Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки специалистов без отрыва от производства на основе дистанционной формы обучения'

Совершенствование подготовки специалистов без отрыва от производства на основе дистанционной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И В. Кураш

Дистанционная форма обучения становится частью повседневной реальности, активно внедряется в существующую систему образования, завоевывает все больше сторонников среди студентов, а также руководителей предприятий, желающих повысить профессионализм сотрудников. Выявление проблем и перспектив развития в образовательном пространстве Республики Беларусь дистанционной формы обучения становится насущной задачей. Быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями населения в качественных образовательных услугах позволяет предположить высокие темпы роста дистанционного обучения на рынке. Очевидно, что именно эта форма обучения может завоевать приоритетные позиции в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И В. Кураш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of training on the job on the basis of the distance form learning

Distance learning is becoming part of everyday reality, is being promoted in existing educational system, gaining more and more supporters among the students, and business leaders who want to improve professionalism. Identification of the problems and prospects of development in the educational space of the Republic of Belarus, distance learning is becoming urgent. The rapid introduction of information technology in many areas of business, along with readiness to change, lack of qualified personnel and a fairly high needs of the population in high-quality educational services suggest strong growth in the distance learning market. Obviously, this form of training can conquer priority position in the future.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки специалистов без отрыва от производства на основе дистанционной формы обучения»

УДК 338.27/.28

И. В. Кураш, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Дистанционная форма обучения становится частью повседневной реальности, активно внедряется в существующую систему образования, завоевывает все больше сторонников среди студентов, а также руководителей предприятий, желающих повысить профессионализм сотрудников. Выявление проблем и перспектив развития в образовательном пространстве Республики Беларусь дистанционной формы обучения становится насущной задачей. Быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями населения в качественных образовательных услугах позволяет предположить высокие темпы роста дистанционного обучения на рынке. Очевидно, что именно эта форма обучения может завоевать приоритетные позиции в будущем.

Distance learning is becoming part of everyday reality, is being promoted in existing educational system, gaining more and more supporters among the students, and business leaders who want to improve professionalism. Identification of the problems and prospects of development in the educational space of the Republic of Belarus, distance learning is becoming urgent. The rapid introduction of information technology in many areas of business, along with readiness to change, lack of qualified personnel and a fairly high needs of the population in high-quality educational services suggest strong growth in the distance learning market. Obviously, this form of training can conquer priority position in the future.

Введение. Следует отметить, что формирование кадрового корпуса компетентных специалистов и качественные вложения в человеческий потенциал являются важным элементом общественного прогресса. Мировой опыт свидетельствует, что увеличение ВВП государства на 1% достигается на 60% за счет человеческого фактора. Поэтому одним из приоритетов государственной кадровой политики является организация системы подготовки и переподготовки специалистов.

Считается, что развитые страны получают на 1 доллар, вложенный в систему высшего образования, 6 долларов прибыли. По оценкам экспертов за счет высшего образования эти страны получают 30% национального дохода. Зарубежными учеными было установлено, сколько валового внутреннего продукта производят работники трех образовательных групп, имеющих суммарное образование 10,5, 12,5 и 14,5 лет и более. Оказалось, что третья группа лиц производит более 50% ВВП. Подобные исследования проводились и в Беларуси и показали, что работники с образованием более 14,5 лет, которые составляют 24% от общего числа трудоспособного населения, производят 56% ВВП. Этот очевидный факт еще не в полной мере осознан государством. Процесс подготовки квалифицированных специалистов, сфера образования нуждаются в постоянном совершенствовании в связи с необходимостью их соответствия быстро изменяющимся потребностям современного общества.

Основная часть. Известно, что обучение может иметь ряд целей. Так, целью обучения в вузе может стать получение диплома о высшем образовании, приобретение новых знаний и навыков, повышение квалификации для более выгодного трудоустройства. Студенты, получающие образование заочно, более осознанно подходят к выбору профессии, предъявляя зачастую конкретные требования к процессу обучения, учебно-методическому обеспечению.

Заочное обучение обычно осуществляется по следующей схеме: студенты приезжают в учреждение высшего образования дважды в год. Сессия студентов заочной формы обучения составлена из аудиторных занятий, экзаменов по предметам данного семестра и установочных лекций на следующий семестр. В вузе студентам предоставляют учебно-методический материал, перечень вопросов для подготовки и выполнения контрольных и курсовых работ, которые они либо высылают в вуз по почте в течение семестра, либо привозят с собой на сессию. Такая схема при отсутствии современных информационных технологий, на первый взгляд, представляется приемлемой, так как студент не просто работает самостоятельно, но и получает возможность лично пообщаться с преподавателями. Оценка успеваемости студентов на всех этапах проводится персонифицировано при непосредственном контроле со стороны преподавателя, что позволяет объективно оценить достижения. Однако положение студента в данном случае отнюдь не самое выгодное. Он остается предоставленным

158

1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

самому себе на полгода и ему приходится получать все знания самостоятельно, иногда испытывая при этом недостаток в учебной и методической литературе, не имея возможности задать уточняющие вопросы.

В настоящее время в мировой практике широкое распространение получила система непрерывного обучения как комплекс мер, дающих возможность учиться и повышать квалификацию специалистам на протяжении всего периода практической работы. Реализация этих задач возможна на основе внедрения эффективных информационных технологий, удовлетворяющих мировым образовательным стандартам, включая систему постоянного дистанционного обучения и консалтинга.

Термин «дистанционное обучение» был введен еще в 1991 г. Задолго до этого уже было известно понятие открытого университета. Так, университет в г. Феникс (США), основанный на новаторской идее сделать высшее образование доступным для работающих людей, существует с 1976 г. Инновационную методику, позволявшую взрослым занятым людям эффективно проходить обучение удаленно, не утрачивая контакт с преподавателем, разработал доктор Джон Спергинг. Это стало толчком, после которого в США стали один за другим появляться университеты и образовательные центры, предоставляющие услуги удаленного обучения.

В настоящее время дистанционное обучение (ДО) считается одним из основных направлений образовательных программ ЮНЕСКО. Содействие его развитию признано приоритетной задачей в учредительном договоре Европейского союза.

С развитием дистанционной формы обучения связано решение многих социально-экономических, политических и культурных проблем развития общества. Во-первых, дистанционное обучение способно обеспечить подготовку и переподготовку практически всех кадров государственного управления, специалистов разного уровня для предприятий и организаций. При этом затраты на обучение будут в несколько раз ниже, чем в настоящее время. Экономия происходит за счет снижения транспортных расходов, платы за аренду помещений, коммунальные услуги и т. д. Кроме того, появляется возможность увеличения заработной платы обучающихся без отрыва от производства. Это обусловливается тем, что при дистанционной форме получения образования отрыв от основного места работы может быть существенно сокращен и студенту не придется жертвовать своим заработком. Во-вторых, обеспечивается большая доступность образования для всех слоев населения путем широкого исполь-

зования возможностей открытого обучения. В-третьих, повышаются созидательные, творческие способности студентов в образовании. В-четвертых, возрастает роль самообразования с применением высокоэффективных информационных и телекоммуникационных технологий.

Анализ проблем дистанционного обучения показал, что в настоящее время в мире накоплен большой опыт реализации данной системы. В целом, мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. Если в 1980 г. их насчитывалось 187, то в настоящее время более 1000 учебных заведений осуществляют подготовку с использованием системы дистанционного обучения. 81% всех высших учебных заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения. 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития. Подобная форма обучения широко распространена в странах Европы, в Японии, Австралии, а также в развивающихся государствах (Китае, Индии, Иране и т. д.). В ряде зарубежных вузов количество обучающихся по системе ДО в 2-3 раза превышает количество студентов дневных отделений.

В России ДО развивается с начала 90-х гг. Количество учреждений ДО на территории страны, являющейся нашей ближайшей соседкой и конкурентом в области предоставления образовательных услуг, продолжает быстро расти. Активно внедряются технологии ДО в МГУ, Московском государственном университете электроники и математики, Московском государственном авиационном институте и др. Сегодня в России заочное и дистанционное обучение проходят более 2 млн. студентов. Значительное увеличение спроса на соответствующие услуги государственных и аккредитованных негосударственных вузов отмечено после экономического кризиса 2008-2009 гг. По данным «Независимой газеты» к 2010 г. уже более половины абитуриентов выбирали заочное образование. В среднем студенты, получающие заочное или дистанционное образование, экономят 40-50% (а иногда даже до 70%) средств [1].

В соответствии со статьей 17 Кодекса Республики Беларусь об образовании формами получения образования являются очная, заочная и соискательство. Причем дистанционная форма получения образования определяется как вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий [2].

В Республике Беларусь, начиная с 20002001 гг. проводятся работы по внедрению ДО в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, БГУ, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники и др.

Переход на информационные технологии в обучении студентов связан с рядом причин. Во-первых, информация через Интернет может передаваться почти мгновенно. Все учебные материалы студент может получить в течение незначительного промежутка времени, что сильно отличается от времени почтовой пересылки учебных материалов и контрольных работ. Этот фактор очень важен при работе со студентами из отдаленных регионов. Во-вторых, внедрение информационных технологий позволяет значительно повысить качество обучения. Качество улучшается также и с точки зрения предоставления учебных материалов как на бумажных носителях, так и в электронном варианте. Учебно-методические материалы студент может дополнить Интернет-ресурсами и книгами в зависимости от дисциплины и требований преподавателя. К тому же студент приобретает навыки работы в Интернете, что требует высокого уровня его самоорганизации и хорошего освоения компьютерных технологий. В-третьих, при данной форме обучения недостаток личного общения преподавателя и слушателя компенсируется возможностями новых информационных технологий. Самым простейшим вариантом связи преподавателя и студента-заочника является использование электронной почты. При этом становится возможным проведение индивидуальных консультаций преподавателя и студента, обмен рефератами, контрольными и курсовыми работами.

Студенты в межсессионный период имеют возможность самостоятельно вести подготовку по предметам следующей сессии и контролировать свои знания с помощью специального программного обеспечения. Проверка знаний осуществляется с помощью встроенной в учебный курс интерактивной системы с использованием тестов. Доставка результатов тестирования и обновление учебного материала проводится по каналам Интернет. Однако организовать эффективный контроль знаний по всему курсу при помощи электронной почты весьма затруднительно. Итоговое тестирование студентов заочного отделения осуществляется на сессии в вузе. Сдача итогового теста является допуском к экзамену по изучаемым дисциплинам [3].

Таким образом, процесс обучения становится более гибким и сфокусированным. Теперь студенты могут планировать в течение каждой недели свое время на обучение самостоятельно,

что дает возможность сконцентрироваться на изучении того, что им нужно и важно, овладевать информацией не в заданном извне, а в индивидуально избранном темпе. В результате изменяется и роль преподавателя. Он является, прежде всего, не лектором, а консультантом. Основная часть занятий, проводимых в течение сессии, посвящена именно обсуждению тех тем курса, которые интересны или непонятны студентам. Лекционные занятия могут быть рационализированы - изучение материала относится в большей степени к самостоятельной работе. К тому же вместе с технологиями и подходами к обучению меняется и учебный материал. Основным учебным материалом в очном и заочном образовании являются конспекты лекций, книги и пособия в печатном виде. При дистанционной же форме обучения - электронные версии учебников и пособий, а также дополнительные Интернет-ресурсы, что позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов.

Опыт, полученный в период работы в системе ДО в УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», показал, что студенты, избравшие дистанционное обучение, имели по результатам сессии более высокие оценки (+1,7 балла) в сравнении с обучавшимися на основе стандартных традиционных подходов к подготовке заочников. Процесс обучения студентов осуществлялся в соответствии с программами и на основе методического обеспечения, разработанного специалистами Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Заключение. Таким образом, для всестороннего рассмотрения процесса становления и развития дистанционного обучения в Республике Беларусь важно учитывать ряд факторов, в частности социальных, экономических, нормативно-правовых, технологических.

1. Следует отметить, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании дистанционная форма обучения рассматривается как вид заочной формы получения образования. Это заведомо ставит ДО на второстепенные позиции, даже, несмотря на то, что заочная форма в силу ряда обстоятельств в последнее время подвергается серьезной критике. Очевидно, что переход на ДО позволит ликвидировать определенные негативные тенденции, характерные стандартной заочной форме обучения, повысив при этом качество подготовки специалистов без отрыва от производства.

2. В настоящее время Республика Беларусь характеризуется высоким образовательным уровнем населения. Однако при этом среди граждан, занятых в сельском хозяйстве, самая низкая доля имеющих высшее (6%) и среднее

160

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

специальное (13%) образование. ДО даст возможность обучаться значительной части граждан, проживающих в сельской местности. Также дистанционное обучение позволяет сделать процесс получения высшего образования более комфортным для людей с ограниченными возможностями, гражданам, осуществляющим уход за родственниками-инвалидами, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, а также другим категориям лиц, не имеющим по различным причинам доступа к иным формам подготовки специалистов и повышения квалификации работников.

3. Для того чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания и техническое обеспечение, что требует более высокого уровня заинтересованности в получении знаний со стороны студентов. Следует отметить, что в 2011 г. Беларусь попала в топ-20 стран с наиболее активно развивающимся Интернетом. Число Интернет-пользователей у нас быстро растет. Согласно данным отчета Information Economy Report-2011, доступ к Интернету в Беларуси имеют 32 жителя из 100. В новом статистическом сборнике «Информационное общество в Республике Беларусь» приводится информация, в соответствии с которой услугами Интернета ежедневно пользуются более 60% населения страны в возрасте от 16 лет. Основная масса пользователей Интернета в Беларуси - люди 2534 лет (28,06%). При этом наша страна занимает 34-е место среди более чем 170 экономик мира по количеству абонентов и пользователей фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей. Так, в Беларуси на 100 жителей приходится 18,9 абонентов мобильного широкополосного доступа. Потребление ресурсов Сети у нас даже выше, чем в США и Китае. В 2011 г. на одного отечественного Интернет-пользователя пришлось 730 МБ трафика в сутки, что почти в 2 раза выше

аналогичных показателей в США и Китае. По словам экспертов, в лидеры наша страна выбилась, прежде всего, за счет новых технологий связи и «тяжелого» контента [4].

4. Дистанционное обучение связано с применением новых методов преподавания и новых подходов к усвоению информации. Как от студентов, так и от преподавателей потребуются большие затраты времени. Разработка учебно-методического обеспечения для ДО связана со значительными дополнительными усилиями со стороны преподавателя. Данная система требует более тщательной и качественной проработки не только курсов лекций, пособий, но и создания продуманной системы тестирования, контроля усвоения учебного материала на различных этапах подготовки.

Тем не менее, несмотря на обозначенные проблемы и трудности, следует признать, что активное внедрение в образовательный процесс дистанционного обучения является насущной потребностью современного общества, где девизом становится не обучение однажды и на всю жизнь, а обучение в течение всей жизни с учетом динамичности развития современного мира.

Литература

1. Митин А. Заочное высшее образование в вузах России // EduNetwork.ru [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://vuz.edunetwork.ru/articles/77 (дата обращения: 18.10.2012).

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 дек. 2011 г., № 325-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2011. № 140. 2/1877. URL: http://www.tamby.info/kodeks/edu_ tekst.htm (дата обращения: 15.10.2012).

3. Ганчарик Л. П. Методология дистанционного обучения. Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2002. 43 с.

4. Рыбик К. Страна онлайн // Дело. 2012. № 10. С. 14-16.

Поступила 22.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.