Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / ДИЗАЙН-ПРОДУКТ / КОМАНДНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Татьяна Александровна, Королева Людмила Анатольевна, Слесарчук Ирина Анатольевна

В статье освещены вопросы совершенствования профессиональной подготовки бакалавров-дизайнеров костюма в условиях современного подхода к дизайн-проектированию, позволяющего перейти на более высокий уровень дизайн-образования. Обоснована возможность и необходимость использования основных положений дизайн-мышления при проектировании различных дизайн-продуктов. Проведен всесторонний анализ традиционных и актуальных подходов к процессу проектирования инновационного продукта. Отмечены положительные тенденции и недостатки разных подходов. Впервые обоснован и реализован актуальный подход к профессиональной подготовке дизайнеров на основе методологии дизайн-мышления. Предложенный образовательный алгоритм дизайн-образования в современных условиях позволил выявить основные этапы процесса проектирования, сформировать перечень ролей в творческой проектной команде и определить их функциональные обязанности. Полученные результаты исследований апробированы на примере подготовки бакалавров-дизайнеров в ходе выполнения дисциплины «Проектная деятельность» при создании визуальных и рабочих прототипов моделей инклюзивной одежды, что позволило создать новый образ жизни человека и сформировать подходы к созданию разумного производства для человека с системой объектов будущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Татьяна Александровна, Королева Людмила Анатольевна, Слесарчук Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELOR-COSTUME DESIGNERS IN MODERN REALITIES

The article highlights the issues of improving the professional training of bachelors-costume designers in the context of a modern approach to design, which allows you to move to a higher level of design education. The possibility and necessity of using the main provisions of design thinking in the design of various design products has been substantiated. A comprehensive analysis of traditional and current approaches to the process of designing an innovative product has been carried out. Positive tendencies and disadvantages of different approaches are noted. For the first time substantiated and implemented an actual approach to the professional training of designers based on the methodology of design thinking. The proposed educational algorithm for design education in modern conditions made it possible to identify the main stages of the design process, form a list of roles in a creative project team and determine their functional responsibilities. The obtained research results were tested on the example of training bachelors-designers in the course of the discipline "Project activity" when creating visual and working prototypes of inclusive clothing models, which made it possible to create a new way of human life and form approaches to creating a reasonable production for a person with a system of objects of the future.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ»

V7TK" О Jf. О 17=\ |Т|Д> О2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J / uz° " |(сс) кУ<$) | TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0018 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА

К ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 2658-9030 AuthorID: 642648 ORCID: 0000-0002-8781-938Х ScopusID: 572054450

ЗАЙЦЕВА Татьяна Александровна, доцент кафедры «Дизайна и технологий» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: zai-tanya@yandex.ru) SPIN: 5724-4534 AuthorID: 248034 ORCID: 0000-0002-6916-7613 ScopusID: 48361613600

КОРОЛЕВА Людмила Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Дизайна и технологий» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: ludmilaakoroleva@gmail.com) SPIN: 5505-4461 AuthorID: 370843 ORCID: 0000-0002-7189-6890 ScopusID: 14020497900

СЛЕСАРЧУК Ирина Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Дизайна и технологий» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: irina.slesarchuk@vvsu.ru) Аннотация. В статье освещены вопросы совершенствования профессиональной подготовки бакалавров-дизайнеров костюма в условиях современного подхода к дизайн-проектированию, позволяющего перейти на более высокий уровень дизайн-образования. Обоснована возможность и необходимость использования основных положений дизайн-мышления при проектировании различных дизайн-продуктов. Проведен всесторонний анализ традиционных и актуальных подходов к процессу проектирования инновационного продукта. Отмечены положительные тенденции и недостатки разных подходов. Впервые обоснован и реализован актуальный подход к профессиональной подготовке дизайнеров на основе методологии дизайн-мышления. Предложенный образовательный алгоритм дизайн-образования в современных условиях позволил выявить основные этапы процесса проектирования, сформировать перечень ролей в творческой проектной команде и определить их функциональные обязанности. Полученные результаты исследований апробированы на примере подготовки бакалавров-дизайнеров в ходе выполнения дисциплины «Проектная деятельность» при создании визуальных и рабочих прототипов моделей инклюзивной одежды, что позволило создать новый образ жизни человека и сформировать подходы к созданию разумного производства для человека с системой объектов будущности.

Ключевые слова: дизайн-образование, дизайн-мышление, образовательный алгоритм, дизайн-проект, дизайн-продукт; командная работа.

IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELOR-COSTUME DESIGNERS IN

MODERN REALITIES

© The Author(s) 2021

ZAYTSEVA Tatyana Aleksandrovna, Associated Professor, Associate Professor of the Department of Design and Technology, Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES) (Russia, Vladivostok, 690014, Gogolya Street, 41, e-mail: zai-tanya@yandex.ru) KOROLEVA Liudmila Anatolyevna, candidate of technical sciences, Associated Professor, Associate Professor of the Department of Design and Technology, Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES) (Russia, Vladivostok, 690014, Gogolya Street, 41, e-mail: ludmilaakoroleva@gmail.com) SLESARCHUK Irina Anatolyevna, candidate of technical sciences, Associated Professor, Associate Professor of the Department of Design and Technology, Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES) (Russia, Vladivostok, 690014, Gogolya Street, 41, e-mail: irina.slesarchuk@vvsu.ru) Abstract. The article highlights the issues of improving the professional training of bachelors-costume designers in the context of a modern approach to design, which allows you to move to a higher level of design education. The possibility and necessity of using the main provisions of design thinking in the design of various design products has been substantiated. A comprehensive analysis of traditional and current approaches to the process of designing an innovative product has been carried out. Positive tendencies and disadvantages of different approaches are noted. For the first time substantiated and implemented an actual approach to the professional training of designers based on the methodology of design thinking. The proposed educational algorithm for design education in modern conditions made it possible to identify the main stages of the design process, form a list of roles in a creative project team and determine their functional responsibilities. The obtained research results were tested on the example of training bachelors-designers in the course of the discipline «Project activity» when creating visual and working prototypes of inclusive clothing models, which made it possible to create a new way of human life and form approaches to creating a reasonable production for a person with a system of objects of the future.

Keywords: design-education, Design Thinking, educational algorithm, design-project, design-product, teamwork.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В современных условиях международных санкций, наложенных на Российскую Федерацию, становится актуальной подготовка конкурентоспособных творческих специалистов, способных достичь успеха в профессиональной деятельности в условиях состязательности, соперничества и здоровой конкуренции. Такие специалисты-дизайнеры смогут обеспечить высокий инновационный уровень дизайнерских разработок, увеличить конкурентоспособность и интеллектуальность производимых товаров и укрепить экономику в целом, что непосредственно скажется на качестве жизни людей.

Объективные процессы, протекающие в современном обществе, а также в системе образования, и связанные с этим требования к профессиональной компетентности будущего дизайнера оказывают решающее влияние на формирование дизайн-мышления (Design Thinking) [1].

За последние десятилетия дизайн существенно эволюционировал, приобрел особенное значение и звучание, глубоко изменяя сущность и природу, качественно расширяя, раскрывая его возможности в условиях антиглобализации, индивидуализации, ориентированности на новые тенденции, передовые технологии и материалы, инклюзивность [2].

В мире дизайна сейчас существует большое разнообразие обозначений его направлений: социальный, устойчивый, универсальный, эргономический, антропологический, генеративный дизайн, биодизайн. Все эти понятия объединяет общая идея (парадигма) нацеленности на рассмотрение человека как объекта, интегрированного в замкнутую систему, включающую в себя окружающую среду, социум, производственный процесс и процесс потребления, базирующихся на инновационных научных технологиях [2].

Современный подход к дизайн-проектированию фокусируется, таким образом, на антропоцентричном (че-ловеко-ориентированном) дизайне и представляет собой многоуровневый творческий процесс, требующий от проектировщика глубокого понимания потребностей и интересов целевой аудитории и ориентации во внутренних взаимосвязях. Другими словами, сейчас речь идет о востребованности и формировании дизайн-мышления, т.е. об овладении методом создания нестандартных проектов, продуктов и услуг, который направлен на решение конкретных проблем и интересы потенциального пользователя. Методология дизайн-мышления говорит о том, что человек должен выйти за пределы существующих стереотипов, опровергнуть собственные предположения и переосмыслить существующие проблемы, чтобы найти лучшее и неочевидное решение. В то же время дизайн является специфическим родом проектной деятельности, предполагающим наряду с воображением, художественно-предметным творчеством и научно-обоснованную практику применительно к сфере индустриального производства [3-14].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Одной из проблем современного дизайн-образования является то, что компетенции, которыми должен овладеть бакалавр-дизайнер в рамках ФГОС 3++, не в полной мере отражают особенности и преимущества методологии дизайн-мышления.

Как считает О.В. Кузьмина, основная направленность учебного процесса при подготовке дизайнеров идет на формирование, в основном, художественных знаний, что не соответствует требованиям государственного стандарта и потребностям производства, которым необходимы сформированные профессиональные компетенции [15].

Так, в соответствии с ФГОС 3++ по направлению

подготовки Дизайн, формирование у студентов ряда универсальных компетенций таких, как УК-1, УК-3 и УК-9, предусматривает развитие принципов системного подхода, командной работы и инклюзивной компетентности. С другой стороны, такие общепрофессиональные компетенции как ОПК-3 и ОПК-4, направленные на развитие основных творческих умений и проектных навыков, дают лишь общие представления о будущей профессии, в результате чего выпускники профиля Дизайн костюма оказываются неподготовленными к условиям индустрии, ориентированной на активное использование научных инноваций и преимуществ коллективной деятельности. Вследствие этого выпускники не способны в полной мере решать творческие и технические задачи в контексте сегодняшнего дня и испытывают серьезные трудности при трудоустройстве по специальности.

Исследования научных публикаций психолого-педагогического направления по формированию общекультурных, профессиональных компетенций в русле компе-тентностного подхода у студентов-дизайнеров ряда авторов Н.А. Бахловой [16], П.А. Ковешникова [17], Э.М. Андросовой [18], Т.Е. Миковой [19], И.Ю. Демьяненко [20], Н.Д. Дембич [21], О.В. Даниленко [22] и др. [23] показали, что в настоящее время ведутся интенсивные исследования проблемного поля реализации компетент-ностного подхода в дизайн-образовании. В современной педагогической литературе раскрыты как общие положения реализации компетентностного подхода в вузовском образовании, так и частные вопросы, связанные с формированием компетенций в процессе профессиональной подготовки дизайнеров.

Проведенный исследователем О.С. Шкиль опрос среди руководителей архитектурно-дизайнерских фирм, рекламных агентств, дизайн-студий и дизайн-мастерских показал, что наряду с профессиональными качествами дизайнера, работодатели среди приоритетных выделяют личностные качества: креативность, коммуникабельность, ответственность, аккуратность и точность выполнения задач [24].

К такому же выводу приходит и Л.Ю. Королева [25], указывая на то, что при подготовке будущих дизайнеров к профессиональной деятельности следует учитывать мнение работодателей и особое внимание обращать на то, что профессиональные качества дизайнера определяются, прежде всего, его личностными качествами: креативность, целеустремленность, амбициозность, постоянное самосовершенствование, самообразование, способность к усвоению новых знаний и личностному росту, способность творчески подходить к работе, ответственность. Деятельность высшей школы в рамках реализации ФГОС ВО 3++ на основе использования компе-тентностного и личностно-ориентированного подходов в обучении требует внесения существенных корректив в процесс подготовки дизайнеров к профессиональной деятельности.

Традиционно в практике процесс дизайн-проектирования реализуется в соответствии с общепринятыми этапами: предпроектным и проектным [26]. Предпроектная ступень дизайн-проектирования связана со сбором, обобщением информации о проектной задаче, о возможных способах её решения, о достоинствах и недостатках, имеющихся аналогах этих решений, разработка собственных принципов. Результатом этого этапа становится дизайн-концепция - образная идея будущего проекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической основы замысла дизайнера. Проектный анализ на второй ступени направлен на создание дизайнерского продукта.

Однако в данном случае, проектные исследования ориентированы, преимущественно, на выполнение авторских проектов от идеи до готового продукта, где предусмотрен один цикл дизайн-исследования. Итерация процесса при этом не осуществляется. Процесс в целом достаточно громоздок и рассчитан на определенный регламентирован-

ный календарный срок. Если при таком подходе предполагается работа в творческом коллективе (авторские Дома моды, экспериментальные цеха крупных производств легкой промышленности), то роли исполнителей закреплены в соответствии с их функциональными обязанностями (конструктор, технолог, конфекционист). Анализ и синтез дизайн-идей, предусматривающий мозговой штурм, производится дискретно. Следует отметить, что в практике традиционного дизайн-проектирования не представлена технология продвижения дизайн-проекта, что значительно снижает эффективность полученных результатов, сокращает временной период от задумки до продажи готового дизайн-решения (time to market), не обозначает пользовательскую направленность при реализации дизайн-продукта. Проектная деятельность при традиционном подходе в результате завершается выпуском партии продукции необоснованных объемов, необдуманных композиционных и цветовых решений. При этом модельный ряд не всегда учитывает модные тенденции на текущий момент, половозрастные и размеро-полнотные особенности потребителя. Кроме того, современные инструменты визуализации проектных решений с использованием графических пакетов на всех этапах работ требуют более высокой квалификации исполнителей.

Все это свидетельствует о назревшей необходимости пересмотра подходов к дизайн-образованию.

В настоящее время различные коммерческие творческие школы и курсы предлагают модернизировать обучающие программы, развивая процесс создания дизайн-продукта на основе методологии Desing Thinking, определяющей процесс создания прототипов, включающий выдвижение гипотез, итерационность, скорость при создании нового [27-30]. Дизайн-мышление предполагает ориентированный на человека подход к инновациям, который опирается на инструментарий дизайнера для интеграции потребностей людей, возможностей технологий и требований для успеха в бизнесе. Пользователь становится главной фигурой нового подхода. Основная идея методологии основана на том, что первоначально необходимо осуществить понимание человека, отбросить внешние предположения о нем и переосмыслить его проблемы с целью получения нового и нетривиального решения.

Все методы дизайн-исследований разделены на два класса: «кабинетные» и «полевые», каждый из которых, в свою очередь, делится на четыре группы: кабинетные (GOAL): подготовка, структуризация, анализ, синтез; полевые (OMNI): этнография, автоэтнография, контекстные интервью, групповые обсуждения. Это позволяет решать поставленные в проекте задачи, ориентируясь преимущественно на интересы пользователя [27].

Методология дизайн-мышления также предполагает использование творческого подхода в решении дизайн-задачи. Творческий подход при работе в команде позволяет делать дизайн-процесс более динамичным и гибким при совместном решении сложных задач. Считается, что большинство людей склонны к творчеству, при этом desing thinking способствует раскрытию потенциала каждого.

Положительным является и тот факт, что описываемый процесс создания дизайн-продукта достаточно формализован, что позволяет выдвигать максимальное количество гипотез, структурировать их и синтезировать как ранние, так и конечные прототипы.

Отличительной чертой данных предлагаемых нововведений является ориентация на командную работу в ходе работы над проектом. Однако при этом состав команды максимально определяется двумя исследователями, несмотря на достаточный объем «полевых» и «кабинетных» работ, создание прототипа и его тестирование. Также в дизайн-команде не определен ролевой функционал, не обозначена проектная активность каждого члена команды и не сформулированы рекомендации по работе в творческом коллективе._

Несмотря на перспективный подход в организации и осуществлении дизайн-проекта, не акцентируется форма представления конечного продукта или услуги для тестирования пользователем. Целесообразно в данном случае использовать преимущества цифровой среды, позволяющей наиболее наглядно и выигрышно представить продукт пользователю, продемонстрировать его преимущества.

Следует отметить, что в современном подходе в формировании дизайн-мышления будущего дизайнера немаловажная роль отводится продвижению готового проекта и продукта на основе использования одного из инструментов маркетинга - сторителлинга, позволяющего коммуницировать с потребителем на принципах доверия, доносить грамотно и эффективно до пользователя оригинальность и значимость созданного дизайн-продукта.

В новом подходе актуальным является и заложенная итерационность процесса, реализуемая в ходе проектирования от раннего прототипа к конечному с доработкой выявленных недостатков и проблем, с последовательным улучшением и совершенствованием создаваемого дизайн-продукта, доводя его до соответствия заданным критериям. Однако в данных разработках не сформулированы критерии соответствия готового прототипа требованиям пользователя.

В соответствии с вышеописанными нововведениями, конечным продуктом рассматриваемого подхода выбран прототип, а не готовый продукт, что является более оптимальным и экологичным решением жизненного цикла нового дизайн-продукта, так как в данном случае производится только тот продукт, который будет приобретен пользователем. При этом исключается чрезмерная затоваренность складов и необходимость утилизации нереализованного товара, более рациональное использование ограниченных высококвалифицированных трудовых ресурсов, что в конечном итоге отразится на качестве выпускаемой продукции.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Таким образом, целью данного исследования является формирование путей совершенствования профессиональной подготовки бакалавров-дизайнеров костюма в условиях современного подхода к дизайн-проектированию.

Постановка задания.

Сформировать образовательный алгоритм современного подхода к дизайн-образованию, позволяющего усовершенствовать профессиональную подготовку бакалавров-дизайнеров; скорректировать индикаторы общепрофессиональных компетенций на примере ОПК-3, ОПК-4 с позиций современного подхода к дизайн-образованию.

Используемые методы, методики и технологии.

Теоретические подходы и методы: деятельностный, личностный и системный подходы; библиографический метод, анализ и синтез, методы индукции и дедукции, методы структуризации и обобщений, моделирования.

Эмпирические методы: методы дизайн-исследований: сравнений, системный и типологический, стилистического анализа, методики практико-интегрирован-ного обучения, изучение педагогического процесса в измененных условиях (педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях высшей школы).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Предлагается обучение организовать как сквозной процесс в виде дизайн-проекта в рамках проектных дисциплин: «Проектирование костюма», «Выполнение в материале», «Проектная деятельность», различные виды практик (учебной и творческой).

До начала реализации проектной дисциплины на кафедре дизайна и технологий формируется пакет заданий

на проекты (внешние или внутренние).

1. Проведение предпроектных исследований, в ходе которых выполняются следующие виды работ:

1.1 Формирование команды. Распределение ролей и функционала.

Известно, что работа в команде эффективна, когда профессионалы, каждый в своей области, собираются вместе для решения интересной сложной задачи, тем самым, усиливая умения и навыки друг друга. Команда проектировщиков может состоять из различного количества специалистов, в зависимости от таких факторов, как сложность проекта, объем выполняемых работ и сроки их выполнения. Однако предлагается в любом проекте определять следующий перечень ролей: модератор (разрабатывает легенду проекта, занимается продвижением проекта и дизайн-продукта, организует технические условия выполнения дизайн-проекта, отслеживает календарный график выполнения проекта, отвечает за сроки выполнения проекта), методолог (собирает исходную информацию по проекту - трендвотчинг, аналоги, профиль потребителя, инновационные технологии, анализ и формулирование гипотез), дизайнер (визуализация проекта, формирование логики, новизны и смысла продукта, прототипирование, создание гайдлайнов, авторский надзор) и технолог (преобразует идеи и визуальные изображения в рабочий прототип, который может тестировать пользователь). Начиная с этапа 1.1 модератор проводит презентацию проекта и начинает поэтапно реали-зовывать легенду.

1.2. Понимание. Заключается в основательном изучении проблемной области дизайн-проекта. На данном этапе проводится наблюдение за опытом пользователя, опрос его и сбор информации об его физических, эмоциональных и социальных потребностях. Формируется профиль потребителя: особенности внешности, поведения, мышление, эмоциональных и социальных потребностей, используя методы эмпатии, этнографики, авто-этнографики, контекстного интервью и др.

1.3. Фокусировка. На данном этапе проводится сбор, систематизация и анализ поведения пользователя, выявляя главную проблему проводимых исследований. Вся информация размещается на интерактивной доске и доступна каждому члену команды в неограниченном объеме.

2. Этап теоретических исследований, который включает:

2.1 Коллективную генерацию и синтез креативных идей, способов их решения, используя методы дивергенции и конвергенции. Такой подход позволит найти наиболее эффективное решение.

2.2 Визуализацию дизайнером цифрового образа дизайн-продукта с применением актуальных графических продуктов.

3. Процесс прототипирования.

3.1 Апробация. Этап подразумевает создание первоначальной версии проекта, продукта или услуги, что позволяет оценить полученный результат, передать на этап тестирования или, при выявлении существенных недостатков решения, исправить их, переходя вновь к этапу 1.3. Итерация проектных решений продолжается до тех пор, пока прототип не будет полностью удовлетворять требованиям потребителя, отраженным в задании на проект.

3.2 Тестирование. На этом этапе дизайн-проектирования конечный прототип продукта или услуги должен пройти тестирование потребителем. При этом потребитель дает обратную связь, которая анализируется. В случае положительной оценки продукта, изделие передается потребителю, завершается разработка легенды и продвижение продукта. Если со стороны потребителя обнаружены в продукте недостатки, то вносятся требуемые изменения, возвращаясь на один из предыдущих этапов в зависимости от сложившейся ситуации.

ВЫВОДЫ

84

Выводы исследования.

Таким образом, в статье впервые обоснован и реализован один из актуальных подходов к профессиональной подготовке дизайнеров на основе методологи дизайн-мышления. Разработан алгоритм дизайн-образования в современных условиях, который позволил выявить основные этапы процесса проектирования и их содержание, сформировать перечень ролей в творческой проектной команде и определить их ролевые задачи. Сформулированы дополнительные индикаторы для ряда общепрофессиональных компетенций (ОПК-3, ОПК-4), рекомендованных ФГОС 3++ по направлению подготовки Дизайн, направленные на реализацию предложенного образовательного алгоритма, ориентируясь на предложенные в работе содержание этапов дизайн-проектирования и функциональные задачи участников творческой команды.

Полученные результаты исследований апробированы на примере подготовки бакалавров-дизайнеров в ходе выполнения дисциплины «Проектная деятельность» и создания визуальных и рабочих прототипов моделей инклюзивной одежды, что позволяет создавать новые образы жизни человека и сформировать подходы к построению разумного производства для человека с системой объектов будущности.

Данный дизайн-проект завершился созданием конечного прототипа - женской поясной одежды для потребителя с нарушениями опорно-двигательной системы. Задание на проект сформировалось на основании разработанного профиля потребителя в соответствии с видами работ, отраженными на этапе 1.2. Отличительной особенностью данного дизайн-продукта является наличие специальных функциональных элементов, выявленных в ходе исследований этапа 1.3 образовательного алгоритма. В результате спроектирована конструкция технологического узла бокового накладного кармана-портфель, выполняющего одновременно роль сумки небольшого размера. Опытным путем установлено, что разработанное проектное решение является удобным в эксплуатации, не требует постоянного внимания пользователя к находящимся в нем предметам и не мешает передвижению, что немаловажно для людей, передвигающихся в кресле-коляске. Новизна разработанной женской поясной одежды подтверждена патентом на полезную модель [31].

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Предложенный в работе подход позволит пересмотреть и усовершенствовать профессиональную подготовку дизайнеров с учетом предложенных образовательных инноваций. Разработанный образовательный алгоритм даст возможность перейти на более высокий уровень дизайн-образования, выстроить по-новому структуру и содержание проектных дисциплин для бакалавров направления подготовки Дизайн, что актуализирует качество, практико-ориентированность образовательного процесса в ВУЗе и повысит спрос в обществе на квалифицированных специалистов-дизайнеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Sciences of the Artificial, Reissue Of The Third Edition With A New Introduction By John Laird. ISBN: 9780262537537. 2019. 256pp.

2. Слесарчук И.А. и др. Комплексный подход к проектированию одежды для людей с повышенными потребностями /И.А. Слесарчук, Л.А. Королева, ТА.Зайцева // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. Санкт-Петербург. 2019. Т.46. №4. С.64-68.

3. Rikke Friis Dam and Teo Yu Siang. The Design ThinkingMethodology. — Текст: электронный // INTERACTION DEZIGN FOUNDATION [сайт]. — URL: https://www.impactweek.net/how-we-work/method/?gcli d=CjwKCAjwr56IBhAvEiwA1fuqGiNOFDfdhQOtX_dOx9erKHY70DYD DtNOqvmGgySV7ymS9etbcX4GsBoC8r8QAvD_BwE (дата обращения: 02.08.2021)

4. Rikke Friis Dam and Teo Yu Siang. Design Thinking: New Innovative Thinking for New Problems. — Текст: электронный // INTERACTION DEZIGN FOUNDATION [сайт]. — URL: https://www.interaction-design. org/literature/article/design-thinking-new-innovative-thinking-for-new-problems (дата обращения: 02.08.2021)

5. Rikke Friis Dam and Teo Yu Siang. 5 Stages in the Design Thinking Process. — Текст: электронный // INTERACTION DEZIGN FOUNDATION [сайт]. — URL: https://www.interaction-design.org/ literature/article/5-stages-in-the-design-thinking-process (дата обращения: 02.08.2021)

6. Ditte Hvas Mortensen. Stage 1 in the Design Thinking Process: Empathise with Your Users. — Текст: электронный // INTERACTION DEZIGN FOUNDATION [сайт]. — URL: https://www.interaction-design. org/literature/article/stage-1-in-the-design-thinking-process-empathise-with-your-users (дата обращения: 02.08.2021)

7. Rikke Friis Dam and Teo Yu Siang. Stage 2 in the Design Thinking Process: Define the Problem and Interpret the Results. — Текст: электронный // INTERACTION DEZIGN FOUNDATION [сайт]. — URL: https:// www.interaction-design.org/literature/article/stage-2-in-the-design-thinking-process-define-the-problem-and-interpret-the-results (дата обращения: 02.08.2021)

8. Rikke Friis Dam and Teo Yu Siang. Stage 3 in the Design Thinking Process: Ideate. — Текст: электронный // INTERACTION DEZIGN FOUNDATION [сайт]. — URL: https://www.interaction-design.org/ literature/article/stage-3-in-the-design-thinking-process-ideate (дата обращения: 02.08.2021)

9. Rikke Friis Dam and Teo Yu Siang. Stage 4 in the Design Thinking Process: Prototype. Текст: электронный // INTERACTION DEZIGN FOUNDATION [сайт]. — URL: https://www.interaction-design.org/ literature/article/stage-4-in-the-design-thinking-process-prototype (дата обращения: 02.08.2021)

10. Rikke Friis Dam and Teo Yu Siang. Stage 5 in the Design Thinking Process: Test. — Текст: электронный // INTERACTION DEZIGN FOUNDATION [сайт]. — URL: https://www.interaction-design.org/ literature/article/stage-5-in-the-design-thinking-process-test (дата обращения: 02.08.2021)

11. Emily Stevens. What is design thinking, and how do we apply it? — Текст: электронный // in vision [сайт]. — URL: https://www. invisionapp.com/inside-design/what-is-design-thinking/ (дата обращения: 02.08.2021)

12. Will Fanguy. 4 ways to improve your design thinking process. — Текст: электронный //in vision [сайт]. — URL: https://www.invisionapp. com/inside-design/ways-improve-design-thinking-process/ (дата обращения: 03.08.2021)

13. Emily Esposito. 9 design thinking tools to try with your team. — Текст: электронный //in vision [сайт]. — URL: https://www.invisionapp. com/inside-design/design-thinking-tools/ (дата обращения: 03.08.2021)

14. The Design Thinking Methodology. — Текст: электронный // impact week [сайт]. — URL: https://www.impactweek.net/how-we-work/ method/?gclid=CjwKCAjwr56IBhAvEiwA1fuqGiNOFDfdhQOtX_dOx9er KHY70DYDDtNOqvmGgySV7ymS9etbcX4GsBoC8r8QAvD_BwE (дата обращения: 03.08.2021)

15. Кузьмина О.В. Проблемы и перспективы дизайн-образования. //Дизайн и образование. Материалы 13 межвузовской научно-практической конференции: сборник статей студентов и преподавателей. Москва. 2010. C. I04-116.

16. Бахлова Н.А. Интеграция как фактор построения процесса оценки профессиональных компетенций будущих дизайнеров / Н.А. Бахлова, Е.Н. Ковешникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА. 2017. Вып. 56. Ч.1. С.102-110.

17. Ковешникова Е.Н. Педагогические условия формирования художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна / Е.Н. Ковешникова, П.А. Ковешников // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: Издательский дом «Белгород». 2017. С. 434-436.

18. Андросова Э.М. Концепция содержания дизайн-образования в современных условиях // Современная высшая школа: инновационный аспект. Белгород. 2018. Т. 10. № 3. С. 69-74. DOI: 10.7442/2071-96202018-10-3-69-74.

19. Микова Т.Е. Педагогические приемы развития компетенции формообразования у бакалавров-дизайнеров. // Педагогическое образование в России. Екатеринбург. 2021. №1. С.55-60.

20. Демьяненко И.Ю. Особенности обучения дисциплинам графического дизайна студентов в рамках подготовки к будущей профессиональной деятельности. // Обзор педагогических исследований. Махачкала. 2021. Т. 3. №3. С.11-14.

21. Дембич Н.Д. Развитие системных проектных подходов ВНИИТЭ в современных технологиях дизайнерского образования. / Н.Д. Дембич, Э.П. Григорьев, О.Г. Яцюк // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Москва. 2020. 2 (2). С. 143-151.

22. Даниленко О. В. Творческий портрет Омской школы дизайна костюма / О. В. Даниленко, Г. В. Толмачёва //Вестник культуры и искусств. Челябинск. 2019. № 2 (58). С. 113—123.

23. ТимофееваМ. Р. Значение пространственного мышления в дизайн-образовании, профиль «Дизайн костюма». Примеры объемного проектирования /М.Р. Тимофеева, Г.В. Толмачёва, Ю.Л. Герасимова, Н.О. Соснина //Международный журнал экспериментального образования. Москва. 2017. № 8. С. 69-74.

24. ШкильО.С. Цифровая компетентность будущих дизайнеров условиях информатизации и цифровизации дизайн-образования. // Инновационная наука. Уфа. 2021. №4. С. 187-190.

25. Королева Л.Ю. Современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Современные проблемы науки и образования. Москва. 2014. № 5. — URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=15136 (дата обращения: 13.07.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Этапы дизайн-проектирования. — Текст: электронный // StudFiles [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/2688129/page:5/ (дата обращения: 3.08.2021)

27. Дизайн-мышление. Базовый курс. — Текст: электронный // центр дизайн-мышления [сайт]. — URL: https://dtcenter.ru/dstandards/ practitioner_online/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campa ign=terekhin&gclid=EAIaIQobChMIq6-IpLzm8QIVmd4YCh0PYQweEAA YASAAEgKyRPD_BwE (дата обращения: 3.08.2021)

28. Дизайн-мышление. — Текст: электронный // издательство Манн, Иванов и Фербер [сайт]. — URL: https://www.mann-ivanov-ferber. ru/trend/design-thinking/ (дата обращения: 3.08.2021)

29. Что такое дизайн-мышление и как его применять. — Текст: электронный // Skilbox [сайт]. — URL: https://skittbox.ru/media/design/ chto_takoe_dizayn_myshlenie// (дата обращения: 3.08.2021)

30. Дизайн-мышление в обучении: интересы ученика прежде всего. — Текст: электронный //ЛаЛаЛань [сайт]. — URL: https://lala.lanbook. com/dizajn-myshlenie-v-obuchenii-interesy-uchenika-prezhde-vsego (дата обращения: 3.08.2021)

31. Патент на полезную модель № 166971. Юбка с карманом для женщин с ограниченными двигательными возможностями// Т.А. Зайцева, И.А. Слесарчук. Опубл. 20.12.2016. Бюл. № 35.

Статья поступила в редакцию 05.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.