СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Охунов И.А. Email: [email protected]
Охунов Икболжон Абдунабиевич - заведующий кафедрой, кафедра методики преподавания информатики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются современные изменения социально-экономических и политических условий, которые неизбежно влекут за собой изменения требований к системе образования, к ее основным составляющим, к характеру отношений в ней. Повысился спрос к профессиональным качествам как ответственное отношение к виртуальной реальности. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Виртуальная реальность становится неразрывной частью нашей жизни. Ключевые слова: ответственность, виртуальная реальность, профессиональные качества, педагогические условия, информационная культура, Moodle.
IMPROVING THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING A RESPONSIBLE ATTITUDE TO VIRTUAL REALITY FOR FUTURE TEACHERS Okhunov I.A.
Okhunov Ikbolzhon Abdunabievich - Нead of Department, DEPARTMENT OF METHODOLOGY OF TEACHING INFORMATICS, ANDIJAN STATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the current changes in socio-economic and political conditions that inevitably entail changes in the requirements for the education system, its main components, and the nature of relations in it. The demand for professional qualities as a responsible attitude to virtual reality has increased. At present, a new system of education is being formed, focused on entering the world educational space. This process is accompanied by significant changes in the pedagogical theory and practice of the educational process. Virtual reality is becoming a non-disruptive part of our lives. Keywords: responsibility, virtual reality, professional qualities, pedagogical conditions, information culture, Moodle.
УДК 1174
Виртуальная реальность - искусственный трехмерный мир, созданный с помощью компьютера и воспринимаемый человеком посредством специальных устройств.
Сам термин «виртуальная реальность» (Virtual Reality), был предложен в 1984 году американским исследователем Джанором Леньер (Jaron Lanier) и укоренился по сей день. Под этим словосочетанием он подразумевал «иммерсивную и интерактивную имитацию реалистичных и вымышленных сред, т.е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодейстует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени».
Ланьер был первым человеком, кто пытался коммерциализировать виртуальную реальность. В 1984 году Леньер основал свою первую виртуальную компанию VPL (Visual Programming Language) Research, Inc. Эта компания занималась разработкой и выпуском устройств виртуальной реальности [1. С. 6].
Совершенствование современных педагогических условий развития ответственного отношения к виртуальной реальности у будущих учителей в настоящее время является актуальной задачей педагогики. Будущий учитель должен ответственно относиться к виртуальной реальности, так как наша деятельность неразрывно связано с ней. А также быть инноватором в своем будущем рабочем месте, ввести новшество в процесс школьного образования. Это требование времени современного общества.
В настоящее время педагогика переживает период переосмысления подходов, отказа от ряда устоявшихся традиций и стереотипов. Подталкиваемая технологизацией и рыночными отношениями, она вплотную подошла к пониманию того, что труд учителя в общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, он имеет свой продукт и свои технологии.
Освоение новых технологий стало приоритетным направлением при овладении учительской профессией. Особую значимость в этой связи приобретает изучение тенденций развития информационной технологии, когда применение новейших средств обучения приобретает все большую актуальность.
У будущих педагогов должна быть сформирована информационная культура. Информационная культура - сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания взаимодействий, взаимоотношений деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе.
Помимо того, что учитель должен знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; обладать терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, организованностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, общительностью и умением слушать. А так же он должен постоянно стремиться к новым знаниям, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники.
В статье рассматривается формирование ответственного отношения к виртуальной реальности. Для начала проанализируем качество учителя как ответственность. Ответственность учителя - это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:
• владение содержанием учебных дисциплин;
• владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
• знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.
Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.
Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога. Ответственность как
личностная черта и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.
Виртуальная реальность нам предоставляет возможность учиться дистанционно. Электронное обучение как современная форма получения образования предполагает широкое использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Одним из вариантов реализации таких технологий является свободно распространяемый программный пакет Moodle, представляющий собой систему управления обучением, специально разработанную для создания электронных учебных курсов, а также для организации взаимодействия между преподавателем и обучающимися.
Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle (Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment) относится к классу систем управления учебной деятельностью (LMS, Learning Management System), используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с заданием последовательности изучения, а также обеспечением совместного доступа.
В настоящее время Moodle - постоянно развивающийся международный проект. По уровню предоставляемых возможностей система выдерживает сравнение с известными коммерческими системами и занимает лидирующее место среди современных систем дистанционного обучения» [3, с. 88]
Таким образом, формирование у будущих учителей ответственного отношения к виртуальной реальности повышает профессиональные качества педагога, а также развивает инновационный подход к образованию.
Список литературы /References
1. «Системы виртуальной реальности». Составитель Осипов М.П.: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. 48 с.
2. Антонова Светлана Анатольевна. Статья: «Ответственность учителя», опубликовано 25.01.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.10.2020).
3. Чекалина Татьяна Александровна. «Дидактические возможности системы дистанционного обучения moodle». Материалы международной интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования. VRME 2018». Электронное издание, С. 87-88.