Научная статья на тему 'Совершенствование правового регулирования сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции'

Совершенствование правового регулирования сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / институты гражданского общества / сотрудничество / противодействие коррупции / правовое регулирование / internal affairs bodies / civil society institutions / cooperation / anti-corruption / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саетгараев Вильсур Фирдависович, Пашин Вадим Михайлович

Введение: в статье раскрываются правовые основы сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества по противодействию коррупции, проводится анализ нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы их совместной деятельности, рассмотрены виды нормативных источников. Изложены практические рекомендации по совершенствованию и систематизации правового обеспечения противодействия коррупции органами внутренних дел совместно с институтами гражданского общества. Материалы и методы: материалами исследования послужили антикоррупционное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты, официальные статистические данные и научные публикации. Основой системного рассмотрения общественных отношений, функционирования органов внутренних дел, регулируемых правовыми предписаниями, выступили диалектические принципы всеобщей связи и развития социальных явлений, а также общенаучные и специальные методы познания. Результаты исследования: анализ нормативной правовой базы, регламентирующей совместную деятельность органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции, а также правоприменительной практики позволили выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности в рассматриваемой сфере. Обсуждение и заключения: сформулированные авторами предложения по развитию правового регулирования сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции существенно повлияют на повышение эффективности антикоррупционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саетгараев Вильсур Фирдависович, Пашин Вадим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Legal Regulation of Cooperation Between Internal Affairs and Institutions of Civil Society in Anti-Corruption

Introduction: the article reveals the legal basis for cooperation between the internal affairs bodies and civil society institutions in combating corruption, analyzes the regulatory legal acts affecting the issues of their joint activities, and considers the types of regulatory sources. Practical recommendations for improving and systematizing the legal support for combating corruption by the internal affairs bodies together with civil society institutions are outlined. Materials and Methods: the materials of the study were anti-corruption legislation and departmental regulations, official statistics and scientific publications. The dialectical principles of universal connection and development of social phenomena, as well as general scientific and special methods of cognition, served as the basis for a systematic consideration of social relations, the functioning of internal affairs bodies regulated by legal prescriptions. Results: the analysis of the legal framework for cooperation between internal affairs bodies and civil society organizations in the fight against corruption, as well as the legal practice of this activity, provides recommendations for better regulation of cooperation. Discussion and Conclusions: suggestions for the promotion of legal regulation of the cooperation between internal affairs bodies and civil society organizations in the fight against corruption will help to increase the effectiveness of anti-corruption policy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового регулирования сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции»

Научная статья УДК 342.951

DOI: 10.37973/КШ.2023.82.40.006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Вильсур Фирдависович Саетгараев, Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия, vilson78@list.ru

Вадим Михайлович Пашин,

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия

Аннотация

Введение: в статье раскрываются правовые основы сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества по противодействию коррупции, проводится анализ нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы их совместной деятельности, рассмотрены виды нормативных источников. Изложены практические рекомендации по совершенствованию и систематизации правового обеспечения противодействия коррупции органами внутренних дел совместно с институтами гражданского общества.

Материалы и методы: материалами исследования послужили антикоррупционное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты, официальные статистические данные и научные публикации. Основой системного рассмотрения общественных отношений, функционирования органов внутренних дел, регулируемых правовыми предписаниями, выступили диалектические принципы всеобщей связи и развития социальных явлений, а также общенаучные и специальные методы позна-

Результаты исследования: анализ нормативной правовой базы, регламентирующей совместную деятельность органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции, а также правоприменительной практики позволили выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности в рассматриваемой сфере.

Обсуждение и заключения: сформулированные авторами предложения по развитию правового регулирования сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции существенно повлияют на повышение эффективности антикоррупционной политики.

Ключевые слова: органы внутренних дел; институты гражданского общества; сотрудничество; противодействие коррупции; правовое регулирование

© Саетгараев В.Ф., Пашин В.М., 2023

Для цитирования: Саетгараев В.Ф., Пашин В.М. Совершенствование правового регулирования сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2023. Т. 14. № 4 (54). С. 48 - 56. DOI: 10.37973ZKUI.2023.82.40.006

Scientific article

UDC 342.951

DOI: 10.37973/KUI.2023.82.40.006

IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF COOPERATION BETWEEN INTERNAL AFFAIRS AND INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN ANTI-CORRUPTION

Vil'sur Firdavisovich Saetgaraev, the Kazan Law Institute, Kazan', Russia, Vadim Mihailovich Pashin, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow, Russia

Abstract

Introduction: the article reveals the legal basis for cooperation between the internal affairs bodies and civil society institutions in combating corruption, analyzes the regulatory legal acts affecting the issues of their joint activities, and considers the types of regulatory sources. Practical recommendations for improving and systematizing the legal support for combating corruption by the internal affairs bodies together with civil society institutions are outlined.

Materials and Methods: the materials of the study were anti-corruption legislation and departmental regulations, official statistics and scientific publications. The dialectical principles of universal connection and development of social phenomena, as well as general scientific and special methods of cognition, served as the basis for a systematic consideration of social relations, the functioning of internal affairs bodies regulated by legal prescriptions.

Results: the analysis of the legal framework for cooperation between internal affairs bodies and civil society organizations in the fight against corruption, as well as the legal practice of this activity, provides recommendations for better regulation of cooperation.

Discussion and Conclusions: suggestions for the promotion of legal regulation of the cooperation between internal affairs bodies and civil society organizations in the fight against corruption will help to increase the effectiveness of anti-corruption policy.

Keywords: internal affairs bodies; civil society institutions; cooperation; anti-corruption; legal regulation

© Saetgaraev V.F., Pashin V.M., 2023

For citation: Saetgaraev V.F., Pashin V.M. Improvement of Legal Regulation of Cooperation Between Internal Affairs and Institutions of Civil Society in Anti-Corruption. Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2023;14(4):48 - 56. (In Russ.). DOI: 10.37973/KUI.2023.82.40.006

Введение

При всем многообразии теоретических и практических подходов к организации противодействия коррупции сегодня не подвергается сомнению тезис, согласно которому государство не сможет эффективно выполнять данную задачу без привлечения к выработке и реализации антикоррупционной политики институтов гражданского общества. Несмотря на то, что совместные действия правоохранителей и общественности напрямую закреплены в антикоррупционном законодательстве и документах стратегического планирования, отмечается недостаточность систематизации ее организационно-правовых средств. Согласно официальным статистическим данным, по количеству ежегодно выявляемых коррупционных преступлений на всей территории страны ведущими среди правоохранительных структур

выступают органы внутренних дел (далее - ОВД) [1, с. 277-278].

Существующая структура ОВД Российской Федерации, продолжая испытывать кардинальные процессы реформирования, чтобы отвечать современным требованиям общества, нуждается в дальнейшем совершенствовании организационного и правового обеспечения. Задачи противодействия коррупции, стоящие перед ОВД, и прежде всего перед их специализированными подразделениями, многоаспектны, их решение невозможно без объединения сил с институтами гражданского общества и правового регулирования организации этих отношений.

Под правовым регулированием понимается форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями, со-

держащимися в нормах права. Механизм правового регулирования включает в себя правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность, правовое сознание и т.д.1 Единый нормативный правовой акт, регламентирующий совместную работу по противодействию коррупции с институтами гражданского общества, в МВД России в настоящее время отсутствует, данные нормы отражены в различных ведомственных нормативных правовых документах по основным направлениям оперативно-служебной деятельности.

Как свидетельствует международный опыт, институты гражданского общества выступают действенным инструментом противодействия коррупции, так как именно они помогают предотвращать и изобличать коррупционные факты. В связи с этим можно констатировать, что только сотрудничество правоохранительных структур и представителей гражданского общества обеспечит положительный результат в противодействии коррупции.

Обзор литературы

Вопросам противодействия коррупции, организации взаимодействия с институтами гражданского общества и правового регулирования правоохранительной деятельности посвящены научные исследования А.С. Автономова, Р.Р. Алиуллова, Б.Я. Гаврилова, И.Ю. Захватова, П.А. Кабанова, Е.В. Киричёка, A.M. Кононова, М.А. Молчановой, Ю.Г. Наумова, Ю.А. Тихомирова, Ю.В. Трун-цевского, Т.Я. Хабриевой и других ученых.

Отмечая неоценимый вклад перечисленных авторов, констатируем, что правовой механизм противодействия коррупции как правовое явление и его контекст совместной антикоррупционной деятельности с институтами гражданского общества все еще находятся в поле зрения исследователей.

Материалы и методы

Основу изучения объекта исследования составили диалектико-материалистический метод, комплекс общенаучных (формально-логический, абстрагирование, структурно-функциональный, системно-структурный и др.) и специальных (статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой и др.) методов познания. Эмпирическими данными выступили международные и отечественные антикоррупционные нормативные правовые доку-

менты, а также научные работы по теме исследования.

Обобщение полученных научных знаний способствовало обоснованию теоретических выводов и практических рекомендаций. Использование такого частного метода познания, как изучение нормативных правовых документов, дало возможность сопоставить внешние и внутренние факторы, выделить отличительные тенденции, установить сформированность знаний, обобщить эмпирические данные, сформулировать выводы и решения. Применение перечисленных научных методов обеспечило воплощение требований системного, ситуационного и комплексного подходов анализа исследуемых общественных отношений.

Результаты исследования

Становление российского антикоррупционного законодательства осуществляется с начала 90-х годов ХХ века. С момента образования суверенной России идет процесс создания механизмов противодействия коррумпированности государственного аппарата. Но формирование реальной правовой базы, предусматривающей взаимодействие уполномоченных органов государственной власти и управления в сфере противодействия коррупции с представителями гражданского общества, началось в России в 2006 году после ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию2. Став частью российской правовой системы, указанные международные акты создали реальные предпосылки для формирования в России системы органов, занимающихся противодействием коррупции, и активного включения в данную деятельность институтов гражданского общества.

Важнейшим элементом механизма сотрудничества ОВД и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции выступает его правовая основа. Она представляет собой общие правила поведения, установленные государством, которые имеют общеобязательную силу, регулируют совместную деятельность в рассматриваемой сфере, наделяют участников соответствующими правами и обязанностями, а также устанавливают их ответственность.

Проведенный анализ действующего законодательства, регулирующего вопросы совместной деятельности ОВД и институтов гражданского

1 Яськов Е.Ф. Теория и практика управления: словарь-справочник. Москва: Академия управления МВД России, 1997. С. 166.

2 С 01.07.2023 прекратила действие на территории Российской Федерации в связи с ее денонсацией Федеральным законом от 28.02.2023 «О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 10. Ст. 1565.

общества по противодействию коррупции, не позволяет говорить о существовании отдельной правовой подсистемы в данной области. Правовые нормы рассредоточены в различных нормативных правовых актах: национальных1 и международных2, которые, в свою очередь, детально конкретизированы: в базовых федеральных за-конах3; документах стратегического планирования4, составляющих важную правовую основу сотрудничества ОВД и институтов гражданского общества, определяющие дальнейшее его совершенствование; указах и иных актах Президента России5; постановлениях и распоряжениях Правительства РФ6; межведомственных7 и ведомственных нормативных правовых актах МВД России8. Подзаконные правовые акты выполняют функцию обеспечения действия закона, то есть относятся к правовым средствам (гарантиям) реализации права [2, с. 261]. Особенностью ведом-

ственного нормативного регулирования, отмечает Ю.Г. Арзамасов, является то, что оно позволяет разгрузить закон от деталей «технологического порядка», характерных только для деятельности отдельного министерства или ведомства [3, с. 70].

Изучение нормативных правовых актов, регламентирующих совместную деятельность подразделений МВД России с гражданами и их объединениями, позволяет констатировать, что в них содержится не более чем «норма-принцип» об организационном подходе к деятельности подразделения во взаимодействии с внешними субъектами, которая повторяется в каждом Типовом положении подразделения МВД России, либо они посвящены вопросам взаимодействия по конкретным направлениям правоохранительной деятель-ности9. При этом представляется принципиально важным рассматривать совместную деятельность ОВД и институтов гражданского общества в ре-

1 Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

2 Основные: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ); Конвенция против транснациональной организованной преступности (ратифицирована Федеральным законом от 26.04.2004 № 26-ФЗ).

3 Федеральные законы: от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»; от

17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов»; от

28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»; от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ; от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»; от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и др.

4 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Концепция общественной безопасности в РФ, Стратегия национальной безопасности РФ; Стратегия экономической безопасности РФ; Стратегия противодействия коррупции РФ; Национальный план противодействия коррупции; Государственная программа РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и др.

5 Указы Президента РФ: от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»; от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»; от 23.05.2011 № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»; от 28.07.2011 № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» и др.

6 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») и др.

7 О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: указание Генпрокуратуры России № 11/11, МВД России № 1 от 17.01.2023.

8 Приказы МВД России: от 16.03.2015 № 340 «Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 6, 13.16); от 16.06.2011 № 679 «Об утверждении Положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 7); от 09.01.2018 № 1 «Об органах предварительного следствия в системе МВД России» (ст. 4 Приложения №1, ст. 4 Приложения №1, ст. 4 Приложения №3, ст. 4 Приложения №4); от 28.06.2016 № 343 «Вопросы Управления по организации дознания Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 6), от 16.06.2011 № 683 «Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 7, 8); от 05.06.2017 № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» (ст. 6); от 15.06.2011 № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» (ст. 8); от 01.09.2017 № 690 «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» (ст. 6); от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» п. 2 раздел 1); от 24.02.2012 № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» (глава 2); от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.

9 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, рассмотрение обращений граждан и др.

шении вопросов противодействия коррупции в качестве сотрудничества, как наиболее организованную форму взаимодействия. Категория «сотрудничество», закрепленная в федеральном законе «О полиции»1, в самом тексте не раскрывается, в других нормативных правовых документах встречается редко2. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»3 близкие по смыслу термины «содействие» и «сотрудничество» постоянно чередуются в различных по содержанию формулировках. Уточнение понятийного аппарата дает возможность расширения по использованию различных форм противодействия, способствует разграничению содержания видов ответственности, а также минимизирует правоприменительные ошибки.

Вследствие отсутствия ведомственного нормативного правового акта МВД России, регулирующего вопросы сотрудничества ОВД и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции, определяющего цели, задачи, принципы, формы (методы), критерии оценки и т.д., в практической деятельности возникают сложности в выстраивании взаимоотношений указанных субъектов. Ранее действовал приказ МВД России от 1 января 2009 г. № 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и институтами гражданского общества на 2009-2014 годы»4, который определял цели, задачи и основные направления совершенствования взаимодействия ОВД РФ со СМИ, политическими и религиозными организациями, а также иными институтами гражданского общества. Однако данный приказ рассматривал общие вопросы взаимоотношений ОВД и общественности, не регулируя конкретно общественные отношения по противодействию коррупции. После прекращения его действия новый приказ, регулирующий отношения с институтами гражданского общества, принят не был, хотя имелись соответствующие научные разработки в Академии управления МВД России [4]. Следует отме-

тить, что отдельный нормативный правовой документ МВД России по объединению усилий ОВД с институтами гражданского общества именно по противодействию коррупции не принимался.

Таким образом, анализ антикоррупционного законодательства РФ и ведомственных нормативных правовых актов МВД России дает основание утверждать, что необходимость объединения сил ОВД и институтов гражданского общества лишь констатируется: оно выделено в качестве принципа совместной деятельности полиции; передаются самые общие представления о взаимодействии и сотрудничестве, конкретизация же процедуры данных взаимоотношений остаётся за рамками нормативного правового регулирования. С учетом декларативного характера правового регулирования совместной деятельности ОВД с институтами гражданского общества по противодействию коррупции представляется крайне важной дальнейшая работа по совершенствованию правового регулирования данного направления. При всей важности и многогранности организации такого сотрудничества добиться отражения в нормативных актах всех нюансов данной проблемы, по нашему мнению, практически невозможно. Полагаем, значительный потенциал содержится в положительном опыте субъектов РФ на примере развития регионального законодательства5 и правоприменительной практики.

Рассмотренные выше правовые нормы представляют собой правовую основу сотрудничества ОВД с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции, под которой следует понимать совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. В целом она включает: ратифицированные международные конвенции, Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и принятые в соответствии с ними ведомственные нормативные правовые акты МВД России, которые в своей совокупности представляют правовой механизм рассматриваемого сотрудничества.

1 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

2 Например: Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции: инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции, утвержденная приказом МВД России от 10.01.2012 № 8; пункт 2 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

3 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349; 2019. № 31. Ст. 4470.

4 Утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 23.01.2016 № 34 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России».

5 Например: О противодействии коррупции в Республике Татарстан: Закон РТ от 04.05.2006 № 34-ЗРТ (принят ГС РТ 30.03.2006) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2006. № 5. ст. 1464; Об утверждении Государственной программы «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2023 годы: постановление КМ РТ от 19.07.2014 № 512 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 08.08.2014. № 58-59. ст. 1789.

Таким образом, правовой механизм сотрудничества ОВД и институтов гражданского общества представляет собой единую систему правовых средств, при помощи которых должно обеспечиваться результативное правовое воздействие на взаимоотношения субъектов в сфере противодействия коррупции.

Обсуждение и заключение

Среди основных задач правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в 2022 - 2026 годах следует выделить следующие: совершенствование нормативно-правового регулирования оперативно-служебной деятельности ОВД в сфере противодействия преступлениям в области коррупции (п. 2 ст. 4, гл. 2)1.

Национальная стратегия противодействия коррупции2 установила цель данного процесса в искоренении причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Достижение этой цели возможно путем формирования соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции.

Для решения сложных задач урегулирования общественных отношений юридической техникой используются концепции, предназначенные для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в юридической и других видах деятельности. Концепция (от лат. сопсерйо - понимание, система) рассматривается как определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения [5, с. 591]. Ведомственная позиция МВД России рассматривает концепцию как документ стратегического планирования, который представляет собой систему взглядов на деятельность по обеспечению национальной безопасности РФ в рамках ее отдельных направлений3. Посредством различных концеп-

ций МВД России реализует широкий спектр мер по правовому регулированию важных вопросов оперативно-служебной деятельности4. Вопросы совершенствования правового регулирования возможно унифицировать в рамках реализации Концепции совершенствования сотрудничества ОВД с институтами гражданского общества по противодействию коррупции (далее - Концепция), положения которой могут способствовать синхронизации усилий ОВД и институтов гражданского общества [6, с. 40]. Предложение о разработке данной Концепции было сформулировано еще расширенной рабочей группой экспертов в Дорожной карте дальнейшего реформирования ОВД РФ5, основное содержание которой должно было ориентировать на раскрытие механизма сотрудничества ОВД с институтами гражданского общества по различным направлениям правоохранительной деятельности, включая противодействие коррупции. Формирование данного механизма соответствует приоритетам государственной антикоррупционной политики, направленной, в первую очередь, на выработку и осуществление при участии государства и общества комплексных и последовательных мер по нейтрализации коррупции во всех сферах общественной жизни.

Выстроенная по аналогии с существующей моделью государственной антикоррупционной политики, Концепция призвана сообщить основные параметры ведомственной системы противодействия коррупции: цель, задачи, принципы, организационную структуру, субъектов, средства, формы и методы, критерии оценки, этапы и т.д. с ведущей ролью в этой системе ОВД. Концепция выступает в качестве программного документа совершенствования исследуемого сотрудничества и поэтапного воплощения мер повышения эффективности противодействия коррупции совместными силами, позволяющего систематизировать актуальную правовую базу совместной деятельности ОВД и институтов гражданского общества,

1 Приоритетные направления правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2022 по 2026 год: утверждены Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым 21.12.2021.

2 О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 -2011 годы: указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 // Собрание законодательства РФ. 19.04.2010 № 16. Ст. 1875.

3 Об утверждении Методических основ по организационному обеспечению в системе МВД России подготовки, корректировки и реализации документов стратегического планирования: распоряжение МВД России от 16.10.2020 № 1/11674.

4 Например: приказы МВД России от 09.01.2017 № 1 «Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год»; от 13.11.2020 № 767 «Об утверждении Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года»; от 14.03.2012 № 169 «Об утверждении Концепции обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации до 2020 года»; от 14.10.2021 № 760 «Об утверждении Концепции реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации»; от 19.09.2022 № 690дсп «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации до 2030 года» и др.

5 Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2013. № 1. С. 4-17.

осуществлять ее планирование, оценку и контроль.

Таким образом, совершенствование правового регулирования сотрудничества ОВД с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции предлагается путем разработки и реализации приказа МВД России «Об утверждении Концепции совершенствования сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества по противодействию коррупции», содержащего предложения по повышению эффективности исследуемого сотрудничества. Основные положения предлагаемой Концепции включают:

цель: эффективное комплексное использование потенциала ОВД и институтов гражданского общества по противодействию коррупции;

основные задачи: обеспечение профилактики, минимизации (ликвидации) коррупции; повышение антикоррупционного правосознания общества; осуществление совместных действий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; обеспечение взаимного обмена информацией; оказание правовой помощи гражданам, столкнувшимся с коррупционными проявлениями; защита лиц, информирующих о коррупционных проявлениях.

Сотрудничество основывается на принципах: разграничения сферы и предмета полномочий; постоянства; системности; приоритета применения предупредительных мер; социального партнёрства; выбора оптимальных форм и методов.

Формы организации сотрудничества концентрируются вокруг: совместной деятельности в составе рабочих групп и комиссий; совместной образовательной и научно-исследовательской деятельности; общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов; независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; совместной деятельности в ходе предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений и правонарушений, а также при обеспечении защиты лиц, заявляющих о фактах коррупции.

Основные направления повышения эффективности сотрудничества ОВД и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции связаны с устранением правовых пробелов в законодательстве путем внесения изменений в федеральные законы:

а) от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», дополнив положением, раскрывающим понятие «сотрудничество» как наиболее организованную форму взаимодействия;

б) от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», дополнив положением, раскрывающим меры по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупции с их дифференциацией;

в) от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» по введению в перечень субъектов общественного контроля, предусмотренных антикоррупционным законом «общественных комиссий», а также новой формы общественного контроля «общественное расследование»;

г) от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», по расширению круга лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, помимо лиц, непосредственно участвовавших и (или) участвующих в уголовном судопроизводстве.

Основные этапы: подготовительный и непосредственно реализующий совместные задачи, определяющий пределы сотрудничества посредством оценки степени достижения общих задач.

Система оценки эффективности сотрудничества: коэффициент вовлечения представителей институтов гражданского общества в противодействие коррупции, количественные и качественные показатели, а также результаты экспертного опроса.

Концепция выступает программным документом совершенствования исследуемого сотрудничества и поэтапного воплощения мер повышения эффективности противодействия коррупции совместными силами. Её реализация предполагает: воплощение принципов открытости и публичности деятельности МВД России; повышение уровня доверия граждан к ОВД; развитие сотрудничества на основе социального партнерства; формирование гражданской активности и правосознания граждан; самореализации институтов гражданского общества и успешное выполнение ОВД задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина; формирование действенного организационно-правового механизма сотрудничества ОВД и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Саетгараев В.Ф. Основные направления модернизации законодательства в сфере взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества по вопросам противодействия коррупции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 3. С. 276 - 283. DOI: 10.37973/KUI.2020.41.3.003.

2. Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: дис... д-ра юрид. наук: 12.00.08. Москва, 2014. 537 с.

3. Арзамасов Ю.Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Москва, 1998. 242 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Зимин А.В. Стратегия развития взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества (проект) // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34). С. 9 - 17.

6. Арапова Г.У. Концепт, понятие и значение слова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1. С. 591 - 593.

7. Рашевский Ю.М., Саетгараев В.Ф. Актуальные вопросы формирования эффективного механизма противодействия коррупции в России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39). С. 37 - 41.

REFERENCES

1. Saetgaraev V.F. Osnovnye napravleniya modemizacii zakonodatel'stva v sfere vzaimodejstviya organov vnutrennih del i institutov grazhdanskogo obshchestva po voprosam protivodejstviya korrupcii // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2020. T. 11, № 3. S. 276 - 283. DOI: 10.37973/ KUI.2020.41.3.003.

2. Kirichek E.V. Organizacionno-pravovoj mekhanizm obespecheniya konstitucionnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v usloviyah vzaimodejstviya policii i institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossijskoj Federacii: dis. d-ra yurid. nauk: 12.00.08. Moskva, 2014. 537 s.

3. Arzamasov YU.G. Obespechenie prav cheloveka i grazhdanina v normotvorcheskoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. Moskva, 1998. 242 s.

5. Zimin A.V. Strategiya razvitiya vzaimodejstviya MVD Rossii s institutami grazhdanskogo obshchestva (proekt) // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2015. № 2 (34). S. 9 - 17.

6. Arapova G.U. Koncept, ponyatie i znachenie slova // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 1. S. 591 - 593.

7. Rashevskij YU.M., Saetgaraev V.F. Aktual'nye voprosy formirovaniya effektivnogo mekhanizma protivodejstviya korrupcii v Rossii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 3 (39). S. 37 - 41.

Информация об авторах:

Саетгараев Вильсур Фирдависович, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности Казанского юридического института МВД России, ORCID: 0000-0001-8209-5098, vilson78@list.ru Пашин Вадим Михайлович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Information about the authors:

Saetgaraev Vilsur F., Lecturer at the Department of Investigative Activities of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ORCID: 0000-0001-8209-5098, vilson78@list.ru Pashin Vadim M., Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). The authors have read and approved the final version of the manuscript.

Заявленный вклад авторов

Пашин Вадим Михайлович - концепция и инициация исследования; осуществление критического анализа и доработка текста.

Саетгараев Вильсур Фирдависович - подготовка первоначального варианта текста; проведение критического анализа материалов и формирование выводов; поиск аналитических материалов в официальных источниках.

Статья получена: 17.07.2023.

Статья принята к публикации: 20.12.2023.

Статья опубликована онлайн: 28.12.2023.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.