Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ / PROTECTION OF RIGHTS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-СКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / THE INSTITUTE OF COMMISSIONERS FOR THE ENTREPRENEURS' RIGHTS PROTECTION / BUSINESS ENTITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корженевская Надежда Владимировна

Статья посвящена изучению вопроса правового регулирования института Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. На основании анализа федерального и ре-гионального законодательства автором выявлены основные законодательные пробелы и пути их ре-шения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the Legal regulation of the Institute of Commissioners for the entrepreneurs’ rights protection under the guidance of the President of the Russian Federation and the Russian Federation subjects

The article examines the issue of the legal regulation of the Institute of Commissioners for the entrepreneurs’ rights protection in the Russian Federation. Based on the analysis of federal and regional legislation the author identified the main legal gaps and their possible rectifications

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Демко А.А. Реформирование системы пенсионного обеспечения: промежуточные итоги и перспективы развития пенсионной системы

УДК 346.26:342.5: 346.92

Корженевская Н.В.

Korzhenevskaya N. V.

Совершенствование правового регулирования института Уполномоченных по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации и субъектах Российской Федерации

Improvement of the Legal regulation of the Institute of Commissioners for the entrepreneurs' rights protection under the guidance of the President of the Russian Federation and the Russian Federation subjects

Статья посвящена изучению вопроса правового регулирования института Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. На основании анализа федерального и регионального законодательства автором выявлены основные законодательные пробелы и пути их решения.

The article examines the issue of the legal regulation of the Institute of Commissioners for the entrepreneurs' rights protection in the Russian Federation. Based on the analysis of federal and regional legislation the author identified the main legal gaps and their possible rectifications.

Ключевые слова: защита прав, предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательской деятельности, Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Key words: protection of rights, business entities, entrepreneurship, the Institute of Commissioners for the entrepreneurs' rights protection.

Реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации [1] основных конституционных прав и свобод невозможно представить без обеспечения соответствующих механизмов их защиты. А в условиях закрепления за государством обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина это представляется закономерным.

К числу таких институтов, направленных на обеспечение гарантии защиты прав в сфере предпринимательской деятельности, следует отнести Уполномоченных по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Несмотря на то, что Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 г. № 78-ФЗ (далее: Федеральный закон № 78-ФЗ) [2] был принят сравнительно недавно, в настоящее время учреждены и функционируют региональные бизнес-омбудсмены на территории более половины из числа всех субъектов Российской Федерации.

Однако принятый вариант редакции Федерального закона № 78-ФЗ не содержит ключевых позиций, необходимых для определения правового положения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в системе государственных органов, что позволило законодателям многих субъектов Российской Федерации расширительно толковать нормы федерального закона и

необоснованно закреплять на уровне закона субъекта Российской Федерации полномочия регионального бизнес-омбудсмена, которые относятся к компетенции федерального.

В этой связи необходимо выявить те пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации, которые не позволяют созданным и утвержденным в должности Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Российской Федерации надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности, что сказывается на эффективности института в целом.

Прежде всего, в качестве очевидного недостатка в правовом регулировании института Уполномоченных по защите прав предпринимателей, в Российской Федерации следует отметить отсутствие в содержании Федерального закона № 78-ФЗ правовой дефиниции понятия «субъекты предпринимательской деятельности», в то время как именно данная категория лиц является главным участником правоотношений с этим органом. Соответственно, появляется необходимость в законодательном закреплении юридического содержания данного понятия, так как в противном случае это может привести к правовым коллизиям и неоднозначному толкованию положений закона.

Как подчеркивают эксперты Организации Объединенных Наций, «главная функция этого института заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий орга-

Вестник СурГУ. 2014. Вып. 1 (3)

нов государственной администрации. Говоря более конкретно, институт омбудсмена создается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственной администрации. Соответственно омбудсмен нередко выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и правительством» [3, с. 25].

Между тем, как было верно отмечено В.В. Эмих, это может привести к появлению «опасности их превращения в «бюро жалоб», юридические консультации, «диспетчеров» по распределению жалоб между различными государственными органами, осуществляющими защиту прав граждан» [4, с. 33].

В частности, институт специализированных Уполномоченных в Российской Федерации представляет собой «правозащитную модель», особенность которой заключается в том, что в отличие от иных государственных органов они не наделены властными полномочиями по воздействию на субъект, допустивший нарушение прав предпринимателя. Их основная роль сводится к содействию в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и устранению выявленных нарушений.

Для усиления роли Уполномоченных в системе государственных органов и успешного выполнения ими главной функции (обеспечения гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности), следует уделить особое внимание контрольным функциям бизнес-омбудсмена, поскольку юридическая природа этого органа -приведение в действие «системы сдержек и противовесов» и контрольных механизмов в рамках системы определенной ветви власти [4, с. 84].

Для этих целей важно не только проработать и дополнить закрепленные за Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей полномочия, но и (с учетом двухуровневой системы бизнес-омбудсменов в Российской Федерации), создать механизм, который позволит осуществлять эффективное сотрудничество и взаимодействие между федеральным и региональными Уполномоченными. Гарантии защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности должны быть обеспечены вне зависимости от территории, на которой были нарушены их права.

К сожалению, проблема построения такого единого механизма, обеспечивающего должное взаимодействие между омбудсменами разных уровней власти, является актуальной и для

Уполномоченных по правам человека, и для Уполномоченных по правам ребенка. Акцентируя внимание на компетенции федерального ом-будсмена и предоставляя возможность субъектам Российской Федерации самостоятельно определять комплекс прав и обязанностей регионального омбудсмена, федеральный законодатель не стремится при этом создать соответствующие условия для их сотрудничества.

Между тем решение данного вопроса является важным, так как исполнение федеральным бизнес-омбудсменом задачи по формированию и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности невозможно в условиях отсутствия соответствующего информирования о положении дел на местах. В равной степени это относится и к региональному омбуд-смену, компетенция которого ограничена территорией соответствующего субъекта Российской Федерации, что не позволяет ему в полной мере решать поставленные перед ним задачи.

Целесообразно рассмотреть вопрос об обращении региональных бизнес-омбудсменов к федеральному в случае, когда их полномочий недостаточно для решения определенного вопроса (например, в целях вынесения последним предписания о приостановлении обжалуемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающего права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности). Дополнительно следует установить порядок перераспределения поступивших жалоб между уполномоченными разного уровня власти в целях недопущения одновременного рассмотрения аналогичных жалоб и нарушения принципа разграничения компетенции между ними.

Наконец, возможно усилить полномочия федерального бизнес-омбудсмена путем включения в федеральный закон права на рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности на действия (бездействия) федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, а также права при получении сведений о массовых или грубых нарушениях прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности либо в случаях, имеющих особое общественное значение, по собственной инициативе принимать соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Подводя итог вышесказанному, замечу, что данный институт следует рассматривать как вспомогательный контрольный механизм в системе государственной власти. Поэтому опыт бизнес-омбудсмена, накопленный в результате

Корженевская Н.В. Совершенствование правового регулирования института Уполномоченных по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации и субъектах Российской Федерации

мониторинга и анализа выявленных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности на территории определенного региона, должен быть в полной мере использован в правотворческой деятельности.

По этой причине бизнес-омбудсменов надо наделить правом предоставлять заключения на проекты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности; правом участвовать в

заседаниях законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, его постоянных и временных органов, заседаниях Правительства субъекта Российской Федерации, иных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Именно данный комплекс мер, направленный на преодоления имеющихся законодательных пробелов, позволит бизнес-омбудсменам оправдывать цели их создания, а также показывать эффективность и результативность своей работы.

Литература

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4. С. 445.

2. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ : принят Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 26 апреля 2013 г. : одобр. Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 27 апреля 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19, с. 2305.

3. Руководство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека : подг. Центром Организации Объедин. Наций по правам человека. Нью-Йорк. Женева. 1995. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/training4ru.pdf (дата обращения: 20.01.2014).

4. Эмих В. В. Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации : конституционно-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.