СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ В НЕФТЕДОБЫЧЕ АЗЕРБАЙДЖАНА
к. э. н., доцент Алиев Т. Г.
Азербайджан, г. Баку, Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received 2 June 2017 Accepted 14 June 2017 Published 5 July 2017
KEYWORDS
oil production, innovation, mechanism, risk,
stimulation, innovative strategy, enhancement.
© 2017 The Author.
In article it is marked that innovative development of oil fields of Azerbaijan, appears less effective because of their unproductiveness. Therefore enhancement organizationally - the economic mechanism of innovative development in the oil-extracting industry of the republic is the priority task. The factors causing priority of innovative development of the oil-extracting industry of Azerbaijan are given. It is marked that investment of any innovative project in the oil-extracting industry is accompanied by certain risks and types of the risks existing in oil and gas industry are given. Therefore before investing the innovative project in the oil-extracting industry it is necessary to estimate risk level and probability of success. The methods promoting to reduce innovative risk are given in article. The high level of physical wear of fixed assets puts a row of tasks before oil industry of the republic from which main thing is up-dating of their active part taking into account specifics of oil fields. The decision of tasks on technical technologically up-dating of production on the basis of innovations, in many respects depends on a financial status of the oil-extracting enterprises. Besides, the innovative activities requiring attachment of investments in considerable volume always need additional stimulation. In article need of the state stimulation of innovative activities in the conditions of the market relations is justified and the factors causing it are given. For enhancement of the organizational and economic mechanism of innovative development, it is offered to create the innovative strategy of the oil-extracting enterprise and the principles on the basis of which the innovative strategy of the oil-extracting enterprise shall be built are given. Formation of innovative strategy is offered to be realized step by step and the entity of the appropriate stages reveals._
Организационно - экономический механизм инновационного процесса является основной подсистемой хозяйственного механизма и рассматривается как система элементов, способных передавать, трансформировать и концентрировать воздействие в экономической сфере инновационной деятельности. Основные элементы механизма управления инновациями на уровне промышленных предприятий - это экономические рычаги и экономические инструменты. Умелое использование экономических рычагов позволяет промышленным предприятиям умножать отдачу инвестиций в инновационной деятельности, а экономические инструменты концентрируют воздействие экономических рычагов в нужном направлении.
Инновационная разработка нефтяных месторождений Азербайджана, оказывается менее эффективной из-за их непродуктивности. Поэтому совершенствование организационно -экономического механизма инновационного развития в нефтедобывающей промышленности республики является приоритетной задачей.
Приоритетность инновационного развития нефтедобывающей промышленности Азербайджана обусловлена также следующими факторами:
• многие нефтяные месторождения республики, особенно действующие на суше, в основном работают на истощение и объем добычи нефти имеет тенденцию к снижению. Основной задачей нефтедобывающих предприятий республики в существующих условиях является стабилизация уровня добычи нефти, а это возможно путем инновационного воздействия на нефтеотдачу пластов;
• в республике накоплен достаточно мощный научно-технический потенциал, умелое использование которого может способствовать не только стабилизации уровня добычи нефти, но и ее увеличению;
• в республике пока что имеется необходимая производственная база, способная осуществлять инновационные процессы в нефтедобыче;
• в стране имеются достаточные возможности привлечения инвестиций для стимулирования инвестиционной деятельности в нефтедобыче;
• в Азербайджане пока что существует монополие государства над нефтегазодобывающей промышленностью и оно в основном держа в своей монополии и производство нефти и соответствующие научные структуры, может легко координировать их деятельность и тем самым регулировать инновационную деятельность в отрасли.
Исходя из вышеуказанного очевидна необходимость выработки соответствующей концепции развития экономического механизма инновационного развития, основанной на внедрении новой техники и технологии в нефтедобывающей промышленности Азербайджана, с учетом существующей специфики нефтяных месторождений республики. При этом необходимо иметь в виду, что экономический механизм инновационного процесса и производства должен быть единым. Поскольку результаты внедрения любого мероприятия инновационного характера отражаются в конечном счете на общих результатах производства, то гибкость применения этого механизма обеспечивается в приоритетном порядке.
Следует отметить, что инвестирование любого инновационного проекта в нефтедобывающей промышленности сопряжено с определенными рисками. Виды рисков, существующих в нефтегазодобывающей промышленности включают:
• геологический (неопределенность, связанная с недостаточной геологической изученностью объекта);
• инженерный (неопределенность, связанная с возможностью человеческой ошибки или отказа оборудования);
• временной (неопределенность в отношении времени возникновения событий) [1].
• Кроме них при инвестировании инновационного проекта могут возникнуть и следующие риски:
• риски ошибочного выбора инновационного проекта;
• риски не обеспечения инновационного проекта достаточным уровнем
• финансирования;
• маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;
• риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
• риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
• риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект;
• риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства, условий инвестирования и использования прибыли; внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на поставки, закрытие границ и тому подобное);
• неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии и др.
Поэтому, прежде чем инвестировать инновационный проект в нефтедобывающей промышленности необходимо оценить уровень риска и вероятность успеха.
Следует отметить, что избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск - две взаимосвязанных категории. Но, по нашему мнению, используя следующие методы можно снизить инновационный риск:
• диверсификация инновационной деятельности. Суть этого метода состоит в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Однако, на практике диверсификация может не только уменьшить, но и увеличить риск инновационной деятельности в случае, если нефтедобывающее предприятие вкладывает средства в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены;
• страхование. Страхование - система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванного неблагоприятными событиями (страховыми случаями) - путем выплаты страхового возмещения.
С помощью страхования нефтедобывающее предприятие может минимизировать практически все имущественные, а также кредитные и производственные риски. Вместе с тем страхованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностью партнеров. Данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений: высокий размер страхового взноса, устанавливаемый организацией при заключении договора страхования; некоторые риски не принимаются к страхованию (если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые организации либо не берутся страховать данный вид риска, либо вводят непомерно высокие платежи).
По нашему мнению, наиболее эффективной возможностью избежать негативных последствий или снизить уровень риска в инновационной деятельности нефтедобывающего предприятия являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Такие, как:
• анализ и оценка инновационного проекта;
• проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту;
• планирование и прогнозирование инновационной деятельности; подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности и т.д.
• Высокий уровень физического износа основных фондов ставит ряд задач перед нефтяной промышленностью республики, главным из которых является обновление их активной части с учетом специфики нефтяных месторождений [2, с.117-118]. Проведенные исследования показали, что неэффективность инвестиционной и инновационной политики привели:
- к увеличению доли старых фондов;
- неудовлетворительному использованию их активной части;
- увеличению затрат на все виды ремонтов.
Поэтому основная проблема управления технико - технолого - инновационного обновления состоит в том, что как за счет ежегодного ввода новых основных фондов и освоения новых технологий обеспечить качественные изменения в работе нефтедобывающих предприятий. По нашему мнению, для решения задач по технико-технологическому обновлению на нефтедобывающих предприятиях на основе инноваций, необходимо создавать соответствующие экономические условия, способствующие обновлению собственной технической базы.
Решение задач по технико-технологическому обновлению производства на основе инноваций, во многом зависит от финансового состояния нефтедобывающих предприятий. Кроме того, сама инновационная деятельность, требующая вложения инвестиций в немалом объеме, всегда нуждается в дополнительном стимулировании. Опыт развитых стран мира показывает, что дополнительное стимулирование инновационной деятельности в нефтяной промышленности обычно осуществляется государством посредством таких рычагов экономической политики, как кредитование, налоговые льготы, таможенное регулирование, применение ускоренной амортизации и др. Необходимость государственного стимулирования инновационной деятельности в условиях рыночных отношений обуславливается, в основном, следующими факторами:
• ростом затрат для осуществления инновационной деятельности в нефтедобыче;
• необходимостью уменьшения риска;
• необходимостью развития фундаментальных исследований, связанных с созданием принципиально новых технологий по повышению нефтеотдачи пластов;
• необходимостью прогнозирования результатов инновационной деятельности по улучшению технико-экономических показателей нефтедобывающих предприятий;
• повышением заинтересованности и координации деятельности различных субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательских институтов, университетов, государственных и частных фирм и др.).
Кроме этого, по нашему мнению, целесообразно:
• совершенствовать правовую базу инновационных процессов;
• разработать и осуществить специальную государственную программу инвестиционной поддержки нефтедобывающей промышленности;
• создать специальный фонд для финансовой поддержки инновационных проектов нефтедобывающих предприятий;
• координировать инновационную деятельность в нефтедобывающей промышленности;
• создать необходимые условия для свободной и здоровой конкуренции в сфере науки и техники, поддержать инновационную деятельность;
• формировать экономические условия для широкого использования достижений науки в нефтяной промышленности, содействовать распространению научно-технических нововведений;
• регулировать международные аспекты инновационных процессов.
Для совершенствования организационно-экономического механизма инновационного развития, на наш взгляд, целесообразно формировать инновационную стратегию нефтедобывающего предприятия. Инновационная стратегия нефтедобывающего предприятия должна строиться на основе следующих принципов:
- приоритетность новшеств - отдача предпочтения разработке таких
- стратегических, экономически целесообразных новшеств, без которых невозможно обойтись в достижении первоочередных целей развития нефтедобывающего предприятия;
- преемственность и согласование стратегических целей и задач развития инновации с ресурсами, средствами достижения целей и конечными результатами (прибыльностью нефтедобывающего предприятия); при этом распределение и перераспределение ресурсов должно быть целевым - исключительно на инновационную деятельность;
- эффективность нововведений -они должны не требовать больших капитальных затрат и обладать относительно быстрой окупаемостью этих затрат;
- ориентация инновационных стратегий исключительно на конечные результаты -внедрение, коммерциализацию новшеств и получение прибыли.
Формирование инновационной стратегии необходимо осуществить поэтапно.
На первом этапе формирования инновационной стратегии нефтедобывающего предприятия необходимо выявить приоритетные технологические проблемы в области нефтедобычи, на втором этапе -приоритетные для освоения видов запасов нефти.
В третьем этапе следует оценить экономическую эффективность применяемых нефтедобывающим предприятием и планируемых к применению технологий для освоения приоритетных видов запасов нефти.
В четвертом этапе целесообразно формирование предварительного инновационно -инвестиционного портфеля, представляющего собой совокупность различных инновационных проектов, которые ранжированы по критерию индекса доходности дисконтированных инвестиций.
В заключительном пятом этапе следует оценить потенциально возможный объем внедрения инноваций, с учетом которых для каждой технологии по ранжированному перечню определяются показатели объемов прироста добычи нефти и потребность в капитальных вложениях. В качестве основного критерия для формирования инвестиционного портфеля при этом предлагаем использовать достижение заданного уровня добычи, ограничением выступают объемы инвестиций. Таким образом, в инвестиционные планы включаются технологии, начиная с первой в ранжированном порядке, с учетом максимальных объемов их внедрения, до технологии, замыкающей перечень технологий, обеспечивающих в сумме достижение заданного уровня добычи нефти, или исчерпывающих объем выделяемых инвестиций.
Необходимо учитывать то, что разработанные инновационные проекты могут быть независимыми, взаимоисключающими, взаимно дополняющими и взаимовлияющими. Поэтому необходимо добиться того, чтобы задание при разработке инновационного проекта было установлено правильно.
Установление не обоснованного задания (слишком низкий уровень внедрения инноваций или, наоборот, чрезмерные объемы необходимой дополнительной добычи), может привести к снижению эффективности.
Таким образом, представляется, что все мероприятия инновационного характера, равно как и прочие мероприятия по повышению эффективности или наращиванию добычи, должны оцениваться по одинаковым критериям. В результате таких сравнений появляется возможность для выбора экономически обоснованного масштаба применения новых технологий. И лишь после этого должны ставиться задания техническим службам по разработке детальных планов по внедрению инноваций.
В последнее время в нефтедобыче Азербайджана наблюдается тенденция, связанная с тем, что сырьевой и производственной базой отечественных нефтедобывающих предприятий все больше становятся участки с трудно извлекаемыми запасами нефти, расположенными в сложных геологических условиях. Вовлечение таких участков в разработку требует активной инновационной деятельности, внедрение новых (часто дорогостоящих) технологий и оборудования. Это особенно важно для нефтедобычи на истощенных месторождениях, где инновации позволяют снизить рост затрат на эксплуатацию в условиях прогрессирующей обводненности .
Поэтому, важной задачей сегодняшнего дня является обеспечение переориентации нефтедобывающей промышленности Азербайджана на инновационный путь развития, который был бы приемлем и для нефтедобывающих предприятий и для государства. Речь должна идти о постоянной и целенаправленной работе по формированию взаимоприемлемых условий для реализации инновационных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев М.А., Гусейнова У.Я. Некоторые вопросы учета рисков в оценке экономической эффективности инвестиционных проектов.//Известия НАНА. Серия гуманитарных и общественных наук (Экономика), 2007 г., №1, с. 141-144.
2. Алиев Р. Социально-экономические проблемы развития предпринимательства в нефтегазодобывающей промышленности (на азербайджанском языке). Баку, «ЭЛМ» 2010, с. 229.