Научная статья на тему 'Совершенствование организации первой и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Северо-Западном федеральном округе за январь-июнь 2017 г'

Совершенствование организации первой и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Северо-Западном федеральном округе за январь-июнь 2017 г Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
164
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / СМЕРТНОСТЬ / ПОСТРАДАВШИЕ / ТРАВМОЦЕНТРЫ / ROAD ACCIDENTS / MORTALITY / VICTIMS / TRAUMA CENTERS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кирсанова А. А.

Проблема, заключающаяся в невозможности спасти многие жизни пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), остается актуальной и нерешенной до настоящего времени. На основании статистических данных о ДТП по Северо-Западному федеральному округу за период январь-июнь 2017 г. предложен ряд организационных мероприятий по своевременному оказанию первой и медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кирсанова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the organization of the first and medical care by the victim at the road accidents in the North-West Federal District (January-June, 2017)

The problem of impossibility to save many human lives as a result of road accidents remains relevant and unresolved at the present time. Based on the statistical data on road accidents in the North-West Federal District for January-June 2017, some organizational measures were proposed for the timely provision of first and medical assistance to victims in road accident.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации первой и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Северо-Западном федеральном округе за январь-июнь 2017 г»

PMJ 2017 No. 4

Public Health Organization

93

Medical University named after I.I. Mechnikov. 2014. Vol. 5, No. 2. P. 95-101.

2. Интерстициальные и орфанные заболевания легких / под ред. М.М. Ильковича. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 560 с. Interstitial and orphanic lung diseases / M.M. Ilkovich (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2016. 560 p.

3. Леншин А.В., Ильин А.В., Киняйкин М.Ф., Крайнов С.А. Альвеолярный легочный протеиноз // Бюллетень физиологии и патологии органов дыхания. 2015. Вып. 55. С. 118-131. Lenshin A.V., Ilyin A.V, Kinyaykin M.F., Krainov S.A. Alveolar pulmonary proteinosis (review of literature, clinical and radiological observations, assessment of the dynamics of the course of the process) // Bulletin of physiology and pathology of the respiratory system. 2015. Is. 55. P. 118-131.

4. Ловачева О.В., Шумская И.Ю., Евгущенко Г.В., Черемуш-кин С.В. Щадящий лечебный лаваж при альвеолярном про-теинозе // Эндоскопия. 2013. № 2. С. 7-10.

Lovacheva O.V., Shumskaya I.Yu., Evgutshenko G.V., Cher-emushkin S.V. Medical sparing in alveolar lavage proteinosis // Endoscopy. 2012. No. 2. P. 7-10.

5. Респираторная медицина: руководство в 3 т. / под ред. А.Г. Чучалина. М. : Литтерра, 2017. Т. 3. С. 89-94. Respiratory medicine: a guide in 3 t. / A.G. Chuchalin (ed.). Moscow: Litterra, 2017. T. 3. P. 89-94.

6. Сотникова А.Г., Аверьянов А.В., Турусина Т.А. [и др.]. Современные технологии диагностики и лечения пациента с альвеолярным протеинозом // Клиническая практика. 2012. № 2. С. 20-25.

Sotnikova A.G., Averyanov A.V., Turusina T.A. [et al.]. Modern technologies of diagnostics and treatment of a patient with alveolar proteinosis // Clinical practice. 2012. No. 2. P. 20-25.

7. Цветкова О.А., Коган Е.А., Абдуллаева Г.Б., Воронкова О.О. Случай идиопатического альвеолярного протеиноза. // РМЖ. 2008. № 17. С. 1147.

Tsvetkova O.A., Kogan E.A., Abdullaeva G.B., Voronkova O.O. The case of idiopathic alveolar proteinosis // RMJ. 2008. No. 17. P. 1147.

8. Baldi M.M., J. Nair, A. Athavale [et al.]. Serial lobar lung lavage in pulmonary alveolar proteinosis // J. Bronchol. Interv. Pulmonol. 2013.Vol. 20, No. 4. P. 333-337.

9. Berteloot L., R.A. Taam, S. Emond-Gonsart [et al.]. Primary pulmonary alveolar proteinosis: computed tomograpphy features and diagnosis // Pediatr. Radiol. 2014. Vol. 44, No. 7. P. 795-802.

10. Rosen S.H., Castleman B., Liebow A. Pulmonary alveolar proteinosis // N. Engl. J. Med. 1958. Vol. 258. P. 1123-1142.

Поступила в редакцию 15.11.2017.

ALVEOLAR PROTEINOSIS: DIAGNOSTICS, BRONCHIOLOALVEOLAR LAVAGE IN DISEASE THERAPY

I.V. Naumova, Т.А. Khairzamanova

Pacific State Medical University (2 Ostryakova Ave. Vladivostok 690002 Russian Federation), Primorye Regional Clinical Hospital No. 1 (57 Aleutskaya St. 690091 Vladivostok Russian Federation) Summary. Given the clinical survey of the alveolar proteinosis in a man of 36 years old. The complexity of X-ray and biopsy diagnosis of the disease is demonstrated. After the diagnosis was made correctly, bronchoalveolar lavage made it possible to improve the patient's condition in a short time. Keywords: alveolar proteinosis, epithelial lining fluid, high resolution computed tomography

Pacific Medical Journal, 2017, No. 4, p. 90-93.

УДК 614.812:616-083.98(470.2)

DOI: 10.17238/PmJ1609-1175.2017.4.93-94

Совершенствование организации первой и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Северо-Западном федеральном округе за январь-июнь 2017 г.

А.А. Кирсанова

Министерство здравоохранения Российской Федерации (127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер., 3)

Проблема, заключающаяся в невозможности спасти многие жизни пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), остается актуальной и нерешенной до настоящего времени. На основании статистических данных о ДТП по Северо-Западному федеральному округу за период январь-июнь 2017 г. предложен ряд организационных мероприятий по своевременному оказанию первой и медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, смертность, пострадавшие, травмоцентры

Проблема, заключающаяся в невозможности спасти многие жизни пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, остается актуальной и нерешенной до настоящего времени. На основании статистических данных о ДТП по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) за январь-июнь 2017 г. предложены некоторые организационные мероприятия по своевременному оказанию первой и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Кирсанова Анна Алексеевна - начальник отдела регионального развития здравоохранения Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России; e-mail: [email protected]

По оценке Росстата, численность населения СЗФО на 1 января 2017 г. составила 13 899 310 человек. По данным, представленным в геоинформационной системе Минздрава России, в округе располагаются 29519 населенных пунктов, медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях оказывается в 134 травмоцентрах (19 травмоцентрах 1-го уровня, 50 - 2-го уровня, 65 - 3-го уровня).

Демографическая ситуация в 2016 году в СЗФО сложилась следующим образом. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. отмечено снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 15,3 % и составило 10,5 на 100 тыс. населения (Российская Федерация - 10,8). Снижение отмечено в большинстве

94

Организация здравоохранения

ТМЖ, 2017, № 4

субъектов округа, за исключением Архангельской (рост на 9,5 %) и Мурманской (рост на 7,1%) областей, в Ненецком автономном округе этот показатель составил 6,0 (2015 г. - 0).

За январь-июнь 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 года в СЗФО отмечено снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 7,5 %, но при этом показатель смертности здесь остался одним из самых высоких среди всех федеральных округов России и составил 8,6 на 100 тыс. населения (Российская Федерация - 8,2). Снижение зарегистрировано в большинстве субъектов СЗФО, за исключением Вологодской области - рост смертности от дорожно-транспортных происшествий на 22,2% (до 7,7 на 100 тыс. населения - на 8 человек) и Ленинградской области - рост на 5,5% (до 17,2 на 100 тыс. населения - на 9 человек). В Ненецком автономном округе смертность от дорожно-транспортных происшествий не зафиксирована.

Отмечается высокая доля погибших на месте происшествия. Например, в Вологодской области она доходила до 84,9% (Российская Федерация - 71%), что может свидетельствовать о влиянии немедицинских факторов на рост смертности от дорожно-транспортных происшествий. О недостаточно организованной системе оказания скорой медицинской помощи свидетельствует низкий показатель доли выездов бригад СМП на места дорожно-транспортного происшествия со сроком доезда до 20 мин., который в Вологодской области составил 87,2% при рекомендованном значении не менее 95%. Показатель доезда выездных бригад СМП до места дорожно-транспортного происшествия менее чем за 20 мин. в целом по округу в 2015 г. равнялся 91,4%, в 2016 г. - 91,1% при рекомендованных значениях 92 и 94%, соответственно. Также отмечена низкая доля пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, госпитализированных в травмоцентры 1-го и 2-го уровня в Вологодской области, - 48,7% при рекомендованном значении не менее 82% (Российская Федерация - 79,4%).

Госпитальная летальность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в стационарах Ленинградской области составила 5,1 % (Российская Федерация - 3,8 %). При этом доля пострадавших, умерших в стационарах области в течение 24 часов доходила до 12,4%, (Российская Федерация - 11,1%), что может свидетельствовать о влиянии медицинских факторов на рост смертности от данных причин.

В целях снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий регионам, входящим в состав федерального округа, целесообразно рекомендовать усилить меры:

• по увеличению доли госпитализированных с соче-танными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, в травмоцентры 1-го и 2-го уровней;

• по сокращению времени доезда машин скорой медицинской помощи на место происшествия, а также

использованию в труднодоступных регионах санитарной авиации.

Следует отметить, что при сравнительно достаточном показателе доезда выездных бригад СМП до места дорожно-транспортного происшествия менее чем за 20 мин. в регионах, входящих в состав СЗФО, отмечается высокая доля погибших на месте происшествия, что может говорить о недостаточном оказании первой помощи пострадавшим.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1], первая помощь до приезда скорой медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. В соответствии с ч. 4 ст. 31 этого закона водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и/или навыков.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения регулярной подготовки по оказанию первой помощи указанных лиц. Дополнительно в перечисленных регионах СЗФО при оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях следует обратить внимание на медицинскую сортировку пострадавших в зависимости от степени тяжести травм, а также соблюдение клинических рекомендаций (протоколов лечения). Литература / References

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 16.11.2017).

On the basis of public health protection in the Russian Federation: Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (date of access: 16.11.2017).

Поступила в редакцию 30.10.2017.

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION OF THE FIRST AND MEDICAL CARE BY THE VICTIM AT THE ROAD ACCIDENTS IN THE NORTH-WEST FEDERAL DISTRICT (JANUARY-JUNE, 2017)

A.A. Kirsanova

Ministry of Health Care of Russian Federation (3 Rakhmanovsky Lane Moscow 127994 Russian Federation) Summary. The problem of impossibility to save many human lives as a result of road accidents remains relevant and unresolved at the present time. Based on the statistical data on road accidents in the North-West Federal District for January-June 2017, some organizational measures were proposed for the timely provision of first and medical assistance to victims in road accident. Keywords: road accidents, mortality, victims, trauma centers

Pacific Medical Journal, 2017, No. 4, p. 93-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.