Научная статья на тему 'Использование технологии дистанционного обучения при подготовке магистров по специальности «Управление недвижимостью»'

Использование технологии дистанционного обучения при подготовке магистров по специальности «Управление недвижимостью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синяк Николай Георгиевич, Россоха Евгений Вячеславович, Соболевский Александр Сергеевич

Статья посвящена опыту и перспективам развития технологий дистанционного обучения в БГТУ и ВТУГ. Приведен опыт развития дистанционного обучения в Вильнюсском техническом университете им. Гедеминаса, совместно с которым БГТУ приступил к реализации программы развития сотрудничества в области совместной подготовки магистров управления. Приведен механизм реализации дистанционного обучения. Авторы делают вывод, что ускоренное и массовое внедрение в практику сетевых дистанционных форм обучения является стратегическим направлением развития образования в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синяк Николай Георгиевич, Россоха Евгений Вячеславович, Соболевский Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии дистанционного обучения при подготовке магистров по специальности «Управление недвижимостью»»

УДК 378.147

Н. Г. Синяк, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой (БГТУ);

Е. В. Россоха, кандидат экономических наук, ассистент (БГТУ);

А. С. Соболевский, ассистент (БГТУ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ»

Статья посвящена опыту и перспективам развития технологий дистанционного обучения в БГТУ и В ТУТ. Приведен опыт развития дистанционного обучения в Вильнюсском техническом университете им. Гедеминаса, совместно с которым БГТУ приступил к реализации программы развития сотрудничества в области совместной подготовки магистров управления. Приведен механизм реализации дистанционного обучения. Авторы делают вывод, что ускоренное и массовое внедрение в практику сетевых дистанционных форм обучения является стратегическим направлением развития образования в Беларуси.

The paper dwells upon the practice and prospects of joint distance learning program of Belarusian State Technological University (BSTU) and Vilnius Gediminas Technical University (VGTU). The practice of distance learning implementation at VGTU is analyzed as well as the joint efforts of BSTU and VGTU to cooperate in the field of training Masters of Administration. The article also focuses on the mechanism of distance learning program.

Введение. В настоящее время мировая экономика динамична и изменчива в своем развитии. Это связано с прогрессом современных технологий, высокими темпами обновления знаний и проявляется в появлении новых управленческих, технологических, организационных возможностей, инструментов для решения задач, стоящих перед бизнес-структурами. В результате рынок формирует особые требования к деловым качествам менеджеров предприятий: они должны быть мобильными, отслеживать, понимать и использовать современные тенденции развития менеджмента, знать иностранный язык и др.

В тоже время, глобализация и интернационализация рынка образования, обострение конкуренции, выход на рынок иностранных поставщиков образовательных услуг с отлаженными технологиями образования, предложение новых форм и технологий обучения, меняющиеся потребности рынка труда требуют постоянной адаптации образовательного процесса в вузах к новым требованиям [1,2].

Логичным решением этой «проблемы образования» является использование технологий дистанционного образования. Понятие «дистанционное обучение» начало использоваться с 1976 года. А вообще, методику, позволяющую занятым людям учиться на расстоянии, разработал доктор Джон Сперлинг (John Sperling) [3]. После этого в США и во многих других странах мира стали появляться университеты, предлагающие дистанционное обучение.

Дистанционное обучение признано одним из основных направлений образовательных программ ЮНЕСКО в 1996 году. Содей-

ствие его развитию является приоритетной задачей в учредительном договоре Европейского союза.

Предпосылки для использования технологии дистанционного образования в БГТУ. Белорусская модель дистанционного образования во многом является отражением зарубежной модели. В Беларуси на протяжении более 20 лет действует Британский открытый университет и Открытый университет Израиля, которые предлагают различные дистанционные курсы. С 2008 года в Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) набирает слушателей на курсы дистанционного обучения. Для граждан и постоянных резидентов Беларуси обучение на дистанционных программах бесплатное. Прохождение этих курсов позволяет получить степень бакалавра. В последнее время и отечественные университеты предлагают подобные курсы (например, БГУ) [4].

Однако следует отметать, что нормативно-правовая регламентация отношений, связанная с получением дистанционного образования, в Беларуси, к сожалению, практически отсутствует. Вместе с тем данный сегмент рынка образовательных услуг является наиболее быстро развивающимся и перспективным.

В белорусском законодательстве понятие дистанционного обучения содержится в «Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации» и «Концепции развития дистанционного обучения в государствах-участниках СНГ», утвержденных решениями Совета глав правительств СНГ соответственно 24 ноября 2006 года и 22 ноября 2007 года [5].

188

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2012. № 8. Учебно-методическая работа

В Стратегии под дистанционным обучением понимается способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных технологий, позволяющий осуществлять обучение на расстоянии, без непосредственного, личного контакта между преподавателем и студентом. Понятие «дистанционная форма обучения» легализована в Республике Беларусь применительно только к высшему образованию.

Примером удачной с точки зрения качества, стоимости и времени создания может служить созданная в БГТУ и ВТУГ система дистанционного образования по программам профессиональной подготовки магистров по специальности «Управление недвижимостью». Для реализации программы в Беларуси потребовалось проделать работу по включению специальности в классификатор специальностей Республики Беларусь и по согласованию данного и других вопросов с УМО высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области управления и Республиканским институтом высшей школы. Получено разрешение Министерства образования на подготовку магистров в пределах установленных нормативов в УО «Белорусский государственный технологический университет» по специальности 1-26 81 03 «Управление недвижимостью». Разработан и утвержден БГТУ и ВТУГ совместный учебный план на основе разработанного БГТУ и утвержденного типового плана. Разработаны и утверждены учебные (базовые), а также рабочие программы по дисциплинам плана. Проведена рекламная кампания для конкурсного набора магистрантов. К обучению привлечены в 2011 году магистранты из стран СНГ и Европейских государств в количестве 18 человек.

Основными принципами программы являются:

• ориентированность ее на изучение английского языка;

• конкурентоспособность выпускников программы на рынке специалистов по управлению недвижимостью;

• мобильность. Студенческая мобильность — это составная часть учебной программы для всех студентов, принятых на обучение на совместную магистерскую программу. Студенты, желающие обучаться по программе и получить двойной диплом магистра, должны заработать в каждом из университетов-партнеров, по крайней мере, 30 ЕСТБ зачетных единиц;

• возможность окончить сразу два университета. После успешного окончания учебной программы выпускники получают два диплома магистра (в том числе Диплом европейского

образца): магистра в области управления Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса (аккредитован в Евросоюзе) и магистра управления по специальности «Управление недвижимостью» Белорусского государственного технологического университета (аккредитован в СНГ);

• неограниченные возможности общения, экономия времени и гибкость обучения. Информационные технологии позволяют привлечь тех студентов, которые не смогли бы включиться в процесс обучения только с помощью традиционных способов;

• получение интегрированных знаний из области управления имуществом и менеджмента, что помогает приобрести комплексные знания по управлению недвижимостью и менеджменту;

• профессионализм преподавания. Преподаватели — специалисты, обладающие многолетним опытом в области экономики и управления недвижимым имуществом;

• синтез теории и практики. Преподаватели -это теоретики и практики из двух стран, которые с учетом потребностей рынка и современных тенденций развития бизнеса способны подготовить специалистов высокого класса.

Проекты, реализованные кафедрой для создания программы дистанционного обучения. Для внедрения и развития дистанционного обучения кафедрой организации производства и экономики недвижимости был выигран ряд грантов и проведен ряд подготовительных мероприятий.

В 2010 году в Белорусском государственном технологическом университете и в Политехническом университете Бари (Politécnico di Bari, Италия) при поддержке Международной организации «Центральная европейская инициатива» (CEI) прошла Международная летняя школа «Экономика и оценка недвижимости». Слушателями ее были преподаватели, аспиранты и студенты БГТУ, а также работники РУП «Институт недвижимости оценки». Преподаватели, прослушавшие курс в области оценки и управления недвижимостью, получили европейские сертификаты, и будут передавать полученные знания обучаемым студентам по данной специальности в БГТУ, что позволит повысить уровень обучения в открытой дистанционной магистратуре по специальности «Управление недвижимостью».

В 2011 году кафедра получила (на конкурсной основе) грант CEI на проведение конференции по оценке и управлению недвижимостью и обучению с использованием технологий дистанционного обучения.

В 2011 году был выигран грант информационно-просветительского учреждения «Новая

Евразия». Проект направлен на разработку учебных планов и модулей для дистанционного обучения по второй ступени высшего образования для специальности «Управление недвижимостью», открываемого в БГТУ.

В рамках проекта 23 сентября 2011 года уже состоялся Международный научно-методический семинар «Развитие дистанционного обучения в высшей школе: задачи, технологии, опыт», который собрал специалистов, занимающихся дистанционным обучением и интересующихся современными возможностями его применения в сфере высшего профессионального образования на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Кафедрой для организации дистанционного обучения были реализованы и другие международные проекты.

Структура учебного процесса. В рамках программы подразумевается получение 90 зачетных единиц ЕСТБ (ЕСТБ - Европейская система переноса зачетных единиц). Длительность обучения составляет 2 года (4 семестра).

Учебный процесс по дистанционной магистратуре по специальности «Управление недвижимостью» выглядит следующим образом. В течение 3-х семестров магистрант должен освоить 15 модулей по дисциплинам специальности. В течение 4-го семестра магистрант оформляет магистерскую работу. Для прохождения каждого модуля-курса магистрант получает компакт-диск с записанной на нем информацией:

• видеолекции;

• обзор курса в аудиоформате;

• интерактивный электронный учебник в рс11-формате;

• тесты для самоконтроля;

• другие обучающие материалы (деловые игры, электронные библиотеки и пр.).

Некоторые материалы и информация доступна магистрантам на сайте совместной программы www.vgtu-bstu.eu. В частности, там размещена подробная информация о ДО, курсах, преподавателях (с указанием регалий, электронных адресов и телефонов), выдаваемом дипломе, стоимости обучения. Постоянно ведется форум, на котором студенты могут пообщаться между собой и с преподавателями.

Контроль знаний осуществляется 2 раза в год очно, под наблюдением преподавателя на краткосрочных сессиях с помощью традиционных и интеллектуальных тестов. Интеллектуальные тесты отличаются от традиционных тем, что оценивают не только знания студентов, но и отслеживают скорость ответов, сомнение студента, вопросы, на которые они отвечают «не задумываясь» и на которые практически не могут найти ответа. В конце система дает рекомендации:

• студентам — как улучшить знания (обращает к нужному разделу учебника или видеолекции и др.).

• преподавателям — как улучшить качество электронных учебников и лекций (т. е. материал изложен недостаточно понятно для студента).

В разработке технологий ДО и учебных модулей планируется задействовать лучших профессоров совместно с преподавателями Великобритании, Германии, США и других стран.

Заключение. Уже на текущее время рассматриваемая форма получения образования конкурентоспособна и востребована, т. к. она обладает рядом положительных особенностей:

• во-первых, наша система обучения разрабатывается совместно с лучшими республиканскими специалистами-практиками, что позволит повысить качество образования;

• во-вторых, она ориентирована на специалистов, как минимум уже имеющих высшее образование по первой ступени. Во многом она ориентирована на специалистов, уже имеющих практический опыт работы;

• в-третьих, применение методик дистанционного обучения позволит уменьшить громоздкость образования, время на обучение, позволит совмещать практическую деятельность и процесс обучения. Изучаемый материал специалисты смогут применять в своей практической деятельности по мере изучения, что повысит степень усвояемости;

• в-четвертых, дистанционная система обучения, реализованная в БГТУ, увязана с европейской системой оценок студенческой работы.

Литература

1. Жарский, И. М. Хорошая база знаний надежный трамплин для специалист // Беларус. думка. - 2001. - № 2. - С. 132-139.

2. Жарский, И. М. Система менеджмента качества Белорусского государственного технологического университета / И. М. Жарский, А. С. Федоренчик // Труды БГТУ. - Сер. VIII, Учеб.-метод. работа. - 2009. - Вып. X. - С. 3-8.

3. Swenson, Craig. New Models For Higher Education: Creating an Adult-Centered Institution. - Режим доступа: http://www.bi.ulaval.ca/

Globalisation-Universities/pages/_/actes/Craig-

Swenson.pdf. - Дата доступа: 11.11.2011 г.

4. Бейзеров, В. А. Дистанционное образование в Беларуси. Новая система информационного обеспечения / В. А. Бейзеров // Народная асвета. - 2005. - № 11. - С. 15-18.

5. Марченко, Т. Правовое обеспечение дистанционного обучения в Республике Беларусь / Т. Марченко // Юстыцыя Беларусь - 2010. -№ 1. - С. 62-65.

Поступила 04.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.