УДК 371.127 ББК 74.104
Аржанова Татьяна Николаевна преподаватель г. Орск
Arzhanova Tatyana Nicolaevna lecturer Orsk
Совершенствование подготовки руководителя дошкольного
образовательного учреждения к принятию стратегических решений
To make preparation of the chief of the Pre-School educational establishment to acceptance of strategic decisions more perfect
В статье обосновывается значение стратегических решений в развитии дошкольного образовательного учреждения под воздействием постоянно изменяющихся социально-экономических условий. Автором представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в дошкольных образовательных учреждениях Оренбургской области, и предлагаются способы разрешения выявленных проблем состояния практики принятия стратегических решений.
In clause value of strategic decisions in development of Pre-school educational establishment under influence constantly changing socially- economic conditions is proved. The author submits results of the empirical research which has been lead in
Pre-school educational establishment of the Orenburg area, and ways of the sanction of the revealed problems of a condition of practice of acceptans of strategic decisions are offered.
Ключевые слова: принятие стратегических решений, развитие дошкольного образовательного учреждения, стратегические решения, технология принятия стратегических решений, уровни принятия стратегических решений.
Key Words: acceptance of strategic decisions, development of pre-school educational establishment, strategic decisions, technology of acceptant of strategic decisions, level of the acceptant of strategic decisions.
В условиях модернизации российского образования принципиальное значение приобретает создание четкой и нестандартной системы управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), направленной на его непрерывное системное развитие. В результате развития возникает новое качественное состояние управляемого объекта [2, с. 75]. Следовательно, управление развитием призвано обеспечить наращивание потенциала ДОУ и повышение уровня его использования за счет освоения планируемых нововведений.
Организационные нововведения, осуществляемые в ДОУ, должны способствовать созданию таких условий, в которых все участники образовательного процесса реализуют свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями [1, с. 8; 3, с. 4]. В этой связи важное значение приобретает совершенствование управленческих умений руководителя в вопросах принятия стратегических решений, которые закладывают основы устойчивого функционирования и эффективного развития ДОУ.
Эмпирическое изучение практики принятия стратегических решений в управлении ДОУ позволяет констатировать, что руководители затрудняются в проведении системного анализа; в формулировании стратегических и тактических целей; в выборе адекватного стиля управления и построения взаимоотношений в коллективе; в определении критериев и показателей результативности своей управленческой деятельности и работы педагогического коллектива. Наиболее низкие показатели были выявлены по следующим позициям принятия стратегических решений: прогнозирование перспектив развития ДОУ; проведение проблемно-ориентированного анализа; мотивирование деятельности подчиненных на активное участие в реализации принятых решений; контроль за выполнением принятого решения; процедура оценки реализованного решения.
Изучение содержания программ развития дошкольных образовательных учреждений, осуществляемое методом сравнительного анализа, позволило выявить ряд проблем, связанных с технологией разработки данного вида управленческого решения. Во-первых, значительное число программ не основывается на современном понимании ДОУ как особой разновидности социальной организации, поэтому изложение действий и мероприятий программы носит бессистемный характер. Во-вторых, отсутствуют структурные элементы программы, к примеру, ее аналитико-прогностический блок, тем самым исключается информация о достижениях воспитанников, о кадровом потенциале педагогического коллектива, которая является исходной для оценки состояния и потенциала внутренней среды ДОУ.
Недостатки в структуре программ развития сочетаются с низким качеством их содержания: аналитико-прогностический блок программ не подтверждает четкого представления о социальных заказчиках дошкольного образовательного учреждения, его сильных сторонах, способных стать основополагающими в ходе осуществления нововведений. В концептуальном блоке программ отсутствует планируемый результат будущего состояния ДОУ в итоге реализации системных инноваций.
Нами были выделены и описаны следующие уровни сформированности умений руководителей по принятию стратегических решений: низкий, средний и высокий.
Руководитель с низким уровнем сформированности умений по принятию стратегических решений не знает сущности процесса принятия стратегических решений и его технологии; предпочитает единоличное принятие решений; не осуществляет рефлексивный анализ управленческой деятельности.
Для руководителя со средним уровнем сформированности умений по принятию стратегических решений характерно: наличие отрывочных знаний о сущности процесса принятия стратегических решений и его технологии; использование делегирования отдельным индивидам, преимущественно своим заместителям, наибольшей части полномочий по необходимости; отсутствие системной рефлексии управленческой деятельности.
Руководитель с высоким уровнем сформированности умений по принятию стратегических решений обладает системными знаниями о сущности процесса принятия стратегических решений; применяет и соблюдает технологию данного процесса; четко распределяет полномочия и ответственность при принятии и реализации решений; предпочитает коллективное принятие решений; осуществляет координацию и контроль за реализацией принятых решений; проводит системный рефлексивный анализ управленческой деятельности.
Таким образом, в ходе проведенного опытно-экспериментального исследования был получен достаточный материал, позволяющий сформировать объективное представление об уровне подготовленности руководителей ДОУ г. Орска к принятию стратегических решений.
С целью формирования теоретических знаний и практических умений руководителей ДОУ по принятию стратегических решений нами был разработан и реализован научно-методический семинар «Технология принятия
стратегических решений». Содержание семинара представлено следующими темами: «Стратегический подход к управлению дошкольным образовательным учреждением»; «Специфика и сущность процесса принятия решений в управлении дошкольным образовательным учреждением»; «Делегирование полномочий руководителям в процессе принятия стратегических решений»; «Власть и лидерство»; «Основы организационного проектирования. Типы организационных структур ДОУ»; «Технологическая модель принятия стратегических решений в развитии ДОУ».
Программа данного семинара ориентирована на реализацию содержания образования, которое включает ряд аспектов:
- знание научных основ управления дошкольным образовательным учреждением как педагогической системы; сущности понятий «решение», «стратегия», «процесс принятия стратегических решений»; «технология принятия стратегических решений»;
- умение прогнозировать возможное развитие управляемого объекта; формулировать цели дошкольного образовательного учреждения; определять стратегию достижения поставленной цели; моделировать процесс принятия стратегических решений; определять критерии оценки эффективности реализованных решений;
- понимание важности стратегического управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях; необходимости применения системного подхода к принятию стратегических решений; сущности процесса принятия стратегических решений и значения этого процесса в развитии дошкольного образовательного учреждения.
Результаты проведенного эмпирического исследования подтвердили необходимость создания системы по формированию профессионально значимых умений у руководителей дошкольных образовательных учреждений. С целью научного анализа выделены основные компоненты принятия стратегических решений: когнитивно-ценностный, организационно-деятельностный, коммуникативный, рефлексивный, представляющие в
совокупности целостное управленческое умение руководителя принимать эффективные стратегические решения.
Когнитивно-ценностный компонент предполагает наличие знания руководителя дошкольного образовательного учреждения о содержании технологии принятия стратегических решений и его оценку, т. е. отношение к данному процессу.
Коммуникативный компонент принятия стратегических решений непосредственно связан с когнитивно-ценностным и отражает уровень
управления процессом вербального и невербального общения в процессе принятия стратегических решений.
Организационно-деятельностный компонент предполагает руководящую деятельность всех субъектов принятия стратегических решений и отражает механизм процесса принятия стратегических решений.
Рефлексивный компонент раскрывает осмысление собственной деятельности руководителя и субъектами управления, направленной на установление партнерских отношений сотрудничества, сотворчества, способствующей демократизации управления, развитию дошкольного образовательного учреждения.
Для устранения затруднений руководителей ДОУ по принятию стратегических решений, выявленных нами в ходе проведенного опытно-экспериментального исследования, была разработана и реализована система занятий, на которых в комплексе применялись разнообразные организационные формы обучения: практические занятия; дискуссии; проблемно-ситуационные и ролевые игры, рассмотрение конкретных ситуаций.
Дискуссионный характер обучения использовался для формирования умений и навыков руководителей по прогнозированию тенденций развития внешней среды и поведения ДОУ в динамично изменяющейся ситуации.
Для формирования и развития умений по проведению системного и проблемно-ориентированного анализа использовалась проблемно-
ситуационная игра. Проведение проблемно-ситуационных игр, на наш взгляд, способствует достижению следующих целей: усвоение технологии проведения анализа; формирование практических умений по проведению проблемно-ориентированного анализа, позволяющего выявить недостатки в деятельности ДОУ и наметить способы их устранения.
Особое внимание в процессе совершенствования профессионального уровня руководителей ДОУ по принятию стратегических решений уделялось развитию управленческой рефлексии.
Разрабатывая качественные и количественные показатели для оценки, руководитель на рефлексивной основе стремится вникнуть в сущность педагогических явлений и процессов, понять закономерности протекания педагогической и управленческой деятельности, правильно оценить и вовремя скорректировать свои действия и работу коллектива. Поэтому рефлексивный компонент управленческой деятельности руководителя направлен на осознание и коррекцию своей деятельности.
Большое количество управленческих решений руководитель реализует через общение с другими людьми. Ориентация в коммуникативных ситуациях, владение культурой общения являются показателями управленческой компетентности руководителя. Низкий уровень сформированности коммуникативных умений на этапе констатирующего эксперимента был выявлен у 61 % руководителей ДОУ г. Орска. В этой связи в процессе всего периода обучения у слушателей научно-методического семинара «Технология принятия стратегических решений» целенаправленно развивались навыки эффективного общения. Педагогическое наблюдение показало, что участники экспериментального обучения на последнем этапе умели гибко изменять стиль своего поведения и общения с коллегами.
В процессе обучения принятию стратегических решений на научно-методическом семинаре «Технология принятия стратегических решений» у руководителей формировалось осознание необходимости мотивации
педагогического коллектива на решение задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением. Мотивация педагогов на решение значимых для них проблем деятельности учреждения тем выше, чем активнее они участвуют в процессе принятия стратегических решений. Участие педагогов в процессе принятия стратегических решений выступает одним из способов стимулирования и развития внутриорганизационного поведения. Сотрудники наделяются управленческими полномочиями для совместного разрешения значимых для организации проблем. Участие предполагает субъект-субъектное взаимодействие руководителя и подчиненных для принятия и реализации совместного решения. Основные способы повышения мотивации педагогического коллектива (совместное принятие и исполнение решений; возможность каждому участнику совместной деятельности проявить активность на всех этапах процесса принятия решений) обеспечивают высокое качество принимаемых решений.
Руководители ДОУ г. Орска в ходе работы научно-методического семинара знакомились с методами принятия и реализации стратегических решений. Особое внимание уделялось методам согласования решений и методам контроля их реализации. При согласовании необходимо выполнять следующий алгоритм действий: изложение участникам своих позиций по обсуждаемому вопросу; уточнение и понимание позиций; выявление и обсуждение положительных и отрицательных сторон каждой позиции; определение общих моментов и основных расхождений, их причин; определение подходов к компромиссу, поиски оптимального варианта; окончательный выбор взаимосогласованного варианта.
Для осуществления контроля за реализацией принятых решений эффективными является методы взаимоконтроля и взаимооценки педагогов. При организации взаимоконтроля и взаимооценки следует соблюдать определенную последовательность: совместная разработка критериев оценки; определение форм контроля; согласование состава контролирующих и контролируемых групп; составление плана контролирующих мероприятий;
консультирование проверяемых педагогов; проведение контрольного мероприятия; анализ контрольного мероприятия; оценка контрольного мероприятия по разработанным критериям; формулирование рекомендаций по совершенствованию работы.
Результаты опытно-экспериментального исследования, дают нам основание сделать вывод о том, что предлагаемый научно-методический семинар «Технология принятия стратегических решений» обеспечит достаточный уровень теоретических знаний и практических умений руководителей по принятию жизненно важных для ДОУ решений.
Полагаем, что выделенные в опытно-экспериментальном исследовании компоненты принятия стратегических решений (когнитивно-ценностный, организационно-деятельностный, коммуникативный, рефлексивный), критерии и показатели, характеризующие уровни (высокий, средний, низкий) умений руководителя по принятию стратегических решений могут быть использованы на курсах повышения квалификации менеджеров образования.
Библиографический список
1. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным учреждением: концептуальное, программное и методическое обеспечение [Текст]/Т. П. Колодяжная. -Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2002. - 224 с.
2. Поташник, М. М., Управление развитием школы [Текст]/ М. М. Поташник, В. С. Лазарев. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
3. Третьяков, П. И., Белая, К. Ю. Дошкольное учреждение: управление по результатам [Текст]/П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М.: Новая школа, 2003. - 296 с.
Bibliographу
1. Kolodyazhnaya, T.P Management of pre-school educational establishment: contzeptional ,programmed and methodical provision ^extyT.P. Kolodyazhnaya. -Rostov-on-Don: Publishing house "Teacher", 2002.-224 p.
2. Potashnik, M. M., Management of school development ^ext]/ MM Potashnik, V.S. Lazarev.- М.: New school, 1995, - 464 p.
3. Tretyakov, P.I., Belaya, K.U. Pre-school establishment: management according to results ^ext]/ PM. Tretyakov, K.U. Belaya. - M.: New school, 2003.-296 p.