comprehensive study aimed at determining the scale, technologies and features of the management of discontent networks using modern methods and tools of socio-media predictive analytics, the authors propose a set of practical measures aimed at mitigating the negative effects of their activity.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕДОВОЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

процессы и практики

БРОДОВСКАЯ Елена Викторовна — доктор политических наук, профессор департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, главный научный сотрудник Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])

ДОМБРОВСКАЯ Анна Юрьевна — доктор социологических наук, профессор департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])

ЛУКУШИН Владимир Андреевич — магистрант факультета социальных наук и массовых коммуникаций, лаборант-исследователь Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; 1иЫяЫп@ aol.com)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕДОВОЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты разработки системы предложений по лимитированию деятельности сетей социального недовольства в субъектах РФ. В условиях нарастания глобальных и внутренних проблем, а также усиления общей неопределенности в социально-экономической и политической сферах изучение деятельности сетей социального недовольства приобретает стратегическое значение в контексте совершенствования основных практик регионального управления. С учетом результатов комплексного исследования, направленного на определение масштаба, технологий и особенностей управления сетями недовольства при помощи современных методов и инструментов социально-медийной предиктивной аналитики, авторы предлагают комплекс практических мер, направленных на смягчение негативных эффектов их активности.

Ключевые слова: социальное недовольство, сети социального недовольства, общественные настроения, социальное самочувствие, региональное управление, внешнее информационное давление

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.

Введение. Одним из актуальных феноменов общественного развития является усиление деятельности сетей социального недовольства - современных информационных структур, тиражирующих информационные потоки недовольства и формирующихся преимущественно в цифровом пространстве [Домбровская и др. 2022]. Новый виток развития сетей социального недовольства в России приходится на начало текущего года и связан с нарастанием глобальной напряженности и информационного противоборства с рядом западных государств. Сети социального недовольства в подобных условиях становятся важным инструментом воздействия на общественные настроения, что формирует риски вмешательства во внутренние дела государства и последующей политической дестабилизации. Активизация сетей социального недовольства ограничивает эффекты от решений государственных органов и деятельности разнообразных институтов гражданского общества, направленных на достижение общественной консолидации и налаживания конструктивного взаимодействия между различными социальными группами в кризис-

ные периоды, включая принятие вынужденных мер по защите национальной безопасности и сохранению суверенитета государства [Манойло 2021; Сургуладзе 2020].

Используя контексты нерешенных социальных проблем, усиливающихся на фоне нового этапа экономических санкций со стороны Запада, набора социальных трудностей и ограничений, агенты сетей недовольства способствуют социальному расколу, обострению общественных противоречий, углублению фрустрации весомой доли граждан в восприятии социального неравенства. Риторика недовольства в новых медиа довольно часто маскируется под псевдорациональные доводы критического по отношению к действующей власти содержания, используются технологии манипуляции и стереотипизации массового сознания, подрывающие доверие российских граждан к действующей власти и формирующие ложную убежденность людей в невозможности конвенциональной коммуникации с ее представителями. Исходя из этого, существует необходимость создания и внедрения в практики органов федеральной и региональной власти актуальных методологии, методики, техники измерения и сценирования уровня социального недовольства в субъектах РФ исходя из сложности и многосоставности данного явления [Парма 2022; Коротаев и др. 2020].

Представленные рекомендации по совершенствованию мер профилактики социального недовольства в российских регионах базируются на результатах исследовательского проекта «Сети социального недовольства в субъектах РФ: масштабы, причины, триггеры». Основу дизайна прикладного исследования составила методика социально-медийной предиктивной аналитики, позволившая провести комплексный анализ репрезентации недовольства в различных кластерах регионов, исходя из близости показателей социально-экономического развития, а также определить репертуар генерируемых сетями недовольства информационных потоков, моделей управления сетями, их внутренней структуры и мобилизационного потенциала [Бродовская, Домбровская, Лукушин 2022]. В ходе исследования использованы современные инструменты аналитики социальных медиа, автоматизированного построения и анализа социальных графов и мультиагентного имитационного моделирования.

Внедрение системы оперативного сетевого мониторинга. Ключевая роль в системе регулирования современных цифровых коммуникаций закреплена за инструментами оперативного мониторинга социальных медиа и иных сегментов блогосферы. В контексте профилактики нарастания социального недовольства подобные системы уже активно внедряются на региональном уровне через межведомственную сеть центров управления регионами (ЦУР), одной из задач которых является выявление территорий, социальных групп, проблем и сфер общественной жизни, представляющих существенный риск для гармоничного развития общества и государства. Однако результаты проведенного исследования демонстрируют слабое реагирование на наиболее распространенные причины формирования недовольства в российском обществе.

Данный факт обусловливает необходимость перехода от модели купирования отдельных риск-факторов, когда социальное недовольство уже является сформированным и активно развивается в сетевом пространстве, к модели раннего предупреждения первопричин такого недовольства. При этом необходимо учитывать различную природу данного процесса, влияние совокупности внутренних и внешних триггеров, возникновение спонтанного недовольства и развитие циклических (сезонных) явлений [Лукьяненко 2022]. Одним из возможных решений является создание многоуровневого банка адаптированных

к общественно-политическому ландшафту конкретного региона лингвомарке-ров социального недовольства, дифференцированного по различным сферам жизни. Развитие указанного подхода позволит предупреждать возникновение недовольства на ранних этапах, а также заранее ограничивать доступ к деструктивному контенту, ослабляя тем самым мобилизационный потенциал сетевых структур. Управление единой мониторинговой системой можно встроить в действующую структуру ЦУРов или надстроить путем координации профильных органов исполнительной власти и региональных ситуационных центров.

Лимитирование эффектов внешнего информационного давления. Отдельным объектом мониторинга цифрового пространства должно выступить внешнее информационное давление на регионы-мишени и группы-мишени. Цель внешнего давления заключается в навязывании массовым группам национальной интернет-аудитории или национального сегмента социальных медиа определенных интерпретаций актуальных событий общественно-политической повестки, основанной, как правило, на антагонизме с ценностями и нормами, транслируемыми политической системой [Бродовская, Домбровская, Пырма 2020; Кафтан 2017]. По результатам исследования, мишени внешнего информационного давления образуют отдельный кластер субъектов, характеризующихся большей управляемостью сетей недовольства и целенаправленным, а не стихийным воздействием на пользователей, тиражированием специальных тем и дискурсов. В частности, в текущем году зафиксировано внешнее информационное давление на региональные избирательные процессы с целью деле-гитимации выборов (Калининградская, Ярославская обл.), межнациональное и межрелигиозное взаимодействия с целью подрыва общественного согласия и развития сецессионных настроений (республики Северного Кавказа) и социально-экономической устойчивости отдаленных территорий с целью мобилизации массовых протестных акций (Приморский край, Сахалинская обл., Камчатский край). С учетом того, что информационное давление становится распространенной стратегией геополитической борьбы и противоборства отдельных государств, в регионах-мишенях должны применяться системные меры по лимитированию любых эффектов данного воздействия, в т.ч. путем ограничения деятельности отдельных агентов сетей социального недовольства, которые используются в подобных целях.

Совершенствование цифровых инфраструктур органов власти. Сети социального недовольства наиболее активны в тех регионах, где ослаблены цифровые инфраструктуры государства. Выстраивание масштабных инфраструктур в пространстве социальных медиа является приоритетным направлением развития системы государственного управления и важным элементом цифровой трансформации госаппарата. На региональном уровне возникает проблема дисфункциональности, связанная с невозможностью эффективного управления информационными потоками при фиктивном наличии цифровых порталов, сообществ в социальных сетях, персональных аккаунтов и страниц региональных чиновников. Кроме того, сниженные барьеры для развития сетей социального недовольства со временем снижают возможности государства по дальнейшему развертыванию собственных проектов в цифровой среде. Решение указанной проблемы связано с определением целевых групп и выстраиванием открытых горизонтальных коммуникаций при использовании всего набора технических возможностей, которые предоставляют современные социальные медиа не только для информирования, но и для взаимодействия с пользователями [Маковейчук 2018]. Отсутствие или низкая функциональность цифровых коммуникаций по линии «власть - общество» создает благоприят-

ные условия для циркулирования в региональных сегментах соцмедиа фейков, манипулятивного контента, а также иных форм деструктивной информации. Немаловажной является персональная вовлеченность регионального руководства в процесс цифровой трансформации, аудита цифровых инфраструктур и перехода от их формального развития к функциональной активности.

Продвижение конструктивной информационной повестки. Уже существующие государственные инфраструктуры в социальных медиа должны быть задействованы для формирования и продвижения конструктивной и про-активной информационной повестки на региональном и локальном уровне. Реализация этой задачи в значительной степени связана с деформализацией информационных стратегий региональных властей, пониманием специфики работы в социально-медийном пространстве и качественной координацией ответственных лиц и структур. Согласно данным прикладного исследования, существующие в большинстве регионов макролидерские и микролидерские модели сетей недовольства обеспечивают весьма эффективную коммуникацию и вовлечение в деструктивную повестку значительного числа пользователей. Использование технологий двухступенчатой коммуникации и инфлю-энс-менеджмента со стороны региональных властей пока находится на низком уровне, что требует взращивания собственных лидеров мнений или приобщения уже существующих к продвижению конструктивных гражданской и государственной повесток в Интернете. Среди сценариев реализации задачи можно выделить возможность создания молодежных дублеров ЦУРов, ситуационных центров и ответственных региональных ведомств для достижения наибольшего встраивания в современные форматы и технологии цифровых коммуникаций. При этом процесс продвижения региональных информационных повесток не может иметь единый центр управления, а их содержание не может быть унифицировано в связи с выявленными различиями в запросах аудитории, структуре цифрового пространства, особенностями медиапотре-бления населения, а также сложностями и традициями каждого субъекта.

Формирование системы профессиональной переподготовки. Реализация упомянутых задач в сфере профилактики деятельности сетей социального недовольства и снижения уровня общественной напряженности невозможна без проведения профессиональной переподготовки региональных кадров. Предлагается внедрить новую систему оценки (аттестации) кадров, включающую оценку цифрового профиля, навыков современной онлайн-коммуникации, ценностных и мировоззренческих установок, а также набора психофизиологических характеристик, в т.ч. психоэмоциональной устойчивости, посредством массового применения средств когнитивной инструментальной диагностики. В текущих условиях необходимо ввести обязательные программы повышения квалификации для представителей региональных органов власти, ответственных за связи с общественностью и управление стратегическими коммуникациями. Обеспечить высокий уровень подготовки кадров можно при координации с региональными научно-образовательными учреждениями, а также с федеральными экспертами и специалистами из ведущих профильных учреждений. Важным условием является прикладной характер указанных программ и курсов, их продолжительность, а также наличие контроля по итогам проведения.

Заключение. В настоящей статье выделены наиболее перспективные направления профилактики деятельности сетей социального недовольства, заметно активизировавшихся в российском сегменте социальных медиа в 2022 г. после начала СВО на Украине и нарастания глобального информационного противо-

34

ВЛАСТЬ

2022'06

борства. Предложенные меры реагирования не являются исчерпывающими и описывают наиболее широкие возможности по смягчению негативных эффектов общественного недовольства и напряженности, которые имеются в распоряжении государства и гражданского общества. На фоне нарастания внешних угроз и множественных попыток разрушить цифровой суверенитет государства усиленный контроль за внутренним информационным пространством является первостепенной задачей и необходимостью. Применение современных средств мониторинга социальных медиа и профессиональное продвижение конструктивной повестки с учетом специфики каждого конкретного региона является новым стандартом в противодействии деструктивному контенту, дезинформации, внешнему информационному давлению и иным факторам усиления социального недовольства.

Список литературы

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В. 2020. Дискурсы внешнего информационного давления в Крымском и Севастопольском сегментах Рунета: особенности, адресаты, конфликтогенный потенциал. - Политическая наука. № 3. С. 243-265.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Лукушин В.А. 2022. Доминирующие типы и стратегии управления сетями недовольства в субъектах России: опыт анализа социальных графов. — Среднерусский вестник общественных наук. Т. 17. № 4. С. 15-30.

Домбровская А.Ю., Огнев А.С., Давыдова М.А., Кащенко Т.Л. 2022. Технологии и приемы ценностного воздействия на российских пользователей в региональных сетях социального недовольства. — Власть. Т. 30. № 4. С. 37-42.

Кафтан В.В. 2017. Гуманитарный фактор современной информационной войны. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 7. № 1. С. 27-31.

Коротаев А., Медведев И., Слинько Е., Шульгин С. 2020. Эффективность систем глобального мониторинга рисков социально-политической дестабилизации: опыт систематического анализа. — Социологическое обозрение. Т. 19. № 2. С. 143-197.

Лукьяненко К.Т. 2022. Сетевой мониторинг как перспективное направление совершенствования системы профилактики этнополитических конфликтов в Российской Федерации. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 12. № 1. С. 50-54.

Маковейчук А.В. 2018. Перспективы цифровизации политической сферы на региональном уровне в современной России. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 8. № 4. С. 10-15.

Манойло А.В. 2021. Информационная война и новая политическая реальность. — Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. № 2. С. 15-39.

Парма Р.В. 2022. Социологическое измерение недовольства в современном российском обществе. — Власть. Т. 30. № 4. С. 129-136.

Сургуладзе В.Ш. 2020. Социальные медиа - инструменты социально-политической дестабилизации общества: уроки, тенденции, перспективы. -Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 10. № 1. С. 6-13.

BRODOVSKAYA Elena Viktorovna, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Chief Researcher of the Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; [email protected]) DOMBROVSKAYA Anna Yurievna, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Director of the Centerfor Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; [email protected]) LUKUSHIN Vladimir Andreevich, Master student of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Research Assistant of the Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation, (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; [email protected])

IMPROVING THE PREVENTION OF INCREASED SOCIAL DISCONTENT IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article presents the results of the development of a system of proposals for limiting the activity of social discontent networks in the regions of the Russian Federation. Under the conditions of increasing global and domestic problems, as well as increasing general uncertainty in the social, economic and political spheres, the study of the activity of social discontent networks acquires strategic importance in the context of improving the basic practices of regional governance. Taking into account the results of a comprehensive study aimed at determining the scale, technologies and features of the management of discontent networks using modern methods and tools of socio-media predictive analytics, the authors propose a set of practical measures aimed at mitigating the negative effects of their activity. Keywords: social discontent, social discontent networks, public sentiment, social well-being, regional management, external information pressure

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.