Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМУ УПРАВЛЕНИЮ ОТРАСЛЬЮ ЭНЕРГЕТИКИ В РФ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМУ УПРАВЛЕНИЮ ОТРАСЛЬЮ ЭНЕРГЕТИКИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ / ЭНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаев А.М.

В представленной статье разработаны предложения по развитию используемых подходов к государственному регулированию и программно-целевому управлению отраслью энергетики Российской Федерации на макро- и мезо- уровнях экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING APPROACHES TO PROGRAM-TARGET MANAGEMENT ENERGY INDUSTRY IN RUSSIAN FEDERATION

The article presents proposals for the development of the approaches used to state regulation and program-targeted management of the energy sector of the Russian Federation at the macro- and meso-levels of the economy

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМУ УПРАВЛЕНИЮ ОТРАСЛЬЮ ЭНЕРГЕТИКИ В РФ»

УДК 1

Нечаев А.М.

Алтайский филиал РАНХиГС (г. Барнаул, Россия)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМУ УПРАВЛЕНИЮ ОТРАСЛЬЮ ЭНЕРГЕТИКИ В РФ

Аннотация: в представленной статье разработаны предложения по развитию используемых подходов к государственному регулированию и программно-целевому управлению отраслью энергетики Российской Федерации на макро- и мезо- уровнях экономики.

Ключевые слова: энергетика, отрасль экономики, энергия.

Показатель эффективности государственной программы «Развитие энергетики» по состоянию на 2022 г. составляет 25,5%. Насколько не высока эффективность реализации госпрограммы, свидетельствует наличие многочисленных невыполнений, запланированных в рамках реализации программы показателей, и основных мероприятий, следствием чего является наличие проблемных мест в исполнении подпрограмм, входящих в ее состав [7].

Проведенный анализ исследуемой проблематики позволил перейти к решению важной задачи исследования, а именно - разработке предложений по развитию используемых подходов к государственному регулированию и программно-целевому управлению отраслью энергетики. Предлагается использование системы многоуровневого мониторинга в качестве информационной составляющей, на основе которой должно осуществляться включение объектов систем теплоснабжения в инвестиционные программы РФ (рис. 1) [3, с. 699].

Объекты систем теплоснабжения

> НШ^Нф \ки(ии /

Снсгсма мониторинга состоянии объектов

> г

Программное обеспечение переллчи данных мониторинга состояния объектов

> инфор. ит/ия f

База линиих о состоянии объектов теп"~""Л"

Макро „ |

' : Уровень г осудлрс I ва

СубьеКТЫ Vпривлекни

Мею

Микро

Уровень региона

Уровень ТСО

Опенка технической ис.тссообро шости проекта молершолинн. ремонта, и иены объекта н г п

■ > экономическая

Оценка *-:|>ф<Г1.ТНИНОС III проект»

социальная

I

экологическая

Обоснованное управленческое решение

I =

Основание 1 «я включении к инвест ниионнх и» и|ннрамму

Рис. 1. Алгоритм принятия управленческого решения о включении объекта системы энергетики в инвестиционную программу на основе данных

мониторинга состояния объекта.

Таким образом, для эффективного развития отрасли энергетики в РФ необходимо решить проблему недофинансированности, которую можно решить с помощью включения в инвестиционные программы, что в свою очередь требует грамотного и научно обоснованного решения. Предлагаемый поход подразумевает обеспечение субъектов управления на всех уровнях (в том числе на уровне муниципалитетов) необходимой информационной базой, сформированной на основе данных системы мониторинга.

Очевидно, что на сегодняшний день глобальная экономика и энергетика стремительно изменяются, в т.ч. из-за давления геополитических факторов, поэтому программно-целевая документация стратегического планирования, даже разработанная относительно недавно, устаревает. Главная задача -отследить тенденции, которые только зарождаются, сохраняемые векторы развития и решения, которые позволяют использовать данные тенденции на благо российской энергетики и экономики.

Оценка ситуации на международном рынке энергетики демонстрирует, что большая часть трендов, вызовов и рисков, утвержденных в Энергетической стратегии - 2035, в настоящее время реализуют, включая геополитические. И этот факт подтверждается правильностью поставленной цели - придания российскому ТЭК максимальной гибкости.

Среди задач Энергостратегии - обеспечить энергетические потребности РФ, поддержать энергобезопасность государства при сохранении вектора развития в пользу низкоуглеродного развития, обеспечить пространственно-энергетическое развитие, беря во внимание задачи децентрализации и повышения гибкости, усиления технологической независимости ТЭК, роста качества управления в энергетической сфере.

Сегодняшняя геополитическая ситуация, существенные изменения в инфраструктурных, логистических, финансовых условиях функционирования российского ТЭК вынуждают искать новейшие способы реализации заложенных в Энергостратегии задач:

для нефтегазового комплекса - ускорять развитие нефтегазопереработки и нефтегазохимии, расширять газификацию и потребление газа на внутренних рынках, реализовывать инфраструктурные проекты на азиатском направлении, наращивать добычные, транспортные и перерабатывающие мощности в Арктике и на Дальнем Востоке;

в электроэнергетике - обеспечить надежность энергообеспечения, упростить доступ к энергетической инфраструктуре, поддерживать низкоуглеродную генерацию;

в угольной отрасли - находить новые рынки сбыта, решать сложнейшие проблемы в логистике, разрабатывать новые маршруты по транспортировке [4, с. 165].

Исходя из необходимости как можно скорее обеспечить технологический суверенитет российского ТЭК, особенный акцент должен делаться на развитии отраслевых наук. Нужно также уделять особое внимание актуализации модели ценообразования в отраслях ТЭК, учитывая изменения экономической ситуации на мировом энергетическом рынке.

На сегодняшний день Министерство энергетики РФ занимается сбором предложений энергетических компаний и научных организаций по актуализации Энергостратегии и ее дополнению задачами и решениями до 2050 г. Особо сложным для целеполагания выступает горизонт 2041-2050 гг.

Требуется замедлять заявленные ранее процессы в энергетике, нацеленные на достижение углеродной нейтральности; необходимо искать новые решения в данной сфере, перераспределять основные экспортные потоки энергоносителей из РФ и использовать их для развития внутренней инфраструктуры. Главные задачи при этом состоят в следующем:

обеспечении надежного функционирования объектов электроэнергетики в условиях санкционных ограничений;

обеспечении полного импортозамещения;

оценке возможности перекомпоновки существующей

электроэнергетической системы;

определении направлений развития и стимулирование отечественного машиностроения, развитии собственного парка газовых турбин большой мощности;

оптимизации использования существующего генерирующего и сетевого оборудования;

определении основных подходов к рыночным механизмам, совершенствовании существующих конкурентных механизмов [6].

Между тем, по данным Министерства промышленности и энергетики Алтайского края, на сегодняшний день наибольшая часть необходимой электроэнергии в регион поступает из-за его пределов. В структуре топливно-энергетического баланса края 98% составляют ввозимые ресурсы. Причем понятие энергодефицита не является вполне точным, так как недостающую электроэнергию всегда можно приобрести. Однако если не заниматься развитием собственных ресурсов, то возможен реальный дефицит. Около 50% электросетей в регионе уже выработали свой ресурс. Все это весьма отрицательно отражается на его энергобезопасности.

Чтобы решить такую масштабную проблему, требуется научно обоснованная энергетическая политика, ключевые направления которой излагались в энергетической стратегии Алтайского края до 2020 г. Этот документ не содержал конкретных программ и объемов их финансирования и не имел законодательной силы. В данной стратегии был дан прогноз развития энергетической отрасли и обозначались вероятные пути такого развития.

Тем не менее, в нынешних экономических условиях с реализацией стратегических планов могут возникать серьезные сложности. Краевые власти понимают, что могут и не найти инвесторов для таких финансово емких проектов, по этой причине они на данный момент рассматривают наименее затратные варианты по решению данной проблемы [6].

Что касается так называемых «зеленых технологий», в ближайшие несколько лет в Алтайском крае будет построено пять солнечных электростанций. Предполагалось, что комплексы солнечных батарей будут работать в Славгороде, Кулундинском, Курьинском, Калманском и Михайловском районах. Каждая солнечная электростанция (СЭС) будет иметь

мощность от 25 до 40 МВт. Реализация первого этапа проекта началась в 2021 году на двух территориях. На втором этапе власти запланировали строительство СЭС в Кулундинском, Калманском и Михайловском районах. Это первые подобные энергетические установки в Алтайском крае. Инвестиции в целом будут составлять примерно 15-18 млрд. руб.

Жительница районного центра Шипуново Ирина Рогальских первой в Алтайском крае смогла установить на своем земельном участке солнечную микроэлектростанцию. Теперь учительница музыки обеспечивает электричеством не только собственный дом, но и поставляет энергию в общую сеть.

Жительница Шипуново приобщилась к «зеленым» технологиям и установила у себя на участке комплекс из солнечных панелей мощностью 5 Киловатт, чтобы обеспечивать электричеством свои полдома. Она изучила рынок, просчитала мощность и пришла к выводу, что необходимо ставить не солнечные аккумуляторы, а именно сетевой комплекс. Была выбрана СЭС, которую собирали в г. Чебоксары из импортных комплектующих. Она должна проработать примерно 25-30 лет. Обошелся жительнице села Шипуново солнечный комплекс весьма недешево - почти в 400 тыс. руб.

Крупнейшие поставщики энергии поддерживают подобные альтернативные проекты, не боясь конкуренции со стороны микрогенераций. Так, сетевая компания Алтайкрайэнерго присоединила шипуновскую микроСЭС к своим сетям. В будущем такие объекты микрогенерации получат широкое распространение, поскольку на современном этапе самый доступный способ заполучить альтернативную энергию - установка сетевой солнечной электростанции [5].

Таким образом, в неопределенной геополитической ситуации, которая вряд ли скоро завершится, важнейшие задачи сферы энергетики состоят в обеспечении технологической независимости, поддержании определенного уровня поступлений налогов в бюджет государства, инвестиций в отрасли

энергетики, занятости по отраслям. Учитывая эти задачи, должны формироваться разделы Энергостратегии-2050, в том числе и на региональном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 321 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.10.2022.

2. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 №2 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 10.10.2022.

3. Васильева, Е.Ю. Комплексный подход к оценке привлекательности инновационного проекта / Е.Ю. Васильева // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №11 (112). - С. 698-703.

4. Васильева, Е.Ю. Разработка подходов к организации государственного регулирования и программно-целевого управления отраслью теплоснабжения / Е.Ю. Васильева, Е.А. Дядькова // Экономика и предпринимательство. - 2021. -№6. - С. 162-165.

5. В Алтайском крае сельская учительница построила микроэлектростанцию [Электронный ресурс]: [официальный сайт]. - Электронные данные. - URL: https://rg.ru/2021/10/06/reg-sibfo/v-altajskom-krae-selskaia-uchitelnica-postroila-mikroelektrostanciiu.html?ysclid=laf7o 1 snif124478992/ (дата обращения: 10.10.2022).

6. В Алтайском крае утверждена Энергетическая стратегия до 2020 года [Электронный ресурс]: [официальный сайт]. - Электронные данные. - URL:

https: //www.amic.ru/news/ekonomika/v-altayskom-krae-utverzhdena-energeticheskaya-strategiya-do-2020-goda?yscHd=ladwg6wezx639663949/ (дата обращения: 10.10.2022).

7. Никифоров, О. Новая стратегия обеспечит энергоснабжение России в условиях санкций [Электронный ресурс]: [официальный сайт]. - Электронные данные. - URL: https://www.ng.ru/ng_energiya/2022-09-12/9_8537_strategy.html?ysclid=l9p0xrzweb553216204/ (дата обращения: 10.10.2022).

8. Романов, С.М. Отчет о ходе реализации государственной программы -«Развитие энергетики [Электронный ресурс]: [официальный сайт]. -Электронные данные. - URL: https://programs.gov.ru/Portal/program/30/annual_report/ (дата обращения: 10.10.2022).

Nechaev A.M.

Altai branch of RANEPA (Barnaul, Russia)

IMPROVING APPROACHES TO PROGRAM-TARGET MANAGEMENT ENERGY INDUSTRY IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article presents proposals for the development of the approaches used to state regulation and program-targeted management of the energy sector of the Russian Federation at the macro- and meso-levels of the economy.

Keywords: energy, economic sector, energy sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.