doi 10.475776/2712-7559 2020 3 31
удк 320.9
Братко Ирина Валерьевна,
старший преподаватель, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]
анализ современного состояния топливно-энергетического комплекса
Реферат. Статья посвящена анализу современного состояния топливно-экономического комплекса страны. В данном исследовании автором представлен ретроспективный анализ экономических показателей работы предприятий отрасли. Выявлены основные проблемные вопросы не только отрасли, но планирующей документации, стратегий развития, которые не отражают действительного состояния дел в полной мере. Проблемными вопросами являются: дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование; отсутствие восполнения минерально-сырьевой базы - значительное отставание объемов геологоразведочных работ; низкая рентабельность разработки трудноизвлекаемых запасов; неразвитость рыночных отношений и искаженная структура цен; высокая зависимость от внешних факторов нефтегазового сектора и доходов государства и другие. Опираясь на мнение Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, автор предполагает, что скорость перехода на возобновляемые источники энергии высока, но не настолько, чтобы в короткие сроки вытеснить «классические» источники теплоэнергии и электроэнергии в связи с их высокой экономической эффективностью и высокой стоимостью замены таких объемов генерации, а также качеством, недостаточным для использования в промышленности. Автор делает вывод, что топливно-энергетический комплекс на протяжении длительного периода времени будет являться основным экономическим двигателем экономики страны, поддерживать безопасность, устойчивость и развитие российской экономики. Благодаря наличию мощной сырьевой базы существуют благоприятные возможности для развития ряда промышленных отраслей в данной области.
Ключевые слова: анализ; предприятие; проблемы; топливно-энергетический комплекс.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the current state of the country's fuel and economic complex. In this study, the author presents a retrospective analysis of the economic performance of enterprises in the industry. The main problematic issues of not only the industry, but planning documentation, development strategies, which do not fully reflect the actual state of affairs, are identified. Problematic issues are: lack of investment resources and their irrational use; lack of replenishment of the mineral resource base -significant lag in the volume of geological exploration; low profitability of developing hard-to-recover reserves; underdeveloped market relations and distorted price structure; high dependence on external factors of the oil and gas sector and state revenues, and others. Based on the opinion of the Analytical Center for the Government of the Russian Federation, the author assumes that the speed of transition to renewable energy sources is high, but not so high that in a short time it is possible to displace «classical» sources of heat and electricity due to their high economic efficiency and high cost of replacing such volumes of generation, as well as quality insufficient for use in industry. The author concludes that the fuel and energy complex for a long period of time will be the main economic engine of the country's economy, maintain the security, stability and development of the Russian economy. Due to the presence of a powerful raw material base, there are favorable opportunities for the development of a number of industrial sectors in this area.
Keywords: analysis; company; Problems; fuel and energy complex.
udc 320.9
Bratko Irina,
senior teacher, The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
analysis of the current state
of fuel-energy complex
С целью выявления основных проблем и повышения конкурентоспособности предприятий топливно-энергетического комплекса необходимо провести анализ его статистических данных. В Российской Федерации присутствует значительное, а в некоторых случаях и самое большое в мире количество полезных ископаемых и возобновляемых источников энергии.
Отрасли ТЭК России занимают лидирующее положение на мировых рынках по добыче нефти, по экспорту газа, второе место по добыче газа и третье - по экспорту угля.
Россия продолжает оставаться одним из крупнейших мировых поставщиков топлива долгие годы. Однако в последнее время это положение становится более шатким: складывается новая мировая тенденция дивести-ции с ископаемого топлива на возобновляемые источники энергии. Страны мира, ранее рассчитывавшие на импортную энергию, создают собственную локальную энергетику на основе возобновляемых источников.
Целями энергетической политики России являются максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышение качества жизни населения страны и содействие укреплению ее внешнеэкономических позиций.
В энергетической стратегии России на период до 2030 г. основной идей является то, что ТЭК должен стать локомотивом развития экономики страны. Являясь крупнейшим заказчиком для многих смежных отраслей промышленности и экономики, ТЭК должен вносить весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики [2].
В проекте энергетической стратегии России до 2035 г. центральной идеей является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК. При этом новая роль ТЭК в экономике страны будет состоять в переходе от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», обеспечивающей создание условий для развития российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений [2].
Россия входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объ-
емам производства и экспорта энергоресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики. Российская энергетическая инфраструктура, основу которой составляют Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях: от арктической до субтропической зоны [1].
Федеральным органом исполнительной власти России, осуществляющим государственное управление в области энергетики и находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, является министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России). Оно образовано в 2008 г. Указом Президента РФ № 724 путем разделения Министерства промышленности и энергетики РФ.
Основными функциями Министерства энергетики РФ являются разработка и реализация государственной политики в отрасли и нормативно-правовое регулирование топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, газовой, торфяной, угольной и сланцевой промышленности, продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции и в сфере нефтехимической промышленности, а также правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Орган исполнительной власти осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в области:
- обеспечения деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
- обеспечения энергетической безопасности;
- производства и использования топливно-энергетических ресурсов;
- координации деятельности организаций по разработке прогнозов развития электро-
и теплоэнергетики (за исключением атомной энергетики), нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газоснабжения и газового хозяйства, нефте-продуктообеспечения, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, нетрадиционной энергетики;
- подготовки предложений по разработке инвестиционных проектов в области топливно-энергетического комплекса, программ освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов, балансов топливно-энергетических ресурсов, текущих и перспективных балансов по отдельным видам энергоресурсов и принятия мер по их реализации;
- разработки предложений по использованию систем магистральных нефтегазопроводов, нефтепродуктопроводов и энергетических систем и принятия мер по их реализации в установленном порядке;
- разработки предложений в области энергосбережения и обеспечения безопасности при функционировании и развитии топливно-энергетического комплекса;
- осуществления государственной политики по вопросам разработки и реализации соглашений о разделе продукции;
- другие функции [7].
Топливно-энергетический комплекс является сложной системой добычи, обогащения, преобразования, передачи, распределения и потребления топливно-энергетических ресурсов. Объединение элементов этой системы в единый национально-хозяйственный комплекс обусловлено технологическим единством, экономической и организационной взаимозависимостью. Продукты и услуги комплекса используются во всех отраслях национальной экономики.
Структурно система ТЭК состоит из двух крупных отраслей: энергетики и топливной промышленности (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура топливно-энергетического комплекса Источник: разработано автором.
Электроэнергетическая составляющая включает выработку, учет, преобразование, транспортировку электроэнергии по сетям. В ее состав входят тепловые электростанции, гидроэлектростанции, теплоэлектростанции, атомные электростанции, котельные и прочие (солнечные батареи, ветряные турбины и др.).
Значительным преимуществом электроэнергии является то, что ее можно преобразовывать в другие виды энергии (световую, тепловую) и передавать на масштабные расстояния.
Основными отраслями топливной промышленности являются нефтяная, газовая и угольная.
Нефтяная промышленность - это отрасль народного хозяйства, функциями которой являются добыча, транспортировка, переработка нефти и нефтепродуктов. Нефтедобыча - это сложный и затратный процесс, он включает геологоразведку, бурение скважин, очистку добытой нефти. К инфраструктуре нефтедобывающей отрасли относятся до-жимные и кустовые насосные станции, нефтепроводы, установки предварительного сброса воды.
Основной целью газовой промышленности является разведка, добыча природного газа, производство искусственного газа из сланцев и угля, переработка и использование газа в разных отраслях народного хозяйства. Преимуществом природного газа является то, что он может находиться в газообразном и жидком состоянии. Это позволяет его транспортировать несколькими способами. При сгорании он выделяет минимальное количество выбросов в сравнении с нефтью и углем. Основной задачей предприятий газодобывающей отрасли является учет газа и его транспортировка.
Угольная промышленность включает процессы добычи, обогащения и переработки каменного и бурого угля. Добыча происходит открытым способом или в шахте в зависимости от углубления месторождения. Развитие угольной промышленности имеет дополнительный положительный экономический эффект в связи с возведением соответствующей инфраструктуры.
Добыча торфа впервые была осуществлена в первом столетии нашей эры, торф использовали для нагревания. Запасы торфа в РФ оцениваются примерно в 175 млрд тонн (это примерно 35% мировых запасов) [6]. Его добыча в настоящее время проводится на минимальном уровне, так как произошло падение спроса на этот вид топлива на фоне увеличения спроса на более энергоемкие источники: нефть, природный газ, энергетические угли.
Горючие сланцы являются нетрадиционным источником энергии. Это органическое минеральное сырье, твердое полезное ископаемое осадочного происхождения. В процессе сгорания они выделяют тепло, а при термическом разложении образуется сланцевое масло, которое является аналогом нефтепродуктов.
В настоящее время в мире начинают широ -ко использовать альтернативную энергетику. В качестве топлива применяются возобновляемые источники энергии. Их производят действующие или периодически возникающие процессы в природе.
В отличие от истощаемого органического топлива, возобновляемые источники неисчерпаемы, они являются более безопасными с точки зрения экологии. Альтернативная энергетика не может покрыть потребности большой территории, так как энергостанции обладают ограниченной мощностью и рассчитаны на локальных потребителей.
За период 2008-2017 годов добыча нефти в Российской Федерации выросла на 12%, однако обеспечение стабильного роста объемов добычи углеводородного сырья (далее -УВС) требует все больше усилий со стороны нефтедобывающих компаний: средняя обводненность скважин за рассматриваемый период выросла на 2%, средняя проходка в бурении выросла более чем на 70%, а средний дебит скважин упал примерно на 4%. Об -щий объем капитальных затрат вертикально интегрированных нефтяных компаний вырос на 178% (с 478 млрд руб. в 2008 году до 1330 млрд руб. в 2017 году), а удельные затраты на добычу нефти выросли с 1,3 тыс. руб./т в 2008 году до 3 тыс. руб./т в 2017 году.
По итогам 2017 года топливно-энергетический комплекс России показал хорошие результаты работы. Выработка электроэнергии увечилась на 0,2% к показателям 2016 года, составила 1073,7 млрд. кВт^ч. Снижение энергоемкости ВВП к 2007 году составило 8,3% (в 2016 году 7,04%). Добыча нефти, включая газовый конденсат - 546,8 млн тонн (-0,1% к 2016 году), добыча природного и попутного газа 691,1 млрд куб. м (+8% к 2016), добыча угля - 408,9 млн. тонн (+5,7% к 2016 году). Объем добычи переработки нефти остался практически на уровне прошлого года - 279,9 млн тонн (-0,2% к 2016), при этом увеличилась глубина ее переработки до 81,3% (в 2016 году - 79,2%).
В 2017 году было добыто 691 млрд м3 газа. Это - самый лучший показатель за последние 17 лет. Также 2017 год стал рекордным для страны по показателям экспорта «голубого топлива» - 224 млрд м3 газа было экспортировано в 2017 году по различным направлениям.
В 2017 году объемы добычи нефти составили 546,8 млн т. Это меньше, чем в 2016 году. Снижение, в первую очередь, связано с исполнением Венского соглашения между странами ОПЕК в целях балансировки рынка и стабилизации положения на мировых рынках. Оно сыграло позитивную роль и в допол -нительных поступлениях валютной выручки в РФ. Было введено в эксплуатацию 55 нефтяных месторождений, это говорит о том, что нефтегазовая отрасль РФ продолжает развиваться.
Как следует из Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, «классических» запасов с низкой себестоимостью добычи осталось в России максимум на 20 лет, а две трети месторождений содержат значительно более дорогую, трудноизвлекаемую нефть. «При нынешнем состоянии минерально-сырьевой базы без вовлечения в отработку трудноиз-влекаемых запасов нефти удержать достигнутый уровень добычи в период после 2020 года будет практически невозможно, поэтому нефть относится к числу недостаточно обеспеченных запасов полезных ископаемых» [3].
Общий объем добычи угля в 2017 году составил 409 млн т/год, это рекордный уровень в Российской Федерации за все годы. Российский уголь является конкурентоспособным, растет экспорт, новые маршруты, которые сегодня открылись, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, позволяют России конкурировать и поставлять уголь в Южную Корею. Увеличились объемы поставок в Японию, решены проблемы с поставками угля в Китай, связанные с технологическими проверками.
Однако многие энергетические экспертные организации, в том числе Международное энергетическое агентство (МЭА), отмечают другую тенденцию: рекордное падение потребления угля. Высказывается предположение, что пик его потребления в Китае (главном потребителе этого вида топлива) пройден еще в 2013 году, и возврата не предвидится. Потребление угля, по расчетам экспертов, должно сократиться в два раза по сравнению с нынешним уровнем.
С 2015 года (когда было принято Парижское соглашение) глобальная ситуация на мировом энергетическом рынке меняется не в пользу продаж угля. Идет процесс при-
остановки или отказа от финансирования немалого числа угольных проектов, причем в главных странах-потребителях и импортерах угля: Китае, Индии, Индонезии, Вьетнаме и др.
Освоение этими странами «чистого» угля фактически остановилось. Примеры «чистых» станций в Японии, Германии или США показывают, что эксплуатировать их дорого. Начальные капитальные затраты возрастают на 100-300 млн USD/ГВт, а эксплуатационные расходы увеличиваются на 2-3 цента USD за кВт^ч. Такое удорожание неприемлемо как для развивающихся стран Азии, так и для ряда других государств, в частности, США и России. В этих условиях сокращение российского экспорта энергетического угля становится неизбежным, особенно во второй половине 2020-х годов. Это очень серьезная проблема, так как экспорт составляет примерно 40% от всего объема производства.
В электроэнергетике было введено 3,9 ГВт мощностей в 2017 году, была запущена Якутская ГРЭС-2. Из национальной энергетики планируется вывести большое количество устаревших мощностей атомных и тепловых электростанций, объем может составить к 2035 году 66,1 млн кВт.
Начинается процесс развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России. Продолжает реализоваться программа по строительству и вложению инвестиций в возобновляемые источники энергии. За 20142016 годы было введено всего 130 МВт, а в 2017 году эта цифра составила 135 МВт. Появилась первая ветряная станция в Ульяновской области мощностью 35 МВт.
В эту отрасль пришли такие крупные инвесторы, как «Росатом», «Фортум», «Энел». Программа строительства объектов ВИЭ в первую очередь направлена на создание возможностей в РФ по производству соответствующего оборудования.
В Новочебоксарске открыт новый завод по производству солнечных панелей по российским технологиям, которые были разработаны академиками Российской академии наук. Эти технологии входят в тройку мировых технологий по коэффициенту полезного действия и в целом по эффективности. Первая станция на Алтае уже была введена со стопроцентной локализацией из российских составляющих.
По мнению Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, скорость перехода на возобновляемые источники энергии высока, но все же не настолько, чтобы в короткие сроки вытеснить, к примеру, уголь из топливно-энергетического баланса стран. Причины этому - экономическая эффективность угольной генерации и высокая стоимость замены таких объемов генерации, а также тот факт, что качество электроэнергии, производимой солнечными и ветряными электростанциями, не так высоко для использования в промышленности.
Динамика мировых инвестиций в ТЭК и их отраслевая структура служат важным показателем долгосрочных ожиданий в части
спроса на основные энергоресурсы. В 2017 году инвестиции в нефтегазовую отрасль и топливно-энергетический сектор (ТЭК) в мире в целом выросли после снижения в 2015-2016 годах, что было вызвано понижением цен на нефть. В России в кризисные 2015-2016 годы объем рублевых инвестиций в ТЭК рос за счет реализации крупных нефтегазовых проектов. В мире все более явным становится тренд к опережающему росту инвестиций в сферу возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и энергоэффективности, а также снижению инвестиций в «старые» отрасли ТЭК. В России же эти тенденции пока ярко не выражены (рисунок 2).
Рисунок 2 - Инвестиции в отрасли ТЭК в мире в 2008-2016 гг. и их географическая структура [5].
Инвестиции в ТЭК России в 2008-2016 годах непрерывно росли, преимущественно охватывая нефтегазовую отрасль. По расчетам АЦПРФ, в 2016 году общий объем инвестиций в ТЭК России составил 3,7 трлн руб., что эквивалентно 25% суммарных инвестиций в экономику.
В 2018 году все отрасли топливно-энергетического комплекса продемонстрировали положительную динамику своего разви-
тия, были достигнуты новые максимальные уровни добычи нефти, газа, угля, выработки электроэнергии. ТЭК стабильно обеспечивал энергетические потребности внутреннего рынка, наращивал экспортный потенциал страны, содействовал росту экономики и повышению качества жизни наших граждан.
Электроэнергетика.: ресурсы, электростанции, сети
Топливная промышленность
Нефтяная промышленность
Газовая промышленность
Угольная промышленность
Торфяная пр о мышленн о сть
Альтернативная энергетика (типы источников)
Ветряные Солнечные Гидроэнергетические ймтмшшше
(движение (электромагнитное (движение воды ные (тепло (теплоту сгорания
воздушных излучение в морях, реках) планеты) возобновляемого
масс) солнца) топлива)
Рисунок 3 - Инвестиции в отрасли ТЭК в России в 2008-2017 годах [5].
Российский ТЭК продолжает функционировать в условиях внешних и внутренних вызовов: сохранения высокой волатильности нефтяных цен и неопределенности на мировых рынках; жесточайшего роста конкуренции производителей на рынках в результате развития технологий; использования неконкурентных методов экономической борьбы (применения санкций, давления на потребителей, роста протекционизма, особенно на газовом рынке). На внутреннем рынке отмечается продолжающееся ухудшение качественных характеристик минерально-сырьевой базы: рост затрат, основных средств, избыточная регуляторика.
В этой связи для сохранения и дальнейшей эффективной реализации огромного потенциала российского топливно-энергетического комплекса ключевой задачей министерства и Правительства является выработка и принятие изменений законодательства - тех решений, которые должны создать предсказуемые и экономически привлекательные условия для более эффективного использования природных ресурсов [4].
ТЭК во многом определяет состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около четверти производства валового внутреннего продукта, трети
объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. Но, несмотря на такое благоприятное развитие, в ряде отраслей ТЭК сохраняются механизмы и условия хозяйствования, сдерживающие развитие комплекса. Основные проблемы, стоящие перед ТЭК:
- дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование: практически весь поток инвестиций приходится на нефтяную отрасль, кроме того, существует острая необходимость в финансировании поисково-оценочных работ в перспективных районах, технологических и геолого-экономических исследований с целью расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы регионов для создания резерва конкурентоспособных, наиболее ликвидных месторождений с высокой инвестиционной привлекательностью для российских и зарубежных инвесторов;
- отсутствие восполнения минерально-сырьевой базы: объемы геологоразведочных работ значительно отстают, практически не выявляются новые месторождения, в действительности происходит ускоренная выработка лучших месторождений;
- низкая рентабельность разработки труд-ноизвлекаемых запасов: месторождения, которые находятся на поздних стадиях разработки, теряют экономическую привлекательность из-за высоких трудозатрат, в то время как многие из них все еще обладают высоким потенциалом;
- неразвитость рыночных отношений и искаженная структура цен: отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка, прозрачности хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий; деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы и, как следствие, чрезмерная ориентация на газ и снижение доли угля в энергетическом балансе страны; несовершенство законодательства, учитывающего специфику функционирования предприятий ТЭК, несовершенство налоговой системы;
- высокая зависимость от внешних факторов нефтегазового сектора и доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка; отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду, возрастание вероятности техногенных катастроф.
ТЭК поддерживает безопасность, устойчивость и развитие российской экономики. Благодаря наличию мощной сырьевой базы, существуют благоприятные возможности для развития ряда промышленных отраслей в данной области.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Президент (2012-; В. В. Путин). Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации : Указ Президен -та Российской Федерации от 13.05.2019 г. № 216 // ЭПС Гарант. - Текст : электронный.
2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года : Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р. - URL: https://minenergo. gov.ru/node/1026 (дата обращения 12.02.2019). - Текст : электронный.
3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года : Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2018 № 2914-р // СПС Консультант. - Текст : электронный.
4. Доклад Александра Новака об итогах работы топливно-энергетического комплекса в 2018 году и задачах на 2019 год // Каракан-Инвест. - URL: http://karakan-invest.ru/presscenter/news-coal/doklad-aleksandra-novaka. - Текст : электронный.
5. Итоги работы ТЭК России в 2017 году // Энергети -ка. Электротехника. Связь. - URL: https://www.ruscable. ru/news/2018/04/09/itogi_raboty_TEK_Rossii_v_2017_ godu/. - Текст : электронный.
6. Милина, А. Торфу дали шанс / А.Милина // Портал об энгергетике в России и мире. - URLhttps:// peretok.ru/articles/innovations/5712/. - Текст : электронный.
7. Структура министерства // Министерство энергетики : официальный сайт. - URL:https://minenergo.gov. ru/aboutminen/structure (дата обращения 09.01.2019). -Текст : электронный.
References:
1. Rossiiskaya Federatsiya. Prezident (2012-; V. V. Putin). Ob utverzhdenii Doktriny ehnergeticheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii, Ukaz Prezidenta RF no. 216, 13.05.2019, EHPS Garant.
2. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Ehnergeticheskoi strategii Rossiiskoi Federatsii do 2035 goda, rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii no. 1523-r, 09.06.2020. Available at: https://minenergo. gov.ru/node/1026 (accessed 12.02.2019).
3. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya mineral'no-syr'evoi bazy Rossiiskoi Federatsii do 2035 goda, rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii no. 2914-r, 22.12.2018, SPS Konsul'tant.
4. Doklad Aleksandra Novaka ob itogakh raboty toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa v 2018 godu i zadachakh na 2019 god // Karakan-Invest. Available at: http://karakan-invest.ru/presscenter/news-coal/doklad-aleksandra-novaka.
5. Itogi raboty TEHK Rossii v 2017 godu, Ehnergetika. Ehlektrotekhnika. Svyaz'. - Available at: https://www. ruscable.ru/news/2018/04/09/itogi_raboty_TEK_ Rossii_v_2017_godu/.
6. Milina A. Torfu dali shans, Portal ob ehngergetike v Rossii i mire. Available at: https://peretok.ru/articles/ innovations/5712/.
7. Struktura ministerstva, Ministerstvo ehnergetiki : ofitsial'nyi sait. Available at: https://minenergo.gov.ru/ aboutminen/structure (accessed 09.01.2019).