Александр НОВАК,
Министр энергетики Российской Федерации, председатель Научно-координационного совета журнала «Энергетическая политика»
В связи с широким распространением новых технологий, геополитической ситуацией в мире многие отрасли российской экономики - и ТЭК здесь не стал исключением - сталкиваются с рядом новых задач. Поступательное улучшение ключевых показателей энергетики, которое мы наблюдаем в последние годы, говорит о том, что в большинстве случаев нам удается своевременно реагировать на изменение условий развития отраслей ТЭК. Однако для сохранения энергетической ста-
бильности и лидерских позиций России на мировых рынках необходимо уже сегодня с высокой степенью точности проанализировать, как отрасли энергетики могут видоизмениться завтра,какие факторы будут влиять на их развитие и как с учетом этих обстоятельств следует формировать дальнейшую энергетическую политику России.
Рынок нефти
Последние несколько лет значительное влияние на российский ТЭК оказывал ряд внешних обстоятельств. В первую очередь, речь идет о высокой волатильно-сти нефтяных цен. Пять лет назад стоимость нефти достигала $120 за баррель, затем резко опускалась до минимума в 27$. Ситуация сложилась непростая как для
Для сохранения лидерских позиций России необходимо сегодня проанализировать, как энергетика изменится завтра
государства, так и для нефтяных компаний. Но в достаточно короткие сроки мы нашли весьма эффективный, как показала практика, способ стабилизации рынка: в декабре 2016 года было заключено Соглашение о сокращении добычи нефти между странами ОПЕК и не ОПЕК. На сегодняшний день ситуация на рынке нефти по спросу и предложению достаточно сбалансирована, а дополнительные доходы бюджета на текущий момент в результате действия соглашения оцениваются почти в 6 трлн руб. Также существенно выросла выручка нефтяных компаний сектора - отчетности за 2018 год наглядно это продемонстрировали.
ЭНЕРГЕТИКА: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
В июле 2019 года было принято решение о продлении действия соглашения об ограничении добычи нефти в формате ОПЕК+ до 1 апреля 2020 года. В результате за текущий год дополнительные доходы бюджета составят порядка 2 трлн руб. При этом хочу отметить, что ограничение добычи не является постоянным и будет использоваться только в ситуациях, когда это необходимо России или, по меньшей мере, не противоречит ее интересам на мировом _
рынке.
Обострение конкуренции производителей в результате развития технологий и доступности финансирования - еще один современный тренд. За 5 лет сланцевая добыча выросла более, чем на 4 млн баррелей в сутки, также увеличивается доля извлечения нефти из нефтеносных песков, происходит удешевление глубоководной добычи. В 2018 году прогнозируемый рост инвестиций в нефтедобычу во многом обеспечен за счет вложений в сланец: инвестиции в сланцевую добычу США
Ограничение добычи не является постоянным и будет
использоваться только в ситуациях,
когда это необходимо России или не противоречит ее интересам на рынке
увеличились на 19% по сравнению с 2017 годом. В целом с 2013 года добыча в США выросла на 47%. Однако в первом полугодии 2019 года мы увидели замедление темпов роста на сланцевых месторождениях. Отчасти это обусловлено падением количества буровых установок из-за резкого снижения цен на нефть в конце 2018 года, а также инфраструктурными ограничениями. В любом случае, увеличение добычи нетрадиционной нефти в пер_ спективе будет оказывать значительное влияние на мировой рынок. И здесь важно выбрать эффективные инструменты,позволяющие стабилизировать рынок, сделать его более устойчивым и предсказуемым во время подобной трансформации. Удачным примером такого подхода может служить соглашение в формате ОПЕК+.
Отмечу, что в этом году спрос на нефть был ослаблен торговыми войнами - ожидаемый прирост год к году может составить всего 1 млн барр./с., но уже в 2020 году прогнозируется восстановление
роста до 1,4 млн барр./с. год к году. Спрос на газ при этом в ближайшие годы продолжит расти рекордными темпами, на уровне 2018 года, то есть порядка 5% или даже выше. Тем не менее, в целом постепенное замедление темпов роста спроса на энергоносители и изменение структуры энергобаланса неизбежно. Причинами этого являются повсеместное внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий, замещение нефтепродуктов альтернативными видами топлива и развитие возобновляемых источников энергии. Немаловажную роль в этом процессе играет снижение текущих и прогнозных темпов мирового экономического роста, в том числе в крупнейшем потребителе природных ресурсов - в Китае. Быстрыми темпами растет в мировом энергобалансе доля возобновляемых источников энергии. По прогнозам, к 2035 году по сравнению с 2017 годом доля
Рост спроса на нефть в 2019 г. может составить всего 1 млн барр./с., но в 2020 г. восстановится до 1,4 млн барр./с.
угля в мировом энергобалансе снизится с 28% до 21%, нефти - с 34% до 29%. Из ископаемых источников энергии только природный газ увеличит свою долю - с 23% до 26%. В то же время доля ВИЭ вырастет в три раза - до 13%. В этой связи мы наращиваем необходимые компетенции.
Газовая отрасль
В перспективной газовой сфере, где Россия обладает обширными природными ресурсами, мы активно расширяем не только трубопроводную инфраструктуру, но и развиваем производство и торговлю сжиженным природным газом.
К 2035 г.доля России на рынке СПГ. составит 15%-20%, и мы войдем в тройку мировых лидеров по его производству
В прошлом году с опережением сроков в эксплуатацию были введены 2-я и 3-я технологическая линии завода «Ямал СПГ» мощностью по 5,5 млн т СПГ в год. Линии «Ямал СПГ» показали производительность выше проектной, и фактическая мощность завода достигла 17,5 млн тонн.Таким образом, Россия уже находится в топ-3 лидеров стран по мощностям СПГ. Мы рассчитываем, что к 2035 году доля России на мировом рынке СПГ составит 15%-20% и мы войдем в тройку мировых лидеров по производству СПГ, где нашими основными конкурентами станут Катар, США и Австралия. Для развития этого направления государство внедряет соответствующую налоговую политику, стимулирует развитие инфраструктуры и технологий. В том числе, только до 2024 года планируется осуществление инвестиций в проекты СПГ в размере порядка 2,5 трлн руб.
Электроэнергетика и ВИЭ
Что касается другого активно развивающегося в мире направления - энергетики на основе возобновляемых источников энергии, то в 2018 г. в стране завершено строительство генерирующих объектов ВИЭ суммарной мощностью более 370 МВт. Это выше показателя предыдущего года более, чем в 2,5 раза. Всего с 2014 по 2018 гг. построено чуть менее 650 МВт объектов ВИЭ, из них более 555 МВт - солнечные электростанции, более 90 МВт - ветровые. По результатам отборов проектов мы ожидаем, что в 2019 году будет введено 890 МВт мощности ВИЭ, в 2020 г. - более 900 МВт. Таким образом, к 2020 году мощности возобновляемой энергетики в России достигнут 2,2 ГВт, а их выработка - 3,8 млрд кВт*ч.
Развивается технологическая и производственная база ВИЭ. В части солнечной генерации уже создана полная кооперационная цепочка - от научных разработок и производства солнечных модулей до строительства и эксплуатации СЭС. В секторе ветроэнергетики в 2018 году российскими компаниями совместно с технологическими партнерами начали открываться площадки по производству ветроэнергетического оборудования и комплектующих. Благодаря сложившейся в 2017-2018 гг. конкуренции на рынке ВИЭ удалось значительно снизить среднюю величину плановых капитальных затрат по проектам на 1 кВт установленной мощности: в солнечной энергетике этот показатель по итогам года упал на 28,6% по сравнению с 2017 г., в сфере ветроэнергетики за аналогичный период - на 34,3%.
Наряду с развитием ВИЭ в индустриальном
К 2020 г. мощности возобновляемой энергетики в России достигнут 2,2 ГВт, а их выработка — 3,8 млрд кВт*ч
масштабе идет работа по созданию условий для развития в стране микрогенерации на их основе. В частности, Минэнерго России разработан и Государственной Думой уже принят в первом чтении законопроект, который упрощает процедуру размещения объектов микрогенерации на основе ВИЭ на уровне отдельных домохозяйств и предоставляет владельцам таких объектов возможность продавать излишки вырабатываемой электрической энергии на розничных рынках.
Условия развития
К сожалению, на мировых рынках мы регулярно сталкиваемся с применением неэкономическимих методов конкурентной борьбы, непосредственной или косвенной дискриминацией российских компаний ТЭК. Этот тезис, думаю, не требует подробных пояснений. Мы все прекрасно видим,какое давление оказывается на российские компании и страну в целом, в том числе посредством так называемых санкций. Одновременно ряд стран пытается настойчиво убедить другие государства приобретать именно их продукцию вопреки коммерческой выгоде и здравому смыслу. Уверен, что в конечном итоге действия наших западных коллег не приведут к желаемой ими цели. Ведь на стороне России весомые конкурентные преимущества - богатые природные ресурсы,
На стороне России весомые конкурентные преимущества -богатые ресурсы, низкая себестоимость добычи и невысокие транспортные
расходы, а, значит, более привлекательные цены
сравнительно низкая себестоимость добычи и невысокие транспортные расходы, а, соответственно, более привлекательные цены на энергоносители. Мы активно развиваем инфраструктуру: до конца года планируем запустить «Турецкий поток», заканчивается строительство «Северного потока - 2». Идет работа над развитием Северного морского пути
Добычи угля В России в 2019 г. достигнет 445 млн т, а в 2020 году - 453 млн т. Экспорт ожидаем на уровне 215 млн т в 2019 году и 220 млн т - в 2020 г.
как важного транспортного коридора углеводородов. По нашим оценкам, через 5 лет мы сможем не только сохранить наши позиции на мировых рынках, но нарастить экспорт нефти на 20-25 млн тонн (до уровня ~28о млн тонн), газа - на 40-45 млрд куб. м (до ~зоо млрд куб. м к 2022 году).
Помимо внешних обстоятельств на развитие отраслей ТЭК влияют внутренние факторы. Общеизвестным трендом является ухудшение качества минерально-сырьевой базы, особенно в Западной Сибири, что приводит к росту затрат на освоение месторожде- _
ний, в том числе из-за необходимости работы в удаленных нефтегазовых провинциях с неразвитой инфраструктурой. Для стабилизации ситуации в данном направлении уже был принят комплекс мер. Из ключевых нововведений - вступивший в силу с 1 января 2019 года налог на дополнительный доход от добычи нефти для ряда пилотных месторождений. О предварительных результатах можно будет говорить через 2-3 года после тщательного
Программа модернизации ТЭС позволит в течение
10 лет глубоко модернизировать до 41 ГВт или 25%
всей тепловой генерации России
анализа, но надеемся, что налог существенно улучшит экономику добычи и позволит ввести в оборот ранее нерентабель- ^^^^^^^ ные месторождения. Мы детально изучим, в каких условиях сейчас осуществляется разработка и эксплуатация месторождений и какие стимулирующие меры окажутся для них наиболее эффективны. Эту работу планируется завершить до 1 декабря. По итогам анализа будут предложены дополнительные меры поддержки.
Угольная промышленность
В угольной промышленности проблема истощения действующих месторождений стоит не столь остро по сравнению с нефтяной отраслью. В то же время в ближайшие годы мы намерены продолжить работу по развитию новых центров угледобычи в регионах с благоприятными горногеологическими условиями. Речь идет, в первую очередь, об Эльгинском месторождении в Республике Саха (Якутия), Улуг-Хемском угольном бассейне в Республике Тыва, Восточно-Бейском _ угольном месторождении в Республике Хакасия, Амаамском месторождении в Чукотском автономном округе, месторождениях Таймырского угольного бассейна. Стимулирование добычи угля в новых регионах станет драйвером дальнейшего развития угольной промышленности. Рассчитываем, что уровень добычи угля по итогам 2019 года достигнет 445 млн тонн, а в 2020 году - 453 млн тонн. Экспорт ожидаем на уровне 215 млн тонн в 2019 году и 220 млн тонн - в 2020 году.
Мы планируем в ближайшее время завершить работу над законопроектом
о введении обратного акциза на этан и сжиженные углеводородные газы
Вектор на модернизацию
Еще одной наболевшей темой ^^^^^^ остается все еще высокий износ основных производственных фондов ТЭК. Очевидно, что никакого другого выхода, кроме как и дальше наращивать темпы обновления,здесь нет. В частности, в нефтепереработке в результате продолжения программы модернизации НПЗ в прошлом году завершены работы на 5 установках вторичной переработки нефти, а глубина переработки достигла 83,4% (+2,1 п.п. к 2017 г.). Всего с 2011 до 2028 года нефтяные компании взяли на себя обязательства по модернизации 139 установок. Для стимулирования работы отрасли и надежного обеспечения внутреннего рынка топливом была разработана уни-
Наша задача -уметь прогнозировать возможные сценарии развития событий и находить оптимальные решения
кальная налоговая система, аналогов которой нет в мире - обратный акциз на нефть с демпферной компонентой,которая позволяет нивелировать влияние резких скачков цен на нефть и нефтепродукты и обеспечивает стабильные поставки топлива на внутренний рынок. Для запуска третичных технологий модернизации был предложены дополнительные инвестиционные коэффициенты в формуле обратного акциза на нефть.
В электроэнергетике для нас приоритетом является реализация Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период
до 2024 года, утвержденного Правительством Российской Федерации в сентябре 2018 года. План опирается на Стратегию пространственного развития и синхронизирован со схемами и программами развития энергетических систем регионов России, проектами развития транспортной, производственной и социальной инфраструктуры. На реализацию Комплексного плана в части развития объектов электросетевого хозяйства всего планируется направить не менее 250 млрд руб., чтобы обеспечить к 2024 году ввод в эксплуатацию 6 тыс. км линий электропередач и более 3,5 тыс. МВА трансформаторных мощностей.
В электроэнергетике стратегическое значение имеет вопрос привлечения системных инвестиций в модернизацию генерирующих мощностей. Утверждена программа модернизации ТЭС, которая позволит в течение 10 лет, начиная с 2021 года, глубоко модернизировать до 41 ГВт, что составляет около 25% всей тепловой генерации в ЕЭС России. В программе участвуют проекты модернизации оборудования, особенно востребованного в энергосистеме, но при этом с высокими на текущий момент показателями износа. Критерием отбора проектов модернизации ТЭС является миними-
В угольной промышленности проблема истощения действующих месторождений стоит не столь остро по сравнению с нефтяной отраслью
Наболевшей темой остается все еще высокий износ основных производственных фондов ТЭК
зация стоимости вырабатываемой электрической энергии для потребителей после реализации проектов. В апреле Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики определила проекты модернизации тепловой генерации по итогам первого конкурентного отбора проектов на 20222024 год. Было отобрано 30 наиболее эффективных проектов модернизации с установленной мощностью 8,6 ГВт -это 18 электростанций, расположенных в 13 субъектах России. Кроме того, в итоговый перечень проектов модернизации включены 15 проектов мощностью 1,8 ГВт. К настоящему времени уже сформирован предварительный перечень проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций на 2025 год. Все эти меры позволят сделать энергетические ресурсы более качественными и доступными для населения.
Развитие нефтехимии
Несмотря на то, что наше министерство отраслевое и, в первую очередь, отвечает за достижение качественных и количественных
результатов в отраслях ТЭК, мы включились в работу и по развитию несырьевого сектора. Решение этой задачи является одной из ключевых для современной российской экономики. На наш взгляд, эффективным инструментом по наращиванию неэнергетического экспорта может стать нефтегазохимическая продукция. На сегодняшний день мы уже практически полностью избавилась от нетто импорта крупнотоннажных полимеров. При этом рост спроса на нефтегазохимиче-скую продукцию на мировом рынке составляет около 4% в год. Такие темпы сохранятся и в будущем. Поэтому мы намерены в полной мере реализовать потенциал России в данной области. В текущем году Правительством РФ утверждена разработанная Минэнерго России «дорожная карта» по развитию нефтегазохимического комплекса Российской Федерации на период до 2025 года, которая предусматривает стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизацию системы налогового и таможенного регулирования, а также повышение эффективности регулирования в области экологии, промышленной безопасности и капитального строительства. Рассчитываем, что реализация этих мер позволит создать условия для наращивания к 2025 году объема производства крупнотоннажных полимеров, увеличить долю нетто экспорта и потребления СУГ и этана в не-фтегазохимическом комплексе. Планируем в ближайшее время завершить работу над законопроектом о введении обратного акциза на этан и сжиженные углеводородные газы.
Российский ТЭК обеспечивает энергобезопасность не только нашей страны, но является одним
из основных гарантов мировой энергетической стабильности
Глубина переработки нефти в России в 2018 г. выросла на 2.1 процентных пункта и достигла
83,4%
Формирование кадров
В заключение остановлюсь еще на одном важном аспекте, которому не всегда уделяется должное внимание, но без его учета невозможна реализация ни одной из поставленных целей. Речь идет о кадровом потенциале. Постоянно появляются новые научные открытия,происходит цифровизация отраслей энергетики - все это требует большого количества профессиональных, талантливых, разносторонних работников. И такие универсальные специалисты есть в нашей стране, но их необходимо правильно подготовить, дать им соответствующие навыки и компетенции. Здесь важен
К настоящему времени уже сформирован предварительный перечень проектов модернизации генерирующих объектов ТЭС на 2025 г.
подход к формированию образовательных и профессиональных стандартов, целевой подготовке будущих и действующих специалистов, практике и стажировке студентов, внедрению системы наставничества. Мы как отраслевое министерство понимаем свою ответственную роль в этом процессе и находимся в активном диалоге с Минобрнауки России, ведущими отраслевыми вузами и компаниями.
Минэнерго России содействует повышению квалификации как уже состоявшихся специалистов, так и уделяет значительное внимание работе с молодежью. Например, в рамках форума «Российская энергетическая неделя», который ежегодно проходит в октябре при
поддержке Минэнерго России, традиционно проводится Молодежный день, где студенты и школьники могут «без галстуков» пообщаться с руководителями органов власти и предприятий. Мы видим, что постепенно складывается традиция проводить мероприятия для молодежи на крупных отраслевых международных дискуссионных площадках, и это очень радует. Существуют и специализированные форумы для молодежи. Например, Молодежный форум Мирового нефтяного совета - Форум будущих лидеров, который впервые прошел в России в июне текущего года, Международный молодежный энергетический форум, Международный молодежный промышленный форум, чемпионат Case-In, отраслевые энергетические смены других молодежных форумов. В августе в Казани состоялся 45-й мировой чемпионат World Skills, в котором также активное участие принимают отраслевые компании.
Отмечу, что основные задачи, стоящие перед отраслями ТЭК, нашли своё отражение в подготовленной Минэнерго России новой Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации. В мае документ утвердил Президент России. В соответствии с актуальными вызовами и рисками, а также постановкой ряда новых целевых показателей по развитию отраслей ТЭК до конца года нам предстоит актуализировать проект Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года.
Хочу подчеркнуть, что в нашей совместной работе с коллегами
из других ФОИВов, компаниями, экспертным и научным сообществом важно помнить, что российский ТЭК обеспечивает энер-
Основные задачи, стоящие перед отраслями ТЭК, нашли своё отражение новой Доктрине энергетической безопасности
гетическую безопасность не только нашей страны, но также является одним из основных гарантов мировой энергетической стабильности. Успешное развитие отраслей отечественной энергетики - залог качественного и надежного энергообеспечения граждан в России и мире, а также прочный фундамент для поступательного роста экономики и наращивания инвестиционного потенциала нашей страны, то есть той цели, которую перед нами поставил Президент. Мы осознаем эту ответственность. Наша главная задача - своевременно идентифицировать возникающие внутренние и внешние вызовы,уметь прогнозировать возможные сценарии развития событий и находить наиболее эффективные решения. Все это необходимо для того, чтобы в будущем не только сохранить, но и укрепить достигнутые позиции.
На реализацию комплексного плана модернизации энергетики планируется направить не менее 250 млрд руб
Реализация мер стимулирования позволит создать условия для наращивания к 2025 г. объема производства крупнотоннажных полимеров