Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях развития инклюзивной практики'

Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях развития инклюзивной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева А. В., Подвальная Е. В.

В статье рассматриваются подходы совершенствования профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях развития инклюзивной практики. Показано, что наиболее эффективным является сочетание курсовой подготовки с различными формами, предполагающими активное педагогической общение, профессиональный обмен опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева А. В., Подвальная Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях развития инклюзивной практики»

УДК 378.046.4

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

© 2019 А. В. Лебедева1, Е. В. Подвальная2

1канд. психол. наук, начальник отдела инклюзивного образования центра метапредметной подготовки и образовательных технологий e-mail: lebedevaav @ mioo. ru

Россия, Москва, ГАОУДПО «Московский центр развития кадрового потенциала образования»

2канд. пед. наук, директор e-mail: PodvalnayaEV@ edu. mos. ru

Россия, Москва, ГКОУ «СКОШИ№ 52»

В статье рассматриваются подходы совершенствования профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях развития инклюзивной практики. Показано, что наиболее эффективным является сочетание курсовой подготовки с различными формами, предполагающими активное педагогической общение, профессиональный обмен опытом.

Ключевые слова: инклюзивное образование, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности.

В отечественной системе образования продолжают планомерно реализовываться мероприятия, связанные с расширением образовательных возможностей каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития. Так, с 1 сентября 2016 года вступили в действие два документа: «ФГОС НОО образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденные Приказами Минобрнауки в декабре 2014 года [Приказ МО и науки РФ «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными...»; Приказ МО и науки РФ «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.»]. Это означает, что сделан еще один шаг по обеспечению доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.

Ориентируясь на ведущие принципы инновационного процесса, каждый образовательный комплекс города Москвы работает над созданием организационно-педагогических условий, тем самым формируя собственный практический опыт в сфере реализации требований стандартов и одновременно способствуя развитию инклюзивной формы образования.

Следует признать, что путь этот непростой, требующий принятия необходимых управленческих решений, поскольку связан с административными, кадровыми и методологическими ресурсами.

Реализация требований ФГОС любого уровня общего образования по созданию вариативной личностно ориентированной образовательной среды напрямую зависит от

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

готовности самих педагогов к этому процессу. Инклюзивная практика требует от педагогических работников совершенствования профессиональных компетенций. Сегодня необходим педагог (учитель, специалист), обладающий способностью к критическому анализу своей профессиональной деятельности и ее обновлению для решения новых задач, активный, деятельный, стремящийся к самостоятельному пополнению знаний путем повышения своей квалификации с использованием разных форм. Кроме того, особенность включения педагогов в инновационную деятельность заключается в том, что в условиях непосредственной деятельности формируется их собственный уникальный опыт работы с разным контингентом обучающихся.

Выстраивание своей работы с учетом новых требований необходимо педагогам всех образовательных организаций: и тем, кто многие годы был ориентирован на работу с детьми с так называемым нормативным уровнем развития, и тем, кто работал и продолжает работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Одной из таких организаций является Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52», в которой обучаются школьники с нарушениями слуха.

В образовательной организации созданы необходимые условия для обучения слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных детей: звуковая информация дублируется визуальной - установлены бегущие строки, при организации общешкольных мероприятий сурдопереводчик передает информацию с использованием русского жестового языка. В последнее время меняется контингент обучающихся. Помимо обозначенных выше нозологических групп выявляются дети с задержкой психического развития. В этой связи утверждено и введено в действие необходимое штатное расписание, включающее в себя должности специалистов сопровождения: педагогов-психологов, педагогов-дефектологов (сурдопедагогов, олигофренопедагогов), социального педагога, тьютора, сурдопереводчика. Учителями и специалистами сопровождения разработаны адаптированные общеобразовательные программы по всем предметным областям учебного плана. При этом содержание предмета адаптируется учителями, а специалисты сопровождения помогают коллегам выявить особые образовательные потребности обучающихся и реализуют коррекционно-развивающие занятия.

Вместе с тем администрация и педагогический коллектив понимают, что система обучения детей с введением ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ претерпевает значительные изменения и реализация концепции «образование для всех» не может дать эффективный результат, если педагог не научится научно обоснованно проектировать обучение детей с ОВЗ как целостную систему. В этой связи весьма значимым для педагогов становится совершенствование профессиональных компетенций.

В системе столичного дополнительного профессионального образования помощь и поддержку педагогическим кадрам в подготовке к внедрению ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ и иных инноваций в учебный процесс оказывает Московский центр развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО). Сотрудники МЦРКПО разработали и реализуют курсы, направленные на повышение профессиональных компетенций педагогов в рамках построения модели обучения детей с ОВЗ с учетом требований стандарта. Около 80% учителей и специалистов сопровождения ГКОУ СКОШИ № 52 стали активными слушателями дополнительных профессиональных программ. Спектр вопросов, рассматриваемых в программах повышения квалификации, касается анализа новых нормативно-правовых документов в

Лебедева А. В,, Подвальная Е. В. Совершенствование профессиональных компетенций

педагогов в условиях развития инклюзивной практики

сфере образования, организации специальных психолого-педагогических условий, направленных на создание адаптивной, развивающей среды, адекватной возможностям и потребностям каждого ребенка, а также использования приемов, методов, средств развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп.

Проведенные на территории школы-интерната теоретические и практические занятия, предоставленные методические материалы, совместно разработанные программные продукты помогли педагогам достичь понимания общих тенденций развития отечественной системы образования, концепции и структурных компонентов стандарта, четко выделить специфические особенности организации работы с учетом новых требований.

Сегодня становится очевидным тот факт, что практика реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ориентирующаяся на принципы инклюзивного образования, будет успешнее, если курсовая подготовка будет сочетаться с иными активными формами взаимодействия образовательных организаций города с государственными центральными учреждениями и вузами. Такими формами, на наш взгляд, являются семинары, мастер-классы, круглые столы, конференции и иные мероприятия, предполагающие активное педагогическое общение по вопросам реализации инклюзивной практики, способствующее преобразованию сознания, мировоззрения и выстраиванию иной системы ценностных ориентаций. Представленный наработанный опыт педагогических команд становится ресурсом для решения задач будущего эффективного функционирования системы образования как в Москве, так и в целом в России.

В этой связи сотрудники МЦРКПО организуют и проводят мероприятия по наиболее актуальным темам в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. На площадках МЦРКПО и ГКОУ СКОШИ № 52 в рамках научного сотрудничества ведущие эксперты, аналитики, администрация, педагоги, специалисты вместе со своими коллегами из других образовательных организаций города Москвы делятся опытом работы по организации обучения и воспитания разных групп обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, по созданию ресурсного вариативно-развивающего образовательного пространства, максимально комфортного для всех участников образовательного процесса, рассматривают вопросы преемственности и непрерывности общего образования на всех его уровнях, а также обсуждают вопросы предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ. В рамках таких встреч педагоги, как специалисты-профессионалы, наделенные профессиональными знаниями и умениями и сформировавшимся эмоционально-ценностным отношением к реальной действительности, могут выявить собственные дефициты по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями, овладеть новыми способами деятельности и наметить пути решения возникающих вопросов.

Таким образом, практико-ориентированная форма реализации курсов повышения квалификации, постоянный профессиональный обмен опытом, помогают педагогам изменить личностно-профессиональную позицию и активно включиться в процесс реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов в условиях развивающейся инклюзивной практики.

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Библиографический список

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.