2. Давыдов Ю.А., Абрамов А.Ю., Ларичев А.Б. // Вестник хирургии.1991.№°7-8.С.91-95.
3. Прудков М. И. Минилапаротомия и открытая лапароскопия в лечении больных с желчно-каменной болезнью: Авто-реф. дис...д-ра мед. наук.М., 1993.
4. Розин Д. Малоинвазивная хирургия. М.: Медици-на.1998.
5. Сазон-Ярошевич А.Ю. Анатомо-клиническое обоснование хирургических доступов к внутренним органам. Л.: Мед-гиз,1954.
6. Сахаутдинов В. Г., Сендерович Е. И. // Хирургия минидоступа. Екатеринбург.2005. С. 113—114.
7. Слесаренко С. С., Федоров А. В., Коссович М. А. // Хи-рургия.1999.№5.С.31-35.
8. Тимошин А. Д., Шестаков А. Л., Юрасов А. В. // Анналы РНЦХ РАМН.2004. Вып. 13.С. 133-143.
УДК 616-053.5-08-039.71
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
А.В. ШИШОВА*
Ключевые слова: профосмотр, мониторинг здоровья
За последнее десятилетие произошли негативные изменения в состоянии здоровья детей. Они характеризуются ростом распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний, которые особенно выражены в период обучения в школе [1-3]. Это требует поиска новых технологий охраны и активного формирования здоровья школьников, что невозможно без совершенствования работы врача и медсестры образовательного учреждения. К сожалению, на фоне дефицита медицинских кадров в России и слабой материальной базы медицинских кабинетов, школьная медицина испытывает большие затруднения. Это осложняет проведение профосмотров обучающихся.
В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития четко определена нормативно-правовая база, регламентирующая организацию и проведение профилактических осмотров. В этих приказах прописан объем профосмотра в каждый возрастной период, стандарт заключения и рекомендаций, которые должны получить ребенок и родители.
Однако существующий стандарт не всегда выполняется качественно и в полном объеме. Врачи, работающие в образовательных учреждениях при проведении профосмотров лишь выявляют симптомы нарушений здоровья, ставят диагноз под вопросом и направляют ребенка на дообследование в детскую поликлинику, где участковый врач составляет перечень ограничений в обучении для ребенка. При этом рекомендаций ни учащиеся, ни их родители, ни педагоги от медработников практически не получают. Согласно опросу, проведенному нами в одной из школ (109 человек), ни разу не получали информацию по результатам профосмотра о состоянии здоровья ребенка большинство родителей (61%), еще треть (33%) получали подобную информацию лишь 1-2 раза за весь период обучения ребенка в школе. Это свидетельствует о формальности проведения профилактических осмотров, что определяет их низкую эффективность.
Рекомендации, которые выдаются родителям, имеют формальный характер. Подавляющее большинство рекомендаций (64%) касались необходимости обратиться к врачам-специалистам. Лишь 22% рекомендаций носила профилактическую направленность (по питанию, закаливанию и т.п.), остальные родители отмечали, что получали информацию о факте проведения медосмотра, о недомогании ребенка в школе или о проведении прививки. Частично решить сегодняшние проблемы школьной медицины призвана разработанная нами компьютерная программа автоматизированного мониторинга здоровья учащихся. Она создана на основе действующих приказов Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства образования и науки, регламентирующих организацию и проведение профосмотров у детей. Работа с программой начинается с создания базы данных учащихся. Медсестра образовательного учреждения в первый год работы заводит списки детей каждого класса
* Ивановская ГМА, 153012 г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 8, (4932) 30-1766 (приемная ректора), [email protected]
и даты их рождения. Начиная со второго года использования программы, медсестра лишь удаляет данные на выбывших и вводит данные на вновь пришедших детей.
Профосмотр, проводимый в образовательном учреждении, предполагает не только постановку диагноза, но и оценку отдельных показателей развития и зрелости организма. Особенно важен этот подход в декретированные периоды, когда проводят углубленное обследование детей с участием педиатра и специалистов. В эти периоды наиболее часто формируются заболевания, поэтому необходим медицинский контроль состояния здоровья детей. Для этого расширяется базовая программа скрининг-тестов на доврачебном этапе, а ряд тестов проводится чаще, чем один раз в год. В процессе школьного обучения выделяют следующие декретированные периоды: 1, 5, 7, 9-11 классы, 18 лет. В проведении профосмотров в 1, 5, 10 классах выделяют три этапа: доврачебный, этап специализированной помощи и врачебный.
На доврачебном этапе медсестра образовательного учреждения проводит обследование всех детей с помощью скрининг-тестов для каждого возраста. Итоги обследования медестра заносит в раздел «доврачебный этап» автоматизированного мониторинга. К проведению доврачебного этапа привлекаются не только медсестра, но и учитель по физическому воспитанию, педагог, психолог. На этом этапе взаимодействие ведется при оценке физической подготовленности и нервно-психического развития.
Все исследования по определению уровня физической подготовленности проводит преподаватель физкультуры. Результаты тестирования он передает в медицинский кабинет, а медсестра заносит эти данные в компьютерную программу. Нервнопсихическое развитие помогает оценивать психолог, а при его отсутствии - педагог. Результаты также передаются в медицинский кабинет для заведения в программу. Поскольку 1, 5 и 10 классы являются декретированными периодами, когда возникают нарушения здоровья, связанные с процессом приспособления к изменяющимися условиями обучения, в эти периоды медсестрой и педагогом проводится наблюдение за адаптацией.
После доврачебного этапа всех детей осматривают врачи-специалисты и педиатр с обязательным проведением комплексной оценки здоровья. Этапы проведения профосмотра (доврачебный, психолого-педагогический, специализированной помощи, врачебный) заполняются по мере их проведения. В программу заносится полученная при обследовании ребенка первичная информация и автоматически происходит ее обработка и выдача заключения и рекомендаций. Заключение по итогам профосмотра и рекомендации формируются почти полностью автоматически и могут быть распечатаны для родителей и самих учащихся. При этом соблюдаются конфеденциальность результатов медицинского освидетельствования и врачебная тайна. Программа формирует дифференцированные рекомендации для детей и родителей (выдаются на руки в распечатанном виде), для педагогов (распечатываются в виде листка здоровья и приклеиваются в классный журнал), для учителя физкультуры (в виде листа оценки физической подготовленности), для медработников.
Эта компьютерная программа позволяет выдавать рекомендации не только с учетом выявленной патологии, но и с учетом особенностей развития детей. Для этого разработаны модули стандартных рекомендаций: 6 модулей с учетом физической подготовленности, 9 модулей с учетом показателей нервнопсихического здоровья, 6 вариантов рекомендаций с учетом течения адаптации. Эти рекомендации выдаются родителям в распечатанном виде для проведения индивидуальных занятий дома по развитию отстающих качеств, а также педагогам для планирования внутри- и внешкольных мероприятий с этими детьми с учетом особенностей их развития. Вся информация в компьютерной версии хранится в том же виде, что и в действующей ныне школьной медицинской документации («Медицинской карте ребенка» (форме 026/у-2000)). Это облегчает внедрение компьютерной программы. При переходе ребенка в другую школу информация может передаваться как на электронном носителе (в школы, где программа установлена), так и в распечатанном виде с вклеиванием в медицинскую документацию.
С помощью данной программы возможно создание списков детей по заданному параметру. Это позволяет формировать автоматизированную базу данных о состоянии здоровья и развития детей. На основании этих сведений могут быть выработаны рекомендации для педагогов и администрации образовательных
учреждений по определению приоритетов оздоровительной работы в отдельных классах или школы в целом.
Внедрение этой компьютерной программы позволяет улучшить качество проведения профосмотров учащихся; выдавать дифференцированные рекомендации для учителей, родителей, учащихся и медработников по обучению, воспитанию и оздоровлению детей; создать автоматизированную базу данных о состоянии здоровья детей школьного возраста; улучшить мониторинг здоровья школьников; оказывать методическую помощь руководителям образовательных учреждений, педагогам, медработникам по вопросам охраны здоровья учащихся.
Использование программы имеет экономический эффект. Он заключается в экономии рабочего времени школьного врача и медсестры, что достигается за счет автоматизации обработки данных (анкетных тестов, оценки физического развития и физической подготовленности, артериального давления, выявления нарушений осанки, прогноза и оценки течения адаптации, биологического возраста и др.); автоматического формирования заключения о состоянии здоровья по результатам профосмотра в соответствии с существующим стандартом; автоматического подбора рекомендаций для детей, родителей и педагогов (с учетом принципов профессиональной компетентности и соблюдения этических норм в охране прав ребенка). Социальный эффект от использования этой программы заключается в индивидуализации профмероприятий с учетом развития детей, повышения информированности детей, родителей, педагогов о результатах про-фосмотров, увеличения возможности разработки внутри- и внешкольных мероприятий с учетом особенностей развития детей.
Внедрение компьютерной программы автоматизированного мониторинга здоровья учащихся в практику образовательных учреждений позволит совершенствовать работу и экономить рабочее время медсестры и врача школы. Это будет способствовать снижению нагрузки на медперсонал, росту эффективности его работы, а также повысит престиж работы школьной мед-службы. Выдача индивидуальных рекомендаций родителям и детям по результатам профосмотра повысит информированность населения и создаст условия для повышения мотивации к сохранению и укреплению здоровья школьников. Выдача рекомендаций для учителей позволит совершенствовать школьную и внешкольную работу по оздоровлению обучающихся.
Литература
1. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-1959-2004) / Баранов А.А. и др.- М., 2006.
2. Кучма В.Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. // Вопросы современной педиатрии.2008.Т.7, №4. С.9-12.
3. Поварго Е. А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006.№6. С.14-15.
УДК 616.832.13; 616.3
ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ДОРСАЛГИЕЙ, ИМЕЮЩИХ СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ
А.А. МАРЬЯНОВСКИЙ*, Н.Е. КОМЛЕВА, В.Ф. СПИРИН**
Ключевые слова: органы пищеварения, дорсалгия
Боль в спине, в связи с ее распространённостью у лиц трудоспособного возраста, является одной из основных причин экономических потерь во всех индустриально развитых странах [2]. При изучении распространенности дорсалгий у работающих в различных отраслях производства многие авторы указывают на более высокую встречаемость патологии у тех, чья профессиональная деятельность связана с неблагоприятными факторами трудового процесса, такими, как немеханизированный физический труд, долгое пребывание в вынужденной позе, выполнение однообразных трудовых операций, переохлаждение, перегревание, вибрация, психоэмоциональное напряжение и др. [6].
Причины болей в спине весьма разнообразны и многочисленны. Наиболее часто встречаются миофасциальные, спондило-, висце-ро-, психогенные болевые синдромы, в связи с чем дорсалгии делят
**Российский ГМУ, г. Москва Саратовский НИИ сельской гигиены
на две большие группы: вертеброгенные и невертеброгенные [1]. Существующая закономерная связь между внутренними органами и сегментарным строением спинного мозга позволяет сделать вывод, что возникновению болей в спине могут способствовать заболевания внутренних органов и, в свою очередь, функциональные нарушения позвоночника могут быть решающим фактором, определяющим развитие симптомокомплекса той или иной органной патологии [2,8].
Применительно к проблеме реабилитации дорсалгий важно про-дчеркнуть, что достижение высокой эффективности лечебнопрофилактических мероприятий во многом возможно только с учетом саногенетических реакций организма пациента, реализованных на уровне различных его систем и направленных на купирование возникших морфо-функциональных нарушений [7].
Цель исследования - оптимизировать реабилитацию больных с дорсалгией при сопутствующей патологии органов пищеварения.
Материалы и методы. Под наблюдением находилось 295 пациентов с болью в спине в возрасте от 20 до 66 лет. Пациентам, вошедшим в настоящее исследование, проводилось клиническое обследование, включающее нейрофизиологическое обследование, психофизиологическое тестирование, по показаниям - ФГС, УЗИ органов брюшной полости и специальные методы диагностики (МРТ, рентген позвоночника электоронейромиография).
Из числа обследованных 149 человек (50,5%) были лицами мужского пола, 146 (49,5%) - женского. Из 295 пациентов 125 человек вошли в основную группу (ОГ) - больные с дорсалгией, получавшие лечение методом гомеосиниатрии (специальная методика введения комплекс гомеопатических (антигомотокси-ческих) препаратов в биологически активные точки - БАТ); 170 больных составили группу сравнения (ГС) - пациенты с дорсалгией, находившиеся на стандартной общепринятой терапии. Среди больных преобладали лица трудоспособного возраста. ГС составили больные, сопоставимые по возрасту и полу с пациентами ОГ. Треть всех больных составили лица с продолжительностью заболевания >5 лет. Распределение больных по стажу заболевания в ГС и ОГ было идентичным. В ОГ 35,2% пациентов получали лечение только методом гомеосиниатрии, у 7,2% больных терапия сочеталась со стандартным лечением.
В ОГ препаратами выбора были комплексные антигомоток-сические средства репаративного, метаболического, противовоспалительного и иммуномодулирующего действия - препараты «Траумель С», «Дискус композитум», «Цель Т», т.е. те препараты, которые традиционно назначаются больным с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [3]. Курсовое лечение методом гомеосиниатрии планировалось с учётом имеющейся у больного сопутствующей патологии и строилось по принципам рефлексотерапии (табл. 1).
Таблица 1
Приоритетные БАТ, используемые для гомеосиниатрии у больных с дорсалгией в сочетании с заболеваниями органов пищеварения
Меритдиан мочевого пузыря - V 22-28, 48, 55, 57, 60, 62 Меритдиан желчного пузыря -УБ 34,35,36 Меритдиан желудка - Е 36 Меритдиан печени - Б 5
^адний£ерединныймеридиан^^034^^^^^^^^^_
Первая процедура велась с вовлечением в схему гомеоси-ниатрических инъекций симметричных дистально расположенных БАТ на верхних и нижних конечностях меридианов желудка, толстой кишки, тонкой кишки, мочевого пузыря (Е 34, 36, ОІ 11, 15, Ю 9, 15, V 60, 62) - общим числом <8-10. На 2-м сеансе, который проводился через два дня, зона воздействия расширялась, и добавлялись инъекции в БАТ, расположенные проксимально, на уровне преимущественной локализации патологического процесса в позвоночнике. Во второй сеанс количество задействованных БАТ составляло, как правило, <5-6 проксимальных и 4-5 дистальных за один сеанс. Начиная с третьего сеанса, проводилось одновременное терапевтическое воздействие как на проксимальные, так и на дистальные БАТ с вовлечением в зону воздействия тех точек, которые не были задействованы на предыдущих сеансах. Препараты, предназначенные для инъецирования в один сеанс, вводились в виде смешанной инъекции, классическим для гомеосиниатрии 2-этапным способом.
Режим терапии и длительность курса лечения методом го-меосиниатрии определялись индивидуально в зависимости от