Научная статья на тему 'Совершенствование организации взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти в процессе лесовосстановления'

Совершенствование организации взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти в процессе лесовосстановления Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
232
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ / ЛЕСНОЙ ПИТОМНИК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ (ГОСЗАКАЗ) / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ (ГОСКОНТРАКТ) / REFORESTATION / FOREST TREE NURSERY / STATE ORDER / STATE CONTRACT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Цуканова Татьяна Георгиевна, Пономарева Екатерина Владимировна, Субботина Оксана Михайловна

В статье рассматривается опыт взаимодействия пенитенциарных учреждений с региональными органами власти в процессе лесовосстановления на территории Рязанской области: в частности при организации лесных питомников на базе исправительных учреждений и участии учреждений УИС в расчистке горельников. Реализация данных направлений позволит увеличить занятость осужденных на оплачиваемых работах, привлечь дополнительные финансовые ресурсы, повысить социальную значимость уголовно-исполнительной системы, а также будет способствовать улучшению экологической обстановки в Центральном федеральном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Цуканова Татьяна Георгиевна, Пономарева Екатерина Владимировна, Субботина Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of arrangement of interaction between penitentiary institutions and regional authorities in the process of reforestation

The article considers the experience of interaction between penitentiary institutions and regional authorities in the process of reforestation in the Ryazan region: particularly during arrangement of forest tree nurseries based on penitentiary institutions and their participation in the clearing of the burnt wood. Implementation of these activities will help to increase the employment of convicted persons on paid work, attract additional finance resources, raise social significance of the penal system and improve the environmental situation in the Central federal district.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти в процессе лесовосстановления»

06.03.00 Лесное хозяйство

УДК 502/504:630.23:343.83

Т.Г. ЦУКАНОВА, Е.В. ПОНОМАРЕВА, О.М. СУББОТИНА

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (ФСИН России), г. Рязань, Россия

совершенствование организации взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти в процессе лесовосстановления

В статье рассматривается опыт взаимодействия пенитенциарных учреждений срегиональнымиорганамивластивпроцесселесовосстановлениянатерриторииРязанской области: в частности при организации лесных питомников на базе исправительных учреждений и участии учреждений УИС в расчистке горельников. Реализация данных направлений позволит увеличить занятость осужденных на оплачиваемых работах, привлечь дополнительные финансовые ресурсы, повысить социальную значимость уголовно-исполнительной системы, а также будет способствовать улучшению экологической обстановки в Центральном федеральном округе.

Лесовосстановление, лесной питомник, государственный заказ (госзаказ), государственный контракт (госконтракт).

Введение. Значение и роль уголовно-исполнительной системы в общественном сознании имеют в значительной степени искаженное и упрощенное представление. В лучшем случае ей отводится роль карательного инструмента государственной власти. Такое представление имеет определенную объективную основу, которая многократно усилена в общественном сознании практикой организации уголовно-исполнительной системы в период административно-командного управления в СССР. Между тем уголовно-исполнительная система представляет собой один из важных механизмов обеспечения национальной безопасности и, в частности, ее экономической и социальной составляющих.

На первый взгляд, роль УИС в этом плане, сводится лишь к изоляции преступных элементов от общества и тем самым к созданию относительно благоприятных условий для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Не отрицая этот аспект, считаем, что главное назначение УИС состоит в социальной реабилитации граждан, преступивших закон и моральные ценности общества. В этом смысле

УИС можно считать социально-лечебным учреждением, призванным скорректировать духовно-моральные пороки, прививать общечеловеческие ценности, подготавливать людей к возвращению в гражданское общество, которое за время отбывания ими наказания довольно серьезно изменяется. Именно эти моменты выступают основной составляющей общественного блага, производимого УИС.

Материалы и методы. Сегодня, имея определенный трудовой потенциал, производственные подразделения учреждений УИС могут привлекаться в качестве полноправных участников социально-экономической системы региона, в том числе при решении его экологических проблем. Одной из таких проблем является проблема лесовосстановления, которая возникла в результате чрезмерных рубок в Карелии, Архангельской, Вологодской, Костромской, Кировской, Нижегородской, Свердловской и многих других областях в Европейско-У-ральской зоне, а также в ряде районов Сибири и Дальнего Востока. Последствия лесных пожаров соизмеримы с рубками леса, а в отдельные годы даже превосходят их.

В 2010 г. Россия впервые в новейшей истории подверглась крупнейшему по своим масштабам воздействию огненной стихии на лесные экосистемы, затронувшему большинство регионов страны. Всего на территории РФ было зарегистрировано 32,3 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 2,3 млн га (на долю Центрального федерального округа приходится 21% всех пожаров). Наиболее сильно в Центральном федеральном округе пострадали леса Ивановской, Рязанской и Владимирской областей (общая площадь горельников в Рязанской области составила более 90 тыс. га). Огнем также пройдены Воронежская, Ярославская, Калужская, Костромская, Смоленская и Тверская области.

Лесовосстановительные работы на месте вырубок и гари могут проводиться двумя разными способами: искусственным (т.е. созданием лесных культур - посадкой леса), и содействием естественному возобнов-ле-нию: создание условий, обеспечивающих быстрое заселение вырубленных площадей ценными древесными породами.

Что касается искусственного лесовос-становления в России, то в течение двух последних десятилетий оно проводится (если верить данным официальной статистики) на площади примерно в 40% от общей площади сплошных рубок. Большая часть искусственно восстанавливаемых лесов восстанавливается путем посадки 2...4-летних саженцев. В подавляющем большинстве случаев посадка саженцев происходит лишь условно: засаживаются лишь небольшие участки, непосредственно примыкающие к лесовозным дорогам (т.е. те участки, где факт наличия лесных культур легко проверить). Большая же часть вырубок (обычно 90.95%) не засаживается вовсе.

Следует отметить, что проведение искусственного лесовосстановления отнюдь не гарантирует появления в будущем нового леса из тех деревьев, которые были высажены. Результат искусственного лесовос-становления зависит от качества посадки, и еще в большей степени - от последующего ухода, при отсутствии которого в большинстве случаев саженцы просто погибают от затенения лиственными породами. Уход за искусственно восстановленными лесными культурами из-за нехватки кадров и общего хаоса в лесном хозяйстве в подавляющем случае или не проводится, или проводится с такой низкой интенсивностью, что оказывается неэффективным. Очевидно,

ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО

что существенные сдвиги в сторону организации устойчивого лесопользования в России требуют радикального улучшения ситуации с восстановлением и выращиванием ценных с хозяйственной точки зрения лесов.

Результаты и обсуждение. На наш взгляд, уголовно-исполнительная система располагает необходимым производственным и трудовым потенциалом для организации лесовосстановительных работ на территории ЦФО и других федеральных округов. Такие работы не требуют особой квалификации и могут выполняться любым трудоспособным человеком. Осужденных можно привлечь к расчистке горельников, выращиванию и посадке саженцев хвойных пород, а также к последующему уходу за ними. В лесовосстановительных работах может участвовать спецконтингент колоний-поселений. Создание исправительных центров позволит также реализовать возможность организации трудовой занятости осужденных с применением альтернативных лишению свободы форм наказаний: общественных и принудительных работ. Решение данных задач возможно при правильной организации взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти.

Организация лесовосстановительных работ на территории Центрального федерального округа может быть реализована на основе взаимодействия территориальных органов УИС с региональными министерствами лесного хозяйства с целью последующего заключения госконтракта на выполнение работ по подготовке лесного участка для лесовосстановления (расчистку горель-ника). Организация расчистки горельников в кратчайшие сроки необходима не только из соображения быстрой потери товарной ценности древесины, что немаловажно с экономической точки зрения, но и с точки зрения пагубных экологических последствий. Существует высокая вероятность повторного возгорания высохшей древесины, особенно в вывалах на торфянистой почве. Кроме того, с течением времени погибший лес гниет на корню, что в свою очередь создает угрозу заражения для здоровых деревьев и кустарников

После заключения госконтракта работы по расчистке горельника должны выполняться в соответствии с техническим заданием и информационной картой. Министерство лесного хозяйства соответствующего регио-

на обязано осуществлять контроль за расходованием финансовых средств по контракту, проводить приемку выполненных работ на определенных стадиях в натуральном и денежном выражении, а также оценивать и регулировать их качество. При получении госконтракта на расчистку горельника исправительными учреждениями осужденные могут быть задействованы на лесосечных, погрузочно-разгрузочных и сортировочных работах. При отсутствии соответствующей техники в учреждениях УИС можно привлечь спецтехнику подрядных организаций для транспортировки древесины. Следует отметить, что вывозимая после расчистки горельников древесина может быть использована для нужд уголовно-исполнительной системы по различным направлениям.

Эффективная организация лесовос-становительных работ на практике предполагает создание выездных лесовосстано-вительных бригад с ежедневной доставкой осужденных до места работы вахтовым автомобилем и организацией подвоза горячего питания. Целесообразность применения данной формы организации трудовой занятости осужденных объясняется удаленностью разрабатываемых участков от исправительных учреждений и рассредоточением их по всей территории региона. Необходимо также учитывать наличие дорожно-транспортной сети круглогодичного действия.

Отметим, что коммерческим учреждениям, обладающим свободными денежными средствами, достаются, как правило, участки, расположенные в непосредственной близости от асфальтовых дорог. В этой связи в регионах остаются большие площади невостребованных нерасчищенных горельников, на услуги по расчистке которых длительное время отсутствует спрос. Последнее обстоятельство позволяет считать такие участки потенциальным фронтом работ и занятости для осужденных.

В составе лесовосстановительных работ особое значение имеет питомническое хозяйство. Лесной питомник представляет собой самостоятельное производство, предназначенное для ежегодного выращивания лесного посадочного материала. Такие питомники можно закладывать на территории учреждений уголовно-исполнительной системы либо в непосредственной близости от них. Выращенные саженцы могут быть использованы учреждениями УИС при проведении лесовосстановительных работ или

реализованы арендаторам лесных угодий, что позволит получить дополнительные финансовые ресурсы.

Работы по созданию питомника необходимо начать с определения его оптимальной площади на основе сведений о количестве осужденных, которых можно задействовать на данных работах, учитывая потребность в посадочном материале со стороны региона. При выборе участка под лесной питомник следует принять во внимание общую расчетную площадь питомника; соответствие лесорастительных условий участка (почвенных, гидрологических, рельефа, экспозиции) биологии выращиваемой породы; наличие подъездных путей; источники водоснабжения или возможность создания искусственных источников орошения; соответствие конфигурации участка эффективному использованию техники; природоохранные и санитарно-гигиенические требования; наличие окружающей растительности; наличие вредителей и болезней деревьев и кустарников; возможность подключения питомника к инженерным коммуникациям.

При организации лесного питомника силами спецконтингента осуществляется достаточно большой объем трудоемких работ, к которым относятся подготовка почвы и семян к посеву, внесение удобрений, посадка и уход за посевами, рыхление почвы и уничтожение сорняков, полив и подкормка саженцев, оценка качества посадочного материала и его подготовка к реализации.

Принимая во внимание сезонный характер работ в питомнике, приходящихся на весенне-осенние месяцы, в остальные периоды года осужденных рекомендуется переводить на другие виды работ с сохранением установленного заработка, что будет способствовать более эффективному использованию трудовых ресурсов.

При начислении заработной платы осужденным, занятым на работах в питомнике, следует учитывать разряд осуществляемых работ, соответствующие тарифные ставки, минимальный размер оплаты труда на текущий момент и трудоемкость выполняемых операций.

Выводы

Участие пенитенциарных учреждений в лесовосстановительных работах позволит увеличить занятость осужденных на оплачиваемых работах, привлечь дополнительные финансовые ресурсы, повысить обще-

ПРИРОДООБУСТРОИСТВО

ственный имидж уголовно-исполнительной системы в связи с ускорением темпов восстановления лесных ресурсов и улучшить экологическую обстановку в Центральном федеральном округе.

Считаем, что государство должно уделять большее внимание вопросам функционирования объектов производственного сектора уголовно-исполнительной системы, обеспечивая участие учреждений в реализации государственных заказов и контрактов на лесовосстановительные работы.

Библиографический список

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

2. Лесной кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2013 год. - М.: ЭКСМО, 2013. - 58 с.

3. Лесоэксплуатация: Учебник для студ. высш. учеб. зав. / В.И. Патякин, Э.О. Сал-минен, Ю.А. Бит. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 317 с.

4. Технология и оборудование лесопромышленных производств: Справочные материалы: Учеб. пособие / Ю.Н. Чемоданов, Е.М. Царев. - 2-е изд. - Йошкар-Ола: Изд-во МарГТУ, 2002. - 252 с.

5. Типовые нормы выработки, нормы времени на работы, выполняемые в лесных питомниках. Федеральная служба лесного хозяйства России. - М, 1995. - 113 с.

6. Типовые нормы выработки и нормативы времени на ручные сельскохозяйственные работы (Утв. Минсельхозом РФ) // СПС «Консультант-Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения 18.05.2016 г.).

Материал поступил в редакцию 19.05.2016.

Сведения об авторах

Пономарева Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая теория, география и экология», Академия ФСИН России, 390000, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1; e-mail: scanderbeg@mail.ru.

Цуканова Татьяна Георгиевна, кандидат географических наук, доцент, начальник кафедры «Экономическая теория, география и экология», Академия ФСИН России, 390000, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1; e-mail: kaf-etge@yandex.ru.

Субботина Оксана Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Управление и организация деятельности УИС», Академия ФСИН России, 390000, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1; e-mail: kaf-etge@yandex.ru.

T.G. TSUKANOVA, E.V. PONOMAREVA, O.M. SUBBOTINA

Federal state-owned educational enterprise of higher education «Academy of law and management of the Federal service of penal execution» (FSIN of Russia), Ryazan

improvement of arrangement of interaction between penitentiary institutions and regional authorities in the process of reforestation

The article considers the experience of interaction between penitentiary institutions and regional authorities in the process of reforestation in the Ryazan region: particularly during arrangement of forest tree nurseries based on penitentiary institutions and their participation in the clearing of the burnt wood. Implementation of these activities will help to increase the employment of convicted persons on paid work, attract additional finance resources, raise social significance of the penal system and improve the environmental situation in the Central federal district.

Reforestation, forest tree nursery, state order, state contract.

Reference

1. Contseptsiya razvitiya ugolovno-ispolni-teljnoy sistemy Rossijskoj Federatsii do 2020 goda. Utverzhdena Rasporyazheniem Praviteljstva Rossijskoj Federatsii ot 14 oktyabrya 2010 goda № 1772-r.

2. Lesnoj codex Rossijskoj Federatsii: text s izm. I dop. Na 2013 god. - M.: EKSMO, 2013. -58 s.

3. Lesoexpluatatsiya: Uchebnik dlya stud. Vyssh. ucheb. zav. / V.I. Patyakin, E.O. Salminen, Yu.A. Bit. - М.: ITS «Acade-miya», 2006. - 317 s.

4. Technologiya I oborudovanie lesopromy-shlennyh proizvodstv: Spravochnye materialy: Ucheb. Posobie / Yu.N. Chemodanov, E.M. Tsa-rev. - 2-е izd. - Yoshkar-Ola: Izd-vo MarGTU, 2002. - 252 s.

5. Tipovye normy vyrabotki, normy vremeni na raboty, vypolnyaemye v lesnyh pitomnikah. Federaljnaya sluzhba lesnogo khozyajstva Rossii. - M, 1995. - 113 s.

6. Tipovye normy vyrabotki i normativy vremeni na ruchnye seljskohozyajstvennye raboty (Utv. Minseljhozom RF) // SPS «Consuljtant-Plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. - (Data obrashche-niya 18.05.2016 r.).

The material was received at the editorial office

19.05.2016.

Information about the authors Ponomareva Ekaterina Vladimirovna,

candidate of economic sciences, associate pro-

fessor, associate professor of the chair «Economic theory, geography and ecology», Academy FSIN of Russia, 390000, Ryazan, ul. Sennaya, d. 1; e-mail: scanderbeg@mail.ru.

Tsukanova Tatjana Georgievna, candidate of geographical sciences, associate professor, head of the chair «Economic theory, geography and ecology», Academy FSIN of Russia, 390000, Ryazan, ul. Sennaya, d. 1; e-mail: kaf-etge@yandex.ru.

Subbotina Oxana Mikhailovna, candidate of juridical sciences, associate professor of the chair «Management and organization of the activity of UIS», Academy FSIN, Russia, 390000, Ryazan, ul. Sennaya, d. 1; e-mail: kaf-etge@yandex.ru.

УДК 502/504:630.627

И.В. ШЕВЕЛИНА, Д.В. МЕТЕЛЕВ, З.Я. НАГИМОВ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург, Россия

ретроспективный анализ рекреационного потенциала насаждений лесопарков города екатеринбурга

Проанализировано изменение ландшафтно-эстетических показателей насаждений лесопарков г. Екатеринбурга (тип ландшафта, класс эстетической ценности, балл рекреационной оценки, класс устойчивости и стадия рекреационной дигрессии) за период с 1986по 2014гг. Установлено, что соотношение типов ландшафта в лесопарках в настоящее время не оптимально, наблюдается избыток закрытых пространств (76,0%), недостаток полуоткрытых (10,1%). Выявлено, что за исследуемый период ухудшились все анализируемые показатели. Декоративно-эстетические свойства характеризуются высокой долей ландшафтных участков 2 класса эстетической ценности (49,4%), значительным объемом 1 класса (39,5%). Прослеживается закономерное ухудшение среднего класса эстетической ценности (1986г. -1,42; в 2014 г. -1,72). Произошло заметное снижение рекреационных качеств насаждений лесопарков. Удельный вес насаждений с высокой рекреационной оценкой снизился с 59,3% до 18,3%, а средней и низкой оценок - увеличился соответственно с 38,4 до 67,1% и с 2,3 до 14,6%. Средний балл рекреационной оценки составил: 1986 г. - 1,43, 1996-1,63, 2014-1,96. Выявлено, что за весь анализируемый период преобладают насаждения первого класса устойчивости, однако их доля в площади сократилась с 80,0% до 54,4%. Удельный вес площади насаждений второго класса устойчивости увеличился с 19,0 до 41,6%. Наблюдается отрицательная динамика среднего класса устойчивости с 1,21 в 1986 г. до 1,50 в 2014 г. В начале анализируемого периода преобладали насаждения 1 стадии рекреационной дигрессии (80,3%), в 2014 г. их доля сократилась (49,8%). Удельный вес насаждений второй стадии дигрессии закономерно повышался (с 18,9 до 46,5%). Предложены рекомендации по повышению экологического и рекреационного потенциала лесопарков г. Екатеринбурга.

Лесопарки, ландшафтные показатели, динамика, рекреация, рекреационный

потенциал.

Введение. На современном этапе урбанизации общества значительно возрастает рекреационное пользование лесом — использование лесных насаждений для организации отдыха населения, восстановления

и улучшения здоровья людей. Большую роль в этом процессе играют лесопарки, входящие в ландшафтно-планировочную систему города и предназначенные в основном для кратковременного отдыха граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.